Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:57, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ состояния рынка труда в РБ. Основными задачами работы является рассмотрение видов безработицы и их социально-экономических последствий, исследование причин безработицы, определение уровня безработицы в Республике Беларусь, изучение политики занятости в условиях рыночной экономики.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава1 Теоретические аспекты безработицы: понятие безработицы, ее виды и причины возникновения……………………………………………………………5
1.1 Сущность, понятие безработицы, подходы к определению………………5
1.2 Причины безработицы и их специфика…………………………………….8
1.3 Формы и виды безработицы….…………………………………………….12
1.4 Естественный уровень безработицы……………………………………....16
1.5 Социально – экономические последствия безработицы, закон Оукена…17
Глав 2 Безработица в Республике Беларусь……………………………………..20
2.1 Причины безработицы в РБ…………………….………………………….20
2.2 Официальный уровень безработицы в РБ………………………………...21
2.3 Уровень реальной безработицы в РБ, скрытая безработица…………….24
2.4 Актуальные проблемы обеспечения занятости, и их решения………….28
Заключение………………………………………………………………………...31
Список использованных источников.…………
Примечание – Источник: собственная разработка
Сопоставление уровней безработицы свидетельствует о том, что официально регистрируемый уровень безработицы снижается более быстрыми темпами, чем уровень общей безработицы, рассчитанный по методике МОТ на основе обследования домашних хозяйств. Это приводит к выводу, что доля незарегистрированных безработных растет по отношению к официально регистрируемым. Если на начало 2000 года общий уровень безработицы превышал официально регистрируемый в 2,2 раза, то в начале 2010 года—в 6 раза [10].
В 2000—2001 г. было проведено выборочное обследование домашних хозяйств г. Минска [17]. В выборочную совокупность входило 1000 семей, включающих около 3000 человек в возрасте от 16 до 70 лет. Общий уровень безработицы в г. Минске, выявленный социологическими методами, в 2001году составил 8,3% по отношению к трудоспособному населению в трудоспособном возрасте. Этот показатель включает, во-первых, уровень зарегистрированной безработицы, составляющий 1,03%; во-вторых, уровень незарегистрированной безработицы (5,4%) и, в-третьих, уровень скрытой безработицы (1,87%), которая является одним из распространенных видов безработицы в Беларуси (о ней будет сказано позже). В 2000 году общий уровень безработицы составлял 9,1% (уровень зарегистрированной безработицы— 1,5%, уровень незарегистрированной безработицы — 5,5%, уровень скрытой безработицы — 2,1%) [17].
Обследование подтверждает тенденцию уменьшения контингента зарегистрированных безработных и увеличения незарегистрированных. Если в 2000 году в службе занятости официально было зарегистрировано 21,0% безработных от общего их числа, то в январе 2010 — 14 (в 1,5 раза меньше). В результате сокращение официального уровня безработицы сопровождается увеличением ее неофициального уровня и выходом из-под контроля службы занятости значительной части безработных.
Как уже отмечалось, в Беларуси широко распространена именно скрытая безработица. Как показало исследование, наиболее широкое развитие в Республике Беларусь получила вынужденная неполная занятость, нарастание которой обусловлено рядом факторов. Во-первых, кредитно-финансовой поддержкой государством отдельных убыточных отраслей и производств, сдерживанием процедуры банкротства и несостоятельности предприятий. Во-вторых, убежденностью руководителей предприятий, что спрос на их продукцию вскоре возрастет и рабочая сила будет востребована. Большинство работников не увольнялось в надежде, что предприятие выйдет из тяжелого положения, а также в связи с опасениями, что в условиях кризиса экономики не удастся найти более высокооплачиваемую работу. В-третьих, низкая доля оплаты труда в издержках производства делала малозначащей экономию на рабочей силе. В-четвертых, многие предприятия, оказавшиеся на грани банкротства, были неспособны выполнить требования, предусмотренные законодательством в области социальных гарантий при сокращении штатов, поскольку необходимые выплаты часто превосходили их финансовые возможности. В-пятых, некоторые предприятия имели свободные производственные площади и помещения, аренда которых позволяла выплачивать работникам зарплату, поддерживая тем самым занятость [10].
