Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 00:33, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение причин и особенностей безработицы, а также поиск решений этой проблемы в Республике Беларусь.
Данная работа, представленная на 42 страницах, состоит из 3-х разделов. Первый раздел раскрывает понятие безработицы, а также ее причины и особенности в Республике Беларусь, в т.ч. в Гродненской области. Во втором разделе рассматриваются социально-экономические последствия безработицы. Третий раздел посвящен занятости населения, а также государственной политике в этой области.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
1. БЕЗРАБОТИЦА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ТИПЫ И ПРИЧИНЫ………...5
1.1. Понятие безработицы, ее виды и типы……………………………..5
1.2. Безработица в Республике Беларусь: причины, особенности, динамика…………………………………………………………….10
1.2.1. Оценка трудового потенциала Гродненской области …………...14
2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ………………………………………………………..21
2.1. Положительные и отрицательные моменты безработицы. Закон А. Оукена……………………………………………………………….21
2.2. Основные проблемы безработицы и способы их решения………23
3. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ…………………………………………..29
3.1. Сущность занятости населения, ее виды и формы……………….29
3.2. Государственная политика в области занятости населения……..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ……
Обычно обеспечение полной и тем более всеобщей, поголовной занятости покупается ценой спада эффективности экономики. С другой стороны, и безработица имеет высокую социальную цену, да и приносит экономический ущерб. В этом свете безработицу следует воспринимать как социальное зло, полностью избежать которого в силу несовершенства рыночного механизма регулирования не представляется возможным. Практически речь идет о том, чтобы принимать все возможные меры по снижению безработицы, обеспечению занятости. Если же эти меры не приводят к успеху – пускать в ход систему социальной поддержки и защиты безработных.
Огромную роль в этой системе играют не только пособия по безработице, денежная поддержка и материальная помощь. Гораздо важнее оказать содействие в трудоустройстве, организовать общественные работы, создать рабочие места. Здесь на первый план выходят задачи переобучения, переподготовки и повышения квалификации, освоения новых специальностей. Обязанность государства состоит в организации специальной учебной сети, центров по бесплатному обучению. Это, несомненно, облегчит переход к рынку. [14, с. 146-147]
1.2. Безработица в Республике Беларусь: причины, особенности, динамика
Все имеющиеся взгляды на причины безработицы в Республике Беларусь можно сгруппировать следующим образом.
Во-первых, причиной безработицы может стать относительно избыточное население, «лишнее» по сравнению с достигнутым уровнем национального производства. Этот фактор безработицы особо силен в развивающихся странах.
Во-вторых, безработица может быть результатом изменений в структуре экономики, в том числе – в технологии (структурная безработица). Эта безработица является временной, т.к. на смену старым отраслям и производствам приходят новые.
В-третьих, безработица может временно увеличиться из-за естественных желаний людей найти работу «по душе», с лучшими условиями труда и оплаты (фрикционная безработица).
В-четвертых, особо сильное увеличение уровня безработицы происходит в результате циклического спада в экономике. Этот вид безработицы является наиболее опасным, так как возникает замкнутый круг: падение производства – безработица – уменьшение общего уровня доходов – снижение совокупного спроса – падение производства – безработица и т.д.
В-пятых, генератором безработицы может стать активное вмешательство государства и профсоюзов в отношения между наемным работником и работодателем, что приводит к рыночной негибкости заработной платы и заставляет предпринимателей решать проблему достижения максимальной прибыли путем сокращения занятости.
Все эти причины безработицы влияют на размер и динамику безработицы.
Проблемы занятости и безработицы являются одними из важнейших социально-экономических проблем рыночной экономики и рынка труда как составляющей ее части.
По данным баланса трудовых ресурсов, разработанного Министерством статистики и анализа Республики Беларусь, численность трудовых ресурсов республики на 1.07.2004г. составила 6141,6 тыс. чел. за счет вступления в трудоспособный возраст относительно многочисленного поколения граждан, родившихся в 80-е годы. Трудовые ресурсы в основном сосредоточены в городах – 78,3%.
На протяжении последних четырех лет произошло сокращение численности занятых в таких отраслях материального производства, как промышленность (на 2,4%), транспорт (на 3,6%), строительство (на 3,5%); в связи, торговле и общественном питании численность работников увеличилась на 1,1%, 5,2%, 4,4% соответственно.
