Биржевое дело

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 01:15, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть фондовые биржи, как определяющее направление развития фондового рынка в Российской Федерации.
В связи с постоянной целью необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические и правовые основы биржевого дела;
- рассмотреть организационные аспекты функционирования фондовой биржи;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические и правовые основы биржевого дела 5
1.1. Понятие, сущность, предпосылки возникновения
фондовой биржи 5
1.2. Правовое регулирование деятельности фондовой биржи 8
1.3. Товар фондовой биржи – ценные бумаги и их классификация 9
1.4. Виды фондовых бирж 11
1.5. Роль фондовой биржи 12
Глава 2. Организационные аспекты функционирования фондовой биржи 16
2.1. Участники биржевой торговли 16
2.2. Методы организации биржевой торговли 17
2.3. Операционный механизм биржевой торговли 27
2.4. Биржевые сделки 33
Глава 3. Проблемы и перспективы развития биржевого дела в РФ 37
Заключение 40
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 222.50 Кб (Скачать)

     -вести  реестр уполномоченных лиц своих  членов.

     Организаторы  торговли не реже 1 раза в год должны подвергаться внешнему аудиту. Фондовой бирже запрещается выступать в качестве организатора внебиржевой торговли. 

     Организатор торговли на рынке  ценных бумаг обязан раскрыть следующую  информацию любому заинтересованному лицу:

     -правила  допуска участника рынка ценных бумаг к торгам;

     -правила  допуска к торгам ценных бумаг;

     -правила  заключения и сверки сделок;

     -правила  регистрации сделок; порядок исполнения сделок;

     -правила,  ограничивающие манипулирование  ценами;

     -расписание  предоставления услуг организатором торговли на рынке ценных бумаг;

     -регламент  внесения изменений и дополнений  в вышеперечисленные позиции;

     -список  ценных бумаг, допущенных к  торгам.

     В зависимости от степени развития фондового рынка, количества обращающихся ценных бумаг, поступающих заказов на покупку и продажу, числа участников торговых операций, динамики изменения цен применяются различные способы проведения торговли ценными бумагами.

     

     Различают два основных способа организации  торговли ценными бумагами: простой  и двойной аукционы, каждый из которых имеет свои разновидности. На рисунке 2 представлена укрупненная схема классификации методов организации торговли ценными бумагами.

Схема 2. Классификация методов организации торговли7 

     При зарождающемся фондовом рынке, когда  число покупателей и продавцов невелико, а также при небольшом количестве предлагаемых для продажи ценных бумаг торговля осуществляется по принципу простого аукциона. На развитых фондовых рынках торговля ценными бумагами происходит по принципу двойного аукциона.

     Простой аукцион

     Простой аукцион представляет собой организацию  торговли ценными бумагами, при которой  продавцы и покупатели проводят эпизодические  сделки напрямую между собой. Он характеризуется  нерегулярностью проведения операций и отсутствием развитой сети посредников при осуществлении торговли. Простой аукцион в зависимости от спроса и предложения может быть организован в виде:

     —   аукциона продавца;

     —   аукциона покупателя;

     —   заочного аукциона.

     Простой аукцион продавца предполагает наличие на рынке ограниченного количества продавцов, которые предоставляют для продажи ценные бумаги, и относительно большой спрос со стороны покупателей, которые конкурируют между собой. Продавец предлагает для реализации финансовый актив, устанавливая стартовую (начальную) цену, ниже которой он не продаст ценные бумаги. Стартовая цена является нижней границей стоимости финансовых активов, от которой начинаются торги. При наличии большого числа покупателей уровень стартовой цены не имеет принципиального значения, так как реальная цена определится в ходе конкурентных торгов. В процессе проведения аукциона цена постоянно растет в результате конкуренции между покупателями. В конце концов остается один покупатель, предложивший максимальную цену за выставленный пакет акций. Сделка заключается между продавцом и победителем аукциона, готовым заплатить наивысшую цену. Именно по такой системе осуществлялась продажа пакетов акций предприятий в процессе приватизации в России. Данный тип организации торговли получил название «английский аукцион».

