Бюджетное финансирование ЖКХ в условиях его реформирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение вопросов бюджетного финансирования ЖКХ в условиях его реформирования.

В рамках указанной цели в работе поставлены следующие основные задачи исследования:

- рассмотреть особенности функционирования жилищно-коммунального хозяйства как объекта финансовых отношений в условиях реформирования ЖКХ;

- изучить организацию планирования и финансирования расходов бюджета на ЖКХ;

- определить основные принципы и направления реформирования ЖКХ.

Содержание

Введение 3

1. Особенности функционирования ЖКХ 5
2. Организация планирования и финансирования расходов
бюджета на ЖКХ 13
3. Основные направления реформирования

жилищно-коммунального хозяйства 21

Заключение 27

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Бюджетное финансирование ЖКХ.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

     Централизованную  канализацию в области имеют 23 города (100 %), 13 поселков городского типа (52 %) и  32 сельских населенных пункта (1,4 %). Предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства эксплуатируется 2257,5 км канализационных сетей, из них 789,0 км нуждаются в замене (35 %).

     Очистку проходит 240,5 куб.м сточных вод (86 % от общего объема сточных вод). До категории нормативно-очищенных доводится 44 % объема сточных вод, пропущенных через очистные сооружения.

     Первоочередной  задачей является консолидация всех возможных финансовых средств для  осуществления мероприятий по ремонту и реконструкции систем подачи и распределения воды в населенных пунктах области.   

     За  счет средств займа МБРР в 2001 году было приобретено оборудование для  санации трубопроводов. В 2002 году началась использование новой технологии на объектах ВКХ области. Ведутся работы по бестраншейному ремонту трубопроводов (санация).

     Устанавливаются частотно-регулируемые приводы (ЧРП) на объектах ВКХ области. Опыт их эксплуатации показал, что экономия электроэнергии достигает 30%. 

     Администрацией области проводится последовательная политика внедрения механизмов привлечения кредитных средств для развития и модернизации объектов ВКХ.

     31 декабря 2003 года заключены соглашения  по реализации проекта «Городское  водоснабжение и канализация»  в городах Ростов-на-Дону, Новочеркасск и Таганрог по модернизации и реконструкции очистных сооружений водопровода и канализации за счет средств займа Международного банка реконструкции и развития (МБРР). На реализацию проектов будут направлены средства  МБРР в сумме 18 млн.долл.США, софинансирование предприятиями проектов составит 7,0 млн.долл.США. 

     Администрация области, являясь стороной соглашений, выступает поручителем перед  Минфином РФ и, в случае неисполнения финансовых обязательств водоканалов  по софинансированию проекта, выплаты суммы субзайма и процентов по нему, берет на себя обязательства по погашению задолженности за счет собственных бюджетных средств. Для чего ежегодно в областном бюджете предусматриваются расходы областного бюджета по поручительствам администрации Ростовской области. Суммы гарантийных обязательств администрации области в 2006 году составили 167 млн. руб.

     Мероприятия по проектам запланированы были на 2004-2007 гг., погашение субзайма водоканалами предусмотрено в течение 10 лет начиная с 2009 года.

     Данные  проекты позволят реализовать природоохранные  мероприятия, сократить налоговые  платежи за загрязнение окружающей среды, увеличить КПД ВНС, сократить  расход электроэнергии и обеспечить бесперебойную подачу речной воды на очистные сооружения водопровода, обеспечить постоянный контроль процесса очистки воды, прекратить аварийные сбросы неочищенных сточных вод в пойму р. Тузлов, увеличить срок службы трубопроводов и перейти на использование пластиковых труб.

     Состояние жилищного фонда. Общая площадь жилищного фонда всех форм собственности области составляет 83422,3 тыс.кв.м, в том числе муниципального жилья (с учетом приватизированных квартир 31283,5 тыс.кв.м.). Состояние жилищного фонда характеризуется значительным износом (61,8% общей площади жилищного фонда имеет износ более 40%) и наличием ветхого и аварийного жилья (1895,3 тыс.кв.м.). В аварийных зданиях проживают свыше 70 тыс. человек, отселению подлежат более 27 тыс.семей.

     В областном бюджете ежегодно выделяются ассигнования на выполнение первоочередных мероприятий по отселению граждан из аварийного жилищного фонда, грозящего обвалом.   

     2001 год – 39,0 млн.руб.,

     2002 год – 40,6 млн.руб.,

     2003 год – 53,4 млн.руб.,

     2004 год – 20 млн.руб. 

        В Ростовской области ежегодно увеличиваются ассигнования, выделяемые на капитальный ремонт жилищного фонда, в том числе с целью создания ТСЖ.

     2000 год – 95,5 млн.руб.,

     2001 год – 142,87 млн.руб.,

     2002 год – 376,7 млн.руб.,

     2003 год – 434 млн.руб.,

     2004 год – 221,5 млн.руб.

     Энергоресурсосбережение. В 2004 министерством строительства, архитектуры и ЖКХ области разработана «Концепция программы учета, экономии и рационального использования энергоресурсов в муниципальных образованиях области".

     В соответствии с этой Концепцией в 2004 году за счет средств областного бюджета реализовались мероприятия по:

     - созданию зон повышенной энергоэффективности (оснащению объектов муниципального жилищного фонда приборами учета ТЭР и воды, внедрению диспетчерской системы управления приборными комплексами);

     - созданию энергосервисной компании (оформлен договор на приобретение проливной установки для метрологической поверки средств измерений, оплачен аванс в размере 3434,9 тыс.руб. Срок сдачи в эксплуатацию установки – 1 кв. 2005 г.);

     - монтажу, техническому обслуживанию и метрологической поверке узлов учета ТЭР в учреждениях социальной сферы.

