Бизнес-планирование теория, методика, практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – разработка бизнес-плана для действующей торговой организации.
Задачи работы:
- изучение теоретических основ планирования и бизнес-планирования, в частности;
- анализ основных показателей работы торговой организации и выявление проблем в ее деятельности;
- разработка бизнес-плана по укреплению финансового состояния организации.

Работа содержит 1 файл

Бизнес-планирование теория, методика, практика.doc

— 465.00 Кб (Скачать)

     Второе  из условий непрерывности планирования – постоянное следование планов друг за другом - компании, как правило соблюдают. В то же время не редки случаи прерывания процесса планирования: фирмы разрабатывают план в течении определенной части года, утверждают его и прекращают планирование до следующего периода.

     Процесс планирования должен быть непрерывным  в связи с тем, что:

        1. Неопределенность внешней среды и наличие непредусмотренных изменений делают необходимой постоянную корректировку ожиданий фирмы относительно внешних условий и, соответственно, исправление и уточнение планов;
        2. Изменяются представления фирмы о своих внутренних ценностях и возможностях; если фирма не будет учитывать такие изменения, запланированный и полученный результат может оказаться никому не нужным.

     Таким образом, непрерывный процесс планирования позволяет обеспечивать постоянную вовлеченность работников фирмы  в плановую деятельность со всем вытекающими  из этого выгодами.

     Принцип единства предполагает систему взаимосвязанных между собой элементов, имеющих единую направленность развития.

     Комплексность планирования обеспечивает взаимную увязку всех показателей и разделов планов и направлений деятельности предприятия.

     Выделение приоритетов предполагает необходимость определения в планах главных задач или направлений развития, требующих первоочередного решения и выделения средств, в целях повышения эффективности деятельности предприятия.

     Принцип гибкости планирования означает изменение  и уточнение планов в процессе их реализации с учетом изменения внешней и внутренней среды функционирования предприятия.

     Принцип оптимальности и экономичности  предполагает разработку нескольких альтернативных вариантов плана развития предприятия и выбор лучшего варианта с точки зрения экономичности его реализации и получения наиболее высоких результатов.

     Принцип контроля позволяет своевременно обнаружить недостатки в работе предприятия, предупредить возможные диспропорции развития, а  также выявить резервы повышения  эффективности деятельности. 

     1.2 Система планов организации 

     Результатом процесса планирования является система  планов. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового  периода. План – это набор инструкций для менеджеров, описывающих, какую роль каждая часть фирмы должна играть в процессе достижения целей фирмы.

     Процесс планирования сложен и разнообразен. Этим определяется комплексный характер системы планов, которую можно  разделить на следующие элементы.

  1. Стратегический план фирмы (часто составляется на пять лет вперед) и общественные планы, составленные в продолжение стратегического плана.
  2. Стратегические планы отдельных единиц, входящих в состав фирмы.
  3. Оперативные планы фирмы.
  • общественные планы текущей деятельности, так называемые «хозяйственные планы» или «планы прибыли», рассчитываются на один год. С помощью планов текущей деятельности товары и услуги производятся и поставляются на рынок;
  • текущие планы подразделений, в том числе бюджетные, дополняют общефирменные планы текущей деятельности.
  • Помимо планов результатами процесса планирования являются программы (или планы программы) и проекты.

     Стратегический  план включает в себя видение и  миссию, общие цели, определяющие место  фирмы в будущем, выбранные стратегии  действий. Составной частью стратегического плана является политика фирмы.

     В стратегический план входят глобальные программы фирмы.

     Планы действий любой фирмы можно охарактеризовать либо как наступательные, либо как  оборонительные. Наступательные планы  предполагают развитие фирмы: производство новых товаров и услуг, выход на новые рынки сбыта, завоевание конкурентного превосходства.

     Наступательные  планы обычно создают крупные, обладающие высоким экономическим потенциалом  фирмы.

     Средние и мелкие фирмы довольствуются оборонительными планами, нацеленными на удержание своих позиций на рынке и предупреждение банкротства фирмы.

     План  развития фирмы, является выражением наступательных планов, включает в себя комплекс мероприятий, необходимых для создания новых  сфер деятельности фирмы. План развития должен определять пути выхода на новые позиции и уметь давать ответы на следующие вопросы:

  1. Каковы будут условия в будущем, каких товаров и услуг будут ждать потребители от данной фирмы?
  2. Каков должен быть характер внутренних элементов фирмы, необходимый для ее развития ?
  3. Какими новыми видами продукции должна быть дополнена номенклатура предприятия или же какая часть основной продукции должна быть заменена новыми товарами и услугами?
  4. Каковы должны быть методы предупреждения ошибок при вложениях капитал и разработке новой продукции?
  5. Каков должен быть диапазон экономических ресурсов, нужный для производства новых товаров и услуг?
  6. Каковы должны быть организационные способы создания новых производств, будет ли это поглощение в форме скупки других предприятий, слияния с фирмами, производящие лучшие продукты, или создание новых производств собственными силами, путем проведения научных исследований и разработок и осуществления предпринимательских проектов. План развития для отдельной деловой единицы оформляется в виде бизнес – плана.

