Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 03:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение безработицы и ее особенностей на примере Республики Беларусь.
Введение……………………………………………………………………………...4
Глава 1.Теоретические основы исследования безработицы……………………...7
1.1 Основные понятия и характеристики безработицы………...………….…7 1.2 Виды и формы безработицы……………………………………….…..…....9
1.3 Проявления безработицы ………………………………………………….15
Глава 2.Анализ уровня безработицы в Республике Беларусь…………………...18
2.1Причины, влияющие на динамику безработицы………..………………...18
2.2Динамика и анализ уровня безработицы в Республике Беларусь ………20
Глава 3. Пути решения проблемы занятости в Республике Беларусь………… 32
3.1Государственное регулирование рынка труда ………………..………..32
3.2 Особенности политики занятости в Республике Беларусь…..……….…35
Заключение………………………………………………………………………….43
Список использованных источников……………………………………………...45
Приложения……………………………………………………………………........47
Источник: (14).
В первой половине 2011 г. регистрация безработных, особо нуждающихся в социальной защите, увеличилась на 0,7 % и по сравнению с аналогичным периодом 2010 года составила 19,8 % от общей численности - зарегистрированных безработных (в 2010 году – 19,1 %) (рис.2.2).
Рисунок 2.2- Состав безработных по категориям на 01.07.2011 г.
Источник: (14).
Организациями
республики (без субъектов малого
предпринимательства
Максимальных значений в июле - августе 2011 г. достигло количество принятых работников в промышленности (146,3 %),количество уволенных работников составляет 154,6 %. В сфере строительства количество уволенных работников составляет 92,8% ,что на 11,8 % превышает количество принятых работников. В сфере образования количество принятых на работу - 40,1% (к 53,7% уволенных) (рис.2.3).
Рисунок
2.3 - Численность
принятых и уволенных
работников организаций
по отдельным видам
экономической деятельности
в январе-августе 2011
г.
Источник: (15).
Прогнозный показатель по численности занятых в экономике на 2011 г. составляет 4670 – 4720 тыс. человек. Однако данный показатель не был достигнут и численность занятых в экономике в январе – июле 2011 г. составила 4659,5 тыс. человек (табл.2.6).
Таблица
2.6 - Численность занятых в экономике Республики
Беларусь в январе-июле 2011 г.
Область | Задание по численности
занятого населения
на 2011 год, тыс. человек |
Численность занятого
населения
в январе-июле 2011 г., тыс. человек |
Брестская | 640,3-647,2 | 643,1 |
Витебская | 573,6-579,7 | 567,8 |
Гомельская | 667,2-674,3 | 665,5 |
Гродненская | 509,1-514,6 | 506,2 |
г. Минск | 1096,5-1108,3 | 1087,4 |
Минская | 674,7-681,9 | 684,2 |
Могилевская | 508,6-514,0 | 505,3 |
Республика Беларусь | 4670-4720 | 4659,5 |
Источник: (14).
Напряженность на рынке труда на 01.08.2011 г. варьирует от 1 безработного на 1 вакансию в Гомельской области до 0,2 безработных на 1 вакансию в г. Минске. В Брестской области напряженность составила 0,7 %, в Витебской области - 0,7 %, в Гродненской области - 0,6 %,в Могилевской области -0,6%,в Минской области -0,6%,по стране в целом -0,5% (табл. 2.7).
Таблица 2.7 – Напряженность на рынке труда
Напряженность
на 01.08.2011г., % | |
Брестская область | 0,7 |
Витебская область | 0,7 |
Гомельская область | 1,0 |
Гродненская область | 0,6 |
г. Минск | 0,2 |
Минская область | 0,6 |
Могилевская область | 0,6 |
Республика Беларусь | 0,5 |
Источник: (14).
Среди рассматриваемого периода особое внимание следует уделить ситуации на рынке труда в июле 2011г. Новых рекордных значений в июле достигли числа принятых и нанятых на работу в организациях Беларуси (без учета субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности): принято на работу было 89,3 тыс. человек, а уволено - 82,7 тыс. человек. Число принятых на работу в организациях оказалось выше количества уволенных (на 6,6 тыс. человек), что произошло впервые с февраля текущего года. Однако с учетом субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности картина остается безрадостной. По данным Национального статистического комитета РБ, численность человек, занятых в экономике Беларуси, в июле 2011 года снизилось на 3,5 тыс. человек по сравнению с июнем, и составило на 1 августа 4659,5 тыс. человек. В июле продолжала ухудшаться ситуация в строительстве, где и без учета малого частного бизнеса было уволено 13,7 тыс. человек, а принято - всего 10,4 тыс. Кроме строительства, число увольнений в организациях превышало число принятых на работу только в образовании, здравоохранении, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, а также в предоставлении коммунальных и социальных услуг. В данных сферах деятельности наблюдается также минимальный уровень заработной платы по стране, чем, возможно, и объясняется высокий уровень увольнений.
