Безработица и политика стимулирования занятости населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 00:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение причин и особенностей безработицы, а также поиск решений этой проблемы в Республике Беларусь.
Данная работа, представленная на 42 страницах, состоит из 3-х разделов. Первый раздел раскрывает понятие безработицы, а также ее причины и особенности в Республике Беларусь, в т.ч. в Гродненской области. Во втором разделе рассматриваются социально-экономические последствия безработицы. Третий раздел посвящен занятости населения, а также государственной политике в этой области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
1. БЕЗРАБОТИЦА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ТИПЫ И ПРИЧИНЫ………...5
1.1. Понятие безработицы, ее виды и типы……………………………..5
1.2. Безработица в Республике Беларусь: причины, особенности, динамика…………………………………………………………….10
1.2.1. Оценка трудового потенциала Гродненской области …………...14
2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ………………………………………………………..21
2.1. Положительные и отрицательные моменты безработицы. Закон А. Оукена……………………………………………………………….21
2.2. Основные проблемы безработицы и способы их решения………23
3. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ…………………………………………..29
3.1. Сущность занятости населения, ее виды и формы……………….29
3.2. Государственная политика в области занятости населения……..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ……

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!ок.doc

— 291.00 Кб (Скачать)

Источник: Труд и занятость в Республике Беларусь / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. Минск, 2002.

 

Другим существенным элементом рынка труда стала вынужденная неполная занятость. Накопление скрытой безработицы на производстве происходило преимущественно в первой половине 90-х годов. Достигнув к концу 1995г. 26,4%, уровень безработицы затем снизился до 13,4% по отношению к среднесписочной численности работников. Общие потери рабочего времени в 2002г. составили 22,5 млн. человеко-часов, что равнозначно невыходу на работу 89 тыс. человек.

Подытоживая сказанное, важно отметить, что статистика, приводимая в выборочных обследованиях домашних хозяйств либо оценочных показателях неофициальной (скрытой) безработицы, дает реальную (хотя и приблизительную) картину масштабов безработицы в стране.

В то же время сохраняются существенные различия в уровнях безработицы среди мужчин и женщин. С момента своей легализации безработица в Беларуси доминировала среди женщин, хотя в последнее время наметилась тенденция снижения доли женщин в общей численности безработных – с 64,3% в 1995г. до 63,4% в 2002г. Каждая четвертая безработная женщина имеет высшее или среднее профессиональное образование. Низкий уровень жизни принуждает женщин искать работу, но возможности трудоустройства для них ограничены, поскольку рынок труда более сфокусирован на мужчинах. Соответственно, средний период поиска работы женщин более продолжительный, чем для мужчин, и составляет 7,1 месяца, в то время как у мужчин этот показатель равен 5,9 месяца. Доля женщин в общей численности безработных, зарегистрированных в течение боли одного года, составляет почти 80%.

Не менее остро стоит проблема молодежной безработицы, уровень которой достигает 47,3% (в 1995г. – 50%). Высокая безработица среди молодежи, в какой то мере связана с вступлением в трудоспособный возраст значительного контингента молодых людей, многие из которых не поступают в профессиональные учебные заведения. Каждый четвертый безработный в возрасте до 30 лет – выпускник общеобразовательной школы. Гарантированное рабочее место имеет только каждый пятнадцатый выпускник вуза. Безработица среди молодежи не только ведет к потери трудовых ресурсов, нарушению баланса воспроизводства рабочей силы, но и чревата падением морально-нравственных норм, ростом уязвимости молодежи, ее восприимчивости к криминальной деятельности.

Проблема обеспечения занятости населения осложняется дисбалансом между спросом и предложением рабочей силы по профессионально-квалификационному составу. В последние годы наблюдается значительное снижение напряженности на рынке труда (если в 1995г. на одно свободное рабочее место претендовало 12 безработных, то в 2002г. – 5). Однако большинство предлагаемых рабочих мест являются низкооплачиваемыми, не отвечают предъявляемым к ним требованиям и, как следствие, длительное время не заполняются. Более 79% вакансий предназначены для трудоустройства рабочих, а среди безработных каждый третий – специалисты и другие служащие. Предложение значительно превышает спрос по таким профессиям, как бухгалтер, техник-технолог, юрист, товаровед и др. Так, на одну вакансию бухгалтера претендуют 26 безработных, юриста – 50, техника-технолога – 200 человек. Отмечено сокращение потребности в медицинских работниках, недостаток педагогов сменился его избытком, в то время как острая потребность испытывается в таких специалистах, как прораб, инженер-конструктор, программист. Низкая территориальная и профессиональная мобильность рабочей силы усугубляет напряженность на рынке труда, порождая проблему роста безработицы при одновременном дефиците необходимых кадров.