Сдерживание высвобождения излишних работников позволяет, с одной стороны, сохранить предприятиям кадровый потенциал и предотвратить опасность возникновения массовой и длительной безработицы, усиления социальной напряженности в обществе; с другой стороны, сохранение неполной занятости на предприятиях сопровождается крайне низкой производительностью труда, уменьшением заработной платы персонала предприятий и ухудшением использования рабочей силы. Все это тормозит структурные преобразования в экономике.
В результате такой политики в январе-апреле 2010 г. 131,2 тыс. работников организаций (3,8% среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной неполной занятости (в январе-апреле 2009 г. – 6,3%). В апреле 2010 г. по сравнению с мартом 2010 г. численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем), уменьшилась на 13,2% и составила 23,9 тыс. человек, численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, уменьшилась на 11,3% и составила 22,1 тыс. человек. Отпуска без сохранения заработной платы в апреле 2010 г. были предоставлены по инициативе нанимателя 11,5 тыс. человек, или 51,8% от общей численности работников, имевших вынужденные отпуска [18].
Получает развитие неформальная (нелегальная) занятость. Низкий уровень оплаты труда в реальном секторе экономики, малый размер пособия, жесткие условия его выплаты, отсутствие перспектив найти с помощью службы занятости подходящее рабочее место — все это вынуждает население к поиску работы в неформальном секторе экономики без официальной регистрации.
Неформальная занятость — это не зарегистрированная в соответствии с законодательством экономическая деятельность граждан (без официальной регистрации и записи в трудовой книжке). Это самозанятые граждане, занимающиеся, как правило, перепродажей товаров, посредническими услугами, производством и сбытом сельскохозяйственной продукции в целях получения дохода, а также работающие на частных предприятиях без документального оформления отношений найма. Определяя стратегию развития экономики страны, нельзя не учитывать потенциал неформального сектора — созданные рабочие места и доходы. Данная категория граждан в настоящее время статистически не учитывается. Однако численность занятых в неформальном секторе можно определить как разность между общей численностью трудовых ресурсов и той части трудоспособного населения, которая занята в производстве, на учебе, военной службе, ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей.
Бесспорно, участие в неформальном секторе в какой-то мере способствует смягчению напряженности ситуации на рынке труда, а также выполнению важной социальной функции — росту доходов населения. Однако неформальная деятельность хотя и может быть признана целесообразной, тем не менее здесь не распространяются трудовое законодательство, система социальной защиты граждан. Очевидно, что такая деятельность наносит ощутимый урон экономике, поскольку доходы там, как правило, не декларируются, не перечисляются и налоговые платежи в социальные фонды. Кроме того, неформальная занятость приводит к постепенной утрате квалификации, профессиональных навыков работников. В итоге снижается эффективность труда и качество рабочей силы в общественном производстве.
2.4 Актуальные проблемы обеспечения занятости в стране ми их решение
К основным проблемам обеспечения занятости населения относятся:
Одной из ключевых задач является содействие в трудоустройстве граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда и особо нуждающихся в социальной защите: молодежи; инвалидов; лиц из числа детей-сирот; родителей в многодетных и неполных семьях; граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД.
Данным категориям населения государство гарантирует занятость путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления брони для приема на работу, организации обучения по специальным программам.
За последние годы при сокращении общей численности безработных в их составе вырос удельный вес лиц, нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости, который достиг 24% по Республике (приложение Б) [12].
Весьма остро стоит проблема трудоустройства молодежи, многие представители которой из-за отсутствия опыта практической работы, а в ряде случаев и квалификации неконкурентоспособны на рынке труда. Лица в возрасте от 16 до 29 лет, составляя 24,1% экономически активного населения, дают 40,1% всего контингента безработных [13].
