Бизнес-планирование теория, методика, практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – разработка бизнес-плана для действующей торговой организации.
Задачи работы:
- изучение теоретических основ планирования и бизнес-планирования, в частности;
- анализ основных показателей работы торговой организации и выявление проблем в ее деятельности;
- разработка бизнес-плана по укреплению финансового состояния организации.

Работа содержит 1 файл

Бизнес-планирование теория, методика, практика.doc

— 465.00 Кб (Скачать)

СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Кафедра экономики 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Бизнес–планирование: теория, методика и практика 

                                      Студентки заочного факультета

                                      Василенко Анастасия  Николаевна

                                      Руководитель: к.э.н., доцент

                                      кафедры экономики

                                      Городкова С.А 
 
 
 
 
 
 

Чита

2010

 

      Введение 

     С общеэкономической точки зрения планирование – это механизм, который  заменяет цены и рынок.

     В рамках рыночной системы главным  координатором действий ее участников являются цены. Именно цены определяют выгодное для продавцов и покупателей объемы и способы производства и потребления товаров. Фирма как участник рыночной системы также вынуждена подчиняться ценовому механизму, закону спроса и предложения, поскольку не имеет возможности отменить их действие. Поэтому в окружающем мире рынка фирма – всего лишь клетка большого организма, общая роль которой в основном не осознается ею.

     Однако  во внутренней среде каждой хозяйственной  единицы механизм цен вытеснен сознательными  действиями и авторитетными решениями менеджеров. Предприниматель осознано определяет основные направления внутрифирменной деятельности. Следовательно, внутренняя природа фирмы основывается на системе плановых решений.

     Таким образом, участники внутрифирменной  деятельности теряют свободу действий, характерную для самостоятельных и не зависимых друг от друга субъектов рынка, их поведение оказывается под контролем управляющих предприятием.

     Почему  планирование как система волевых, сознательно принимаемых решений  вытесняет рынок во внутренней деятельности фирмы?

     У экономистов есть несколько ответов  на этот вопрос.

  1. Ограниченные размеры фирмы позволяют контролировать действия, происходящие внутри ее, и таким образом сводить к минимуму неопределенность рыночной среды и ее негативные последствия.
  2. Применяя планирование, фирма устраняет те издержки, которые она могла бы иметь, если бы действия внутри фирмы совершались на основе купли – продажи. Ведь всякой торговой сделки (трансакции) сопутствуют так называемые трансакционные издержки: затраты на поиски покупателя или продавца, проведение переговоров о предмете сделки, оплата услуг консультантов и т.п. Отменяя отношения купли – продажи, предприятие устраняет дополнительные затраты.

     Осуществляя административную функцию, связанную  с волевым руководством и принятием решений, предприниматель занимается планированием также в более узком смысле как разновидностью управленческой деятельности.

     Планирование  является естественной частью менеджмента. Его можно определить как умение предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения определенных целей.

     Внутрифирменное планирование может отличаться по срокам, целям и прочим признакам. Одним  из видов планирования является бизнес-планирование.

     Особое  значение бизнес-планирование приобретает для предприятия, у которого есть проблемы. В данном случае бизнес-план помогает найти источники финансирования затрат, определить пути выхода из кризиса, определить перспективы развития предприятия. Поэтому тема, выбранная для написания курсовой работы, является актуальной.

     Цель  работы – разработка бизнес-плана для действующей торговой организации.

     Задачи  работы:

     - изучение теоретических основ  планирования и бизнес-планирования, в частности;

     - анализ основных показателей работы торговой организации и выявление проблем в ее деятельности;

     - разработка бизнес-плана по укреплению  финансового состояния организации.

     Объект  исследования – магазин «Мастер салат».

 

     1. Планирование в условиях рыночных  отношений 

     1.1 Сущность и принципы современного планирования 

     План  – это рабочий инструмент достижения поставленной цели субъектом предпринимательства, созданный на основе конъюнктурного прогноза среды хозяйствования и  расписанный по исполнителям, времени  и средствам.

     Приведенное определение плана содержит следующие ключевые слова:

     «инструмент» - означает, что план не самоцель, а  средство достижения цели. Арсенал  средств достижения цели может включать экономические, психологические, коммерческие, организационные, кадровые, технологические и иные действия. Средства достижения цели могут меняться, и в этом заключается смысл понятия «рабочий инструмент», когда в механизме планирования предусматривается постоянная возможность уточнить используемые средства, если это потребуют цель и изменившиеся условия бизнеса. Такой подход означает доминанту адаптации плана над его стабильностью;

     «достижения поставленной цели» - определяет удовлетворение личных и коллективных потребностей работников объекта хозяйствования. Цель - как желаемый результат, как  центр стремления в плане - должна осуществляться точно к намеченному сроку;

     «На основе конъюнктурного прогноза» - означает, что в основе субъективных действий исполнителей плана находится их понимание объективных закономерностей существования хозяйственной среды и ее использование: знание механизма рынка, в том числе по рынку своего товара, и разработка прогноза как предварительной части планирования;

     «расписание по исполнителям, времени и средствам» - означает что план действий обязательно  должен быть обеспечен ресурсами: временными и пространственными, т.е. должен быть обеспечен по срокам исполнения материальными, трудовыми, финансовыми и интеллектуальными средствами. Без такого обеспечения план превращается в реально достижимое событие.

