Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:40, курсовая работа
Целью данной работы является изучение подходов к организации управленческого учета, в частности бюджетирования. Цель бюджетирования - это подготовка информации, обеспечивающей полный контроль над операционной, инвестиционной и финансовой деятельностью организации, информации о запланированных финансовых результатах деятельности организации. Задачами данной работы является:
- изучение роли бюджетирования в управлении современным предприятием;
- рассмотрение структуры бюджетирования;
- изучение роли бюджетирования в оценке эффективности деятельности предприятия.
Исходя из разработки и внедрения систем бюджетного управления, можно выделить следующие бюджетные модели:
- индивидуальная модель комплексного бюджетирования;
- универсальная бюджетная модель;
- бюджетирование отдельных областей деятельности;
- бюджетирование финансовых потоков;
- бюджетирование товарно-
Индивидуальная модель комплексного
бюджетирования: Главная особенность
комплексного бюджетирования - предварительное
построение процессной модели деятельности
предприятия с последующей
Преимущества комплексного бюджетирования:
- фокусировка на особенностях предприятия;
- получение необходимой
детализации плановых и
- охват всех областей деятельности.
Главный недостаток данной модели - длительный срок разработки и, как следствие, высокая стоимость и риски в достижении результата.
Универсальная бюджетная модель: Данная модель, так же как и комплексная, охватывает все предприятие, однако является более простой с точки зрения разработки и функционирования. Первым шагом в разработке бюджетной структуры является определение перечня статей БДР и БДДС, а также формирование финансовой структуры исходя из объема финансовых полномочий подразделений предприятия (управление доходами, расходами, прибылью и т.п.). Затем происходит сопоставление статей сводных бюджетов и ЦФО, т.е. создаются операционные БДР по каждому центру ответственности. В том случае, если ЦФО могут управлять платежами в рамках своей деятельности, то так же формируются операционные БДДС. Сумма финансовых результатов и чистых денежных потоков по элементам финансовой структуры дает соответственно финансовый результат и чистый денежный поток соответственно в целом по организации.
Преимущества универсальной модели:
- высокая скорость разработки
и внедрения, особенно для
- возможность относительного
простого учета внутреннего
- быстрота планирования
и консолидации фактических
Недостатком является отсутствие функциональных планов (или их ведение в других документах), что иногда мешает взвешенной оценке планов предприятия по основным функциональным областям.
Бюджетирование отдельных областей хозяйственной деятельности: Модели бюджетирования отдельных областей хозяйственной деятельности являются наиболее простыми, их цель - предоставить руководству предприятия информацию об актуальных для контроля областях деятельности предприятия. Такие модели могут содержать от одного до нескольких натуральных или натурально-стоимостных бюджетов. Для коммерческих и производственных предприятий такими бюджетами традиционно являются бюджеты продаж и производства.
Преимуществами таких бюджетных моделей являются:
- быстрое и недорогое
внедрение, позволяющее в
- эффективное функционирование модели за счет небольшого числа бюджетов и простоты связей между ними.
К недостаткам данной модели
можно отнести следующее: 1) из-за
ограниченности моделей нет возможности
учесть все влияющие на нее факторы
(к примеру, недостаточное финансирование
может привести к невыполнению плана
производства и т.д.); 2) как следствие
- низкая достоверность и
Бюджетирование финансовых потоков: Формирование денежного потока можно представить схематично (схема 2)
Формирование денежного потока
Схема 2.
Данная модель бюджетирования является, пожалуй, самой распространенной .Это обусловлено следующими ее преимуществами: высокая скорость внедрения за счет небольшого числа бюджетов и связей между ними; как следствие - относительно низкая стоимость внедрения; данная модель особенно подходит для растущей российской экономики, когда управление ликвидностью более актуально, чем управление рентабельностью или стоимостью.
Таким образом, по соотношению цена/результат данную модель можно рекомендовать к применению в условиях развивающегося рынка, когда на первое место выходит ликвидность, а доходность не требует оперативного контроля.