Существует множество причин, препятствующих эффективному решению проблемы безработицы. Одной из них является социальная ответственность руководителей за сохранение кадрового персонала, их нежелание создавать напряженность в коллективе. Но есть и фундаментальные экономические причины, такие, например, как стремление сохранить статус предприятия, ключевых специалистов на тот случай, если экономическая ситуация улучшится. Накоплению скрытой безработицы на производстве в определенной мере способствует предоставление государственных дотаций и льготных кредитов на поддержку убыточных и неконкурентоспособных производств. Не менее важным фактором является низкая доля заработной платы в издержках производства, что делает бессмысленной экономию на рабочей силе и не стимулирует производителей к высвобождению излишних работников. Все перечисленные факторы – оборотная сторона политики полной занятости, в рамках которой большинство или все состоят «на учете», но заведомо получают мизерные пособия. [12, с. 59-60]

Возможные решения.

Сложившаяся ситуация в социально-трудовой сфере обусловливает необходимость пересмотра политики полной занятости в направлении более рационального использования имеющихся ресурсов труда, поэтапного сокращения избыточной численности работников на предприятиях. Основной целью политики в этом отношении должно быть не стремление избежать сокращения, а сделать промежуток между высвобождением и новой работой возможно короче.

Приоритетом политики на рынке труда должен быть не уход от неизбежного, а своевременное капитализирование систем социальной защиты и реализация системы мер, направленный на быстрый вывод трудового потенциала их состояния безработных. Особо важное значение в этом отношении имеют адекватные системы переквалификации, помогающие высвобожденным работникам получить профессию, соответствующую текущим требованиям рынка труда (и будущим потребностям реструктуризируемой экономики). Основные усилия должны быть направлены на обновление и улучшение структуры рабочих мест, приоритетное развитие занятости в сфере услуг. Важное значение для создания новых рабочих мест имеет малый и средний бизнес, частное предпринимательство, однако их возможности поглощения структурной безработицы не следует преувеличивать.

При решении проблемы скрытой безработицы необходимо считаться с неизбежностью трансформации части вынужденной неполной занятости в открытую безработицу. Состояние «безработный» - неизбежная остановка при переходе от старой системы государственно-гарантированной занятости к новой, основанной на рыночных механизмах. Суть задачи в том, чтобы эта остановка была короткой и промежуточной, а не стала продолжительным состоянием высвобожденных людей. В этом отношении неформальная экономика играет определенную роль.

Бесспорно, основными задачами политики обеспечения занятости населения являются постепенная ликвидация скрытой безработицы и активизация прогрессивных структурных сдвигов в распределении трудовых ресурсов в соответствии с потребностями реформируемой экономики. Для этого необходимо, прежде всего, повышение мобильности и конкурентоспособности рабочей силы на основе профессиональной переподготовки и повышения  квалификации кадров в соответствии с потребностями структурной перестройки производства. Важным инструментом в этом отношении является и налоговая политика, стимулирующая расширение занятости в сфере малого и среднего бизнеса, а также экономическое стимулирование развития самозанятости населения. [12, с.60-61]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

 

3.1. Сущность занятости населения, ее виды и формы

 

Занятость выражает процесс включения работников в экономические отношения в соответствии с существующим спросом на рабочую силу. Законодательство Республики Беларусь определяет занятость как не запрещенную законом деятельность граждан, как правило, приносящую доход. Уровень и определенная структура занятости являются основным результатом на рынке труда.

Занятость можно рассматривать с количественной и качественной стороны. Количественный (экстенсивный) и качественный (интенсивный) аспекты занятости по своему содержанию соответствуют понятиям полной и эффективной занятости.

Ситуация, при которой каждому желающему и способному трудиться предоставляется возможность заниматься каким-либо видом общественно-полезной деятельности, называется полной занятостью. При полной занятости предложение рабочей силы равно спросу на нее.

