Бюджетное планирование и прогнозирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 09:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотреть бюджетное планирование и прогнозирование.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: дать определение бюджетной системе и бюджетному управлению, определить информационную базу бюджетного менеджмента, сущность бюджетного планирования и прогнозирования, методы планирования и пронозирования, необходимость, этупы разработки и формирование перспективного финансового плана, а также полномочия субъектов РФ в этом процессе.

Содержание

Введение 3
Глава 1 5
1.1 Бюджетная система РФ 5
1.2 Сущность бюджетного управления, цели, задачи и функциональные элементы управления 5
1.3 Информационная база бюджетного менеджмента 8
Глава 2 13
2.1 Сущность, система, основные модели и элементы бюджетного планирования 13
2.2 Сущность, содержание и виды бюджетного прогнозирования 17
2.3 Методы прогнозирования и планирования 24
Глава 3 32
3.1 Необходимость перспективного финансового планирования 32
3.2 Этапы разработки перспективного финансового плана 34
3.3 Формирование среднесрочного финансового плана 39
3.4 Полномочия субъектов РФ (муниципальных образований) по регламентации процесса среднесрочного и годового финансового планирования 39
Заключение 43
Список использованной литературы: 45

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 120.69 Кб (Скачать)

     В экстраполяционных прогнозах предсказание конкретных значении изучаемого объекта  или параметра в какой-то определённый период времени не считается основным компонентом. Особо важным здесь  является своевременное фиксирование объективно процесса. Под тенденцией развития понимают некоторое его  направление, долговременную эволюцию. Обычно тенденцию стремятся представить  в виде более или менее гладкой  траектории.

     Для повышения точности экстраполяции  используются различные приёмы. Например, экстраполируемая часть общей кривой развития ( тренд ) корректируется с учётом реального опыта функционирования отрасли – аналога исследований или объекта, опережающих в своём развитии прогнозируемый объект.

     Тренд – это изменение, определяющее общее  направление развития, основную тенденцию  временных рядов. Под ним понимается характеристика основной закономерности движения во времени, в некоторой  мере свободной от случайных воздействий. Тренд – это длительная тенденция  изменения экономических показателей. При разработке моделей прогнозирования тренд оказывается основной составляющей прогнозируемого временного ряда, на которую уже накладываются другие составляющие. Результат при этом связывается исключительно с ходом времени. Предполагается, что через время можно выразить влияние всех основных факторов.

     Задача  прогноза состоит в определении  вида экстраполируемых функций на основе исходных эмпирических данных и параметров выбранной функции. Первым этапом является выбор оптимального вида функции, дающей наилучшее описание тренда. Следующим  этапом является расчёт параметров выбранной  экстраполяционной функции. При оценке параметров зависимостей наиболее распространёнными являются метод наименьших квадратов и его модификаций, метод экспоненциального сглаживания, метод скользящей средней и другие.

     Сущность  метода наименьших квадратов состоит  в отыскании параметров модели тренда, минимизирующих её отклонение от точек  исходного временного ряда, т. е. минимизации  суммы квадратических отклонений между  наблюдаемыми и расчётными величинами. Модель тренда может различаться  по виду. Её выбор в каждом конкретном случае осуществляется в соответствии с рядом статистических критериев. Наибольшее распространение в практических исследованиях получили следующие  функции: линейная, квадратичная, степенная, показательная, экспоненциальная, логическая. Особенно широко применяется линейная, или линеаризуемая, т.е. сводимая к  линейной форме, как наиболее и простая  в достаточной степени удовлетворяющая  исходными данными. Метод наименьших квадратов широко применяется в  прогнозировании в силу его простоты и том, что модель тренда жёстко фиксируется, а это делает возможным его  применение только при небольших  периодах упреждения, т.е. при краткосрочном  прогнозировании.

     Метод экспоненциального сглаживания  даёт возможность получить оценки параметров тренда, характеризующих не средний  уровень процесса, а тенденцию, сложившуюся  к моменту последнего наблюдения. Этот метод позволяет оценить  параметры модели, описывающей тенденцию, которая сформировалась в конце  базисного периода. Он не просто экстраполирует действующие зависимости в будущее, а приспосабливается, адаптируется к изменяющимся во времени условиям.

     Метод экспоненциального сглаживания  применяется при кратко- и среднесрочном  прогнозировании. Его преимущества состоят в том, что он не требует  обширной информационной базы и предполагает её интенсивный анализ с точки  зрения информационной ценности различных  членов временной последовательности. Модели, описывающие динамику показателя, имеют простую метематическую формулировку, а адаптивная эволюция параметров позволяет отразить неоднородность и текучесть свойств временного ряда.

     Метод скользящей средней дает возможность  выравнивать динамический ряд путем  его расчленения на равные части  с обязательным совпадением в каждой из них сумм модельных и эмпирических значений.

     В целом методы экстраполяции, основанные на продлении тенденций прошлого и настоящего на будущий период, могут использоваться в прогнозировании  лишь при периоде упреждения до пяти или семи лет. Важнейшим условием является наличие устойчиво выраженных тенденций развития какого-либо явления или процесса социально- экономической действительности. При более длительных сроках прогноза эти методы не дают точных результатов.

     Распространение методикой описания тех или иных процессов и явлений служит моделирование, которое следует понимать как исследование объектов познания на их моделях. Она предполагает построение моделей реально существующих предметов и явлений: живых организмов, инженерных инструкций, общественных систем, различных процессов, в том числе и социально-экономических. Моделирование считается достаточно эффективным средством прогнозирования.

