Бюджетное планирование и прогнозирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 09:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотреть бюджетное планирование и прогнозирование.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: дать определение бюджетной системе и бюджетному управлению, определить информационную базу бюджетного менеджмента, сущность бюджетного планирования и прогнозирования, методы планирования и пронозирования, необходимость, этупы разработки и формирование перспективного финансового плана, а также полномочия субъектов РФ в этом процессе.

Содержание

Введение 3
Глава 1 5
1.1 Бюджетная система РФ 5
1.2 Сущность бюджетного управления, цели, задачи и функциональные элементы управления 5
1.3 Информационная база бюджетного менеджмента 8
Глава 2 13
2.1 Сущность, система, основные модели и элементы бюджетного планирования 13
2.2 Сущность, содержание и виды бюджетного прогнозирования 17
2.3 Методы прогнозирования и планирования 24
Глава 3 32
3.1 Необходимость перспективного финансового планирования 32
3.2 Этапы разработки перспективного финансового плана 34
3.3 Формирование среднесрочного финансового плана 39
3.4 Полномочия субъектов РФ (муниципальных образований) по регламентации процесса среднесрочного и годового финансового планирования 39
Заключение 43
Список использованной литературы: 45

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 120.69 Кб (Скачать)

     • стратегическое планирование,

     • планирование реализации стратегии,

     • организация выполнения разработанных  планов,

     • учет и контроль.

     Исходя  из этих функций и из структуры  бюджетного процесса как предмета бюджетного менеджмента, можно дать следующее  определение бюджетного менеджмента

     Бюджетный менеджмент – система, состоящая  из управляющей подсистемы и объекта  управления (бюджетные доходы, расходы  и государственный (муниципальный) долг), предназначенная для выполнения следующих функций:

     • организация управления бюджетными потоками соответствующей территории,

     • бюджетное планирование и прогнозирование,

     • бюджетное регулирование,

     • бюджетный учет,

     • бюджетный анализ,

     • бюджетный контроль с использованием форм и методов принятия эффективных  решений в области управления бюджетными рисками, активами и обязательствами.

     1.3 Информационная база бюджетного менеджмента

     Для эффективного управления бюджетами  и бюджетным процессом необходимо достаточно полное информационное обеспечение, так как при его отсутствии исключается принятие оптимальных  управленческих решений, особенно по действиям  в условиях бюджетного риска. Информационное обеспечение составляет многообразная информация — финансовая, экономическая, политическая, правовая, статистическая и др., при этом качество информации, ее достоверность имеют определяющее значение

     Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципальных  образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основе которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

     Реформирование  бюджетного процесса в 2004-2006 гг. сформировало новую модель организации бюджетного процесса, направленную на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы РФ.

     Ядром новой организации бюджетного процесса должна стать широко применяемая  в мире концепция «бюджетирования, ориентированного на результаты (БОР) в рамках среднесрочного финансового планирования».

     Ее  суть - распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных  средств и/или реализуемыми ими  бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставления услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической  политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов  бюджетных ресурсов.

     Новая модель управления результатами отличается от прежней следующими характеристиками:

     • Формирование многолетнего финансового  плана как основы бюджетных параметров на каждый финансовый год

     • Реализация принципа сравнения действующих  и принимаемых обязательств

     • В качестве целевого их использования  степенью результативности бюджетных  средств

     • Прогнозирование бюджетных параметров при условии расширения полномочий распорядителей бюджетных средств  параллельно с увеличение

     • Отчетностью о результатах использования  средств, лежащей в основе отчета об исполнении.

     Таким образом, основные элементы, методы и  приемы бюджетирования, ориентированного на результат, во многом заимствованы у частного сектора экономики, например, формирование целей и задач деятельности, оценка показателей социальной и  экономической эффективности, использование  метода учета по начислению и т.д.

     При новом способе бюджетирования определяются:

     • стратегические цели - ожидаемые социально-экономические результаты, которые должны быть достигнуты при реализации государственной политики;

     • тактические задачи - ожидаемые конечные результаты деятельности субъектов бюджетного процесса при решении конкретной проблемы, направленной на достижение стратегических целей;

     • финансовые ресурсы, необходимые для  достижения поставленных целей и  решения конкретных задач.

     Данная  модель предполагает программный подход к составлению бюджета. В программах излагаются:

     • стратегические цели,

     • тактические задачи,

     • необходимые финансовые ресурсы,

     • ожидаемые результаты

     • сроки их выполнения и т.д.

     При применении нового метода бюджетирования большую роль играет мониторинг и  оценка результатов деятельности участников бюджетного процесса.

