Бюджетное финансирование ЖКХ в условиях его реформирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение вопросов бюджетного финансирования ЖКХ в условиях его реформирования.

В рамках указанной цели в работе поставлены следующие основные задачи исследования:

- рассмотреть особенности функционирования жилищно-коммунального хозяйства как объекта финансовых отношений в условиях реформирования ЖКХ;

- изучить организацию планирования и финансирования расходов бюджета на ЖКХ;

- определить основные принципы и направления реформирования ЖКХ.

Содержание

Введение 3

1. Особенности функционирования ЖКХ 5
2. Организация планирования и финансирования расходов
бюджета на ЖКХ 13
3. Основные направления реформирования

жилищно-коммунального хозяйства 21

Заключение 27

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Бюджетное финансирование ЖКХ.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

    Эксперимент по выплате субсидий на оплату жилья  и коммунальных услуг на персонифицированные  социальные счета граждан прошел в 19 субъектах РФ.

    Полномочия  по предоставлению субсидий были переданы от предприятий ЖКХ органам социальной защиты населения.

    Среди задач, которые необходимо будет  решить в прогнозируемый период, - задача привлечения в сферу ЖКХ инвестиций частного бизнеса, нового менеджмента  и бизнес-технологий. Параллельно  будет осуществляться отказ от механизма дотаций предприятиям ЖКХ.

    Дотации, как уже отмечалось, будут переведены в плоскость адресных персонифицированных  субсидий гражданам.

    В настоящее время создаются частные  управляющие компании, расширяется  практика конкурсных отборов подрядных организаций для обслуживания жилищного фонда. Однако до сих пор реальной рыночной среды в сфере управления жильем сформировать так и не удалось.

    Договорные  отношения в области управления жилым фондом практически отсутствуют. Конкурсы по отбору управляющих организаций в жилищной сфере не проводятся.

    Необходимо  дальнейшее совершенствование работы по привлечению населения к управлению жильем. Это возможно путем создания условий для эффективной деятельности товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов, органов территориального общественного самоуправления.

    Немаловажным  остается и развитие конкуренции  в сфере обслуживания жилищного  фонда: отбор предприятий должен осуществляться преимущественно на конкурсной основе, где основным критерием должно стать снижение стоимости предоставляемых работ при соответствии качества работ стандартам качества содержания и ремонта жилья.

    Проведение  преобразований в жилищной сфере  должно привести к развитию конкуренции  в двух направлениях: в сфере управления недвижимостью за получение заказа от собственника на управление жилищным фондом и среди подрядных организаций на получение заказа от управляющей организации на обслуживание и ремонт жилищного фонда.

    Следующим направлением проведения преобразований в ЖКХ является повышение эффективности работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства, качественное улучшение деятельности по управлению объектами коммунальной инфраструктуры, привлечение капиталовложений в объемах, существенно превосходящих возможности бюджета. Эффективным механизмом решения этой проблемы является заключение инвестиционного соглашения, внедрение концессионных схем управления объектами коммунальной инфраструктуры.

    Важнейшей частью жилищной политики является обеспечение  сохранности и обновления существующего жилищного фонда за счет капитального ремонта, реконструкции и модернизации жилых домов. Это позволяет не только поддержать жилищный фонд в удовлетворительном техническом состоянии, улучшить условия проживания граждан, но и значительно улучшить архитектурный и градостроительный облик городов и населенных пунктов, получить дополнительную жилую площадь на существующих территориях4.

    Также должен быть осуществлен комплекс мер по повышению надежности инженерных коммуникаций.

    Для этого необходимо провести техническую инвентаризацию основных фондов с учетом их физического износа, разработать и поэтапно реализовать территориальные планы восстановления и капитального ремонта объектов коммунального назначения, исходя из фактического уровня износа. При этом необходимо создать условия, благоприятные для привлечения средств инвесторов на восстановление сооружений и сетей, имеющих высокий физический износ, в том числе частного бизнеса.

    Приоритетными направлениями реформирования отрасли  являются также проведение адекватной тарифной политики на местах и совершенствование нормативно-законодательной базы ценообразования в части услуг, цены на которые регулируются субъектами Российской Федерации, и прочими услугами, ставки и тарифы на которые устанавливаются органами местного самоуправления.

    Естественно, встает вопрос оценки эффективности  преобразований в ЖКХ. Одним из важнейших  критериев оценки результатов, достигнутых  в жилищно-коммунальной сфере, а  также улучшения состояния жилищно-коммунального  хозяйства городов, населенных пунктов и предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, является соблюдение в регионе федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг. Эти стандарты ежегодно устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 

Заключение 

    Российское  жилищно-коммунальное хозяйство столкнулось с множеством сложных проблем. Ключевой проблемой отрасли была и остается низкая экономическая эффективность, за которой стоит низкая производительность труда, сверхвысокое энерго- и ресурсопотребление, слабый менеджмент. Это напрямую сказывается на качестве и стоимости услуг. Следовательно, суть реформы ЖКХ сводится к переводу отрасли на рыночные условия хозяйствования.