Гарантией трудоустройства выпускников высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений является их государственное распределение: Выпускники, не подлежащие распределению и испытывающие проблемы с трудоустройством, а также молодежь, прошедшая профобучение по направлению государственной службы занятости, получают возможность трудоустройства на специально созданные ученические места по программе «Молодежная практика».
Кроме
того, учащиеся и студенты имеют
возможность подработать в
В Беларуси, как и в большинстве других стран, безработица среди женщин выше, чем среди мужчин: женщины составляют 52,8% в экономически активном населении и 60,1% – в общей численности безработных по Республике [15] .
Повышенное внимание уделяется социально-психологической и трудовой реабилитации длительно неработающих граждан. Они получают направление на профессиональную подготовку и переобучение преимущественно по конкретным заявкам нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для этой категории безработных организуются также временные оплачиваемые общественные работы [14].
Проблемы трудоустройства и трудовой реабилитации инвалидов в нашей стране решаются путем создания и бронирования для них приспособленных рабочих мест, организации профессионального обучения, поддержки специализированных предприятий инвалидов.
Под
особым контролем находится
Одной из существенных проблем в сфере занятости населения является структурный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.
За последние годы на национальном рынке труда сложилась ситуация, когда спрос на работников и количество имеющихся вакансий превысили численность безработных. Но при этом почти 77% имевшихся вакансий связаны с рабочими профессиями. Такое положение дел кардинально не меняется на протяжении ряда лет.
На рынке труда востребованы работники строительных профессий (каменщики, плотники, штукатуры и др.), слесари, водители автомобиля, среди специалистов - врачи, инженеры различных профилей, в сельской местности - механизаторы, трактористы, операторы машинного доения, животноводы, ветврачи, зоотехники и др.
По прогнозам Международного исследовательского центра The Economist Intelligence Unit (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии), в ближайшие 15 лет:
в развитых странах будут наблюдаться дальнейшее старение населения и повышение значимости роли женского труда в экономике;
более востребованными на рынке труда станут работники с развитыми творческими способностями.
Ожидается, что к 2020 году наступит настоящая борьба за талантливые кадры, легко адаптирующиеся к быстро меняющимся условиям, умеющие адекватно реагировать на поставленные задачи и принимать оптимальные решения [14].
Среди наиболее востребованных профессий будущего называют специалистов IT-технологий, работников в сфере финансов и медицины.
Решению проблемы занятости в сельской местности способствует реализация Государственной программы возрождения и развития села на 2005–2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150. Повышение уровня сельскохозяйственного производства, обустройство агрогородков оказывают позитивное влияние на занятость сельского населения.
Решить проблемы занятости сельчан в немалой степени позволяет развитие агро- и экотуризма. В прошлом году граждане, желающие заниматься этим видом бизнеса, получили льготы.
Следует отметить, что государственной службой занятости в нашей стране уже используется такая активная мера на рынке труда, как добровольное переселение семей безработных на новое место жительства.
Таким образом, во второй главе была рассмотрена безработица непосредственно в Беларуси. Причины безработицы в Беларуси сходны с ее причинами в СНГ. В 2009 году увеличение уровня безработицы в большей степени было связано с уменьшением темпов экономического роста и снижением объемов ВВП, вызванных мировым экономическим кризисом. Однако, согласно официальной статистике, уровень безработицы в РБ вновь снизился и составил 0,8% от экономически активного населения. Следует отметить, что эти данные кардинально отличаются от данных МОТ, по оценкам которой уровень безработицы в Беларуси в текущем году составил 4,8%, что связано с различным учетом безработных. В Беларуси высок уровень скрытой безработицы, что обусловлено низким уровнем регистрации безработных на бирже труда, в связи с низким пособием по безработице. Официальный низкий уровень безработицы в РБ является также следствием политики государства по сохранению такого путем перевода работников убыточных предприятий в режим неполной занятости. Одной из ключевых задач обеспечения занятости в РБ задач является содействие в трудоустройстве граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда и особо нуждающихся в социальной защите: молодежи; инвалидов; лиц из числа детей-сирот; родителей в многодетных и неполных семьях; граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД.