Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 17:24, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение вопросов бюджетного финансирования ЖКХ в условиях его реформирования.
В рамках указанной цели в работе поставлены следующие основные задачи исследования:
- рассмотреть особенности функционирования жилищно-коммунального хозяйства как объекта финансовых отношений в условиях реформирования ЖКХ;
- изучить организацию планирования и финансирования расходов бюджета на ЖКХ;
- определить основные принципы и направления реформирования ЖКХ.
Введение 3
1. Особенности функционирования ЖКХ 5
2. Организация планирования и финансирования расходов
бюджета на ЖКХ 13
3. Основные направления реформирования
жилищно-коммунального хозяйства 21
Заключение 27
Список использованной литературы
Данное постановление фактически утратило силу в связи с изданием постановления Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 675, которым утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002–2010 гг. В состав ФЦП «Жилище» входит ряд подпрограмм. Мероприятия по финансированию строительства, реконструкции или модернизации объектов, предусмотренные подпрограммой «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации», входившей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 гг. на первом этапе ее реализации (2002–2005 гг.), осуществляются на втором этапе (2006–2010 гг.) за счет средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» (далее — Подпрограмма). Основная цель Подпрограммы — создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие стандартам качества, обеспечивающим комфортные условия проживания. Необходимое условие предоставления средств федерального бюджета по Подпрограмме — финансирование проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры со стороны участвующих в подпрограмме субъектов РФ, муниципальных образований и частных инвесторов.
При предоставлении средств федерального бюджета для софинансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры особое внимание будет уделяться привлечению средств частных инвесторов для реализации указанных проектов. С этой целью планируется разработать методическую базу оценки инвестиционных проектов в коммунальной сфере и их реализации на принципах государственно-частного партнерства. Порядок отбора субъектов РФ и проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, предоставления и расходования средств федерального бюджета на реализацию этих проектов в рамках Подпрограммы устанавливается Правительством РФ.
На реализацию Подпрограммы в 2006–2010 гг. за счет всех источников были предусмотрены средства в объеме 96,452 млрд руб. Из них средства федерального бюджета составляли 27,5 млрд руб., в том числе в 2006 г. — 4,8 млрд, в 2007 г. — 6,1 млрд, в 2008 г. — 5,8 млрд, в 2009 г. — 5,8 млрд, в 2010 г. — 5 млрд.
Для
определения размера
Мировой
опыт показывает, что государственное
регулирование экономических
Большая часть нагрузки по государственной поддержке ЖКХ перенесена на региональные и местные бюджеты, а доля расходов на ЖКХ в консолидированном бюджете страны постоянно сокращалась.
Расходы федерального бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство в 2007 г. составили 53,0 млрд руб., в 2008 г. — 64,0 млрд руб., в 2009 г. - 107,7 млрд руб. Анализируя структуру бюджетных затрат в проекте федерального бюджета на 2011 гг., следует отметить, что на ЖКХ предусмотрен существенный рост расходов — на 65%.
Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику по комплексному развитию регионов. Более 90% расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на ЖКХ приходится на долю бюджетов субъектов РФ.
Как уже отмечалось выше, главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека.
Основными статьями расходов местных бюджетов являются расходы на образование, ЖКХ, здравоохранение и спорт. Следует отметить динамику постепенного снижения расходов на ЖКХ в структуре местных бюджетов. Это связано с постепенным переходом на стопроцентный уровень оплаты ЖКУ от экономически обоснованных затрат большинством субъектов РФ.
Финансовое
оздоровление предприятий жилищно-
Жилищно-коммунальное
хозяйство — это, пожалуй, единственная
отрасль, расходы на поддержку которой
учитываются в суммарных
Вместе
с тем в ряде субъектов Федерации
ассигнования на поддержку жилищно-
Начиная с 2001 г. в составе федерального бюджета формируется Фонд компенсаций, который представляет собой совокупность межбюджетных трансфертов (субвенций), предоставляемых бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении переданных им полномочий Российской Федерации (таблица 1)
Правительство РФ постановлением от 12 декабря 2007 г. № 861 утвердило методику распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов РФ на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
Таблица 2.
Средства Федерального фонда компенсаций на 2005-2009 гг.
