Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 00:33, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение причин и особенностей безработицы, а также поиск решений этой проблемы в Республике Беларусь.
Данная работа, представленная на 42 страницах, состоит из 3-х разделов. Первый раздел раскрывает понятие безработицы, а также ее причины и особенности в Республике Беларусь, в т.ч. в Гродненской области. Во втором разделе рассматриваются социально-экономические последствия безработицы. Третий раздел посвящен занятости населения, а также государственной политике в этой области.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
1. БЕЗРАБОТИЦА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ТИПЫ И ПРИЧИНЫ………...5
1.1. Понятие безработицы, ее виды и типы……………………………..5
1.2. Безработица в Республике Беларусь: причины, особенности, динамика…………………………………………………………….10
1.2.1. Оценка трудового потенциала Гродненской области …………...14
2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ………………………………………………………..21
2.1. Положительные и отрицательные моменты безработицы. Закон А. Оукена……………………………………………………………….21
2.2. Основные проблемы безработицы и способы их решения………23
3. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ…………………………………………..29
3.1. Сущность занятости населения, ее виды и формы……………….29
3.2. Государственная политика в области занятости населения……..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ……
Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума. [7, с. 92-93]
Рынок рабочей силы – специфический сектор экономики. Он отличается от всех рынков тем, что на нем перемещаются не товары из пластмассы, дерева или металла, а живые люди. Поэтому его регулирование имеет огромное социально-экономическое и политическое значение и составляет особую заботу государства. Однако задача государства – не обеспечить каждого желающего работой, так как это увеличивает инфляцию, а удержать безработицу на естественном уровне, что и означает достижение полной занятости.
Рассмотрим на примере кривой Филлипса последствия сокращения безработицы ниже естественного уровня. Новозеландский экономист О. Филипс установил обратную зависимость между безработицей u и инфляцией . На графике эта зависимость принимает форму кривой, выпуклой к началу координат. (рис. 3.3.)
Кривая Филлипса показывает, что при повышении спроса на рабочую силу и сокращении безработицы уровень цен в экономике повышается. Таким образом, она дает упрощенную однофакторную модель инфляции, определяя ее как функцию безработицы. Кривая Филлипса показывает, что безработица ограничивает возможности роста заработной платы, а, следовательно, издержек, которые влияют на уровень цен.
Многими экономистами кривая Филлипса рассматривалась в 60-е гг. как идеальное средство выбора альтернативных вариантов между инфляцией и безработицей. Однако монетаристы во главе с М. Фридменом пришли к выводу, что кривая Филлипса достоверно описывает связь между инфляцией и безработицей только в коротком периоде, когда сокращение безработицы невозможно без роста инфляции. В длительном же периоде кривая Филлипса трансформируется в кривую стагфляции, показывающую одновременный рост инфляции и безработицы. [4, с. 118-119]
Допустим, что естественный уровень безработицы в экономике изображает линия u*u*. Этому уровню на кривой Филлипса соответствует точка A, а значит, ожидаемая инфляция *. Предположим далее, что фактическая безработица выше естественной нормы и составляет u1. При такой безработице инфляция будет на достаточно низком уровне . Для сокращения потерь в экономике государство сокращает безработицу сначала до u*, а затем до u2 (путем увеличения предложения денег, расширения инвестиций и т. д.). За это приходится расплачиваться ростом уровня цен до . . Сложившуюся ситуацию отразит на кривой Филлипса точка C.
Однако на этом процессе не заканчивается. Через некоторое время профсоюзы потребуют провести индексацию заработной платы, в ответ на что предприниматели сократят часть рабочих (в целях недопущения роста издержек). Безработица вернется к своему естественному уровню, и кривая Филлипса сдвинется вправо, проходя через точку A’.
Если государство предпримет новые шаги по сокращению безработицы до уровня u3, то уровень инфляции уже составит . На кривой Филлипса комбинации u3, будет соответствовать точка D. После индексации заработной платы и сокращения занятости до u* кривая Филлипса снова сдвинется вправо и пройдет через точку A’’. Дальнейшие подобные действия государства будут вызывать аналогичные последствия: за каждой попыткой сократить безработицу будет следовать рост цен и возвращение безработицы к естественной норме.
