Безработица в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ состояния рынка труда в РБ. Основными задачами работы является рассмотрение видов безработицы и их социально-экономических последствий, исследование причин безработицы, определение уровня безработицы в Республике Беларусь, изучение политики занятости в условиях рыночной экономики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава1 Теоретические аспекты безработицы: понятие безработицы, ее виды и причины возникновения……………………………………………………………5
1.1 Сущность, понятие безработицы, подходы к определению………………5
1.2 Причины безработицы и их специфика…………………………………….8
1.3 Формы и виды безработицы….…………………………………………….12
1.4 Естественный уровень безработицы……………………………………....16
1.5 Социально – экономические последствия безработицы, закон Оукена…17
Глав 2 Безработица в Республике Беларусь……………………………………..20
2.1 Причины безработицы в РБ…………………….………………………….20
2.2 Официальный уровень безработицы в РБ………………………………...21
2.3 Уровень реальной безработицы в РБ, скрытая безработица…………….24
2.4 Актуальные проблемы обеспечения занятости, и их решения………….28
Заключение………………………………………………………………………...31
Список использованных источников.…………

Работа содержит 1 файл

чистовик.docx

— 776.91 Кб (Скачать)

        В-пятых, генератором безработицы может стать активное вмешательство государства и профсоюзов в отношения между наемным работником и работодателем, что приводит к рыночной негибкости заработной платы и заставляет предпринимателей решать проблему достижения максимальной прибыли путем сокращения занятости.

      В настоящее время, в связи с мировым финансовым кризисом, основной причиной безработицы в РБ, стал общий спад национального  производства, поддерживаемый экстенсивным развитием народного хозяйства, неблагоприятным инвестиционным климатом и т.д.

      На  протяжении 2001-2008 года в Республике Беларусь наблюдался стабильный рост ВВП (рисунок 2.1). По 2008 года объем номинального ВВП Республики достиг 59.9 млрд. долларов и увеличился в 4.8 раза по сравнению 2001 годом. В 2008 рост реального ВВП составил 10%. В 2005-2008 гг. среднегодовой темп реального прироста ВВП Беларуси составлял 9.4% [4, c.24]. Данные показатели росли существенно выше среднемировых, а также показателей соседних стран, например, в 2008 году рост экономики России составил 6%, Украины - 2.1%, Казахстана – 3.1%, Польши - около 5.4% [9, c.56].

     Необходимо  отметить, что в четвертом квартале 2008 наблюдалось существенное замедление роста основных компонентов ВВП  Республики Беларусь. В 2009 г. рост практически остановился и на конец года составил 0,5% [8]. Это связано, в первую очередь, с ситуацией в мировой экономике. В условиях постоянно растущего внутреннего и внешнего спроса, а также не до конца используемых ресурсов, совокупное предложение также росло. Однако здесь следует подчеркнуть, что отрицательное внешнее сальдо, растущее из года в год говорит о недостаточном росте предложения, т.е. спрос опережал предложение и очень сильно. 

         

     Рисунок 2.1 - Динамика ВВП  Республики Беларусь, 2001-2009 гг

     Примечание  – Источник: [4, c.42]

       Естественно, что в таких условиях  невозможно формирование рабочих мест. Большинство белорусских предприятий оказались убыточными.

     Для повышения эффективности хозяйственной  деятельности предприятий реального  сектора экономики требуется  полное переоборудование производства, закупка и внедрение новых  технологий, закупка качественного  сырья, изменение менталитета работников и т.д. Требуются комплексные реформы  всего народного хозяйства.

       Одна из причин   безработицы  в Беларуси тесно связана с  системой образования. С одной  стороны, выступает низкий уровень  реакции образовательных институтов  на изменения на рынке, с  другой крайне низкий уровень  профессионального образования  и переквалификации. Все это обуславливает  все более отчетливую структурную  безработицу.

     Низкая  эластичность предложения на рынке  труда и низкая эластичность заработных плат являются также тормозами для  процессов, способствующих формированию новых рабочих мест.

2.2Официальный  уровень безработицы  в РБ

     Ключевым  вопросом, определяющим уровень и  качество жизни  населения,  его  социальное  самочувствие,  является  обеспечение  продуктивной  занятости.  Сохранению  штата  работников, повышению  их профессионального потенциала, реконструкции  и  созданию новых  рабочих мест,  сокращению  безработицы и оказанию содействия нуждающимся в трудоустройстве, повышению их конкурентоспособности  на рынке труда в Беларуси уделяется  пристальное внимание.

