Безработица, виды и формы безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 03:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение безработицы и ее особенностей на примере Республики Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
Глава 1.Теоретические основы исследования безработицы……………………...7
1.1 Основные понятия и характеристики безработицы………...………….…7 1.2 Виды и формы безработицы……………………………………….…..…....9
1.3 Проявления безработицы ………………………………………………….15
Глава 2.Анализ уровня безработицы в Республике Беларусь…………………...18
2.1Причины, влияющие на динамику безработицы………..………………...18
2.2Динамика и анализ уровня безработицы в Республике Беларусь ………20
Глава 3. Пути решения проблемы занятости в Республике Беларусь………… 32
3.1Государственное регулирование рынка труда ………………..………..32
3.2 Особенности политики занятости в Республике Беларусь…..……….…35
Заключение………………………………………………………………………….43
Список использованных источников……………………………………………...45
Приложения……………………………………………………………………........47

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 883.50 Кб (Скачать)

Источник: (14).

В первой половине 2011 г. регистрация безработных, особо нуждающихся в социальной защите, увеличилась на 0,7 % и по сравнению с аналогичным периодом 2010 года составила 19,8 % от общей численности - зарегистрированных безработных (в 2010 году – 19,1 %) (рис.2.2).

 

Рисунок 2.2- Состав безработных  по категориям на 01.07.2011 г.

Источник: (14).   

Организациями республики (без субъектов малого предпринимательства негосударственной  формы собственности) в январе-августе 2011 г. было принято на работу 569,2 тыс. человек, в том числе на дополнительно введенные рабочие места – 38,8 тыс. человек, уволено по различным причинам 608,4 тыс. человек. Из общей численности уволенных 7,6% было уволено за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, 0,9% - в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организаций. (ПРИЛОЖЕНИЕ Б)

Максимальных  значений в июле - августе 2011 г. достигло количество принятых работников в промышленности (146,3 %),количество уволенных работников  составляет   154,6 %. В сфере строительства количество уволенных работников составляет 92,8% ,что на   11,8 %  превышает количество принятых работников.  В сфере образования количество принятых на работу -   40,1% (к 53,7% уволенных) (рис.2.3).

Рисунок 2.3  -  Численность  принятых и уволенных  работников организаций  
по отдельным видам экономической деятельности  в январе-августе 2011 г.

   Источник: (15).

Прогнозный  показатель по численности занятых  в экономике на 2011 г. составляет 4670 – 4720 тыс. человек. Однако данный показатель не был достигнут и  численность занятых в экономике в январе – июле 2011 г. составила 4659,5 тыс. человек (табл.2.6).

 

Таблица 2.6 - Численность занятых в экономике Республики Беларусь в январе-июле 2011 г. 

Область Задание по численности  занятого населения 

на 2011 год, тыс. человек

Численность занятого населения 

в январе-июле 2011 г., тыс. человек 

Брестская 640,3-647,2 643,1
Витебская 573,6-579,7 567,8
Гомельская 667,2-674,3 665,5
Гродненская 509,1-514,6 506,2
г. Минск 1096,5-1108,3 1087,4
Минская 674,7-681,9 684,2
Могилевская 508,6-514,0 505,3
Республика  Беларусь 4670-4720 4659,5
 

Источник: (14).

Напряженность на рынке труда  на 01.08.2011 г. варьирует от 1 безработного на 1 вакансию в Гомельской области до 0,2 безработных на 1 вакансию в г. Минске. В Брестской области напряженность составила 0,7 %, в Витебской области - 0,7 %, в Гродненской  области - 0,6 %,в Могилевской области -0,6%,в Минской области -0,6%,по стране в целом -0,5% (табл. 2.7).

Таблица 2.7 – Напряженность на рынке труда

  Напряженность

на 01.08.2011г., %

Брестская область 0,7
Витебская область 0,7
Гомельская  область 1,0
Гродненская область 0,6
г. Минск 0,2
Минская область 0,6
Могилевская область 0,6
Республика  Беларусь 0,5
 

Источник: (14).       

Среди рассматриваемого периода особое внимание следует уделить ситуации на рынке  труда в июле 2011г. Новых рекордных значений в июле  достигли  числа принятых и нанятых на работу в организациях Беларуси (без учета субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности): принято на работу было 89,3 тыс. человек, а уволено - 82,7 тыс. человек. Число принятых на работу в организациях оказалось выше количества уволенных (на 6,6 тыс. человек), что произошло впервые с февраля текущего года. Однако с учетом субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности картина остается безрадостной. По данным Национального статистического комитета РБ, численность человек, занятых в экономике Беларуси, в июле 2011 года снизилось на 3,5 тыс. человек по сравнению с июнем, и составило на 1 августа 4659,5 тыс. человек.  В июле продолжала ухудшаться ситуация в строительстве, где и без учета малого частного бизнеса было уволено 13,7 тыс. человек, а принято - всего 10,4 тыс.  Кроме строительства, число увольнений в организациях превышало число принятых на работу только в образовании, здравоохранении, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, а также в предоставлении коммунальных и социальных услуг. В данных сферах деятельности наблюдается также минимальный уровень заработной платы по стране, чем, возможно, и объясняется высокий уровень увольнений.