     Простой аукцион покупателя предполагает, что на рынке существует достаточно много продавцов при ограниченном числе покупателей. В этом случае покупатель выбирает наилучшее предложение со стороны продавцов, которые вынуждены снижать цены, чтобы реализовать финансовый актив. Такая ситуация возникает на рынке, когда для реализации предлагаются акции предприятия, финансовое состояние которого не очень хорошее, и владельцы ценных бумаг стремятся от них избавиться. Аукцион проходит путем последовательного снижения продавцом цен на акции. Победителем становится тот покупатель, который первым согласится на предлагаемую цену. В мировой практике, когда торги идут по принципу снижения цен на выставленные ценные бумаги, данный вид аукциона называют «голландским аукционом».

     Одной из форм простого аукциона является закрытый аукцион, на котором продавец объявляет о продаже определенного числа ценных бумаг в течение ограниченного периода времени. Покупатели подают заявки на приобретение данного актива, указывая соответствующие цены. Инвесторы не знают информации об общем числе подаваемых заявок, предлагаемом другими покупателями уровне цен и количестве ценных бумаг, которые желают приобрести другие участники аукциона. В период проведения аукциона заявки накапливаются, после чего информация о количестве ценных бумаг, на которые поданы заявки, и уровне цен обрабатывается и сообщается продавцу, который принимает решение о приемлемом уровне цены. Ценные бумаги приобретают инвесторы, чьи предложения по цене были выше цены, устраивающей продавца, или равны ей. Данная форма проведения аукциона использовалась в России при продаже акций приватизированных предприятий на чековых аукционах и на специализированных денежных аукционах, а также применяется в настоящее время при первичном размещении государственных облигаций.

     Двойной аукцион

     Наибольшее  распространение в мировой практике получила организация торговли в форме двойного аукциона, при котором идет одновременная конкуренция как со стороны продавцов, так и со стороны покупателей. Двойной аукцион может существовать только при наличии на рынке большого количества ценных бумаг, обладающих высокой степенью ликвидности, значительного числа участников фондового рынка, заинтересованных в проведении операций по данным ценным бумагам, а также при существовании хорошо организованной инфраструктуры фондового рынка. В странах с развитым фондовым рынком биржевая и внебиржевая торговля ценными бумагами проходит в форме двойного аукциона. Организация торговли в этом случае предусматривает одновременное поступление заявок на покупку и продажу финансовых активов по определенным ценам. Перед организаторами торговли ставится задача максимального удовлетворения поступающих заказов по приемлемым для участников торгов ценам и обеспечение эффективного функционирования рынка.

     В зависимости от методов удовлетворения заявок участников двойной аукцион  подразделяется на залповый (онкольный) и непрерывный.

     Залповый  аукцион предполагает, что сделки совершаются не постоянно, а с определенной периодичностью. Поступающие заявки в течение конкретного периода времени накапливаются, обрабатываются, а затем удовлетворяются.

     Залповый  аукцион применяется при недостаточно ликвидном рынке, когда сделки совершаются нерегулярно, их объемы невелики, а разница в ценах относительно большая. Периодичность удовлетворения заявок («проведения залпов») определяется ликвидностью рынка. При ликвидном рынке залпы производятся достаточно часто, при менее ликвидном — реже.

     Особенностью  проведения залпового аукциона является определение цены аукциона, которая должна быть единой для всех участников сделки. Рассмотрим пример установления единой цены по конкретному виду ценных бумаг, реализуемых на аукционном рынке залповым методом.

     Таблица 1.8

Расчет  единой цены при залповом аукционе

Заказы  на покупку Заказы  на продажу
Количество  ценных бумаг Цена       Цена       Количество  ценных бумаг
по  заявке       нарастающим итогом по заявке       нарастающим итогом
300 300 рыночная рыночная 500 500
100 400 47 41 50 550
200 600 46 42 100 650
400 1000 45 43 250 900
600 1600 44 44 500 1400
1000 2600 43 45 600 2000
3000 5600 42 46 2500 4500

 

     Поступившие заявки накапливаются и ранжируются  по заказам на покупку по мере убывания цены, а по приказам на продажу —  по мере роста цен. При расчете  исходят из того, что инвестор, желающий купить акции по указанной им цене, будет согласен приобрести их и по более дешевой цене. Например, инвестор, подавший заявку на покупку 100 акций по цене 47 усл. ед., не откажется от сделки при цене, равной 46 усл. ед. Аналогичным образом предусматривается, что продавцы также устанавливают только нижний предел цены и согласны на удовлетворение своего заказа по более высокой цене. Исходя из этих установок, определяется единая цена, по которой можно реализовать максимальное число заявок. В рассматриваемом примере эта цена составляет 44. По ней будут удовлетворены заявки на продажу 1400 акций. Заказов на покупку акций по этой цене больше, и их число составляет 1600, следовательно, часть заказов на покупку в количестве 200 акций будет не реализована. Эти заказы останутся в книге заказов до проведения следующего аукциона. Если не могут быть удовлетворены все заявки, цена по которым равна курсу аукциона, то исполняются те из них, которые были проданы раньше.

