Устойчивый
рост
совокупного
спроса |
Устойчивый
рост
инвестиционной активности в экономике
|
Ожидаемое
состояние национальной экономики:
(Ускорение
темпов экономического роста) |
Рис
4. Стратегический механизм бюджетно-налогового
регулирования экономики России.12
Стратегический
механизм бюджетно-налогового регулирования
экономики России предусматривает
ряд направлений реформирования.
В области налоговой политики
– дальнейшее совершенствование
налоговой системы, ряд элементов
которой заложены в Бюджетной
стратегии России до 2023 года:
1.
Реформа ЕСН – замена налога
страховыми взносами, уплачиваемыми
работодателями, в пенсионный фонд,
фонд медицинского страхования
и фонд социального страхования;
2.
Совершенствование налогообложения
добычи нефти;
3.
Переход на новые принципы
налогообложения добычи природного
газа;
4.
Введение налога на недвижимость;
5.
Повышение нейтральности налога
на добавленную стоимость: совершенствование
процедур исчисления и возмещения
налога;
6.
Повышение эффективности налога
на прибыль организаций, путем
ужесточения налогового администрирования
по данному налогу;
7.
Постепенное повышение ставок
акцизов с целью придания большей
значимости этому виду налоговых
доходов в составе доходов
бюджетов;
8.
Совершенствование налогообложения
операций с ценными бумагами;
9.
Сокращение масштабов использования
специальных налоговых режимов
в налоговой системе, являющихся
исключением из общих правил
налогообложения.
Вторым
компонентом предложенного нами
стратегического механизма бюджетно-налогового
регулирования экономики России
выступает повышение эффективности
бюджетных расходов, достичь которое можно
следующими мерами:
- Создание
и укрепление ряда стабилизационных фондов
в регионах, которые будут обладать достаточным
размером финансовых ресурсов для осуществления
поддержки регионального хозяйственного
комплекса;
- Переход
к таким формам взаимодействия государства
и бизнеса, которые бы основывались на
софинансировании инфраструктурных проектов,
повышали бы конкурентоспособность российского
бизнеса;
- Внедрение
в российскую практику принципа оплаты
труда в бюджетном секторе по результатам
(ОТР);
- Внедрение
основ государственного аудита за деятельностью
организаций с целью пресечения недобросовестных
действий со стороны последних;
- Увеличение
числа приоритетных национальных проектов,
по итогам осуществления инновационных
преобразований, в период до 2015 года имеет
смысл утвердить расходы на проект
«Модернизация российской экономики»;
- Расширение
заказа на различные инфраструктурные
проекты, что приведет к росту спроса на
продукцию целого ряда других отраслей
при этом одновременно решаются задачи
повышения внутреннего спроса на продукцию
различных отраслей и обеспечения занятости
в этих отраслях, с одной стороны, и улучшения
состояния инфраструктуры, влияющей на
конкурентоспособность российских предприятий,
– с другой13.
Заключение.
Для
решения стратегических задач поступательного
социально-экономического развития России
необходимо, чтобы государство последовательно
проводило эффективную макроэкономическую
политику, используя научно-обоснованные
и апробированные на практике современные
механизмы макроэкономического регулирования
российской экономики. При этом исключительно
важным является обеспечение финансовой
стабильности, сбалансированности бюджетной
системы страны посредством совершенствования
бюджетного процесса и налоговой системы
и применения современных механизмов
бюджетно-налогового регулирования экономики.
Роль
бюджетно-налоговых регуляторов
в развитии национальной экономики
и социальной сферы значительно
возросла на современном этапе развития
рыночных отношений в России в
условиях интеграции российской экономики
в мировую экономическую систему
и, особенно, в период обострения и
распространения мирового финансового
кризиса.
Экономический
рост в России в значительной степени
зависит от мировой экономической
конъюнктуры и ситуации на мировых
сырьевых, товарных и финансовых рынках.
При этом он напрямую зависит
от состояния национального бюджета,
гибкости и прозрачности налоговой
системы страны, динамики и объемов
инвестиций в экономику и социальных
расходов, развития национальной банковской
системы и реального сектора
экономики и других определяющих
факторов и неразрывно связан с
качеством и уровнем жизни
граждан. Все это, безусловно, влияет
на выбор, использование и совершенствование
государством механизма бюджетно-налогового
регулирования национальной экономики.
