Бюджетно налоговое регулирование экономики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:39, реферат

Описание работы

Целью данной курсовой работы является: выявление особенностей налогового регулирования экономики России и влияние его на формирование государственного бюджета, а именно его доходной части.

Работа содержит 1 файл

курсовая).docx

— 82.54 Кб (Скачать)

      В конце 2008 года был принят бюджет на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, при этом совершенно очевидно стало, что под воздействием финансового  кризиса, последуют изменения в  ранее запланированных бюджетных  показателях. В апреле 2009 года действие бюджета 2010-2011 гг. было вообще отменено, а бюджет 2009 скорректирован. Расходы  федерального бюджета 2009  по плану  увеличатся  на  667,3 млрд. рублей, или на 7,4% (до 9,69 трлн. рублей), доходы снизятся на 4,21 трлн. рублей, или на 39% (до 6,71 трлн. рублей). Таким образом, планируемый дефицит федерального бюджета составит 2,98 трлн. рублей или 7,4%ВВП.8

      Наши  исследования показывают, что изменения  параметров федерального бюджета по сравнению с утвержденными ранее  свидетельствуют об ослаблении политики бюджетно-налогового регулирования, проводимой государством, ее асимметричности по отношению к существующей. Между  тем, совершенно очевидно, что подобного  рода политика бюджетно-налогового регулирования, должна носить временный характер,  в противном случае, в долгосрочном периоде такой подход к регулированию  приведет к непропорциональному  наращиванию государственного долга, потере макроэкономической стабильности и перспектив роста российской экономики. Текущий финансовый кризис необходимо использовать для пересмотра приоритетов политики экономического развития в России в целом, равно как и в области бюджетно-налогового регулирования. Меры бюджетно-налогового регулирования должны обязательно рассматриваться как возможность создать основу для долгосрочного роста и модернизации экономики, для закладки фундамента новой, после кризисной, структуры экономики. 
 

     2.3 Методологические подходы к развитию бюджетно-налогового регулирования экономики России.

       Раскрыты ключевые элементы бюджетной и налоговой политики в современной России, которые позволят  в дальнейшем развивать бюджетно-налоговое регулирование в стране, в результате предложен инновационный механизм бюджетно-налогового регулирования.

     В   исследовании доказано, что без повышения качества прогнозно-аналитической деятельности в области бюджетно-налоговой политики на различных уровнях государственной власти Российской Федерации невозможно оздоровление общеэкономической ситуации в стране.

     В качестве предложения следует рассмотреть  возможность создания специализированных региональных центров прогнозирования  бюджетно-налоговой  политики с привлечением специалистов, которые хорошо ориентируются  в экономической  ситуации  своего региона. В таком случае  объединенные информационные данные всех центров  прогнозирования по  стране  будут  отражать реальное положение дел  с бюджетными и налоговыми потоками, что облегчит общегосударственное  бюджетно-налоговое  прогнозирование. Сведение таким образом данных по прогнозам региональных бюджетов воедино  в специально созданном государственном  центре прогнозирования и планирования бюджетно-налоговых показателей, по сути,  ознаменует начало прогнозирования  всего национального консолидированного бюджета, потому что мы твердо убеждены, что для того, чтобы эффективно управлять бюджетно-налоговыми потоками в нашей стране необходимо осуществлять прогнозирование не только федерального бюджета, но и всего консолидированного бюджета государства.

     В период  экономического кризиса  особенного внимания заслуживает бюджетно-налоговое  планирование на региональном уровне, в силу того, что в условиях явного дефицита информации эта процедура  существенно усложняется. Во избежание  негативных экономических тенденций, вызванных дальнейшим углублением  кризисных явлений, мы предлагаем следующий  организационный механизм регионального  бюджетно-налогового планирования (рис. 1).  
 
