Бюджетно налоговое регулирование экономики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:39, реферат

Описание работы

Целью данной курсовой работы является: выявление особенностей налогового регулирования экономики России и влияние его на формирование государственного бюджета, а именно его доходной части.

Работа содержит 1 файл

курсовая).docx

— 82.54 Кб (Скачать)

     

     Устойчивый  рост

     совокупного спроса

     Устойчивый  рост

     

инвестиционной активности в экономике 

     

     Ожидаемое состояние национальной экономики:

     (Ускорение  темпов экономического роста)

 
 

     Рис 4. Стратегический механизм бюджетно-налогового регулирования экономики России.12 

     Стратегический  механизм бюджетно-налогового регулирования  экономики России предусматривает  ряд  направлений реформирования. В области налоговой политики – дальнейшее совершенствование  налоговой системы, ряд элементов  которой заложены в Бюджетной  стратегии России до 2023 года:

     1. Реформа ЕСН – замена налога  страховыми взносами, уплачиваемыми  работодателями, в пенсионный фонд, фонд медицинского страхования  и фонд социального страхования;

     2. Совершенствование налогообложения  добычи нефти;

     3. Переход на новые принципы  налогообложения добычи природного  газа;

     4. Введение налога на недвижимость;

     5. Повышение нейтральности налога  на добавленную стоимость: совершенствование  процедур исчисления и возмещения  налога;

     6. Повышение эффективности налога  на прибыль организаций, путем  ужесточения налогового администрирования  по данному налогу;

     7. Постепенное повышение ставок  акцизов с целью придания большей  значимости этому виду налоговых  доходов в составе доходов  бюджетов;

     8. Совершенствование налогообложения  операций с ценными бумагами;

     9. Сокращение масштабов использования  специальных налоговых режимов  в налоговой системе, являющихся  исключением из общих правил  налогообложения.

     Вторым  компонентом предложенного нами стратегического механизма бюджетно-налогового регулирования экономики России выступает повышение эффективности бюджетных расходов, достичь которое можно следующими мерами:

  1. Создание и укрепление ряда стабилизационных фондов  в регионах, которые будут обладать достаточным размером финансовых ресурсов для осуществления поддержки регионального хозяйственного комплекса;
  2. Переход  к таким формам взаимодействия государства и бизнеса, которые бы основывались на софинансировании инфраструктурных проектов,  повышали бы конкурентоспособность российского бизнеса;
  3.    Внедрение в российскую практику принципа оплаты труда в бюджетном секторе по результатам (ОТР);
  4. Внедрение основ государственного аудита за деятельностью организаций с целью пресечения  недобросовестных действий со стороны последних;
  5. Увеличение числа приоритетных национальных проектов, по итогам осуществления инновационных преобразований, в период до 2015 года имеет смысл  утвердить расходы на проект «Модернизация российской экономики»;
  6. Расширение заказа на различные инфраструктурные проекты, что приведет к росту спроса на продукцию целого ряда других отраслей при этом одновременно решаются задачи повышения внутреннего спроса на продукцию различных отраслей и обеспечения занятости в этих отраслях, с одной стороны, и улучшения состояния инфраструктуры, влияющей на конкурентоспособность российских предприятий, – с другой13.
 
 
 

     Заключение.

     Для решения стратегических задач  поступательного  социально-экономического развития России необходимо, чтобы государство последовательно проводило эффективную макроэкономическую политику, используя научно-обоснованные и апробированные на практике современные механизмы макроэкономического регулирования российской экономики. При этом исключительно важным  является обеспечение финансовой стабильности, сбалансированности бюджетной системы страны посредством совершенствования бюджетного процесса и налоговой системы и применения современных механизмов  бюджетно-налогового регулирования экономики.

     Роль  бюджетно-налоговых регуляторов  в развитии национальной экономики  и социальной сферы значительно  возросла на современном этапе развития рыночных отношений в России в  условиях  интеграции российской экономики  в мировую экономическую систему  и, особенно, в период обострения и  распространения мирового финансового  кризиса.  