     - модернизации и реконструкции объектов коммунальной теплоэнергетики;

     В 2005 году:

     - завершено создание энергосервисной компании;

     - установлены приборы учёта теплоэнергетических ресурсов и воды в учреждениях социальной сферы областной и муниципальной собственности;

     - модернизировано лифтовое хозяйство в муниципальном жилищном фонде;

     - реконструированы и модернизированы объекты коммунальной теплоэнергетики;

     - реализованы первоочередные мероприятия по выносу встроенных котельных.

     Теплоэнергетическое хозяйство. В Ростовской области насчитывается 3201 котельная, отпускающая тепловую энергию на коммунально-бытовые нужды.

     В общем числе отопительных котельных  преобладают мелкие, мощностью до 3,0 Гкал/час. 

     В Ростовской области насчитывается 3201 котельная, отпускающая тепловую энергию на коммунально-бытовые нужды.

     В общем числе отопительных котельных  преобладают мелкие, мощностью до 3,0 Гкал/час.

     Протяженность тепловых сетей для подачи тепла  и горячей воды составляет 2,3 тыс.км в двухтрубном исчислении.

     Потери  при транспортировке тепловой энергии  составляют 15-20%.

     Средний износ теплофикационных коммуникаций составляет 40%.

     Замены  требуют  порядка 900 км тепловых сетей. Ежегодно осуществляется замена и реконструкция  тепловых сетей в переделах 100 км.

     Высокую степень износа имеют собственно теплоисточники (котлы, системы автоматики и т.д.) Коэффициент полезного  действия большинства котельного оборудования не отвечает современным требованиям. Несовершенны горелочные устройства и  очистки отходящих газов.

     Впервые в 2003  году в областном бюджете  были предусмотрены средства на реконструкцию и модернизацию котельных (50 млн. руб.). В 2004 году за счет средств областного бюджета такие работы выполнены в г.Белая Калитва и Белокалитвинском районе, г.Новошахтинске, г.Миллерово и Миллеровском районе, Аксайском районе.

      Предприятия ЖКХ. На 01.01.2005г. в отрасли функционирует 1643 предприятия, на которых работает 57,5 тыс. чел., ежегодно предоставляется жилищно-коммунальных услуг на сумму 9,3 млрд. руб.

     В настоящее время в Ростовской области функционирует 579 частных компаний в сфере ЖКХ:

     водоснабжения – 16;

     электроснабжения  – 3;

     теплоснабжения - 74;

     жилищного хозяйства – 40;

     многоотраслевые – 11;

     предприятия, проводящие капитальный ремонт – 333;

     прочих  видов деятельности – 102.   

     Созданы и функционируют 4 управляющие компании в сфере ЖКХ.

     В Ростовской области на  01.01.2006 года действует 981 ТСЖ и 546 ЖСК, это один из лучших показателей в Российской Федерации.

     Таблица 1.

     Сведения  о наличии  зарегистрированных товариществ собственников жилья (ТСЖ)

года 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Число зарегистрированных товариществ собственников  жилья (ТСЖ)  
 
84
 
 
167
 
 
283
 
 
399
 
 
523
 
 
670
 
 
836
 
 
880
 
 
981
 

     На 01.10.06 в Ростовской области действовало 28 управляющих компаний.

 

2. Организация планирования  и финансирования расходов бюджета на ЖКХ

    Реформа жилищно-коммунального комплекса  продолжается в нашей стране уже  более 10 лет, а первые шаги по изменению  правоотношений в этом секторе экономики  приходятся еще на начало 90-х годов. В ходе реформы удалось достичь положительных результатов по целому ряду направлений, однако и проблем в отрасли осталось немало.

    С принятием Жилищного кодекса  РФ, Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования  тарифов организаций коммунального  комплекса» (с 1 января 2009 г. вступила в силу новая редакция закона), ряда других нормативно-правовых актов Правительства РФ часть причин, приводящих к дестабилизации работы предприятий отрасли, была устранена. Однако по-прежнему остаются неурегулированными вопросы погашения кредиторской задолженности предприятий ЖКХ перед поставщиками (включая другие предприятия ЖКХ и предприятия ТЭК) и бюджетами всех уровней. Такое положение сложилось в результате бюджетного недофинансирования, несбалансированной тарифной политики и неэффективной деятельности самих предприятий.

    По  оценкам специалистов, только для  модернизации основных фондов ЖКХ необходимы значительные финансовые средства порядка 4,5–5,0 трлн руб. По данным Росстроя, величина необходимых средств для качественного  изменения состояния ЖКХ России сопоставима с национальным бюджетом — около 8 трлн руб.

    Для кардинального изменения сложившейся  в ЖКХ ситуации — в частности, чтобы прекратить разрушение жилищного  фонда и производственно-технической  базы коммунального хозяйства — необходимо повысить эффективность работы предприятий ЖКХ, улучшить качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, снизить давление на бюджеты всех уровней расходов по дотированию отрасли. Для достижения этих целей Указом Президента РФ от 28 апреля 1997 г. № 425 была разработана и утверждена Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства (с последующими изменениями и дополнениями) как одно из важнейших направлений долгосрочной экономической политики государства.

    В июне 1993 года постановлением Правительства РФ от 20 июня 1993 г. № 595 была одобрена государственная целевая программа «Жилище». Основными направлениями этой программы являлись: создание правовой базы для осуществления жилищной реформы; разработка и внедрение нового порядка финансирования, предусматривающего переход к нормативному выделению финансовых ресурсов для ЖКХ. При этом органам исполнительной власти субъектов РФ впервые рекомендовалось разработать соответствующие региональные программы, руководствуясь ФЦП «Жилище».

Информация о работе Бюджетное финансирование ЖКХ в условиях его реформирования