Действующая
система бюджетно-налогового регулирования
национальной экономики и применяемые
государственные бюджетно-налоговые
регуляторы экономики в условиях
чрезмерно высоких нефтегазовых
доходов бюджета страны не стали действенным
механизмом экономической и социальной
стабильности и гарантом выравнивания
уровня социально-экономического развития
субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований и обеспечения единого стандарта
качества жизни граждан России.
На
данном этапе социально-экономических
преобразований в России необходим кардинально
иной, отличный от действующего в настоящее
время, подход к подготовке и осуществлению
стратегических направлений развития
национальной экономики, основанный на
применении инновационного механизма
бюджетно-налогового регулирования национальной
экономики, разработанного с учетом имеющегося
международного и отечественного опыта.
Проблема бюджетно-налогового регулирования
экономики относится к числу
недостаточно разработанных тем
экономической науки, хотя отдельным
ее элементам посвящено достаточное
количество научных трудов российских
и зарубежных ученых и специалистов.
Ключевая
роль в развитии теории налогово-бюджетного
регулирования принадлежит Дж. М.
Кейнсу. Огромный вклад внесли его
труды в формирование дискреционной
фискальной политики.
В
изучении вопросов влияния налогово-бюджетной
политики на экономические процессы
нельзя не отметить заслугу таких
известных ученых как: А. Смит, Э. Аткинсон,
П. Самуэльсон, Дж. Стиглиц, У. Пети, Д. Риккардо.
Проблемы
бюджетно-налогового регулирования
экономики России получили научное
обоснование и развитие в трудах
следующих известных отечественных
ученых: Е.В. Бушмина, А.А. Исаева, В.Г. Князева,
В.В. Седова, В.Т. Панскова, А. Улюкаева,
Л. Якобсона, Е. Ясина и др. Изучению финансовых
основ государственного устройства, финансовым
взаимоотношениям федеральных, региональных
и муниципальных властей посвящены
работы А.М. Бабича, А.М. Година, А.Г. Грязновой,
В.Н. Лексина, С.И. Лушина, И.В. Подпориной,
Н.М. Сабитовой, В.Б. Христенко, Е.Г. Чистякова,
А.Н. Швецова, В.А. Шульги.
Таким
образом, в современной научной
литературе в достаточно полном объеме
отражен спектр проблем, имеющихся
в бюджетно-налоговой
системе Российской Федерации. В то же
время посвященные данной проблеме научные
исследования, теоретические и методологические
разработки не рассматривают комплексно
проблему совершенствования механизма
бюджетно-налогового регулирования национальной
экономики, а освещают лишь отдельные
стороны бюджетного и налогового регулирования
экономики страны, субъектов Федерации,
муниципальных образований. Кроме того,
в отечественной экономической литературе
мало исследований, сферой которых
является выработка предложений и рекомендаций
по совершенствованию механизма бюджетно-налогового
регулирования экономики Российской
Федерации. По этой причине в Российской
Федерации до сих пор, к сожалению, не разработан
научно-обоснованный механизм бюджетно-налогового
регулирования экономики страны, позволяющий
обеспечить экономический рост и улучшение
качества жизни граждан.
Актуальность
темы исследования, высокая социально-экономическая
значимость проблемы и ее недостаточная
разработанность, обусловили выбор
темы, постановку цели и задач диссертационного
исследования.
Цель
исследования заключается в обосновании
теоретических основ и разработке
практических направлений по совершенствованию
механизма бюджетно-налогового регулирования
российской экономики на основе
формирования сбалансированного бюджета
и построения максимально адаптированной
к российским реалиям национальной
налоговой системы с учетом имеющегося
зарубежного и отечественного опыта.