     Экономический рост в России в значительной степени  зависит от мировой экономической  конъюнктуры и ситуации на мировых  сырьевых, товарных и финансовых рынках. При этом  он напрямую зависит  от состояния национального бюджета, гибкости и прозрачности налоговой  системы страны, динамики и объемов  инвестиций в экономику и социальных расходов, развития национальной банковской системы и реального сектора  экономики и других определяющих факторов  и неразрывно связан с  качеством и уровнем жизни  граждан. Все это, безусловно, влияет на выбор, использование и совершенствование  государством механизма бюджетно-налогового регулирования национальной экономики.

     Действующая система бюджетно-налогового регулирования  национальной экономики и применяемые  государственные бюджетно-налоговые  регуляторы экономики в условиях чрезмерно высоких  нефтегазовых доходов бюджета страны не стали  действенным механизмом экономической и социальной стабильности и гарантом выравнивания уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечения единого стандарта качества жизни граждан России.

     На  данном этапе социально-экономических преобразований в России необходим кардинально иной, отличный от действующего в настоящее время, подход к подготовке и осуществлению стратегических направлений развития национальной экономики, основанный на применении инновационного механизма бюджетно-налогового регулирования национальной экономики, разработанного с учетом имеющегося международного и отечественного опыта.

       Проблема бюджетно-налогового регулирования  экономики относится к числу  недостаточно разработанных тем  экономической науки, хотя отдельным  ее элементам посвящено достаточное  количество научных трудов российских  и зарубежных ученых и специалистов.

     Ключевая  роль в развитии теории налогово-бюджетного регулирования принадлежит Дж. М. Кейнсу. Огромный вклад внесли его  труды в формирование дискреционной  фискальной политики.

     В изучении вопросов влияния налогово-бюджетной  политики на экономические процессы нельзя не отметить заслугу таких  известных ученых как: А. Смит, Э. Аткинсон, П. Самуэльсон, Дж. Стиглиц, У. Пети, Д. Риккардо.

     Проблемы  бюджетно-налогового регулирования  экономики России получили научное  обоснование и развитие в трудах следующих известных отечественных  ученых: Е.В. Бушмина, А.А. Исаева, В.Г. Князева,  В.В. Седова, В.Т. Панскова, А. Улюкаева, Л. Якобсона, Е. Ясина и  др. Изучению финансовых основ государственного устройства, финансовым взаимоотношениям федеральных, региональных и  муниципальных властей  посвящены  работы А.М. Бабича, А.М. Година, А.Г. Грязновой,  В.Н. Лексина, С.И. Лушина,  И.В. Подпориной, Н.М. Сабитовой, В.Б. Христенко, Е.Г. Чистякова, А.Н. Швецова, В.А. Шульги.

     Таким образом, в современной научной  литературе в достаточно полном объеме отражен спектр проблем, имеющихся  в бюджетно-налоговой системе Российской Федерации. В то же время посвященные данной проблеме научные исследования, теоретические и методологические разработки не рассматривают комплексно проблему совершенствования механизма бюджетно-налогового регулирования национальной экономики, а    освещают лишь отдельные стороны бюджетного и налогового регулирования экономики страны, субъектов Федерации, муниципальных образований. Кроме того, в отечественной экономической литературе мало исследований,  сферой которых является выработка предложений и рекомендаций  по  совершенствованию механизма бюджетно-налогового регулирования  экономики Российской Федерации. По этой причине в Российской Федерации до сих пор, к сожалению, не разработан научно-обоснованный механизм бюджетно-налогового регулирования экономики страны, позволяющий обеспечить экономический рост и улучшение качества жизни граждан.

     Актуальность  темы исследования, высокая социально-экономическая  значимость проблемы и ее недостаточная  разработанность, обусловили выбор  темы, постановку цели и задач диссертационного исследования.

     Цель  исследования  заключается в обосновании  теоретических основ и разработке практических направлений по совершенствованию  механизма бюджетно-налогового регулирования  российской  экономики на основе формирования сбалансированного бюджета  и построения максимально адаптированной к российским реалиям национальной налоговой системы с учетом имеющегося зарубежного и отечественного опыта.