Более
всего в июле 2011 года было принято
на работу людей в организациях обрабатывающей
промышленности: 22 тыс. человек, при 18,4
тыс. уволенных. В сфере финансовой деятельности
за июль было принято на работу 896 человек,
а уволено 792. При этом дополнительно было
введено 1170 рабочих мест. Следует отметить,
что за первое полугодие 2011 г. снизился
средний период трудоустройства безработных
на 0,2 месяца и составил 1,5 месяца по сравнению
с аналогичным периодом 2010 года. В тоже
время у женщин он более длительный - 2
месяца (у мужчин – 1,2 месяца, молодежи
– 1,3 месяца) (табл. 2.8).
Таблица 2.8 – Период трудоустройства
Годы |
Средний период трудоустройства, мес. | |||
Всего по Республике Беларусь |
мужчин | женщин |
молодежи | |
2010
г.
(январь-июнь) |
1,7 | 1,3 | 2,5 | 1,5 |
2011
г.
(январь-июнь) |
1,5 | 1,2 | 2,0 | 1,3 |
Источник: (14).
Необходимо отметить, что особой напряженности на рынке труда Беларуси не наблюдается, ситуация контролируемая, управляемая. Число обратившихся за содействием в трудоустройстве и зарегистрированных безработных в 2011 году ниже, чем за аналогичный период 2009-го и 2010 годов, а число трудоустроенных выше. Государственной программой содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 год предусматривается, что уровень регистрируемой безработицы составит 1,2-1,5% от численности экономически активного населения. Основная цель госпрограммы - повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда в условиях модернизации экономики. Определенные надежды на уменьшение уровня безработицы связаны с увеличением размеров стипендий для безработных, направленных на обучение органами по труду, занятости и социальной защите, с разработкой нормативного правового акта по компенсации расходов нанимателей на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, находящихся под угрозой увольнения.
ГЛАВА 3
Пути решения проблемы занятости в Республике Беларусь
3.1Государственное регулирование рынка труда
Сложность и противоречивость проблемы безработицы, а также ее серьезные социально-экономические последствия обусловили необходимость государственного вмешательства в сферу труда, которое способствует видоизменению трудовых отношений, регулирует их, ограничивает свободу рыночных сил. Государство проводит целенаправленную политику регулирования занятости. Под занятостью понимается не запрещенная законом деятельность трудоспособного (экономически активного) населения в системе народного хозяйства с целью получения трудового дохода и удовлетворения личных и общественных потребностей. [16,с 250]
Основными законодательными и нормативно-методическими документами по регулированию рынка труда являются: Закон о занятости населения РБ, Положение о порядке образования и использования государственного фонда содействия занятости РБ, Положение о порядке и условиях выплаты безработным пособий и материальной помощи, Положение об организации профессионального обучения безработных, Положение о порядке регистрации безработных, Положении об организации оплачиваемых общественных работ и др.
Государственное
регулирование рынка труда
Разрабатываемые
правительством программы (программы
занятости, структурной перестройки,
поддержки предпринимательства
и др.) предусматривают конкретную
последовательность мер по совершенствованию
регуляторов рынка труда и
занятости населения в
Наиболее важным условием действенного регулирования рынка труда является проведение эффективной политики занятости. Государственные национальные и региональные программы занятости должны предусматривать:
Важнейшим направлением является регулирование рынка труда. Оно осуществляется для обеспечения соответствия между спросом и предложением рабочей силы, как по объему, так и по структуре, т.е. для обеспечения его эффективной сбалансированности. [18,с.122]
В отдельную группу объединяются мероприятия по социальной защите населения. Она представляет собой главное средство ослабления негативных последствий функционирования рынка труда. Основными способами социальной защиты являются: регулирование доходов предпринимателей путем налогового перераспределения; гарантирование заработной платы наемных работников через законодательное утверждение минимальной заработной платы; защита уровня жизни населения с помощью индексации доходов.