Рис. 3.3. Трансформация кривой Филлпса в кривую стагфляции [4, с. 119]
Таким образом, мы видим, что законы экономики оказываются сильнее желания и воли государства. Своими действиями государство провоцирует не только рост цен, но и повышение безработицы, попадая в результате в порочный круг стагфляции (кривая, проходящая через точки C,D и далее). Это значит, что борьба с безработицей за счет инфляции не может дать желаемых результатов, и об этом свидетельствует как российский опыт 90-х гг., так и мировая практика. Если государство будет стремиться как можно больше сократить уровень безработицы, то вслед за инфляцией ухудшится состояние платежного баланса, упадет конкуренция, замедлятся темпы экономического роста. В конечном счете, все это постепенно сведет на нет и сами усилия по борьбе с безработицей. Поэтому при проведении подобного политического решения государство должно особенно тщательно взвешивать все “за” и “против” своих действий. Опыт большинства западноевропейских стран показывает, что все правительства независимо от их партийной принадлежности при попытке снизить уровень безработицы ниже 5% испытали впоследствии большие трудности.
Отсюда следует, что государственная политика в области занятости должна строиться исходя прежде всего из определения типа безработицы: государство должно бороться не с любой безработицей, а лишь с циклической.
Далее, при выработке конкретных приемов по сокращению безработицы и увеличению занятости допустимо использование любых инфляционно безопасных методов:
а) снижение налоговых ставок на бизнес;
б) совершенствование системы информации о свободных рабочих местах;
в) создание и улучшение деятельности бирж труда;
г) развитие системы переподготовки кадров;
д) создание условий для развития малого и среднего бизнеса;
е) разработка особых целевых программ трудоустройства молодежи, женщин и работников реструктурируемых отраслей. [4, с. 119-120]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Сегодня Беларусь переживает спад производства. Предприятия, находящиеся в кризисных условиях, пытаются лавировать и сохранить свой коллектив. Практикуется система длительных административных отпусков и использование частичной занятости. Фактически, сформировалась скрытая безработица, масштаб ее возрастает по мере свертывания производства. Квалифицированные работники из таких предприятий уходят, что ведет к снижению квалификационного уровня производственных коллективов. В связи с этим курс реформ встает перед проблемой цены, которую общество платит за них.
Продвижение в направлении реформ ставят и другую проблему сопоставления: во что обходятся поддержка неэффективных рабочих мест и сколько стоит открытая безработица сравнительно с финансированием содержания безработных, их переобучение и содействие в трудоустройстве.
Не менее тяжелы и социальные последствия безработицы. Специалисты вынуждены признать, что «безработица – это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, а также к общественным и политическим беспорядкам».
Бесспорно, основными задачами политики обеспечения занятости населения являются постепенная ликвидация скрытой безработицы и активизация прогрессивных структурных сдвигов в распределении трудовых ресурсов в соответствии с потребностями реформируемой экономики. Для этого необходимо, прежде всего, повышение мобильности и конкурентоспособности рабочей силы на основе профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров в соответствии с потребностями структурной перестройки производства. Важным инструментом в этом отношении является и налоговая политика, стимулирующая расширение занятости в сфере малого и среднего бизнеса, а также экономическое стимулирование развития самозанятости населения.
Таким обрзом, государственная политика в области занятости должна строиться исходя прежде всего из определения типа безработицы: государство должно бороться не с любой безработицей, а лишь с циклической.
Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агапова, Т.А. Макроэкономика: учеб. / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина; под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Дело и Сервис, 2001. – 448с.
2. Гайгер, А. Макроэкономическая теория и переходная экономика. / А. Гайгер, Т. Линвуд. – М, 1996. – 652с.