     Иерархия  бюджетного процесса в РФ с 2007 года выглядит следующим образом (рис. 1.2)

     

     Рис. 1.2. Иерархия бюджетного процесса в  РФ с 2007 года

     В соответствии со ст. 172 Бюджетного кодекса  РФ основой для составления бюджета  служит следующую информационная база:

     • Бюджетное послание Президента РФ,

     • Прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год,

     • Основные направления бюджетной  и налоговой политики соответствующей  территории на очередной финансовый год,

     • Прогноз сводного финансового баланса  по соответствующей территории на очередной  финансовый год,

     • План развития государственного или  муниципального сектора экономики  соответствующей территории на очередной  финансовый год.

     Составление проектов бюджетов — прерогатива  Правительства Российской Федерации, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

     Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

     В целях своевременного и качественного  составления проектов бюджетов финансовые органы имеют право получать необходимые  сведения от финансовых органов другого  уровня бюджетной системы Российской Федерации, а также от иных государственных  органов, органов местного самоуправления и юридических лиц:

     • о действующем на момент начала разработки проекта бюджета налоговом законодательстве;

     • о нормативах отчислений от собственных  и регулирующих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы  Российской Федерации;

     • о предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы  Российской Федерации;

     • о видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной  системы Российской Федерации на другой;

     • о нормативах финансовых затрат на предоставление государственных или  муниципальных услуг;

     • о порядке выравнивания бюджетной  обеспеченности.

     Однако  большинство из вышеперечисленных  сведений в настоящий момент практически  полностью утратило актуальность. Так, по мере завершения налоговой реформы, а также учитывая ограниченные возможности  органов государственной власти субъектов Российской Федерации  по изменению налогового законодательства в части собственных налогов, сведения о действующем налоговом  законодательстве не могут рассматриваться  как критически значимые для бюджетного процесса, хотя сохраняют значения сроки введения в действие изменений  в налоговое законодательство. То же справедливо и в отношении  нормативов отчислений от налогов в  бюджеты других уровней бюджетной  системы. Налоговым кодексом Российской Федерации в новой редакции уточнен  перечень федеральных, региональных и  местных налогов и сборов, по которым  региональные и местные органы власти обладают полномочиями по изменению  существенных элементов налогов; указанные  налоги подлежат зачислению также в  соответствующие бюджеты. В свою очередь, Бюджетным кодексом Российской Федерации закреплены доли федеральных налоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, а также местные бюджеты муниципальных районов, поселений и городских округов.

     Основные  параметры системы бюджетов разные уровней и сводного бюджета страны, определяющих масштабы участия государства  и муниципальных образований  в перераспределении ВВП отражаются в бюджетной статистике.

     В международных стандартах по статистике общественных (государственных) финансов приняты следующие основные показатели бюджетной статистики:

     • доходы (без официальных трансфертов  полученных),

     • официальные трансферты полученные,

     • расходы (без расходов на кредитование),

     • кредитование за вычетом погашения (чистое кредитование),

     • разница между доходами и расходами (дефицит или профицит бюджета).

 

      Глава 2

     2.1 Сущность, система,  основные модели  и элементы бюджетного  планирования

     Планирование  бюджета представляет собой процесс  разработки общей структуры и  объемов доходов и расходов бюджета  на очередной финансовый год и  перспективу. Схема данного процесса установлена БК РФ, который регламентирует основы составления проектов бюджетов всех уровней.

     Согласно  БК РФ составление проектов бюджетов - прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления. Непосредственная работа по разработке бюджетного плана  проводится МФ РФ, комитетами финансов субъектов РФ, финансовыми отделами органов местного самоуправления, налоговыми и таможенными органами.

     Система бюджетного планирования — совокупность организации, методов и процедур формирования проекта бюджета.

     Субъекты  бюджетного планирования - федеральные  министерства, а также федеральные  службы и федеральные агентства (руководство деятельностью которых  осуществляет Президент РФ или Правительство  РФ), федеральные органы законодательной  и судебной власти, Центральная избирательная  комиссия РФ, Генеральная прокуратура  РФ и Счетная палата РФ.

     Возможны  три варианта бюджетного планирования:

     • годовое планирование;

     • годовое планирование и перспективное  финансовое планирование (два этапа  составления бюджета с едиными  агрегированными показателями для  очередного финансового года);

     • перспективное (многолетнее) планирование, в котором годовое планирование полностью интегрировано (один формат, единые процедуры).

     Бюджетное планирование можно разделить на два относительно самостоятельных  блока:

Информация о работе Бюджетное планирование и прогнозирование