Бюджетное планирование и прогнозирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 09:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотреть бюджетное планирование и прогнозирование.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: дать определение бюджетной системе и бюджетному управлению, определить информационную базу бюджетного менеджмента, сущность бюджетного планирования и прогнозирования, методы планирования и пронозирования, необходимость, этупы разработки и формирование перспективного финансового плана, а также полномочия субъектов РФ в этом процессе.

Содержание

Введение 3
Глава 1 5
1.1 Бюджетная система РФ 5
1.2 Сущность бюджетного управления, цели, задачи и функциональные элементы управления 5
1.3 Информационная база бюджетного менеджмента 8
Глава 2 13
2.1 Сущность, система, основные модели и элементы бюджетного планирования 13
2.2 Сущность, содержание и виды бюджетного прогнозирования 17
2.3 Методы прогнозирования и планирования 24
Глава 3 32
3.1 Необходимость перспективного финансового планирования 32
3.2 Этапы разработки перспективного финансового плана 34
3.3 Формирование среднесрочного финансового плана 39
3.4 Полномочия субъектов РФ (муниципальных образований) по регламентации процесса среднесрочного и годового финансового планирования 39
Заключение 43
Список использованной литературы: 45

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 120.69 Кб (Скачать)

     Исходной  базой для формирования перспективного финансового плана является бюджет на текущий год.

     Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного  среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, при этом плановый период сдвигается на один год вперед.

     Перспективный финансовый план составляется по укрупненным  показателям бюджетной классификации. При разработке перспективного финансового  плана не требуется точного указания отдельных статей доходов и расходов - достаточно использования более  расширенных, укрупненных показателей  бюджетной классификации.

     3.2 Этапы разработки  перспективного финансового  плана

     Ежегодный цикл бюджетного планирования начинается после утверждения законодательным (представительным) органом проекта  бюджета, но не позднее начала года, предшествующего прогнозируемому, и заканчивается после принятия указанным органом бюджета на очередной финансовый год.

     Перспективный финансовый план разрабатывается в  рамках цикла финансового планирования и осуществляется в три этапа.

     На  первом этапе разрабатываются и  утверждаются сценарные условия  и основные направления бюджетной, налоговой и долговой политики.

     Сценарные условия содержат прогнозируемые на плановый период значения основных макроэкономических показателей, к числу которых  рекомендуется отнести:

     1. Динамику валового регионального  продукта (для субъектов Федерации), объем промышленного производства, оборота оптовой и розничной  торговли (преимущественно для муниципальных  образований).

     2. Динамику темпов роста базовых  отраслей экономики с выделением  тех отраслей экономики (видов  деятельности), которые имеют наибольшее  социально-экономическое значение  для данной территории.

     3. Прогноз индекса розничных цен,  цен и тарифов на платные  услуги, цен и тарифов на товары  и услуги естественных монополий,  как федерального уровня (газ,  электроэнергия, железнодорожные перевозки,  теплоэнергия), так и местного  уровня (локальные монополии).

     4. Объемы производства продукции  (товаров, работ, услуг) по группам  подакцизных товаров и наиболее  значимым отраслям экономики,  в том числе с выделением  показателей по малому предпринимательству  и крупнейшим налогоплательщикам.

     5. Среднегодовую стоимость амортизируемого  имущества, остаточную стоимость  основных фондов, кадастровую стоимость  земли.

     6. Оборот розничной торговли, платные  услуги населению.

     7. Численность населения (в том  числе численность занятых в  экономике, по различным социально  значимым группам).

     8. Инвестиции в основной капитал  в разрезе всех источников  финансирования, в том числе за  счет средств регионального (местного) бюджета, включая межбюджетные  трансферты из бюджетов вышестоящих  уровней бюджетной системы, направляемые  на софинансирование капитальных  расходов.

     9. Фонд заработной платы.

     10. Величину прожиточного минимума  в расчете на душу населения  и по основным социально-демографическим  группам населения и иных наборов  товаров и услуг, применяемых  для определения объемов финансирования  отдельных расходных полномочий.

     11. Прибыль и убытки организаций.

     12. Стандарты оплаты населением  жилищно-коммунальных услуг.

     13. Уровень износа основных фондов  по отдельным отраслям экономики,  включая жилищно-коммунальное хозяйство,  пассажирский транспорт.

     14. Дополнительные показатели, отражающие  специфику региона (муниципалитета).

     Сценарные условия рекомендуется разрабатывать  как минимум в двух основных вариантах (основанных на разных вариантах социально-экономического развития).

     Сценарные условия разрабатываются органом  исполнительной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования), отвечающим за развитие экономики, и  утверждаются высшим исполнительным органом  субъекта Российской Федерации (муниципалитета).

     На  втором этапе разрабатываются и  утверждаются основные показатели перспективного финансового плана.

     Основные  показатели перспективного финансового  плана разрабатываются по специальной  форме, конкретный перечень показателей  и степень их детализации зависят  от приоритетов среднесрочного планирования территории.

     Основные  показатели перспективного финансового  плана рекомендуется разрабатывать  не менее чем в двух основных вариантах, основанных на разных вариантах прогнозов  социально-экономического развития.

     Варианты  могут быть основаны, в частности, на продолжении реализации прежних  приоритетов администрации, а также  на учете новых приоритетов, заложенных в программу действий администрации. Основным принципом бюджетного планирования должно стать обеспечение в среднесрочной  перспективе действующих и принимаемых  обязательств в соответствии с целями и ожидаемыми результатами государственной (муниципальной) политики.