Для
достижения выбранной цели были поставлены
и решены следующие задачи:
-
раскрыть сущность бюджетно-налогового
регулирования национальной экономики,
основываясь на теоретических
и практических разработках ученых-экономистов
в этом направлении за ряд
последних лет;
-
исследовать содержание и основные
методы бюджетно-налогового регулирования
как одной из форм государственного
регулирования экономики;
-
оценить действующий механизм
бюджетно-налогового регулирования
национальной экономики и выявить
особенности его практического
применения и влияния на развитие
экономики и социальной сферы;
-
проанализировать зарубежный опыт
применения механизмов бюджетно-налогового
регулирования экономики и степень
их воздействия на темпы экономического
роста и макроэкономические показатели
в развитых и динамично развивающихся
странах;
-
сформулировать предложения по
развитию методов бюджетно-налогового
прогнозирования и планирования
на региональном и общефедеральном
уровнях;
-
определить принципы проведения
реформирования системы бюджетно-налогового
регулирования национальной экономики
в период финансового кризиса
в России;
-
разработать стратегические направления
совершенствования механизма бюджетно-налогового
регулирования российской экономики.
Объектом
является макроэкономический процесс
бюджетно-налогового регулирования
российской экономики.
Предметом
является государственный механизм бюджетно-налогового
регулирования национальной экономики.
Теоретической
и методологической базой послужили
научные концепции и разработки,
содержащиеся в публикациях и
монографиях ведущих отечественных
и зарубежных ученых и специалистов
в области государственного регулирования
экономики, государственной бюджетной
и налоговой политики, бюджетно-налогового
регулирования национальной экономики,
финансового анализа и бюджетного
федерализма; прикладные исследования,
методические рекомендации научно-практических
конференций и семинаров по проблемам
макроэкономического регулирования экономики,
бюджетного и налогового прогнозирования
и планирования.
В
работе использованы: диалектический
метод научного познания, методы системного,
структурного и функционального анализа,
монографический и экономико-статистический
методы, системный подход к решению
проблемы бюджетно-налогового регулирования
экономики, элементы теории управления.
- Бармин Д.
А. Пути повышения эффективности
воздействия бюджетно-налогового
регулирования на макроэкономические
процессы в целях развития экономики
России // Финансы и кредит – 2009. – №4. C.
25 -31. (0,5 п.л.) (Журнал рекомендуемый ВАК).
- Бармин Д.А.,
Матвеева Е.Н. Актуальность внедрения
бюджетирования, ориентированного на
результат в Российской Федерации // Региональная
экономика: теория и практика. – 2007. –
№ 11. C. 102-114. – 1 п.л. (0,9 п.л. – авторских).
(Журнал рекомендуемый ВАК).
- Бармин Д.А.
Реформирование местного самоуправления
– основа укрепления бюджетов муниципальных
образований // Двадцатые Международные
Плехановские чтения.
– М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2007.
– 0,04 п.л.
- Бармин Д.А.
Надзор за финансово-бюджетной деятельностью
// Восемнадцатые Международные Плехановские
чтения. – М.: Изд-во Рос. экон. акад.,
2005. – 0,04 п.л.
- Бармин Д.А.
Вопросы разграничения бюджетных полномочий
федеральных органов власти и органов
местного самоуправления // Экономика
России: теория и практика возрождения.
Выпуск 7. – М.: Изд-во Рос. экон.
акад., 2005. – 0,2 п.л.
- Бармин Д.А.,
Матвеева Е.Н. Перспективы развития межбюджетных
отношений в Российской Федерации // Бухгалтерский
учет. – 2003. –
№ 17. С. 21-29. – 0,8 п.л. (0,7 п.л.
– авторских).
- Бармин Д.А.
Эффективное государственное регулирование
развития регионов как важнейший фактор
оздоровления национальной экономики
России // Экономика России: теория и практика
возрождения. Выпуск 6 / Под ред. В.А.
Попова. – М.: Изд-во Рос. экон. акад.,
2003. – 0,2 п.л.
- Галицкая
С.В. Деньги. Кредит. Финансы. М.: экзамен,
2002.- 224с.
- Глухов В.В.,
Бахрамов Ю.М. " Финансовый менеджмент",2001г.-
432с.
- Ковалев
В.В. "Введение в финансовый менеджмент",Издательств
" Финансы и статистика",2000г. - 768с.
- Макроэкономика:
Учебник. Т.А. Агапова, С.Ф.
Серегина. – М.: Изд-во«ДИС»,
1997г.
- Макроэкономика:
И.Р. Бугаян. – Ростов-на-Дону: «Феникс»,
2000г.
- Макроэкономика:
М.К. Бункина, А.М. Семёнов. –
М.: «Дело и Сервис»,2000г.
- Макроэкономика:
М.К. Бункина, А.М. Семёнов. – Москва, 1995г.