     Для достижения выбранной цели были поставлены и решены следующие  задачи:

     - раскрыть сущность бюджетно-налогового  регулирования национальной экономики,  основываясь на теоретических  и практических разработках ученых-экономистов  в этом направлении за ряд  последних лет; 

         - исследовать содержание и основные  методы бюджетно-налогового регулирования  как одной из форм государственного  регулирования  экономики;

         - оценить действующий механизм  бюджетно-налогового  регулирования  национальной экономики и выявить  особенности его практического  применения и влияния на развитие  экономики и социальной сферы; 

         - проанализировать зарубежный опыт  применения механизмов бюджетно-налогового  регулирования экономики и степень  их воздействия на  темпы экономического  роста и макроэкономические показатели  в развитых и динамично развивающихся  странах;

         - сформулировать  предложения по  развитию методов бюджетно-налогового  прогнозирования и планирования  на региональном и общефедеральном  уровнях;     

         - определить принципы проведения  реформирования системы бюджетно-налогового  регулирования национальной экономики  в период финансового кризиса  в России;

         - разработать стратегические направления  совершенствования механизма бюджетно-налогового  регулирования российской экономики.

     Объектом   является макроэкономический процесс  бюджетно-налогового регулирования  российской экономики.

     Предметом   является государственный механизм бюджетно-налогового регулирования национальной экономики.

     Теоретической и методологической базой   послужили  научные концепции и разработки, содержащиеся в публикациях и  монографиях ведущих отечественных  и зарубежных ученых и специалистов в области государственного регулирования  экономики, государственной бюджетной  и налоговой политики, бюджетно-налогового регулирования национальной экономики, финансового анализа  и бюджетного федерализма; прикладные исследования, методические рекомендации научно-практических конференций и семинаров по проблемам макроэкономического регулирования экономики, бюджетного и налогового прогнозирования и  планирования.

     В работе использованы: диалектический метод научного познания, методы системного, структурного и функционального анализа, монографический и экономико-статистический методы,  системный подход к решению проблемы бюджетно-налогового регулирования экономики,  элементы теории управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список использованной литературы

  1. Бармин Д. А.  Пути  повышения  эффективности воздействия   бюджетно-налогового регулирования на  макроэкономические  процессы в целях   развития  экономики России // Финансы и кредит – 2009. – №4. C. 25 -31. (0,5 п.л.) (Журнал рекомендуемый ВАК).
  2. Бармин Д.А., Матвеева Е.Н. Актуальность внедрения бюджетирования, ориентированного на результат в Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. – 2007. – № 11. C. 102-114. – 1 п.л. (0,9 п.л. – авторских). (Журнал рекомендуемый ВАК).
  3. Бармин Д.А. Реформирование местного самоуправления – основа укрепления бюджетов муниципальных образований // Двадцатые  Международные Плехановские чтения.М.: Изд-во  Рос. экон. акад., 2007.0,04 п.л.
  4. Бармин Д.А.  Надзор за финансово-бюджетной деятельностью // Восемнадцатые  Международные Плехановские чтения.М.: Изд-во  Рос. экон. акад., 2005.0,04 п.л.
  5. Бармин Д.А. Вопросы разграничения бюджетных полномочий федеральных органов власти и органов местного самоуправления // Экономика России: теория и практика возрождения.  Выпуск 7.М.: Изд-во  Рос. экон. акад., 2005.0,2 п.л.
  6. Бармин Д.А., Матвеева Е.Н. Перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации // Бухгалтерский учет. 2003. № 17. С. 21-29. – 0,8 п.л. (0,7 п.л. –  авторских).
  7. Бармин Д.А. Эффективное государственное регулирование развития регионов как важнейший фактор оздоровления национальной экономики России // Экономика России: теория и практика возрождения.  Выпуск 6 / Под ред. В.А. Попова.М.: Изд-во  Рос. экон. акад., 2003.0,2 п.л.
  8. Галицкая С.В. Деньги. Кредит. Финансы. М.: экзамен, 2002.- 224с.
  9. Глухов В.В., Бахрамов Ю.М. " Финансовый менеджмент",2001г.- 432с.
  10. Ковалев В.В. "Введение в финансовый менеджмент",Издательств " Финансы и статистика",2000г. - 768с.
  11. Макроэкономика: Учебник.  Т.А.  Агапова,  С.Ф.  Серегина.  –  М.:  Изд-во«ДИС», 1997г.
  12. Макроэкономика: И.Р. Бугаян. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000г.
  13. Макроэкономика: М.К. Бункина,  А.М.  Семёнов.  –  М.:  «Дело  и  Сервис»,2000г.
  14. Макроэкономика: М.К. Бункина, А.М. Семёнов. – Москва, 1995г.

Информация о работе Бюджетно налоговое регулирование экономики России