     Вариантом оборонительных планов является ликвидационный план, который включает в себя рекомендации по избавлению от ненужных фирме элементов, которые создают препятствия  на пути ее развития. Это могут быть конкретные виды убыточных или низкорентабельных товаров и услуг, неэффективно работающая собственность, отдельные организационные единицы. Характерной для фирмы является разработка программ и проектов. Программы обычно определяют развитие одного из важных аспектов жизни фирмы. Это могут быть программы по совершенствованию технологии, программы организации контроля качества, программы учета запасов и другие. Проекты отличаются от программ тем, что, ориентируясь на определенные аспекты жизнедеятельности и развития фирмы, они имеют установленную стоимость, график выполнения, включают технические и финансовые параметры, то есть отличаются высоким уровнем конкретной проработки. Обычно проекты бывают связанны с созданием и продвижением на рынок новых продуктов и услуг фирмы. В форме проекта обычно составляется бизнес – план.

 

      1.3 Бизнес – план: значение и структура 

     Бизнес-план как документ наделен специфичными, только ему присущими чертами, но при этом о нем нельзя говорить как о документе со строго заданными  параметрами. Четкой регламентации структуры бизнес-плана не существует. Однако есть ряд пунктов, которые являются основополагающими и без которых бизнес-план не может играть поставленной перед ним роли: это разделы, освещающие идеи, цели бизнеса, специфику продукта предприятия, определяющие структуру будущего предприятия, его финансовый проект и перспективы развития, предлагающие конкретную стратегию поведения фирмы в реальных рыночных условиях.

     Таким образом, при создании собственного дела предприниматель должен составить бизнес-план с желательным рассмотрением следующих пунктов:

     1) общая характеристика организации  (резюме);

     2) характеристика товаров (услуг);

     3) рынок сбыта товаров (услуг);

     4) конкуренция на рынках сбыта;

     5) план маркетинга;

     6) план производства;

     7) организационный план;

     8) риски в деятельности;

     9) финансовый план;

     10) приложения.

     В соответствии с Методическими рекомендациями Минэкономразвития РФ по реформе  предприятий от 1 октября 1997г. № 118 бизнес-план проекта, реализуемого в рамках инвестиционной политики предприятия, должен включать следующие разделы:

     - вводная часть;

     - обзор состояния отрасли (производства), к которой относится предприятие;

     - производственный план реализации  проекта;

     - план маркетинга и сбыта продукции  предприятия;

     - организационный план реализации  проекта;

     - финансовый план реализации проекта;

     - оценка экономической эффективности  затрат, осуществленных в ходе  реализации проекта.

     С позиций популярных в России пакетов  разработки бизнес-планов COMFAR (UNIDO) и Project Expert (UNIDO, Tacis) основными разделами бизнес-плана являются следующие:

     1. Краткое описание.

     2. Бизнес и его стратегия

     3. Рынок и маркетинговая стратегия (план-маркетинг)

     4. Производство и эксплуатация

     5. Управление и процесс принятия решений

     6. Финансы (финансовый план)

     7. Факторы риска

     При необходимости большей детализации  в бизнес-план включаются приложения. Это документы, иллюстрирующие те или  иные положения, исходя из которых производится планирование. Количество и состав приложений определяются в зависимости от поставленной цели, предмета бизнеса и других факторов.

     Наиболее  распространенные документы, входящие в приложения:

     - технические данные о продукции;

     - анкеты руководящих работников;

     - организационная и другие схемы;

     - результаты аудиторских проверок;

     - мнения консультантов и экспертов.

     На  титульном листе бизнес-плана  следует указать, что приведенная  в данном бизнес-плане информация носит конфиденциальный характер и  представляет предпринимательскую  тайну. 

 

     2. Бизнес – план ООО «Мастер салат» 

     2.1 Экономическая характеристика финансово хозяйственной деятельности  

     Адрес предприятия: улица Ползунова 9

     тел. 279-58-33

     Учредители: Тарасов Гусельникова Е.Г. Акбулатов А.Н.

     Назначение  бизнес-плана:  

     Разработка  плана создания и функционирования предприятия по обеспечению потребителей салатами

     Калькуляция себестоимости 

     Таблица №1 - Калькуляция себестоимости

Статьи  расхода Сумма ежемесячно в рублях
  1. Постоянные расходы
    1. Арендная плата
    2. Погашение банковского кредита
    3. Заработная плата работников
    4. Отчисления из заработной платы
    5. Плата за телефон
    6. Расходы на эл. энергию
    7. Страховые взносы
    8. Амортизационные отчисления:
А) Оборудование

Б) Здание

В) Транспорт

 
8000

67000

71000

21868

250

1686

23730 

33900

11500

14400

  1. Переменные расходы
    1. Расходы на закупку сырья
    2. Выплата Банковского процента
    3. Расходы на рекламу
    4. Оплата бензина
    5. Прочие неучтённые расходы
    6. НДС
    7. Налог на прибыль
 
320000

16000

9000

1500

9000

24085

  1. Первоначальные выплаты
    1. Стоимость оборудования
    2. Первоначальный взнос за аренду
 
339000

37500

Информация о работе Бизнес-планирование теория, методика, практика