 

       
 
 
 
 

     

       
 

     

       

       

       

     Рис. 1. Схема организационного механизма  регионального бюджетно-налогового планирования.9

     В исследовании показано, что с момента образования Российского государства очень мало внимания уделялось долгосрочному планированию национального хозяйства, между тем, мы твердо убеждены в том, что долгосрочное планирование социально-экономического развития – приоритетная управляющая стратегия государства. В связи с этим заслуживают большого внимания ориентиры и показатели впервые в современной России разработанной Концепции долгосрочного социально-экономического развития  Российской Федерации на период до 2020 года, а также Бюджетной стратегии до 2023 года.

     Целью разработки Концепции является: «Определение путей и способов обеспечения  в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе».

     Основным  инструментом достижения поставленной в Концепции цели должен стать  инновационный подход к формированию экономики государства. В диссертации  отмечено, что поскольку разработка Концепции началась задолго до того, как разразился мировой финансовый кризис, соответственно методы борьбы с кризисными явлениями в экономике России не были детально прописаны в этом документе. Между тем, совершенно очевидно (и это показано в диссертации), что «консолидация конкурентных преимуществ» в экономике России не состоится, если не будут проработаны механизмы выхода из кризиса методами,  прежде всего, бюджетно-налогового регулирования (поскольку денежно-кредитная политика имеет весьма ограниченную сферу влияния в условиях текущего кризиса из-за сохранения напряженности в финансовой сфере и рекордно низких процентных ставок). Более того, если на уровне государства не провести пост кризисную настройку «традиционных секторов экономики», то продвижение к «инновационному прорыву» будет сильно затруднено. Поэтому мы предлагаем позиционировать подзадачи этапов реализации Концепции следующим образом (рис. 2). 

     1-й этап – консолидации  конкурентных преимуществ, 2009-2012      2-й  этап – инновационного прорыва, 2013-2020
  • Адаптация к кризисным процессам в мировой экономике и преодоление их, в т.ч. с помощью бюджетно-налогового регулирования, как основного механизма антикризисного воздействия:
  • эффективная политика госрасходов, носящая сугубо адресный характер (прямая помощь стратегическим предприятиям, дополнительная поддержка  регионов, инвестиции в инфраструктурные проекты, в т.ч. и с целью обеспечения занятости);
  • поддержка потребительского спроса (в т. ч. при помощи сокращение налогов и определенного пакета социальных мер);
  • помощь реальному сектору (государственные гарантии предприятиям, пакет налоговых льгот)
  • Пост кризисная поддержка отраслей экономики денежно-кредитными и бюджетно-налоговыми методами
  • Реализация конкурентных преимуществ в «традиционных секторах»
  • Создание условий и технологических заделов, обеспечивающих перевод экономики в режим инновационного развития
  • Опережающие инвестиции в человеческий капитал и инфраструктуру
  • Рывок в повышении конкурентоспособности на основе:
         -перехода  на новую технологическую базу;

         -улучшения  качества чело-веческого потенциала  и социальной среды;

         -структурной  диверсификации экономики и завершения  модернизации инфраструк-турных  секторов

  • Формирование общества доверия и социального благополучия, смягчение социальной и региональной дифференциации
 

     Рис. 2. Этапы реализации Концепции долгосрочного  социально-экономического развития  Российской Федерации на период до 2020 года10  

     Разработанная  на государственном уровне  Бюджетная  стратегия России до 2023 года – основополагающий  долгосрочный документ в области  бюджетно-налогового регулирования  экономики государства. Одна из основных целей бюджетной стратегии – определить приоритеты расходов и сферы проведения институциональных реформ. Проведя анализ бюджетной стратегии, нами отмечено, что расходы консолидированного бюджета России сократятся с 34,3% ВВП в 2010 году до 31,9% в 2023 году, федерального бюджета – с 17,7% ВВП до 15,1%., это означает, что в ближайшие десятилетия государство будет находиться в ситуации необходимости сокращения госрасходов, но это снижение ни в коем случае не должно затронуть социальную сферу. В диссертационном исследовании сделан однозначный вывод о том, что прежде чем сокращать бюджетные расходы, необходимо осуществлять комплекс мер по повышению эффективности госрасходов и сохранению макроэкономической стабильности.

