Безработица, виды и формы безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 03:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение безработицы и ее особенностей на примере Республики Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
Глава 1.Теоретические основы исследования безработицы……………………...7
1.1 Основные понятия и характеристики безработицы………...………….…7 1.2 Виды и формы безработицы……………………………………….…..…....9
1.3 Проявления безработицы ………………………………………………….15
Глава 2.Анализ уровня безработицы в Республике Беларусь…………………...18
2.1Причины, влияющие на динамику безработицы………..………………...18
2.2Динамика и анализ уровня безработицы в Республике Беларусь ………20
Глава 3. Пути решения проблемы занятости в Республике Беларусь………… 32
3.1Государственное регулирование рынка труда ………………..………..32
3.2 Особенности политики занятости в Республике Беларусь…..……….…35
Заключение………………………………………………………………………….43
Список использованных источников……………………………………………...45
Приложения……………………………………………………………………........47

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 883.50 Кб (Скачать)

Методы  регулирования рынка труда делятся  на следующие группы: прогнозирование  структуры занятости и рынка  труда; меры по регулированию занятости; меры по социальной защите населения. Данные меры  направлены  на уменьшение уровня безработицы и содействие занятости населения.

     3.2 Особенности политики  занятости в Республике  Беларусь.

   Наиболее  важное условие действенного регулирования  рынка труда – проведение эффективной политики занятости. В соответствии с рекомендациями Международной организации труда (МОТ) и нормативными актами о занятости населения при осуществлении государственной политики занятости необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • Обеспечение равных возможностей  всем гражданам страны в реализации права на труд  и свободный выбор занятости;
  • добровольность труда;   
  • содействие трудовой мобильности;
  • обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
  • координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики, включая социальное обеспечение, рост и распределение доходов;
 

На основе данных принципов разрабатываются  государственные национальные  и  региональные программы занятости, которые должны предусматривать:

  • содействие структурной перестройке экономики и создание условий для направления  высвобождаемых работников в первую очередь на рентабельные производства и в развивающиеся отрасли;
  • обеспечение занятости отдельных категорий  населения, трудоустройство которых затруднено;
  • подготовка, переподготовка  и повышение квалификации, профессиональной  ориентацией населения, повышением эффективности использования трудовых ресурсов;
  • повышение экономической заинтересованности предприятий и организаций  в развитии рабочих мест, гибких форм занятости;                             

 Применительно к сегодняшним условиям политика государства на рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижение потребности населения в рабочих местах и т.д.

Меры государственной политики занятости можно классифицировать по:

  • объекту воздействия (общие меры и специализированные);
  • источникам финансирования.
 

К методам воздействия на занятость можно отнести:

  • прямые (административные): законодательное регулирование, трудовое законодательство, коллективные договоры;
  • косвенные (экономические): финансовая, монетарная и фискальная политики. [19, с.150-153]

Формы регулирования занятости делятся  на две группы: активные и пассивные.

Активная  политика на рынке  труда – это совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством в целях снижения уровня безработицы, в целях помощи при трудоустройстве, развития самозанятости, профессионального консультирования.

Активная  политика занятости предполагает интенсивное регулирующее воздействие государства на рынок труда как посредством повышения спроса на труд, так и путем сокращения ее предложения. Повышение спроса на труд реализуется через меры общеэкономического характера и шаги по созданию нетипичной занятости. К общеэкономическим мерам можно отнести:

  • Предоставление  большей свободы и самостоятельности работодателям  в вопросах занятости.
  • Возмещения предприятиям затрат по поиску и приему дополнительных работников.  Кредитные льготы  для тех  предприятий, которые создают новые рабочие места.
  • Приоритетное инвестирование трудоемких отраслей.
  • Предоставление дотации предприятиям при обеспечении занятости отдельных групп населения.
  • Снижение размера минимальной заработной платы.
 

Мерами  по созданию нетрадиционной занятости  является развитие общественных  и  надомных работ, разделение рабочего места и проведение работ по вызову и т.д. Мероприятия по сокращению предложения на рынке труда также могут осуществляться по следующим направлениям:

  • Расширение программ по подготовке, переподготовке и  повышению квалификации кадров, включая общеобразовательное и профессиональное  обучение с отрывом от производства.
  • Повышение пособий и сроков отпуска по уходу за детьми.
  • Расширение диапазона учебных и творческих отпусков.
  • Увеличение пенсий, что не только стимулирует снижение предложения труда, но и повышает совокупный эффективный спрос в обществе в долгосрочном плане, способствуют росту спроса на рабочую силу.
  • Развитие самозанятости;
  • Сдерживание, а иногда понижение реальной заработной платы.

Активная  политика на рынках труда чаще всего  разрабатывается в интересах  групп населения, находящихся в наиболее неблагоприятном положении .Однако, по оценкам специалистов, большей эффективностью отличается политика, направленная на улучшение функционирования рынка труда в интересах всего населения. 

Проведение  активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах с социально ориентированной рыночной экономикой приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:

  • стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;
  • организация переобучения и переквалификации структурно безработных;
  • развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах;
  • содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важным методом обеспечения занятости населения;
  • государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения – молодежи, инвалидам;
  • содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости, решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;
  • создание рабочих мест в государственном секторе – в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;
  • организация общественных работ.

Пассивная политика занятости - совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы. Пассивная политика занятости предполагает ответственность государства за положение  работников и работодателей на рынке труда.

Пассивная политика ориентирована:

  • на регистрацию лиц, ищущих работу;
  • установление размера пособия по безработице и организация системы предоставления пособий;
  • неденежные формы   поддержки безработных.   