     За 1995-2006 годы уровень официально зарегистрированной безработицы в Беларуси снизился с 2,9% до 1,2% к численности экономически активного населения.

     По  данным статистического ведомства, уровень безработицы снизился за 1995-2006 годы в Минской области с 3,9% до 1,1%, в Могилевской - с 3,5% до 1,5%, в Гомельской - с 3,3%  до 1,3%, в Гродненской - с 3,1% до 1,4%, в Брестской - с 3,0% до 1,5%, в Витебской - с 3,0% до 1,6%. В столице  Беларуси уровень безработицы традиционно  ниже, чем в регионах. За 12 лет  этот показатель уменьшился с 1,6% до 0,5% к экономически активному населнию Минска [16].

     По  словам специалистов, пик безработицы  в целом по республике был отмечен  в 2002-2003 годах. Этот показатель достиг соответственно 3,0% и 3,1%, а потом началось его динамичное снижение (в 2004-м - 1,9%, в 2005-м - 1,5%)и к 2008 достиг 0,8%. Однако в связи с мировым экономическим кризисом в 2009 году уровень безработицы незначительно возрос, до 0,9% [14] .

     В  результате  принятых  мер  численность  населения,  занятого  в  экономике,  увеличилась  с  4  403  тыс.  человек  в 2005  году  до  4  622  тыс.  –  в  январе–июне  2010  г.  Произошло снижение  числа  безработных  с  67,9  тыс.  человек  в  конце 2005 года до 37,8 тыс. – в конце июля 2010 г., а уровня безработицы – соответственно с 1,5 до 0,8% [8, c.35] (рисунок 2.2).

    Таким образом, в отличие от  многих  государств, в прошлом году,  несмотря на влияние мирового экономического кризиса, в Беларуси удалось не допустить всплеска безработицы, сохранить контролируемую и стабильную обстановку в сфере занятости населения.

       

Рисунок 2.2 – Уровень безработицы  в РБ, 2005 – 2009гг.

Примечание –  Источник: [8, c.39]

    Для сравнения: на конец 2009  года  в  службах  занятости населения  стран СНГ состояло на учете около 3  млн.  безработных,  в  том  числе  в  Азербайджане  –  41  тыс.,  Казахстане  –  53  тыс.,  Армении  –  84  тыс.,  Украине  – 532 тыс., России – 2 147 тыс. безработных.

     Уровень зарегистрированной безработицы составлял: в Казахстане – 0,6%, Азербайджане – 1, Украине – 2,6, России – 2,8, Армении  – 7,1%. Если в Беларуси на 100 вакансий, заявленных нанимателями в государственную службу занятости, приходилось 176  незанятых лиц (включая безработных и не зарегистрированных безработными, но ищущих работу), то в России – 324, Азербайджане – 388, Казахстане – 675, Украине – 824, Молдове – 2 893, Армении – 11 689 незанятых.

     В 2010 году в результате оживления деятельности субъектов  хозяйствования  качественно  улучшилась конъюнктура республиканского и региональных рынков труда. Если в I квартале текущего года число безработных  превышало количество вакансий в 1,1–1,2 раза, то в начале  III квартала свободных  рабочих мест стало уже почти  в 1,5 раза больше численности безработных (рисунок 2.3). Спрос на рабочую силу превысил ее предложение не только по г. Минску, но и по Минской и Могилевской областям, а в Брестской и Гродненской областях число вакансий и количество безработных сравнялись [8, c.25].

            

     Рисунок 2.3 – Количество безработных  на 100 вакантных рабочих  мест в  Республике Беларусь в январе – июле 2010г.

     Примечание  – Источник: [8, c.39]

     Как в целом по стране, так и по всем областям фактический уровень  безработицы уже оказался значительно  ниже значений, предусмотренных пятилетним заданием на 2010 год (1,5–2%): Брестская, Витебская  и Гомельская области – по – 1%, Могилевская область – 0,9, Минская  – 0,8, г. Минск – 0,4% [12].

     С 2006 года в республике создано 691 тыс. рабочих мест, на которые трудоустроены  около 100 тыс. безработных.

     За  четыре с половиной года направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 111 тыс. безработных, из них 75,8 тыс. – из числа  молодежи в возрасте 16–29 лет.