     На  основании приведенного определения плана можно дать определение основной цели и основной задачи планирования. Основной целью плана является реализованное событие. Основной задачей планирования является выбор волевых ответственных действий в условиях имеющихся ресурсных ограничений, сбалансированных по исполнителям, времени ресурсам.

     Планирование - это процесс экономического обоснования рационального поведения субъекта хозяйствования для достижения своих целей. Планирование представляет собой процесс формирования целей, определение приоритетов, средств м методов достижения. Оно зачастую рассматривается как завершающий этап прогнозирования, в процессе которого принимаются решения на основе выбора тех или иных альтернатив развития.

     Планирование  имеет как преимущества, так и недостатки.

     Преимущества  планирования:

  1. Стремление решить задачу рационально и с наименьшими затратами;
  2. Обдуманная подготовка к использованию будущих преимуществ среды хозяйствования;
  3. Улучшение координации действия исполнителей;
  4. Усиление коллективных возможностей приложения сил за счет современных действий заинтересованных лиц;
  5. Более рациональное использование ограниченных ресурсов;
  6. Возможность контроля за событиями и определение проблем в деятельности.

     Недостатки  планирования:

  1. Невозможность в плане отобразить все многообразие жизненных условий, особенно в сложно организованных системах;
  2. Стабильность принятого решения, что может обернуться убытком при динамичных обстоятельствах бизнеса;
  3. Необходимость ресурсов (времени и средств) для разработки плана.

     План  нельзя считать панацеей от всех бед. Его применение имеет ряд ограничений, которые обусловлены:

  1. Неопределенностью, многомерностью и стохастичностью среды хозяйствования. Поэтому для исполнения так важны: во- первых, поиск дополнительной достоверной (в том числе новой) информации и, во – вторых, прогноз и определение степени его вероятности;
  2. Несовершенство законодательной базы страны;
  3. Ограничениями по ресурсам;
  4. Проблемами этического свойства, если в обществе не сформированы устои предпринимательской этики и отсутствует культура бизнеса.

     Кроме того, возможно искажение роли планирования по следующим принципам:

  1. Авторитарность руководства фирмы;
  2. Субъективизм взглядов исполнителей;
  3. Неточная и не полная информация;
  4. Форс – мажорные обстоятельства;
  5. Отсутствия финансового обеспечения действий исполнителей;
  6. Ошибки в электронных расчетах.

     План  деятельности должен быть выражен в  письменной форме для его лучшего  понимания исполнителями. Кроме  того. Такой план в дальнейшем легче  проконтролировать.

     В современной практике внутрифирменного планирования имеются свои особенности. К ним относятся:

  1. Дифференциация функций планирования;
  2. Повышение сложности плана;
  3. Учет требований маркетинга;
  4. Значительный объем элементов перераспределения ресурсов.

     Критерием эффективности внутрифирменного планирования выступает степень использования плана в реальной хозяйственной жизни руководства, степень соответствия плана реальным условиям. Поэтому в настоящее время планирование фирмы представляет собой непрерывный процесс, направленный на адаптацию временных решений, относящихся к будущему, с учетом постоянного обновления информация о состоянии дел фирмы и условий ее деятельности.

     В рыночной экономике адаптация плана стала основной проблемой планирования. Она зависит от выбора момента принятия планового решения. Затягивание этого момента ради сбора и учета полной информации может привести к замедлению и потере времени. Поэтому необходим выбор времени принятия планового решения, а затем разработка процесса его адаптации с учетом вновь поступающей информации.

     Опыт  показывает, что во внутрифирменном  планировании необходимо как подчинение, так и демократизм. Поэтому, подчиняясь в общих вопросах руководству, каждый специалист на своем участке работы имеет значительные полномочия, позволяющие  ему принимать ответственные решения в пределах своей компетенции. Такой подход обеспечивает процессу планирования необходимую инициативу и творчество самодисциплине исполнителей: работник сам проверяет ценность своего решения или приходит к отказу от него.

     Чтобы план был действительно полезным, он должен выполнять роль помощника в управлении, но никак не главную роль действующего лица.

     Планирование  деятельности предприятия основывается на использовании таких принципов, как непрерывность, органическое единство, комплексность, выделение приоритетов, гибкость, оптимальность и экономичность, контроль.

     Принцип непрерывности планирования предполагает что:

        1. Процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла;
        2. Разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу

Информация о работе Бизнес-планирование теория, методика, практика