Вместе с тем продолжается тенденция сокращения занятых в сельском хозяйстве – на 35,8 тыс. чел., или на 5,1%. Одной из проблем рынка труда является неформальная занятость. Крупномасштабный характер неформальной занятости можно рассматривать не только как потенциальную базу для роста регистрируемой безработицы, но и как уровень общественных издержек (деквалификация и снижение качества рабочей силы, потеря профессиональных навыков, сокращение ВВП, налоговых платежей и т. д.). К проблемам рынка труда относится также безработица. По состоянию на 1.07.2004г. уровень безработицы в Республике Беларусь составил 2,4% к экономически активному населению. Кроме указанных выше проблем, в Республике Беларусь имеет место дифференциация регионов по степени напряженности на рынке труда.
От безработицы больше всего страдают моноструктурные регионы, где основная отрасль пережила экономический спад, и бывшие места дислокации воинских частей.
Большая часть безработных имеет низкий образовательный уровень: 65,6%имеют только среднее образование, 13% имеют неполное среднее образование.
Еще одним аспектом в общей ситуации безработицы является проблема занятости молодежи. По состоянию на 1.07.2004г. доля безработных в возрасте 16 – 29 лет составила 44,1%.
Также сохраняется в Республике Беларусь проблема женской безработицы. Хотя в структуре вновь регистрируемых безработных преобладают мужчины, они же в первую очередь покидают ряды безработных, поскольку спрос нанимателей в большей степени ориентирован на применение мужской рабочей силы. В 2004г. показатель трудоустройства мужчин составил 44,7%, а женщин – только 24,1%. В наиболее сложном положении на рынке труда оказываются женщины, имеющие малолетних детей, выпускницы учебных заведений, не имеющие опыта работы, женщины предпенсионного возраста, а также женщины, имеющие профессии, по которым при приеме на работу преимущество отдается мужчинам. [13, с. 172-173]
При решении проблем, возникающих на рынке труда, государственная политика в сфере занятости направлена на формирование эффективной системы создания рабочих мест, повышение конкурентоспособности безработных и имеющегося кадрового потенциала, адресность в пользу социальных групп, наиболее уязвимых на рынке труда. Одним из приоритетных направлений в работе государственной службы занятости является оказание финансовой помощи предприятиям и организациям для создания новых рабочих мест, особенно для трудоустройства, наиболее уязвимых на рынке труда категорий населения, а также в регионах с наиболее высоким и устойчивым уровнем безработицы. В целях содействия занятости граждан с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда предприятиям, организациям и учреждениям республики устанавливается бронь для приема на работу молодежи в возрасте до 18 лет и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, инвалидов, одиноких и многодетных родителей, для лиц из МЛС и ЛТП, воинов-интернационалистов, лиц предпенсионного возраста, военнослужащих, уволенных из ВС.
Профориентация и профессиональное обучение с учетом требований рынка труда являются эффективной программой с точки зрения повышения конкурентоспособности, сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и, в конечном итоге, решения вопросов занятости безработных. Это направление работы особенно актуально в современных условиях, когда на рынке труда все более востребованным оказывается наличие у работника нескольких профессий, сочетание специализированной профподготовки с навыками предпринимательской деятельности и т. д.
Привлечение рабочей силы в сельскую местность является одним из важнейших аспектов деятельности органов государственной службы занятости, которая приобретает особую значимость в условиях острой потребности в кадрах аграрного сектора республики. Ежемесячно около 300предприятий агропромышленного комплекса республики представляют в органы государственной службы занятости сведения о наличии вакансий с предоставлением жилья.
Все это позволяет говорить о следующих подходах к регулированию рынка труда: оптимизация занятости на микроуровне, изменение отраслевой структуры занятости в направлении развития сферы услуг за счет мелкого и среднего бизнеса, снижение занятости в государственном секторе, преобладание политических и социальных факторов в регулировании занятости. [13, с. 174]
1.2.1. Оценка трудового потенциала Гродненской области
Трудовой потенциал – важная и наиболее активная часть социально-экономического потенциала. Трудовой потенциал общества или отдельного региона определяется его способностью участвовать в экономической деятельности, т. е. производить материальные блага и услуги. В современной экономической литературе нет однозначного определения термина «трудовой потенциал».