     Особое  внимание уделяется решению проблем  занятости в малых городах  и на селе. С 2006 года в сельской местности  за счет всех источников финансирования создано 78 тыс. рабочих мест, в том  числе 4,8  тыс.  –  в  агрогородках.  Количество  безработных  из  числа   18 сельских  жителей  снизилось  с  12  тыс.  человек  на  начало 2006 года до 8,1 тыс. – на 01.07.2010 и практически сравнялось с количеством имеющихся на селе вакансий.

     В  малых  городах  республики  численность  безработных уменьшилась  с  44,1  тыс.  человек  на  начало  2008  года  до  38,9 тыс. – на начало июля т. г., а уровень безработицы снизился соответственно  с  1,4%  (в  целом  по  республике  –  1%)  до  0,9% (0,8%) [13].

     Официальные данные свидетельствуют  о  том,  что  острота проблемы ой безработицы  в целом в стране не стоит. Однако реальные данные имеют существенное отличие. 

     2.3.Уровень  реальной безработицы  в Беларуси, скрытая безработица

     В Беларуси уровень безработицы официально регистрируется исходя из определения статуса безработного, закрепленного в Законе «О занятости населения». Согласно этому закону «безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно проживающие в Республике Беларусь, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости. Регистрация безработных осуществляется при личном обращении» [19, с. 7]. Таким образом, показатель уровня безработицы в нашей стране базируется, как правило, на численности безработных, официально зарегистрированных в службе занятости.

     Международная организация труда (МОТ) 1 апреля 1994 г. ввела в действие «Основные методологические положения по классификации статистических показателей о составе рабочей силы, экономической активности населения и статусу занятости». Там зафиксирован иной подход к статусу безработного. По определению МОТ, «к безработным относятся лица, достигшие трудоспособного возраста, которые в отчетный период:

     а) не выполняли никакой работы;

     б) занимались поиском работы;

     в) были готовы приступить к работе немедленно (в течение двух недель).

     В отдельных случаях к безработным могут быть отнесены лица ниже и выше трудоспособного возраста, отвечающие всем трем критериям. К безработным относятся также лица, обучающиеся по направлению службы занятости. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней. Таким образом, данное определение относит к категории безработных значительно более широкий круг незанятых граждан.

     В Беларуси значительное число безработных предпочитают не регистрироваться в службе занятости, т. к. последняя не в состоянии предложить им подходящую работу, а пособие по безработице крайне низкое и его получение ограничено рядом условий. Безработные самостоятельно трудоустраиваются, не прибегая к помощи Государственной службы занятости. Поэтому, для того чтобы представить реальную картину, которая сложилась на рынке труда, для вычисления уровня безработицы необходимо использовать методику, разработанную МОТ. Также очень важно, что показатели, полученные с помощью данной методики, можно сравнивать с показателями других стран.

     Международная практика показала, что наиболее эффективный способ определения безработицы — это выборочные обследования населения (домашних хозяйств). Другими источниками данных об уровне безработицы могут быть перепись населения, картотеки службы занятости, страховых организаций, органов социального обеспечения и т. д. Но обследование домашних хозяйств все же обладает рядом преимуществ по сравнению с другими способами получения данных. Во-первых, обследования позволяют изучить разнообразные аспекты занятости и безработицы, их связь с уровнем образования, дохода и т. д. Во-вторых, обследования являются единственным источником, который при должной организации способен охватить практически все население страны, все сферы экономической деятельности, все отрасли экономики и категории трудящихся, временно не работающих. Но есть и негативная сторона — обследования требуют больших финансовых затрат. Именно по этой причине в нашей стране расчет численности безработных на основе социологических обследований домашних хозяйств по методике МОТ проводится всего один раз в год (в России — один раз в квартал).

     Сопоставив два подхода к расчету безработицы, можно сделать вывод, что, как и в других странах СНГ, официально принятый метод определения безработицы дает заниженные показатели и не отражает реального уровня безработицы. Рассчитанный по методике МОТ уровень безработицы на 1.01.2010 г. составил 4,8 %, т. е. в шетсь раза превысил официальный показатель (Таблица 1).

Таблица 2.1 –  Соотношение официального и рассчитанного  по методологии МОТ уровней безработицы

    Уровень безработицы Соотношение уровней безработицы
Официально  регистрируемый службой занятости, в %к экономически

активному населению

Рассчитанный  по методологии МОТ
1.01.2000г. 3,9 8,7 1:2,2
1.01.2001г. 2,8 7,6 1:2,7
1.01.2010г. 0,8 4,8 1:6

Информация о работе Безработица в Республике Беларусь