Более всего в июле 2011 года было принято  на работу людей в организациях обрабатывающей промышленности: 22 тыс. человек, при 18,4 тыс. уволенных. В сфере финансовой деятельности за июль было принято на работу 896 человек, а уволено 792. При этом дополнительно было введено 1170 рабочих мест. Следует отметить, что   за первое полугодие 2011 г. снизился средний период трудоустройства безработных на 0,2 месяца и составил 1,5 месяца по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. В тоже время у женщин он более длительный - 2 месяца (у мужчин – 1,2 месяца, молодежи – 1,3 месяца) (табл. 2.8).   
 

 Таблица 2.8 – Период трудоустройства

 
Годы
Средний период трудоустройства, мес.
 
Всего по Республике Беларусь
мужчин  
женщин
 
молодежи
2010 г. 

(январь-июнь)

1,7 1,3 2,5 1,5
2011 г. 

(январь-июнь)

1,5 1,2 2,0 1,3

Источник: (14).

Необходимо  отметить, что особой напряженности на рынке труда Беларуси не наблюдается, ситуация контролируемая, управляемая. Число обратившихся за содействием в трудоустройстве и зарегистрированных безработных в 2011 году ниже, чем за аналогичный период 2009-го и 2010 годов, а число трудоустроенных выше. Государственной программой содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 год предусматривается, что уровень регистрируемой безработицы составит 1,2-1,5% от численности экономически активного населения. Основная цель госпрограммы - повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда в условиях модернизации экономики. Определенные надежды на уменьшение уровня безработицы   связаны с увеличением размеров стипендий для безработных, направленных на обучение органами по труду, занятости и социальной защите, с   разработкой нормативного правового акта по компенсации расходов нанимателей на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, находящихся под угрозой увольнения.

ГЛАВА 3

     Пути  решения проблемы занятости в Республике Беларусь

     3.1Государственное  регулирование рынка труда

     Сложность и противоречивость  проблемы  безработицы, а также  ее серьезные социально-экономические последствия обусловили необходимость государственного вмешательства в сферу труда, которое способствует видоизменению трудовых отношений, регулирует их, ограничивает свободу рыночных сил. Государство проводит целенаправленную политику регулирования занятости. Под занятостью понимается не запрещенная законом деятельность трудоспособного (экономически активного) населения в системе народного хозяйства с целью получения трудового дохода и удовлетворения личных и общественных потребностей. [16,с 250]

Основными законодательными и нормативно-методическими  документами по регулированию рынка  труда являются: Закон о занятости  населения РБ, Положение о порядке образования и использования государственного фонда содействия занятости РБ, Положение о порядке и условиях выплаты безработным пособий и материальной помощи, Положение об организации профессионального обучения безработных, Положение о порядке регистрации безработных, Положении об организации оплачиваемых общественных работ и др.

Государственное регулирование рынка труда предусматривает:

  • оказание помощи в трудоустройстве и материальную поддержку незанятого населения;
  • профессиональную подготовку и переподготовку незанятого населения, совершенствование системы профессиональной ориентации;
  • бронирование и создание рабочих мест на действующих предприятиях и в организациях для трудоустройства граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (инвалидов, молодежи, женщин и др.) с частичной компенсацией затрат на эти цели из средств государственного фонда содействия занятости;
  • развитие информационно-справочной сети, обеспечивающей учет спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. [17, с. 401- 403]

Разрабатываемые правительством программы (программы  занятости, структурной перестройки, поддержки предпринимательства  и др.) предусматривают конкретную последовательность мер по совершенствованию  регуляторов рынка труда и  занятости населения в республике. В первую очередь они направлены на:

  • создание рабочих мест (в соответствии с потребностями структурной перестройки экономики) в перспективных конкурентоспособных отраслях и в сфере обслуживания населения и производства;
  • эффективную поддержку малого и среднего предпринимательства;
  • развитие системы адресно-ориентированной переподготовки кадров в соответствии с потребностями народного хозяйства и структурной перестройки экономики;
  • формирование мотивационных стимулов к труду, обеспечивающих экономическую независимость работников;
  • углубление и расширение системы социальной защиты безработных, других групп населения, нуждающихся в поддержке на рынке труда (пособия, льготы, общественные работы,  профессиональная подготовка для впервые вышедших на рынок труда);
  • совершенствование налогообложения предприятий, создающих новые рабочие места.

Наиболее  важным условием действенного регулирования  рынка труда является проведение эффективной политики занятости. Государственные  национальные и региональные программы  занятости должны предусматривать:

  • содействие структурной перестройке экономики и создание условий для направления высвобождаемых работников в первую очередь на рентабельные производства и в развивающиеся отрасли;
  • совершенствование системы воспроизводства рабочей силы в увязке с развитием рабочих мест, подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации, профессиональной ориентацией населения, повышением эффективности использования трудовых ресурсов;
  • обеспечение занятости отдельных категории населения, трудоустройство которых затруднено;
  • повышение экономической заинтересованности предприятий и организаций в развитии рабочих мест, гибких форм занятости;
  • совершенствование организационной структуры государственной службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы.

Важнейшим направлением является регулирование  рынка труда. Оно осуществляется для обеспечения соответствия между  спросом и предложением рабочей  силы, как по объему, так и по структуре, т.е. для обеспечения его эффективной сбалансированности. [18,с.122]

В отдельную  группу объединяются мероприятия по социальной защите населения. Она представляет собой главное средство ослабления негативных последствий функционирования рынка труда. Основными способами социальной защиты являются: регулирование доходов  предпринимателей путем налогового перераспределения; гарантирование заработной платы наемных работников через законодательное утверждение минимальной заработной платы; защита уровня жизни населения с помощью индексации доходов.

Информация о работе Безработица, виды и формы безработицы