В.Г. Костаков характеризует общественный трудовой потенциал как трудовые ресурсы в качественном измерении и рассматривает его как инструмент, помогающий в изучении взаимодействия трудовых ресурсов и экономики. Многие специалисты при определении понятия «трудовой потенциал» основываются на понятии «трудовые ресурсы» и в большей степени отождествляют их. Можно согласиться с мнением Н.А. Громыко, состоящим в том, что, несмотря на близость по своему содержанию категории «трудовой потенциал» к понятию «трудовые ресурсы», последнее следует расширить включением в его состав всех нуждающихся в оплачиваемой работе лиц вне трудоспособного возраста, а не только работающей части, как это имеет место в настоящее время. Другие ученые отличие этих понятий находят в том, что трудовые ресурсы определяют количество и структуру труда, трудовой потенциал характеризует его качество и потенциальные возможности. Вместе с тем эта качественная сторона находится в определенном единстве с трудовыми ресурсами. На наш взгляд, более четко различие и взаимосвязь этих двух категорий видны в следующем определении. Трудовой потенциал страны или региона характеризуется совокупной способностью ее трудовых ресурсов к производству максимально возможного в данных условиях объема продуктов и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей населения и обеспечения поступательного развития экономики. Такое определение трудового потенциала ориентирует не только на учет численности ресурсов, но и качественного состава трудового потенциала, эффективности их использования, т. е. на четкое отграничение трудового потенциала как социально-экономической категории от его носителя – трудовых ресурсов. [17, с.181] Следовательно, проблема состоит в разработке системы показателей, характеризующих трудовой потенциал, методики их исчисления и анализа, выявления факторов, его определяющих.
В отечественной практике к трудовым ресурсам относится трудоспособное население в трудоспособном возрасте, а также занятое в экономике население моложе и старше трудоспособного возраста.
С точки зрения формирования трудовых ресурсов, важное значение имеет расчет следующих показателей трудовой нагрузки: коэффициент трудового замещения, пенсионной нагрузки и общей трудовой нагрузки. При их построении все население делится на три группы:
1) население моложе трудоспособного возраста (до 16 лет);
2) население в трудоспособном возрасте (16–55 лет – женщины, 16–60 лет – мужчины);
3) население старше трудоспособного возраста.
Численность и структура населения Гродненской области по отношению к трудоспособному возрасту приведена в ПРИЛОЖЕНИИ А.
По данным таблицы видно, что население в трудоспособном возрасте в Гродненской области составляет больше половины всего населения, причем за рассматриваемый период времени его удельный вес увеличился с 55,3% в 1989г. до 57,8% в 2004г. В 1989г. удельный вес населения в дорабочем возрасте был несколько больше удельного веса населения пенсионного (соответственно 23,8% и 21,0%), тогда как в 2004г. ситуация меняется на противоположную – 18,3% и 22,4%. Соответственно, снижается коэффициент трудового замещения с 43,0% в 1989г. до 31,7% в 2004г. (-11,3 пункта). В таком же направлении изменяются и коэффициент пенсионной нагрузки, и коэффициент общей нагрузки. С одной стороны, такие изменения можно оценить как снижение числа иждивенцев, приходящихся на одного человека в трудоспособном возрасте, но если рассматривать данную структуру населения с точки зрения формирования трудовых ресурсов, то такое снижение коэффициента трудового замещения можно рассматривать как довольно существенное, поскольку данные поколения в будущем будут определять численность трудовых ресурсов.
Такое развитие численности трудовых ресурсов напрямую связано с демографической ситуацией в республике в целом и в Гродненской области, а именно со снижением рождаемости и с увеличением смертности.
Развитие этих процессов показано в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Динамика численности родившихся и умерших в Гродненской области за 1999 – 2003гг. [16, с. 78]
Годы | Численность родившихся | Численность умерших | Естественный прирост, убыль, чел | ||||
чел. | темп роста к 1999г., % | абсолютный прирост, чел. | Чел. | темп роста к 1999г., % | абсолютный прирост, чел. | ||
1999 | 11091 | 100,0 | - | 17477 | 100 | - | -6386 |
2000 | 10982 | 99,0 | -109 | 16671 | 95,4 | -806 | -5689 |
2001 | 10855 | 97,9 | -236 | 17436 | 99,8 | -41 | -6581 |
2002 | 10389 | 93,7 | -702 | 18247 | 104,4 | 770 | -7858 |
2003 | 10289 | 92,8 | -802 | 18175 | 104,0 | 698 | -7886 |
Информация о работе Безработица и политика стимулирования занятости населения