Безработица и политика стимулирования занятости населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 00:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение причин и особенностей безработицы, а также поиск решений этой проблемы в Республике Беларусь.
Данная работа, представленная на 42 страницах, состоит из 3-х разделов. Первый раздел раскрывает понятие безработицы, а также ее причины и особенности в Республике Беларусь, в т.ч. в Гродненской области. Во втором разделе рассматриваются социально-экономические последствия безработицы. Третий раздел посвящен занятости населения, а также государственной политике в этой области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
1. БЕЗРАБОТИЦА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ТИПЫ И ПРИЧИНЫ………...5
1.1. Понятие безработицы, ее виды и типы……………………………..5
1.2. Безработица в Республике Беларусь: причины, особенности, динамика…………………………………………………………….10
1.2.1. Оценка трудового потенциала Гродненской области …………...14
2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ………………………………………………………..21
2.1. Положительные и отрицательные моменты безработицы. Закон А. Оукена……………………………………………………………….21
2.2. Основные проблемы безработицы и способы их решения………23
3. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ…………………………………………..29
3.1. Сущность занятости населения, ее виды и формы……………….29
3.2. Государственная политика в области занятости населения……..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ……

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!ок.doc

— 291.00 Кб (Скачать)

Обычно обеспечение полной и тем более всеобщей, поголовной занятости покупается ценой спада эффективности экономики. С другой стороны, и безработица имеет высокую социальную цену, да и приносит экономический ущерб. В этом свете безработицу следует воспринимать как социальное зло, полностью избежать которого в силу несовершенства рыночного механизма регулирования не представляется возможным. Практически речь идет о том, чтобы принимать все возможные меры по снижению безработицы, обеспечению занятости. Если же эти меры не приводят к успеху – пускать в ход систему социальной поддержки и защиты безработных.

Огромную роль в этой системе играют не только пособия по безработице, денежная поддержка и материальная помощь. Гораздо важнее оказать содействие в трудоустройстве, организовать общественные работы, создать рабочие места. Здесь на первый план выходят задачи переобучения, переподготовки и повышения квалификации, освоения новых специальностей. Обязанность государства состоит в организации специальной учебной сети, центров по бесплатному обучению. Это, несомненно, облегчит переход к рынку. [14, с. 146-147]

 

1.2. Безработица в Республике Беларусь: причины, особенности, динамика

 

Все  имеющиеся  взгляды  на  причины  безработицы в Республике Беларусь можно сгруппировать следующим образом.

Во-первых, причиной безработицы может  стать  относительно  избыточное население,  «лишнее»  по  сравнению  с  достигнутым  уровнем   национального производства. Этот фактор безработицы особо силен в развивающихся странах.

Во-вторых, безработица может быть результатом изменений  в  структуре экономики, в  том  числе – в технологии  (структурная  безработица).  Эта безработица  является  временной,  т.к.   на   смену   старым   отраслям   и производствам приходят новые.

В-третьих, безработица может временно увеличиться  из-за  естественных желаний людей найти работу «по душе», с лучшими  условиями  труда  и  оплаты (фрикционная безработица).

В-четвертых, особо сильное увеличение уровня безработицы происходит в результате циклического спада в экономике.  Этот  вид  безработицы  является наиболее опасным, так как возникает замкнутый круг: падение  производства  – безработица –  уменьшение  общего  уровня  доходов  –  снижение  совокупного спроса – падение производства – безработица и т.д.

В-пятых, генератором безработицы может стать  активное  вмешательство государства  и  профсоюзов  в   отношения   между   наемным   работником   и работодателем,  что  приводит  к  рыночной  негибкости  заработной  платы  и заставляет предпринимателей решать проблему достижения максимальной  прибыли путем сокращения занятости.

Все эти причины безработицы  влияют на размер и динамику безработицы.

Проблемы занятости и безработицы являются одними из важнейших социально-экономических проблем рыночной экономики и рынка труда как составляющей ее части.

По данным баланса трудовых ресурсов, разработанного Министерством статистики и анализа Республики Беларусь, численность трудовых ресурсов республики на 1.07.2004г. составила 6141,6 тыс. чел. за счет вступления в трудоспособный возраст относительно многочисленного поколения граждан, родившихся в 80-е годы. Трудовые ресурсы в основном сосредоточены в городах – 78,3%.