Качественный аспект занятости характеризует эффективная занятость, означающая такое распределение ресурсов труда с учетом специализации, территориального и отраслевого аспектов, которое позволяет получить наибольший прирост национального продукта.

Эффективная занятость достигается в процессе свободной рыночной деятельности хозяйственных единиц. Полная занятость является целью макроэкономической политики государства. Оптимальное сочетание полной и эффективной занятости называется рациональной занятостью. [7, с. 83]

Авторы учебного пособия «Экономика и рынок труда» под редакцией А.С. Головачева выделяют структурные виды занятости по следующим признакам:

по характеру деятельности – работа на предприятиях всех видов собственности, работа за рубежом, исполнение государственных и общественных обязанностей, служба в армии, индивидуальная трудовая деятельность, личное подсобное хозяйство;

по принадлежности занятых к определенному классу или социальному слою – рабочие, инженерно-технические работники и служащие, крестьяне, управленческий персонал, предприниматели;

с учетом межотраслевых и внутриотраслевых пропорций в распределении трудовых ресурсов – сферы народного хозяйства, отрасли, суботрасли и подотрасли;

по территориальному признаку;

по уровню урбанизации – соотношение между численностью трудовых ресурсов города и села;

по профессионально-квалификационному признаку – распределение работников по группам с учетом их квалификации, уровня образования, стажа работы, степени механизации труда и т.д.;

по половозрастному составу;

по видам собственности и формам организации труда.

Каждый вид занятости реализуется с помощью организационно-правовых способов и условий использования рабочей силы, характеризующих формы занятости.

Формы занятости, в свою очередь, классифицируются с учетом следующих признаков:

по форме организации рабочего времени – работа на условиях полного рабочего дня, неполная занятость на условиях сокращенного рабочего дня, недели, надомная занятость;

по значимости для работающего – первичная (основная), которая является главным источником дохода для работающего, и вторичная занятость, приносящая работнику дополнительный доход;

по признаку стабильности – постоянная и временная занятость.

При анализе проблемы занятости современная макроэкономика выделяет следующие теоретические основы: классическую, кейнсианскую и посткейнсианскую, в том числе и неоклассическую.

В соответствии с классической концепцией равновесие спроса и предложения на рынке труда устанавливается соответствующей ставкой реальной заработной платы. Свободная конкуренция на рынке труда приводит к единственной равновесной ставке заработной платы и уровню занятости, который взаимосвязан с единственным уровнем производства и дохода. Таким образом, классическая функция предложения труда (рис, а) основана на предположении о постоянном поддержании полной занятости, который соответствует объем производства продукта Qf, абсолютно не зависимый от уровня цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3.1. Классическая (а) и кейнсианская (б) функции предложения труда [7, с. 84]

 

В отличие от классической концепции кейнсианская теория предполагает, что, во-первых, существует не один, а несколько уровней реального дохода и занятости; во-вторых, равновесный уровень занятости определяется не конкуренцией на рынке труда, а уровнем дохода, который, в свою очередь, зависти от совокупного спроса на товары и услуги. Функция предложения труда выглядит как горизонтальная линия (рис., б).

Неоклассическая концепция. Рассмотрим такой случай. Рынок труда сбалансирован, а уровень цен постоянен (рис.,). Равновесие спроса и предложения наблюдается в точке E при нормальной заработной плате W и полной занятости N. Допустим, что количество денег в обращении увеличивается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3.2. воздействие на рынок труда изменения уровня цен [7, с. 85]

 

При неизменных ценах номинальное увеличение денежной массы вызывает снижение нормы процента и повышение платежеспособного спроса, что, в свою очередь, приводит к росту цен. В связи с тем, что уровень полной занятости остается прежним, произойдет смещение кривых спроса и предложения до нового равновесия в точке E1 при более высокой номинальной ставке заработной платы W1. [7, с. 84-85]

 

3.3. Государственная политика в области занятости населения

 

В отношении безработицы государство проводит определенную политику: социальную, макроэкономическую и в сфере занятости.

Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.

Макроэкономическая политика предполагает использование денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы.

Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д. Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.

Активные меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер принадлежат, во-первых, кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета. Во-вторых, организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают: организацию системы образования и производственно - технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и предприятий; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных работах; создание рабочих мест для молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.

Информация о работе Безработица и политика стимулирования занятости населения