Результирующим бюджетом данной модели является бюджет движения денежных средств (БДДС). Цель его составления - управление платежеспособностью (ликвидностью) предприятия. БДДС отражает движение денежных средств (денежного потока) по видам денежных средств и направлениям их движения.
Структура БДДС позволяет
планировать, учитывать и анализировать
денежные потоки в разрезах: направленности
денежных потоков; структуры выплат
и поступлений по направлениям их
движения; объемов выплат и поступлений
(совокупных, по группам статей и
по отдельным статьям); промежуточных
и итоговых результатов (разницы
между поступлениями и
Бюджетирование товарно-
Преимуществами данной модели являются:
- относительно невысокая стоимость и сроки внедрения (по сравнению с комплексной моделью);
- возможность управления наиболее важным показателем деятельности предприятия - прибылью от основной деятельности, что особенно актуально в средне- и долгосрочной перспективе;
- возможность эффективного
управления основными
- возможность контроля
и управления прямыми и
К недостаткам такой бюджетной модели можно отнести следующее:
- недостаточная комплексность
и, как следствие, зависимость
результатов от неучтенных
- финансовые результаты
не являются полными и
Результирующим бюджетом данной модели является бюджет основной деятельности (БОД). Структура БОД раскрывает:
- структуру (источники формирования) доходов предприятия по основной деятельности;
- структуру (направления расходования) расходов предприятия по основной деятельности;
- объемы доходов и расходов (совокупные, по группам статей и по отдельным статьям);
- разницу (т.е. валовую
прибыль или убытки) между доходами
и расходами от основной
В итоге хочется отметить,
что хотя формально не все модели
соответствуют общепринятому
- наличие центров финансовой
ответственности (хотя в
- наличие взаимосвязанных бюджетов, позволяющих планировать деятельность и учитывать факт в одних и тех же разрезах;
- возможность доработки и оптимизации системы.
Именно выбор оптимальной бюджетной модели на этапе разработки финансовой и бюджетной структур позволит предприятию не только сократить время и затраты, но и получить максимальный результат, выражающийся в повышении прозрачности бизнеса и улучшении финансовых показателей в кратчайшие сроки, а также обеспечить возможность дальнейшего роста и развития системы. В технологиях бюджетного управления реализуется современный подход к управлению, сущность которого может быть сведена к постановке целей, планированию, контролю на основе разработанных планов, анализу результатов, выявлению причин отклонений и принятию решений, их устраняющих.
Глава 3 Бюджетирование в оценке эффективности деятельности предприятия
3.1 Центры ответственности и их оценка исполнения бюджета
Для результативного
Подходы к формированию центров
ответственности могут быть различны.
В общем виде данный процесс определяется
положениями генерального плана, позволяющего
предприятию достигнуть стратегического
целеполагающего результата. В рамках
директивной системы
Несомненно, выбор способа формирования центров ответственности определяется спецификой конкретной ситуации, однако всегда необходимо учитывать ряд принципов:
в каждом центре ответственности должны быть показатель для измерения объема деятельности и база для распределения расходов;
в каждом центре ответственности должен быть ответственный руководитель. При этом ответственность в данном контексте означает, что руководитель подразделения не только контролирует, но и имеет возможность непосредственно влиять на параметр, за который он отвечает;
степень детализации должна быть достаточной для анализа, но не избыточной, чтобы ведение учета не было чересчур трудоемким;
на центр ответственности желательно относить только прямые расходы, непосредственно связанные с его работой;
поскольку деление предприятия
на центры ответственности сильно влияет
на мотивацию руководителей
Учет и анализ по центрам
ответственности — это система,
которая измеряет (оценивает) соответствие
достигнутых результатов
Заметим, что различные подразделения (центры ответственности) на предприятии различаются по своей "степени свободы", то есть по полномочиям руководителей структурных подразделений в своей оперативной работе. Так, начальник производственного цеха, как правило, имеет право самостоятельно определять величину и структуру удельных затрат по выпуску тех или иных видов продукции, в то время как сама структура и величина выпуска устанавливаются и жестко контролируются аппаратом управления в лице планово-экономического управления.