На протяжении последних четырех лет произошло сокращение численности занятых в таких отраслях материального производства, как промышленность (на 2,4%), транспорт (на 3,6%), строительство (на 3,5%); в связи, торговле и общественном питании численность работников увеличилась на 1,1%, 5,2%, 4,4% соответственно.

Вместе с тем продолжается тенденция сокращения занятых в сельском хозяйстве – на 35,8 тыс. чел., или на 5,1%. Одной из проблем рынка труда является неформальная занятость. Крупномасштабный характер неформальной занятости можно рассматривать не только как потенциальную базу для роста регистрируемой безработицы, но и как уровень общественных издержек (деквалификация и снижение качества рабочей силы, потеря профессиональных навыков, сокращение ВВП, налоговых платежей и т. д.). К проблемам рынка труда относится также безработица. По состоянию на 1.07.2004г. уровень безработицы в Республике Беларусь составил 2,4% к экономически активному населению. Кроме указанных выше проблем, в Республике Беларусь имеет место дифференциация регионов по степени напряженности на рынке труда.

От безработицы больше всего страдают моноструктурные регионы, где основная отрасль пережила экономический спад, и бывшие места дислокации воинских частей.

Большая часть безработных имеет низкий образовательный уровень: 65,6%имеют только среднее образование, 13% имеют неполное среднее образование.

Еще одним аспектом в общей ситуации безработицы является проблема занятости молодежи. По состоянию на 1.07.2004г. доля безработных в возрасте 16 – 29 лет составила 44,1%.

Также сохраняется в Республике Беларусь проблема женской безработицы. Хотя в структуре вновь регистрируемых безработных преобладают мужчины, они же в первую очередь покидают ряды безработных, поскольку спрос нанимателей в большей степени ориентирован на применение мужской рабочей силы. В 2004г. показатель трудоустройства мужчин составил 44,7%, а женщин – только 24,1%. В наиболее сложном положении на рынке труда оказываются женщины, имеющие малолетних детей, выпускницы учебных заведений, не имеющие опыта работы, женщины предпенсионного возраста, а также женщины, имеющие профессии, по которым при приеме на работу преимущество отдается мужчинам. [13, с. 172-173]

При решении проблем, возникающих на рынке труда, государственная политика в сфере занятости направлена на формирование эффективной системы создания рабочих мест, повышение конкурентоспособности безработных и имеющегося кадрового потенциала, адресность в пользу социальных групп, наиболее уязвимых на рынке труда. Одним из приоритетных направлений в работе государственной службы занятости является оказание финансовой помощи предприятиям и организациям для создания новых рабочих мест, особенно для трудоустройства, наиболее уязвимых на рынке труда категорий населения, а также в регионах с наиболее высоким и устойчивым уровнем безработицы. В целях содействия занятости граждан с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда предприятиям, организациям и учреждениям республики устанавливается бронь для приема на работу молодежи в возрасте до 18 лет и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, инвалидов, одиноких и многодетных родителей, для лиц из МЛС и ЛТП, воинов-интернационалистов, лиц предпенсионного возраста, военнослужащих, уволенных из ВС.

Профориентация и профессиональное обучение с учетом требований рынка труда являются эффективной программой с точки зрения повышения конкурентоспособности, сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и, в конечном итоге, решения вопросов занятости безработных. Это направление работы особенно актуально в современных условиях, когда на рынке труда все более востребованным оказывается наличие у работника нескольких профессий, сочетание специализированной профподготовки с навыками предпринимательской деятельности и т. д.

Привлечение рабочей силы в сельскую местность является одним из важнейших аспектов деятельности органов государственной службы занятости, которая приобретает особую значимость в условиях острой потребности в кадрах аграрного сектора республики. Ежемесячно около 300предприятий агропромышленного комплекса республики представляют в органы государственной службы занятости сведения о наличии вакансий с предоставлением жилья.

Все это позволяет говорить о следующих подходах к регулированию рынка труда: оптимизация занятости на микроуровне, изменение отраслевой структуры занятости в направлении развития сферы услуг за счет мелкого и среднего бизнеса, снижение занятости в государственном секторе, преобладание политических и социальных факторов в регулировании занятости. [13, с. 174]

 

1.2.1. Оценка трудового потенциала Гродненской области

 

Трудовой потенциал – важная и наиболее активная часть социально-экономического потенциала. Трудовой потенциал общества или отдельного региона определяется его способностью участвовать в экономической деятельности, т. е. производить материальные блага и услуги. В современной экономической литературе нет однозначного определения термина «трудовой потенциал».

