Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:39, реферат
Целью данной курсовой работы является: выявление особенностей налогового регулирования экономики России и влияние его на формирование государственного бюджета, а именно его доходной части.
Оптимальное налогообложение с точки зрения тяжести налогов, их структуры и формирования доходной части бюджетов различного уровня. В решении данной проблемы следует исходить из максимально широкой базы налогообложения. Широкая налоговая база при ограниченном числе освобождений от налогов дает возможность обеспечить налоговые поступления при относительно низких налоговых ставках.
При значительном сужении налоговой базы, вызванном освобождением от налогов, даже при условии объективизации этого процесса, необходимы гораздо более высокие ставки для того, чтобы обеспечить заданные налоговые поступления. В результате этого значительно возрастает вероятность появления отрицательных стимулов к развитию производства, а также вероятность уклонения от уплаты налогов.
Налоговую базу следует определить таким образом, чтобы производители и потребители могли точно оценить размеры их задолженностей по налоговым платежам в связи с их запланированной деятельностью.
Достаточность. Независимо от характера закрепленных источников поступлений и перераспределения налогов на практике большинство правительств развивающихся стран сталкивается со сложной бюджетной ситуацией. Поэтому предоставление региональным и местным органам власти прямого доступа к налогам с широкой налоговой базой обычно не практикуется. Местные органы власти склонны полагаться на имущественные налоги, различного рода налоги с оборота, приносящие небольшие доходы и требующие больших административных усилий.
В результате возникает состояние финансового голода и сильная зависимость их финансового положения от субсидий сверху. В то же время собственные налоги местных органов власти не представляют важного источника для консолидированного государственного бюджета. Это приводит к двум негативным последствиям.
С одной стороны, центральные органы власти не склонны оказывать помощь региональным и местным органам в построении рациональной системы местного налогообложения и ее организационном обеспечении. С другой стороны, региональные и местные органы власти стремятся создавать местные монопольные предприятия для обеспечения необходимых налоговых поступлений.
В ряде случаев возможно установление монополии на платежи предприятий, наиболее значимых с точки зрения поступления налогов в бюджет, местными и региональными органами власти в противоречие с действующими правовыми нормами.
Существует целый ряд организационных
форм установления такой монополии от
расчетов денежными суррогатами при задержке
перечислений денежной составляющей в
вышестоящие бюджеты до официального
закрепления налогоплательщика за тем
или иным уровнем бюджета представительными
органами власти.
Другим способом обеспечить увеличение
поступлений в бюджеты низшего уровня
является введение мелких налогов на широкий
ассортимент изделий или видов деятельности.
Данная практика также имеет негативное
влияние на состояние налоговой системы.
Вопервых, она встречает сопротивление
широких слоев налогоплательщиков. Вовторых,
затрудняет расчеты добросовестных налогоплательщиков.
Втретьих, увеличивает расходы бюджета
на сбор данных налогов и контроль за их
поступлением.
1.2. Инструменты налогового регулирования.
Инструменты налогового регулирования многообразны. Следует учитывать, что существует длительный мировой опыт их применения, на основании которого можно сделать ряд выводов.
При формировании
структуры налогообложения
В отношении конкретных инструментов налоговой политики следует отметить следующее:
1. Общий налог с оборота должен служить основным средством обеспечения налоговых поступлений. Для того, чтобы общий налог с оборота мог играть эту роль, обеспечивая эффективность налогообложения, налоговая ставка должна быть единой, а налоговая база максимально широкой. Проблему каскадного (многократного) взимания налога по мере прохождения различных стадий производства можно решить, используя налог на добавленную стоимость или однократный налог с оборота.
Налог на добавленную стоимость является наиболее предпочтительным с точки зрения формирования стабильных и достаточных источников бюджетных поступлений. Но при его установлении следует учитывать ряд условий. Поскольку НДС является налогом, уплачиваемым у источника происхождения, базы налоговых поступлений некоторых областей и местных административных единиц будут либо усилены, либо подорваны в зависимости от производственного этапа, проходящего на их территории. В областях, производственная деятельность в которых ориентирована в основном на экспорт, база налогообложения слаба ввиду нулевых ставок на экспортируемые товары.
2. Налоги на экспорт могут использоваться для того, чтобы обеспечить налоговые поступления от агропромышленного сектора, для обложения случайной прибыли, полученной вследствие резких изменений мировых цен или для того, чтобы направить продукцию на внутренний рынок. Однако, применение налогов на экспорт может оказать негативное влияние на производство и экспорт продукции.
3. Налоги на ресурсы. Во многих случаях доходы от эксплуатации и продажи ресурсов значительно превышают эксплуатационные расходы. В результате возникает рента, часть которой целесообразно изъять в бюджет. Необходимость налогообложения природных ресурсов связана с рядом обстоятельств. Прежде всего, добыча ресурсов часто связана со значительными социальными издержками, которые включают бюджетные расходы на создание государством инфраструктуры, расходы, связанные с ухудшение качества окружающей среды.
Поступления от налогообложения ресурсов могут использоваться для покрытия текущих бюджетных расходов, вноситься в фонды будущих поколений, предоставляться местному населению в качестве субсидий или субвенций, направляться на улучшение качества местной социальной инфраструктуры.
1.3 Бюджетная система
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению Российской Федерации относятся:
Участниками бюджетного процесса являются:
Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.
Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерациидолжно базироваться на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг.
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы.
Капитальные расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
Информация о работе Бюджетно налоговое регулирование экономики России