   К настоящему времени сложились два  подхода к организации материальной помощи безработным: система  социального страхования и система социальной помощи. В первом случае помощь оказывается работникам, временно уволенным в связи со структурными изменениями или спадом производства, во втором – лицам, по тем или иным причинам не занятым в общественном производстве  или испытывающим трудности с устройством на работу , в том числе безработным с длительными периодами безработицы.

Система социальной помощи направлена на обеспечение  гарантий прожиточного минимума с проверкой  или без проверки наличия других средств к существованию, а система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков и направлена на предотвращение резкого падения уровня жизни уволенных  не по своей вине работников. Пособие по безработице выплачивается при соблюдении ряда условий, таких как продолжительность работы, выплаты страховых взносов по безработице, физическая  годность к труду, возраст, регистрация в службе   занятости в качестве безработного.    Система страхования граждан от безработицы значительно поднимает уровень и длительность материальной помощи безработным, ориентирует безработных на активный поиск работы и трудоустройство. В результате безработные будут стремиться не только к получению высокого пособия по безработице, но и к быстрому нахождению подходящей работы, то есть к совсем иным, активным формам социальной защиты.

Не вызывает сомнения, что существует больший  позитивный потенциал для национальной экономики   у активной политики занятости, чем у пассивной. Однако, первая требует довольно значительных средств для ее реализации. Поэтому  страны, находящиеся в кризисном положении и не имеющие достаточно средств, вынуждены довольствоваться пассивной политикой. Это относится и к     Беларуси. Но даже в таком положении следует, по мере возможности использовать хотя бы некоторые элементы активной политики на рынке труда, ставя на перспективу задачу системной реализации комплекса мероприятий активного и пассивного порядка. [20,с. 474-476] 

Важно отметить, что Министерство труда и социальной защиты приступило к разработке проекта Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2012 год.  
В регионах, как и прежде, будут сформированы планы по организации новых производств, созданию рабочих мест.  
В областях страны необходимо определить наиболее горячие точки на карте занятости, чтобы спланировать мероприятия по обеспечению
занятости населения в малых городах и регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы. На основе мониторинга рынка труда малых городов и предложений облисполкомов в госпрограмму - 2011 включено 27 наиболее проблемных малых городов и 7 районов. 
Глобально задачи остаются прежними: повышение экономической активности незанятого населения, сохранение контролируемой и управляемой ситуации на рынке рабочей силы, повышение ее качества и конкурентоспособность. Предстоит также принять меры по улучшению сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы по профессионально-квалификационной и территориальной структуре.  
Что касается решения проблем трудоустройства целевых групп
населения (молодежи, инвалидов, женщин, длительно неработающих людей, а также вернувшихся из мест лишения свободы и др.), то по-прежнему нанимателям будет устанавливаться броня для приема на работу тех, кому государство предоставляет дополнительные гарантии в сфере содействия занятости.

 Таким образом, государственная политика занятости сводится к содействию в трудоустройстве, переобучении и социальной защите зарегистрированных безработных. Государство должно взять на себя роль регулятора занятости, увязывая ситуации в сфере труда с макроэкономическими условиями функционирования экономики.

Обеспечение социальной защиты населения является весьма актуальным  для рынка труда нашей страны. Правительством Республики Беларусь ежегодно разрабатывается Программа занятости населения, в которой предусматривается: оказание безработным помощи в трудоустройстве, профессиональная ориентация и переподготовка незанятого населения, содействие занятости граждан, неспособных на равных конкурировать на рынке труда. Гарантируется правовая защита от необоснованного увольнения, возможность повышения квалификации, а также выплата пособий по безработице.  Центры занятости занимаются трудоустройством безработных, а также их переподготовкой, переквалификацией, обучением тем профессиям, которые пользуются спросом. Сегодня безработица стала известным фактом, складывается необходимость серьезно работать над проблемой занятости трудовых ресурсов: изучать потребность в кадрах рабочих и специалистов, заниматься профориентацией, учетом занятых в общественном производстве и свободных рабочих мест, переподготовкой кадров и т.д.  

Таким образом, можно сформулировать возможные  пути совершенствования государственного регулирования занятости населения  в Республике Беларусь: создание новых  рабочих мест; организация оплачиваемых общественных работ;  обучение, переобучение, повышение квалификации безработных; упрощение начисления пособий по безработице, увеличение их размера, приведение в соответствие с минимальным потребительским бюджетом; создание системы страхования по безработице. Именно выполнение данных мероприятий позволит уменьшить уровень безработицы и содействовать занятости населения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Категории занятости и безработицы занимают одно из важнейших мест в анализе  рынка труда. Занятость населения  определяет уровень и качество жизни  как отдельных граждан, так и  общества в целом. Уровень безработицы выступает индикатором социально-демографической безопасности страны. Существует множество видов безработицы, которые объединяются экономистами в три основных типа: фрикционную, структурную, циклическую, каждый из которых имеет свою специфику и особенности проявления.  
Следует отметить, что безработица является весьма неоднозначным экономическим явлением. Она также выступает
неотъемлемым элементом рыночных отношений, а в некоторых случаях (например, фрикционная безработица) является не только прогрессивной для общего экономического роста, но и необходимой. Безработица – это не просто состояние рынка труда, когда предложение рабочей силы превышает спрос на ней. Это еще и весьма сложное социально-экономическое явление, требующее детального анализа и наблюдения.

Информация о работе Безработица, виды и формы безработицы