     По  итогам проведенного в диссертации  исследования бюджетно-налогового регулирования  в России нами предложен инновационный  механизм бюджетно-налогового регулирования, который состоит из двух частей: антикризисный и стратегический  механизмы бюджетно-налогового регулирования экономики России (рис. 3 ).  

        Исходное состояние национальной  экономики:

     (Падение   темпов экономического роста  в связи с мировым финансовым  кризисом)

     

 
     Оптимизация налоговой  системы      
     Акцент  на адресный характер  бюджетных  расходов

     

     Постепенная стабилизация

     совокупного спроса

     Постепенный рост

     инвестиционной  активности в экономике 

     
     Ожидаемое состояние национальной экономики:

     (Стабилизация  темпов экономического роста)

Рис 3. Антикризисный  механизм бюджетно-налогового регулирования  экономики России  11 
 

     Оптимизация налоговой системы предусматривает  следующее:

  1. Введение института «консолидированного   налогоплательщика»;
  2. «Налоговые каникулы» для малого бизнеса (в т.ч. существенные – для региональных предприятий);
  3. Рассрочка уплаты НДС, с перспективой снижения ставки налога (возможно даже временного), отмена НДС при осуществлении операций с золотыми слитками;
  4. Снижение налогообложения на дивиденды и прибыль при продаже ценных бумаг;
  5. Акцент на  перенос части налогов с федерального уровня на региональный с целью увеличения собираемости налогов (прежде всего рассмотрение вопроса об уплате налога на прибыль в том регионе, где расположено предприятие);
  6. Совершенствование налогообложения добычи нефти, в частности путем дальнейшего снижения экспортных пошлин;
  7. Увеличение предельного объема годового оборота для перехода на упрощенную схему взимания налогов.

     Акцент  на адресный характер бюджетных расходов предполагает:

     1. Создание на региональном уровне  «антикризисных бюджетов», с выделением  из них средств на срочную  помощь региональному хозяйству;

  1. Выделение бюджетных средств определенному кругу крупных предприятий и банков (ориентируясь и на регионы, в том числе) с целью борьбы с кризисными явлениями;
  2. Усиление программно-целевой компоненты в деятельности государства,  помощь регионам  в осуществлении программно-целевой ориентации в области бюджетно-налогового регулирования;
  3. Систематизация расходов бюджета на  антикризисную архитектуру государственного управления (в том числе путем создания специали-зированных антикризисных комиссий как на общефедеральном, так и на региональных уровнях), архитектуру, которая должна включать специальные законодательные акты, систему мониторинга ситуации, органы управления и оперативного реагирования;
  4. Неослабевающее осуществление расходов  на  борьбу с коррупцией, для недопущения утечки бюджетных средств.

     На  основе анализа прогнозных данных, консолидированных в Министерстве финансов России, в диссертации сделан вывод о том, что экономический  кризис в России окончательно ослабеет в конце 2011 года. В связи с этим нами предложен стратегический механизм бюджетно-налогового регулирования, который  выглядит следующим образом (рис.4).

     Необходимо  заметить, что предлагаемые нами методы совершенствования  механизма бюджетно-налогового регулирования в пост кризисный  период позволяют решить следующую  основную задачу - это управление государством совокупным спросом путём изменения  налоговой политики и государственных  расходов  на этапе подъема экономической  активности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Исходное состояние национальной  экономики:

     (Стабилизация  темпов экономического роста  в пост кризисный период)

     

 
     Совершенствование  налоговой системы      
 
     Повышение эффективности бюджетных расходов

Информация о работе Бюджетно налоговое регулирование экономики России