     В научной литературе термин «модель» означает какой-либо условный образ  объекта исследования. Модель –  это схема, изображение или описание какого-либо явления или процесса в природе и обществе. Модель конструируется субъектом исследования так, чтобы  операции отображали характеристики объекта, существенные для цели исследования (взаимосвязи, структурные и функциональные параметры и т.п.) Модель – один из важнейших инструментов бюджетного прогнозирования, научного познания исследуемого процесса. Поэтому вопрос об адекватности модели объекту (т.е. о качестве отображения) правомерно решать лишь относительно определённые цели.

     Содержанием процесса моделирования являются: конструирование  модели на основе предварительного изучения объекта или процесса, выделение  его существенных характеристик  или признаков; теоретический и  экспериментальный анализ модели; сопоставление  результатов моделирования с  фактическими данными об объекте  или процессе; корректировка и  уточнение модели.

     Для описания моделей (включая алгоритмы  и их действия) используется математический аппарат. Это связано с преимуществами математического подхода к много  стадийным процессам обработки  информации, использованием идентичных средств формирования задач, поиска методов их решения, фиксации этих методов  и их преобразования в программы, рассчитанные на применение средств  вычислительной техники.

     Эта модель показывает зависимость потребности  в финансировании от двух факторов; количества потребителей бюджетных  услуг и норм расходов и называется дескриптивной (описательной).

     Применение  математических методов является необходимым  условием для разработки и использования  методов моделирования в прогнозировании  бюджетов всех уровней, что обеспечивает высокую степень обоснованности, действенности и своевременности прогнозов развития системы государственных финансов. При этом используют систему моделей прогнозирования бюджетов, под которой следует понимать совокупность методик и моделей, позволяющую дать согласованный и непротиворечивый прогноз налоговой базы, контингентов потребителей бюджетных услуг, основывающийся на изучении складывающихся в текущем и будущем периодах тенденций и закономерностей, на заданных целевых установках, на имеющихся источниках финансирования, выявленных потребностях бюджета и их динамике.

     В прогностике выделяют различные  виды моделей: оптимизационная, статистические (с учетом фактора времени) и динамические, факторные, структурные, комбинированные  и др. В зависимости от уровня агрегирования один и тот же тип  моделей может быть применен к  различным экономическим объектам. Отсюда выделяют модели макроэкономические, межотраслевые, межрегиональные, отраслевые, региональные. Моделирование применяется не только в прогнозировании бюджетов, но и в планировании.

     Глава 3

     3.1 Необходимость перспективного  финансового планирования

     Международный опыт свидетельствует о том, что  практика составления годового бюджета  стала дополняться планированием  бюджета на многолетнюю перспективу. Потребность в многолетнем бюджетном планировании связана, в частности, с необходимостью учета в финансовом планировании долгосрочных эффектов от принимаемых сегодня решений в области налогообложения и расходных обязательств, учета влияния на потребности в государственном финансировании долгосрочных внешних факторов (социальных, демографических, экономических), а также возможности осуществлять целенаправленную политику, что может быть особенно важным при решении приоритетных государственных задач.

     В настоящее время все страны Европейского Союза разрабатывают среднесрочные  бюджетные программы. Общим требованием  Европейской комиссии является представление  ими ежегодно трехлетней программы  стабильности и роста. Международный  опыт показал, что наиболее приемлемой и разумной является разработка трехлетних бюджетных планов, в которых первый год является очередным бюджетным  годом, на который составляется годовой  бюджет, а два других — годы, следующие  за очередным годом. Бюджетные планы  с большим горизонтом планирования подвержены риску значительных ошибок в прогнозах бюджетных доходов и колебании экономической конъюнктуры.

     Одной из задач бюджетной реформы РФ в настоящее время является переход к среднесрочному (на несколько лет) бюджетному планированию, в рамках которого бюджетный цикл начинается с рассмотрения ранее одобренных в бюджетном цикле основных параметров среднесрочного финансового плана на соответствующий год, анализа изменений внешних факторов и условий, обоснование изменений, вносимых на основные бюджетные показатели планируемого года, а также корректировка или разработка бюджетных корректировок на последующие годы прогнозного периода.

     Перспективный финансовый план разрабатывается в  целях:

     • информирования законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных  тенденциях развития экономики и  социальной сферы;

     • комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, финансовой политики;

     • отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.

     Перспективное бюджетное планирование позволяет  решать следующие задачи:

     • обеспечение среднесрочной сбалансированности доходов и расходов;

     • определение приоритетов развития территории и их отражение в перспективном  финансовом плане, а через него в  бюджетах, с учетом ограничений по доходам;

     • формирование обоснованных и реалистичных программ по реализации приоритетов  развития территории;

     • осуществление мониторинга и  анализа степени достижения поставленных целей и качества прогнозов;

     • повышение обоснованности стратегических решений;

     • повышение эффективности использования  бюджетных ресурсов.

     В соответствии со ст. 174 Бюджетного кодекса  перспективный финансовый план –  документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной  финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета  по мобилизации доходов, привлечению  государственных или муниципальных  заимствований и финансированию основных расходов бюджета.

     Перспективный бюджетный план можно сравнить со своего рода бизнес-планом территории, из которого видны, например, источники  погашения по внешним и внутренним обязательствам.

     Перспективный финансовый план законодательно не утверждается.

     Перспективный финансовый план разрабатывается на три года, из которых:

     первый  год-это год, на который составляется бюджет;

     следующие два года - плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

     Таким образом, бюджет на очередной финансовый год является составной частью ежегодно обновляемого и смещаемого на один год вперед многолетнего (как правило, трехлетнего) финансового документа. Такой порядок обеспечивает преемственность  государственной политики и предсказуемость  распределения бюджетных ассигнований и, с другой стороны, позволяет вносить  в них по четкой и прозрачной процедуре  ежегодные корректировки в соответствии с целями социально-экономической  политики и условиями их достижения

Информация о работе Бюджетное планирование и прогнозирование