В.Г. Костаков характеризует общественный трудовой потенциал как трудовые ресурсы в качественном измерении и рассматривает его как инструмент, помогающий в изучении взаимодействия трудовых ресурсов и экономики. Многие специалисты при определении понятия «трудовой потенциал» основываются на понятии «трудовые ресурсы» и в большей степени отождествляют их. Можно согласиться с мнением Н.А. Громыко, состоящим в том, что, несмотря на близость по своему содержанию категории «трудовой потенциал» к понятию «трудовые ресурсы», последнее следует расширить включением в его состав всех нуждающихся в оплачиваемой работе лиц вне трудоспособного возраста, а не только работающей части, как это имеет место в настоящее время. Другие ученые отличие этих понятий находят в том, что трудовые ресурсы определяют количество и структуру труда, трудовой потенциал характеризует его качество и потенциальные возможности. Вместе с тем эта качественная сторона находится в определенном единстве с трудовыми ресурсами. На наш взгляд, более четко различие и взаимосвязь этих двух категорий видны в следующем определении. Трудовой потенциал страны или региона характеризуется совокупной способностью ее трудовых ресурсов к производству максимально возможного в данных условиях объема продуктов и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей населения и обеспечения поступательного развития экономики. Такое определение трудового потенциала ориентирует не только на учет численности ресурсов, но и качественного состава трудового потенциала, эффективности их использования, т. е. на четкое отграничение трудового потенциала как социально-экономической категории от его носителя – трудовых ресурсов. [17, с.181] Следовательно, проблема состоит в разработке системы показателей, характеризующих трудовой потенциал, методики их исчисления и анализа, выявления факторов, его определяющих.

В отечественной практике к трудовым ресурсам относится трудоспособное население в трудоспособном возрасте, а также занятое в экономике население моложе и старше трудоспособного возраста.

С точки зрения формирования трудовых ресурсов, важное значение имеет расчет следующих показателей трудовой нагрузки: коэффициент трудового замещения, пенсионной нагрузки и общей трудовой нагрузки. При их построении все население делится на три группы:

1)     население моложе трудоспособного возраста (до 16 лет);

2)     население в трудоспособном возрасте (16–55 лет – женщины, 16–60 лет – мужчины);

3)     население старше трудоспособного возраста.

Численность и структура населения Гродненской области по отношению к трудоспособному возрасту приведена в ПРИЛОЖЕНИИ А.

По данным таблицы видно, что население в трудоспособном возрасте в Гродненской области составляет больше половины всего населения, причем за рассматриваемый период времени его удельный вес увеличился с 55,3% в 1989г. до 57,8% в 2004г. В 1989г. удельный вес населения в дорабочем возрасте был несколько больше удельного веса населения пенсионного (соответственно 23,8% и 21,0%), тогда как в 2004г. ситуация меняется на противоположную – 18,3% и 22,4%. Соответственно, снижается коэффициент трудового замещения с 43,0% в 1989г. до 31,7% в 2004г. (-11,3 пункта). В таком же направлении изменяются и коэффициент пенсионной нагрузки, и коэффициент общей нагрузки. С одной стороны, такие изменения можно оценить как снижение числа иждивенцев, приходящихся на одного человека в трудоспособном возрасте, но если рассматривать данную структуру населения с точки зрения формирования трудовых ресурсов, то такое снижение коэффициента трудового замещения можно рассматривать как довольно существенное, поскольку данные поколения в будущем будут определять численность трудовых ресурсов.

Такое развитие численности трудовых ресурсов напрямую связано с демографической ситуацией в республике в целом и в Гродненской области, а именно со снижением рождаемости и с увеличением смертности.

Развитие этих процессов показано в табл. 1.1.

 

Таблица 1.1

Динамика численности родившихся и умерших в Гродненской области за 1999 – 2003гг. [16, с. 78]

 

 

Годы

Численность родившихся

Численность умерших

Естественный прирост, убыль, чел

чел.

темп роста к 1999г., %

абсолютный прирост, чел.

Чел.

темп роста к 1999г., %

абсолютный прирост, чел.

1999

11091

100,0

       -

17477

  100

      -

     -6386

2000

10982

99,0

   -109

16671

  95,4

   -806

     -5689

2001

10855

97,9

   -236

17436

  99,8

    -41

     -6581

2002

10389

93,7

   -702

18247

104,4

    770

     -7858

2003

10289

92,8

   -802

18175

104,0

   698

     -7886

Информация о работе Безработица и политика стимулирования занятости населения