Безработица и ее проблемы в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

Сфера труда – важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и ее непосредственное использование в общественном производстве. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантия занятости и т.д.

Содержание

Введение
Глава 1
1.1 Понятие безработицы и ее причины
1.2 Типы безработицы
1.3 Экономические и социальные последствия безработицы
Глава 2
2.1 Особенности безработицы в развитых странах
2.2 Особенности безработицы в переходной экономике
Глава 3
3.1 Особенности безработных в Республике Беларусь
3.2 Основные тенденции и особенности безработицы в РБ
3.3 Пути снижения безработицы
Заключение

Работа содержит 1 файл

Безработица и ее проблемы в РБ.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

Скрытая безработица является результатом спа­да производства. Работники, которые остаются на предприятиях и не увольняются, т.е. не утрачивают с ними формальной связи, согласно рекомендациям МОТ не могут быть отнесены к незанятому населению и не являются безработными. В то же время, не имея работы вследствие полной или частичной остановки производства, они вынуждены находиться в  отпусках, зачастую без оплаты, т.е. фактически оставаться без работы.

В отличие от различных форм неполной занятости, возникших с формированием во всем мире гибкого рынка труда, эта разновидность скрытой безработицы на производстве носит вынужденный характер. Перио­дическое недоиспользование труда работников трудно поддается учету, поэтому принимает форму скрытой незанятости, или скрытой безработицы.

Для Республики Казахстан с учетом тенденций становления и фор­мирования рынка труда главными приоритетами национальной политики занятости являются следующие:

• содействие трудоустройству молодежи, особенно в сельской мест­ности и выпускников общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений, с учетом новых тенденций на рынке труда;

• поддержание занятости женщин;

• содействие занятости населения в зонах приоритетного развития, в районах экологического бедствия.

В каждом регионе могут быть определены свои приоритеты и собст­венные пути решения проблемы занятости и безработицы. При этом ис­ходные принципы в политике занятости являются общими как для рес­публики в целом, так и для ее регионов. Это - обеспечение равных воз­можностей всем гражданам, проживающим на территории республики, доступа к продуктивной и оплачиваемой работе в любой сфере общественно-полезной деятельности; уменьшение жестких ограничений в занятости, а также допущение возможной незанятости трудоспособных граждан при наличии у них признаваемых законодательством источников дохода.

Особое место в политике занятости населения республики занимают регионы. При этом важно своевременно выявить регионы с критической ситуацией на рынках труда. Оценка их производится по показателям уровня занятости, уровня безработицы, напряженности на рынке труда. Наряду с ними для определения региона с критической ситуацией приме­няют показатель предельно допустимого уровня безработицы, который до настоящего времени не получил четкого количественного выражения.

В определении предельно допустимого уровня безработицы необхо­димо акцентировать внимание   на   обеспечении   максимально возможного сдерживания безработицы из-за негативных, прежде всего социальных последствий. Главным критерием определения предельно до­пустимого уровня безработицы является такое положение на рынке труда и уровня безработицы, при превышении которого характерна критическая ситуация в сфере занятости, социальная напряженность в трудовых от­ношениях и в обществе в целом.

В региональной политике занятости населения необходима переори­ентация на активные меры ее реализации (сейчас 83,7-86,2% безработных в регионах находятся на пособиях по безработице, 5,6-7,6% направляются на учебу и 3,2-7,4% заняты на оплачиваемых общественных работах). Активизация проводимой политики занятости должна предусматривать значительный рост охвата безработных обучением и переподготовкой, по­вышение их территориальной и профессиональной мобильности.

Целенаправленные меры активной политики занятости по содейст­вию трудоустройству безработных должны учитывать своеобразие их контингента, представленного на региональных рынках труда республики: 15-18% безработных нигде раньше не работали, это в основном выпуск­ники вузов, ссузов, общеобразовательных школ; 80% - в возрасте высокой трудовой активности - 20-50 лет; процент служащих - 33,4%; лиц с выс­шим образованием - 8,1-9,4%, со средним специальным - 38,6-50,2%, что значительно превышает среднереспубликанские показатели.

Созда­ние новых рабочих мест поставлено в зависимость от структурных пре­образований, развития производственной и социальной инфраструктуры, сферы услуг. Перспективным в этом направлении является создание технополисов, образование свободных экономических зон с привлечением внешних инвестиций.

Развитие общественных работ по строительству дорог, лесопосадок, обустройству городов и сел, услугам населению также может стать эффективной формой содействия занятости. Только при условии реализации радикальных мер активной политики занятости в каждом регионе с уче­том местных условий представляется возможным сдерживание роста без­работицы, ускорение рыночных реформ и сохранение стабильного со­стояния в регионах.

