Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:40, курсовая работа
Целью данной работы является изучение подходов к организации управленческого учета, в частности бюджетирования. Цель бюджетирования - это подготовка информации, обеспечивающей полный контроль над операционной, инвестиционной и финансовой деятельностью организации, информации о запланированных финансовых результатах деятельности организации. Задачами данной работы является:
- изучение роли бюджетирования в управлении современным предприятием;
- рассмотрение структуры бюджетирования;
- изучение роли бюджетирования в оценке эффективности деятельности предприятия.
По критериям
уровня полномочий руководителей подразделений
в рамках существующей на предприятии
организационной структуры все
центры ответственности можно
а) Центр управленческих затрат — это подразделение, руководитель которого в рамках выделенного бюджета ответственен за обеспечение наилучшего уровня услуг. Этот тип, как правило, наиболее приемлем для административных департаментов предприятия (функциональных служб), где трудно поддаются измерению как затраты, так и результаты. В этом случае используются нестандартные методы контроля и стимулирования, такие как "оценка работы", "нулевой бюджет" и "целевое управление".
б) Центр
нормативных затрат — это подразделение,
в котором руководитель ответственен
за достижение нормативного (планового)
уровня затрат по выпуску продукции,
работ, услуг. Нормативы, как правило,
охватывают сферы прямых затрат труда,
прямых затрат сырья и материалов
и переменные накладные расходы.
Эффективность деятельности такого
подразделения, соответственно, измеряется
размером позитивных или негативных
отклонений фактического уровня затрат
от планового (нормативного). Как правило,
это наиболее подходящая схема для
производственных подразделений (цехов).
Специфическим центром
в) Центр доходов — это подразделение, руководитель которого в рамках выделенного бюджета ответственен за максимизацию дохода от продаж. При этом, как правило, руководители таких подразделений не имеют полномочий ни по дополнительному (сверх бюджета) расходу средств для привлечения дополнительных ресурсов, ни по варьированию ценами реализации с целью максимизации прибыли. Типичным примером подобного центра ответственности служит служба сбыта.
г) Центр
прибыли — этот центр ответственности
отличается от предыдущего расширением
полномочий руководителя. Здесь он
имеет право варьировать
д) Центр инвестиций — здесь в добавление к предыдущему пункту при оценке эффективности деятельности включается процент на задействованный капитал. Таким образом, целевой функцией, по которой оценивается эффективность деятельности "центра ответственности", здесь является либо отдача на инвестированный капитал, либо прибыль за вычетом процента на задействованный капитал. Этот показатель наиболее приемлем для подразделений предприятия с большой степенью автономности (например, крупное дочернее предприятие холдинговой промышленной компании). Полной самостоятельности в сфере инвестиций у отдельных структур компании не бывает практически никогда, поэтому можно говорить о том, что центры инвестиций в достаточно широких полномочиях имеют право определять политику в сфере капитальных и долгосрочных финансовых вложений, то есть капитализации своей чистой прибыли.
В реальной практике предприятий очень часто встречаются подразделения со статусом смешанного центра ответственности, которые сочетают в себе признаки двух или нескольких классических центров ответственности. "Смешанным" центром ответственности называется подразделение, в текущей деятельности которого "делегированные" полномочия по различным направлениям деятельности различны.
3.2 Повышение результативности системы бюджетирования
Несмотря на значительный объем имеющихся в российской научной практике разработок в области организации и развития системы бюджетирования, актуальной остается проблема повышения ее результативности. Под бюджетированием мы понимаем систему планирования будущих доходов, расходов и финансовых результатов производственной деятельности предприятия, а также контроль и анализ исполнения бюджетов.
По сути, бюджетирование
не требует наличия отдельного структурного
подразделения или должности, оно
лишь предполагает наличие определенной
области задач, которые вполне могут
выполняться сотрудниками организации.
Однако в такой ситуации возникает
опасность неэффективного выполнения
задач системы бюджетирования по
причине чрезмерной загруженности
уполномоченных на то сотрудников. Поэтому
есть вполне обоснованная необходимость
в создании обособленного (самостоятельного)
структурного подразделения или
должности. Бюджетирование рассматривается
как процесс, который возникает
на пересечении деятельности менеджера
и бухгалтера, поэтому сотрудника,
ответственного за решение задач
системы бюджетирования, целесообразней
будет называть бухгалтер-менеджер.
В условиях ограниченной стабильности
окружающей среды бухгалтер-менеджер
выполняет функции "навигатора",
осуществляя координацию и
Учетная система современной
организации находится под
Подвергаясь влиянию изменений, происходящих во внутренней и внешней среде, организационная структура системы бюджетирования, ее задачи и применяемые инструменты и методы также подлежат периодическому пересмотру и изменению.
Обеспечить адаптацию системы бюджетирования к быстро меняющимся требованиям рыночной экономики возможно путем постоянного ее совершенствования.
Процесс повышения результативности
уже имеющейся бюджетной
Следующий этап - это анализ
и оценка выбранных направлений
реформирования системы бюджетирования.
Бухгалтер-менеджер производит примерный
расчет затрат на создание и внедрение
инновационных продуктов и
Проведение регулярной модернизации системы бюджетирования будет способствовать ее эффективному функционированию, что позволит формировать более качественную информационную базу системы управления.
Важным моментом обеспечения
эффективной работы системы бюджетирования
является рациональное распределение
функций и задач
В процессе перераспределения
задач бюджетирования важно найти
"золотую середину" между максимальной
приближенностью к месту
Перераспределение задач является первым шагом по направлению к развитию новых тенденций системы бюджетирования - самоуправления и самоконтроля.
В основе самоуправления лежит
передача части функций, связанных
с процессом информационного
обеспечения, планирования и контроля,
от бухгалтера-менеджера в
Система бюджетирования нуждается в регулярном совершенствовании, адаптации к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды. Для этого нами разработаны мероприятия по повышению результативности ее функционирования. Реализация данных мероприятий позволит обеспечить стабильность развития организации и получение максимальной прибыли при минимальных затратах.
Заключение
Бюджетирование обеспечивает
лучшую координацию хозяйственной
деятельности, повышает управляемость
и адаптивность предприятия к
изменениям во внутренней (оргструктура,
ресурсы, потенциал предприятия) и
внешней среде (рыночной конъюнктуре),
снижает возможность
1. Планирование помогает
контролировать
2. Интегрированный бюджет
позволяет усовершенствовать и
повысить эффективность
3. Бюджет, являясь составной
частью управленческого
4. Бюджет является средством
координации деятельности
5. Бюджет - основа для оценки
выполнения плана центрами
6. Детально проработанный
бюджет и оперативный контроль
его выполнения позволяют
Система бюджетирования призвана обеспечивать оперативную взаимосвязь результатов не только с факторами, повлиявшими на их получение, но и с целями компании. Руководство на основе анализа результатов бюджетного процесса имеет возможность принимать решения, ориентированные на реализацию стратегии. На рассмотрение можно внести следующие предложения:
- совершенствовать методологию
бюджетирования, увязав систему
оперативного управления со
- оптимизировать трудозатраты
по поддержанию системы
- перейти на платформу,
поддерживающую как систему
- развивать систему мотивации на основе бюджетирования, интегрируя личные цели сотрудников с целями компании.
В сложившихся условиях для
товаропроизводителей целесообразно
создать надежную и гибкую систему
управления финансами, направленную на
решение вопросов бюджетной, кредитной,
инвестиционной политики, управления
финансовыми потоками, доходами, расходами,
оценки результатов своей
Список литературы