    В ходе реализации реформы ЖКХ достигнуты значительные положительные результаты в вопросах законодательного обеспечения реформы, совершенствования механизма финансирования из бюджетов разных уровней, развитие системы социальной защиты малообеспеченных слоев населения, внедрение рыночных элементов в хозяйственных отношениях в жилищной и коммунальной сферах. Вместе с тем реформа продолжается, и основные направления ее развития будут следующими: повышение рентабельности предприятий, снижение инвестиционных рисков, разработка механизмов гарантий на вложенные средства, устранение пробелов в законодательстве.

    Реформирование  ЖКХ позволит оптимизировать состояние  данной отрасли, что благоприятно скажется на оживлении общей экономической  конъюнктуры России. В значительной мере может возрасти спрос на промышленную продукцию смежных отраслей экономики — машиностроения, приборостроения, производства строительных материалов и других.

    Реформа ЖКХ не может быть основана только на отраслевом подходе, она должна рассматриваться  и с макроэкономической точки  зрения. Реформа ЖКХ должна быть согласована с реформой доходов населения, реформой межбюджетных отношений, реформой местного самоуправления, налоговой реформой, реализацией программ борьбы с бедностью, программ создания рабочих мест, вопросами повышения доходов работников бюджетной сферы.

    Успех реформирования во многом зависит от того, насколько полноценно будут  финансово обеспечены расходные  обязательства по поддержке ЖКХ, которые перенесены на муниципальный  уровень. Средств часто бывает недостаточно для возмещения затрат предприятий ЖКХ. Поэтому решение задач реформы ЖКХ во многом зависит от того, насколько эффективно будет выстроена «бюджетная вертикаль», обеспечивающая сбалансированность расходных полномочий, закрепленных за каждым уровнем бюджетной системы, с доходными источниками.

    Согласно  Долгосрочной бюджетной стратегии  Российской Федерации на период до 2023 г. развитие сектора жилищно-коммунального  хозяйства предполагает сокращение субсидий населению и увеличение доли рыночных отношений в данном секторе, поэтому расходы бюджетной системы будут постепенно сокращаться. Кроме того, реформирование сектора частично будет финансироваться из созданного Фонда содействия реформе ЖКХ, что также снижает непосредственное бремя бюджетной системы.

    Основными направлениями по повышению эффективности государственной бюджетной политики в области жилищно-коммунального хозяйства могут быть:

    1) финансирование системы государственной  поддержки инвестиционных проектов  в жилищно-коммунальной сфере; 

    2) финансирование за счет бюджетных  средств инвестиционной деятельности, связанной с развитием (модернизацией) систем коммунальной инфраструктуры;

    3) привлечение средств Инвестиционного  фонда Российской Федерации для  финансирования проектов по модернизации  коммунальной инфраструктуры;

    4) развитие механизмов бюджетного софинансирования частных инвестиций, направляемых в проекты по модернизации коммунальной инфраструктуры;

    5) повышение адресности предоставления  льгот по оплате жилищного  помещения и коммунальных услуг. 

 

Список  использованной литературы

 
  1. Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС «Консультант  - плюс».
  2. Федеральный закон от 24 декабря 2004 г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
  3. Жилищный кодекс РФ от 1 марта 2005 г.
  4. Федеральная целевая программа «Жилище» 2002–2010 гг.
  5. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. №307.
  6. Арцыбашев В.М., Симионова Н.Е.: Совершенствование рыночного механизма функционирования жилищно-коммунального комплекса. Экономика строительства. – М.: 2004 г.
  7. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2005.
  8. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004.
  9. Дмитриев Ю.А.: Учебник для высших учебных заведений. – 3-е изд., Муниципальное право – М.: Эксмо, 2005 г.
  10. Кострова Е.М., Теплова И.А.: Моя квартира в нашем доме. Доступно о реформе ЖКХ – М.: Московские учебники, 2007 г.
  11. Лапшев П.И., Бутусов А.Х. Управление городской недвижимостью. – М.: Империал менеджмент сервис, 2003.
  12. Райзберг Б.А., Лобко А.Г. Программно-целевое планирование и управление: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2007. – 428 с.
  13. Региональная экономика. Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003.
  14. Сапрыкин П.В.: Учебное пособие: М: Управление многоквартирными домами. 2006 г.
  15. Сидельникова Е.Н. Основные направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства // ЖКХ и строительство 1/2007
  16. Симионов Ю.Ф. Экономика жилищно-коммунального хозяйства. – 2-е изд. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2008.
  17. Симионов Ю.Ф, Ткачева Н.А., Яковлев В.А.: Практическое Пособие.: М; Ростов-на-Дону: ЖКХ справочник для работников муниципальных образований. 2007 г.
  18. Чанов С.Е. Муниципальное право. – М.: Юрайт, 2007 г.

Информация о работе Бюджетное финансирование ЖКХ в условиях его реформирования