2005 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | |
Федеральный
фонд
компенсаций всего (руб.) |
35 756 545 | 74 228 493 | 153 130234 | 163 739 903 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан (руб.) | 29 170 783 |
58 925 079 |
81 712 621 |
89 638 351,7 |
В 2009 и 2010 гг. были предусмотрены субвенции бюджетам субъектов РФ на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в размере 97 430 762,9 руб. и 108 529 284,9 руб. соответственно.
Можно
сделать вывод о положительном
влиянии данного механизма на
состояние территориальных
В целях обеспечения малообеспеченным слоям населения гарантий получения субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг начиная с 2002 г. был внедрен механизм частичного возмещения данных затрат из федерального бюджета бюджетам регионов через созданный в составе федерального бюджета Фонд софинансирования социальных расходов.
Механизм софинансирования социальных расходов стимулировал развитие темпов реформы ЖКХ. Однако в 2007 г. в соответствии с новыми положениями Бюджетного кодекса РФ данный механизм претерпел ряд изменений. Согласно ст. 132 БК РФ Федеральный фонд софинансирования расходов образует совокупность межбюджетных трансфертов (субсидий), предоставляемых бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. На основании статьи 132 БК РФ Правительство России утвердило Правила предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов Российской Федерации по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг2.
3. Основные направления
реформирования жилищно-коммунального
хозяйства
Главные
цели преобразований в жилищно-коммунальном
хозяйстве – повышение
Все эти цели могут быть достигнуты только на пути развития рыночных отношений. Торможение этого процесса в жилищном хозяйстве и коммунальном комплексе связано со многими факторами.
Это
и критическое состояние
Реформирование
жилищно-коммунального
В жилищной сфере необходимо завершить разграничение функций между органами местного самоуправления (собственниками муниципального жилищного фонда), управляющими и подрядными организациями.
Органы
местного самоуправления будут контролировать
соблюдение нормативно-технических
требований к содержанию жилья и
объектов коммунальной инфраструктуры.
Кроме того, они займутся финансированием
разницы в тарифах и
В этом плане на муниципальном уровне необходимо осуществить целый ряд мер.
Прежде всего - активизировать правовое оформление объединений собственников жилья (ТСЖ). Параллельно создавать условия для реализации долгосрочных инвестиционных проектов по реабилитации коммунальной инфраструктуры, которые включают проведение инвентаризации, адекватной оценки и регистрации основных фондов объектов коммунальной инфраструктуры; проведение реструктуризации долговых обязательств коммунальных предприятий, принятие мер по оздоровлению финансовой ситуации в секторе.
Для работы в долгосрочной перспективе необходимо также составление генеральных планов развития территорий и на их базе – перспективных программ развития коммунальной инфраструктуры и финансовых источников для их реализации.
Органы муниципальной власти должны вплотную заняться проведением конкурсов на управление имуществом, относящимся к ЖКХ и принадлежащим органам местного самоуправления. Прежде всего – разработкой и стандартизацией документации, необходимой для проведения конкурсов частных операторов и формированием для них производственной программы. Чтобы в конкурсах могли участвовать уже существующие ДЭЗы и МУПы, необходимо их реорганизовать в иные организационно-правовые формы предприятий, а также принять документы, обеспечивающие доступ к инфраструктуре ЖКХ как со стороны производителей, так и со стороны потребителей.
На федеральном уровне должны быть задействованы следующие механизмы воздействия на процесс реформирования ЖКХ муниципальными образованиями: законодательное сопровождение реформ; финансирование из федерального бюджета обязательств государства по федеральным льготникам; создание современных механизмов государственной поддержки местных властей, успешно осуществляющих преобразования в сфере ЖКХ.
В прогнозируемый период будут устранены недостатки в существующем механизме дотирования предприятий ЖКХ.
Должен быть решен вопрос с обеспечением бюджетного финансирования дотаций, льгот и субсидий для граждан.
Согласно принципам реформы ЖКХ, значительная доля полномочий должна относиться на уровень регионов и муниципалитетов. Но в настоящее время решить задачи по реформированию ЖКХ только за счет муниципалитетов невозможно. Требуется дополнительная финансовая поддержка со стороны федерального центра. Эта поддержка будет обеспечиваться в виде софинансирования в Главные цели преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве – повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат, адресная социальная защита населения при оплате жилья и коммунальных услуг.
Информация о работе Бюджетное финансирование ЖКХ в условиях его реформирования