     Объем бюджета действующих обязательств не может превышать планируемого объема доходов и сальдо источников покрытия дефицита бюджета при консервативном сценарии социально-экономического прогноза на соответствующий год, условия (внешние  параметры) формирования которого должны быть определены нормативными правовыми  актами высшего исполнительного  органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования). В случае невыполнения указанного условия (например, невозможности обеспечения обязательств при реализации наиболее неблагоприятного варианта прогноза социально-экономического развития) действующие обязательства  подлежат сокращению.

     Основные  показатели перспективного финансового  плана разрабатываются в условиях действующего законодательства, влияющего  на доходы бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

     По  решению Рабочей комиссии могут  разрабатываться дополнительные варианты основных показателей перспективного финансового плана, в частности, в соответствии с различными вариантами макроэкономических показателей.

     На  третьем этапе разрабатывается  проект перспективного финансового  плана.

     Проект  перспективного финансового плана  разрабатывается исходя из утвержденного  высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования) варианта основных показателей  перспективного финансового плана  с целью определения основных параметров (характеристик) бюджета  территории в плановом периоде. Вместе с тем по мере внедрения в практику бюджетного планирования расходов отдельных  элементов бюджетирования, ориентированного на результат, в рамках перспективного финансового плана необходимо дополнительно  установить предельные объемы бюджетов главных распорядителей бюджетных  средств.

     При разработке перспективного финансового  плана финансовый орган субъекта Российской Федерации (местного самоуправления) и орган, отвечающий за развитие экономики, могут вносить в Рабочую комиссию предложения по корректировке сценарных  условий и (или) основных показателей  перспективного финансового плана  в соответствии с прогнозом социально-экономического развития.

     Предельные  объемы бюджетов субъектов бюджетного планирования в плановом периоде  целесообразно определять раздельно  по бюджету действующих и бюджету  принимаемых обязательств.

     Сокращение  общего объема бюджета действующих  обязательств субъекта бюджетного планирования по сравнению с ранее утвержденным в составе перспективного финансового  плана объемом допускается только в случае изменения (снижения) индексов-дефляторов (коэффициентов), применяемых для  расчета ассигнований для исполнения действующих обязательств, и (или) в  соответствии с решениями высшего  исполнительного органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по сокращению (отмене, прекращению  действия) в плановом периоде конкретных видов действующих обязательств.

     Бюджет  принимаемых обязательств распределяется в соответствии с решениями высшего  исполнительного органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по результатам рассмотрения:

     • предложений финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по распределению бюджета  принимаемых обязательств между  субъектами бюджетного планирования в  связи с реализацией принятых или планируемых решений высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования), например, по повышению зарплаты, введению (повышению) стандартов услуг, реализации новых приоритетов и т.п.;

     • предложений субъектов бюджетного планирования, которые рекомендуется  рассматривать на основе сопоставления  результативности по заранее утвержденной процедуре и критериям.

     Проект  перспективного финансового плана  разрабатывается финансовым органом  субъекта Российской Федерации (муниципального образования), рассматривается Рабочей  комиссией и может быть утвержден  высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

     Перспективный финансовый план, утвержденный высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования) или прикладываемый к проекту  бюджета как информационный материал, направляется в порядке информации в законодательный (представительный) орган государственной власти Российской Федерации (муниципального образования), а также органам государственной  власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

     Уточненный  перспективный финансовый план направляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) одновременно с внесением  проекта регионального (местного) бюджета.

     В рамках перспективного финансового  плана осуществляется согласование всех инструментов экономической и  финансовой политики в среднесрочной  перспективе (см. рис. 3.1). 

     

     Рис. 3.1. Согласование инструментов экономической  и финансовой политики

     3.3 Формирование среднесрочного  финансового плана

     Среднесрочный (перспективный) финансовый план формируется, как правило, на основании среднесрочного экономического и финансового прогноза. Однако способы формирования среднесрочного финансового плана на основании такого прогноза отличаются друг от друга в разных странах.

     В Германии основные параметры среднесрочного финансового плана формируются  Советом по финансовому планированию, который обеспечивает согласованность  между бюджетами разных уровней. На заседаниях Совета в результате переговоров между представителями  всех трех уровней власти определяются параметры и совокупный объем  государственных расходов на среднесрочную  перспективу, а также распределение  бюджетных ресурсов между бюджетами  трех уровней. По достижении договоренности все уровни власти модифицируют свои бюджеты в соответствии с параметрами, определенными в среднесрочном  финансовом плане. В этом смысле многолетние  бюджетные показатели функционируют  в контексте финансового плана, благодаря чему обеспечивается согласованность  бюджетной политики и бюджетных  решений на всех уровнях власти с  целями общенациональной макроэкономической политики.

     В странах Британского Содружества  среднесрочный финансовый план разрабатывается  и уточняется либо Казначейством, либо Министерством финансов в соответствии с экономической программой правительства. В Канаде и Англии финансовая стратегия  правительства находит свое выражение  в лимитах расходов по министерствам  на многолетний период. В Новой  Зеландии Закон «О фискальной ответственности» требует, чтобы правительство представляло в парламент официальный доклад (положение) «О бюджетной политике»  еще до начала бюджетного процесса. В США экономическая и фискальная стратегия правительства излагается в ежегодном экономическом докладе  президента. Кроме того, многолетние  лимиты на размер бюджетного дефицита в США определяются в законодательном  порядке (Закон «Об обязательном исполнении бюджета»).

Информация о работе Бюджетное планирование и прогнозирование