     При больших размерах рынка расчет единой цены и удовлетворение заявок происходят достаточно часто. Например, на Франкфуртской фондовой бирже, где торговля идет по принципу залпового аукциона, по наиболее ликвидным акциям обновление цены происходит каждые 5—7 минут. По наименее лик­ видным акциям удовлетворение заявок производится один раз в течение торговой сессии. Если залпы проводятся достаточно час­ то и изменение цен удовлетворения заявок проходит быстро, то залповый аукцион практически приближается по механизму функционирования к непрерывному аукциону.

     Непрерывный аукцион предполагает, что одновременно осуществляется регистрация цен на покупку и продажу ценных бумаг, которые отражаются на электронном табло для обозрения всеми участниками биржевой торговли или заносятся в книгу заказов. В ряде случаев аукцион проводится по принципу «толпы» (например, Лондонская международная биржа финансовых фьючерсов и опционов), при котором брокеры в специально отведенных местах «с голоса» заключают между собой сделки под контролем служащих биржи.

     При непрерывном аукционе на электронном табло по каждому виду ценных бумаг указываются наилучшая цена на продажу (минимальная цена) и наилучшая цена на покупку (максимальная цена), а также время совершения последней сделки. Брокеры, видя данные о наилучших ценах, принимают решения о покупке (продаже) ценных бумаг, если цены их устраивают, или предлагают свои цены, уменьшающие «спред» — разницу между ценой покупки и ценой продажи. Например, если на табло по конкретному виду ценной бумаги указаны котировки 83 руб. на покупку и 83,78 руб. на продажу, а у брокера есть «рыночный» приказ купить эти бумаги по наилучшей цене, то брокер может выбрать следующие варианты действий:

     -купить  ценные бумаги по цене 83,78 руб., так как это наилучшая цена  на данный момент времени;

     -подождать,  когда цена на продажу снизится, если он прогнозирует снижение котировки;

     -предложить  цену покупки выше существующей (например, 83,4 руб.), т. е. его цена  становится наилучшей на покупку  и желающие продать ценные  бумаги в первую очередь обратятся  именно к этому брокеру. По результатам торговой сессии биржа публикует информацию о количестве и объеме сделок по каждому виду ценных бумаг, наилучших ценах на покупку и на продажу ценных бумаг в течение биржевого дня, а также цену открытия (цену в начале биржевого дня) и цену закрытия (цену на момент закрытия биржи). 

2.3. Операционный механизм биржевой торговли

     При осуществлении сделок купли-продажи  акций через систему биржевой торговли продавец и покупатель практически  никогда не встречаются между  собой, а действуют через посредников, которые на профессиональном уровне обеспечивают исполнение их заказов. Клиент, желающий продать ценные бумаги, передает заявку своему брокеру, находящемуся в брокерской фирме. Заявка может быть подана в устной форме, по телефону, по компьютерной связи, в письменной форме или каким-либо другим способом, согласованным между клиентом и брокерской фирмой. Брокерская фирма располагается на весьма отдаленном рас­ стоянии от биржи, где находятся лишь ее представители. Поэтому фирма передает заказ клиента своему агенту, находящемуся в торговом зале биржи, по компьютерным системам связи или по телефону. Обработав полученный заказ, представитель фирмы направляет его брокеру для исполнения, который будет искать наилучшие пути его реализации.

     Аналогичным образом поступает инвестор, желающий приобрести ценные бумаги, отдавая поручение своему брокеру. На рисунке 3 представлена укрупненная схема совершения сделки по купле-продаже ценных бумаг на бирже.

Схема 3.9 Организация биржевой торговли (1 — поручение клиента; 2 — передача приказа на биржу; 3 — передача приказа торговому брокеру; 4 — исполнение заказа на продажу; 5 — исполнение заказа на покупку; 6 — передача приказа специалисту (дилеру)) 

     Всех  лиц, работающих в торговом зале биржи, можно разделить на следующие группы:

     -комиссионные  брокеры;

     -брокеры  торгового зала;

     -специалисты;

Информация о работе Биржевое дело