3. Долан, Э.Дж. Макроэкономика: пер. с англ. / Э.Дж. Долан, Д.Е. Линдсей; пер. с англ. В.В.Лукашевича [и др.]; под общ. ред. Б.С. Лисовика и В.В.Лукашевича. – СПб., 1994. – 430с.
4. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика / С.Н. Ивашковский. - М.: Дело, 2002. – 380с.
5. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: учеб. пособие / И.М. Лемешевский. – Минск: ООО «ФУА инфом», 2004. – 576с.
6. Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы, политика: пер. с англ. / К.Р. Макконнел, С.Л. Брю; под ред. К.Р. Макконнелла. – К.Хагар: Демос, 1993. – 785с.
7. Макроэкономика: учеб. пособие / Н.И.Базылев, [и др.]; под общ. ред. С.П.Гурко. – 2-е изд. – Минск: БГЭУ, 2000. – 214с.
8. Макроэкономика: учеб. пособие / М.И. Плотницкий [и др.]; под ред. М.И.Плотницкого. – Минск: Новое знание, 2002. – 461с.
9. Малинин, А.С. Инфляция и безработица в мировой экономике / А.С. Малинин // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2004. - №2. – С. 38-44.
10. Министерство статистика РБ // Перспектива. – 2007. – 6 февр. – С. 4.
11. Мэнкью, Н.Г. Макроэкономика: пер. с англ. / Н.Г. Мэнкью. – М.: МГУ, 1994. – 736с.
12. Национальный отчет о человеческом развитии 2003г. // Человеческий потенциал Беларуси: экономические вызовы и социальные ответы. – 2003. - №1. – С. 57–58
13. Печень, В.С. Трудовые ресурсы и безработица, состояние и динамика изменения / В.С. Печень, С.Л. Якимченко, И.Н. Волкова // Конкурентоспособность региона: состояние, проблемы, перспективы: Материалы Междунар. научн. – практич. конф. В 2-х частях. – Гродно: ГрГУ, 2005. – Ч.2. – С. 172–174.
14. Райзберг, Б.А. Курс макроэкономики / Б.А. Райзберг. – 3-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2000. –714с.
15. Сакс, Дж.Д. Макроэкономика, глобальный подход: пер. с англ. / Дж.Д. Сакс, Ф.Б. Ларрен. – М.: Дело, 1996. – 848с.
16. Селюжицкая, Т. В. Оценка трудового потенциала гродненской области / Т.В. Селюжицкая // Конкурентоспособность региона: состояние, проблемы, перспективы: Материалы Междунар. научн. – практич. конф. В 2-х ч. – Гродно: ГрГУ, 2005. – Ч.1. – С. 77–79.
17. Социально-экономическая статистика: учебник / Под ред. Проф. Б.И. Башкатова. – М., 2002. – 250с.
18. Статистический ежегодник Гродненской области. – Гродно, 2004.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Численность и структура населения Гродненской области за 1989–2004гг. (на начало года) [16, с. 77]
| 1989 | 1999 | 2001 | 2004 |
Все население. Тыс. чел. | 1163,6 | 1185,2 | 1174 | 1146,2 |
Моложе трудоспособного возраста, тыс. чел. |
276,4 |
256,7 |
241,7 |
213,3 |
В % ко всему населению | 23,8 | 22,1 | 20,8 | 18,3 |
Коэффициент трудового замещения, % | 43,0 | 39,1 | 36,4 | 31,7 |
В трудоспособном возрасте, тыс. чел. |
643,3 |
655,8 |
663,7 |
672,3 |
В % ко всему населению | 55,3 | 56,4 | 57,0 | 57,8 |
Старше трудоспособного возраста, тыс. чел. |
244 |
272,6 |
268,5 |
260,6 |
В % ко всему населению | 21,0 | 23,4 | 23,1 | 22,4 |
Коэффициент пенсионной нагрузки, % |
37,9 |
41,6 |
40,5 |
38,8 |
Коэффициент общей трудовой нагрузки, % |
80,9 |
80,7 |
76,9 |
70,5 |
Информация о работе Безработица и политика стимулирования занятости населения