Меры по содействию занятости населения должны предусматривать следующее:

• консультирование и профессиональную ориентацию безработной молодежи с целью определения их сферы деятельности, обучение осно­вам  предпринимательства;

• оказание экономической поддержки населению в создании фермерского хозяйства, предоставление им льготных креди­тов, льгот в налогообложении;

• создание межрегионального банка вакансий и рабочих мест в пределах области в целях повышения территориальной и профессиональ­ной мобильности рабочей силы;

• широкое привлечение безработных к общественным временным работам путем повышения их престижности и материальной заинтересо­ванности;

• содействие самозанятости населения в неформальном секторе экономики, организации надомного труда, индивидуальной деятельности на основе гибких форм занятости.

Реализация этих направлений в политике занятости нацелена на сдерживание роста безработицы, смягчение ее тяжелых социально-экономических последствий в регионах и республике.


ГЛАВА III

Особенности безработных в Республике Беларусь

Политические и экономические преобразования, осуществляемые в Республике Беларусь в последнее десятилетие, вызвали существенные изменения в структуре общества. В результате социальной дифференциации начался процесс формирования новых социальных слоев и групп. В условиях структурной перестройки экономики часть населения страны оказалась лишенной возможности заниматься оплачиваемой трудовой деятельностью, что предопределило появление такого социального и экономического явления, как безработица.

Основные характеристики современных белорусских безработных выглядят следующим образом.

По статистическим данным и на основании проведенного опроса, 1/3 зарегистрированных безработных составляют мужчины и 2/3 – женщины; белее половины – молодежь в возрасте до 30 лет; 2/3 лиц, стоящих на учете в органах службы занятости, имеют неполное среднее и среднее образование; продолжительность нахождения на учете в органах службы занятости – около 6 месяцев (см Таблица 1)

В общем массиве зарегистрированных безработных выпускники учебных заведений составляют 32,6%, служащие специалисты 27,1, рабочие – 25,5, служащие без специальности – 14,8%. Основных характеристики безработных по социальным группам представлены в Таблице 2. Так средний возраст выпускников находится в диапазоне 16-24 лет; служащих без специальности – 25-29 лет; рабочих – 30-39 лет; служащих специалистов – 40-49 лет. 2/3 рабочих имеют школьное образование, а 1/3 окончили ПТУ или средние специальные учебные заведения;  1/3 специалистов имеют среднее специальное образование, 2/3 – высшее.

Таким образом, разные социальные группы зарегистрированных безработных резко различаются между собой по возрасту, уровню образования, семейному положению, наличию профессии и оценкам ее перспективности и соответственно требует к себе разного соотношения активных и пассивных мер со стороны государственной службы занятости.

Роль и назначение службы занятости в решении проблем трудоустройства населения ограничивается, с одной стороны, уровнем притязаний лиц, вставших на учёт в качестве безработных, а с другой - реальными возможностями удовлетворить эти притязания. Важнейшим инструментом рыночной инфраструктуры службы занятости является взаимодействие с кадровыми службами предприятий и организаций всех форм собственности. От эффективности этого сотрудничества, а также «встроенности» службы занятости в процессы реструктурирования национальной экономики зависит конечный результат.

Основные тенденции и особенности безработицы в РБ

Одной из самых устойчивых тенденций, проявляющихся на национальном рынке труда, является феминизация официально регистрируемой безработицы. Об этом  свидетельствует ряд факторов: во-первых, превалирование удельного веса женщин в составе всех зарегистрированных безработных на протяжении всего порода существования биржи труда; во-вторых, динамика их численности, имеющая тенденции к росту; в-третьих, численное преобладание женщин в составе отдельных социально-демографических групп безработных.

Особенностью национального рынка труда является наличие значительных различий в положении представителей гендерных групп населения, являющихся субъектами рынка труда, предлагающими свою рабочую силу. По данным статистики, доля безработных женщин на официальном рынке труда в начале 2003г. по республике в целом составила 63,6 %, мужчин - 36,7 %. В Минске среди зарегистрированных безработных насчитывалось 64,8 женщин и 35,2 % мужчин. Приведенные данные свидетельствуют о значительном гендерном дисбалансе состава зарегистрированных безработных на республиканском и региональном (столичном) рынке труда.

В период разных структурных преобразований в экономике женщины, с одной стороны, быстрее теряют рабочие места в силу своей меньшей профессиональной защищённости, а с другой - с большим трудом находят новую работу, являясь менее конкурентоспособной гендерной группой по сравнению с мужчинами. Именно женский контингент персонала предприятий, ведущих кадровые сокращения, в большей степени страдает от увольнений. Так, в структуре высвобожденных работников в результате проведения политики оптимизации численности персонала за 2002г., женщины составили 76,7 %.. Среди лиц, высвобожденных в 2002г. при ликвидации предприятий, учреждений и организаций, женщины составили 66,7 %. Их количество ещё выше среди тех, кто был высвобожден по сокращению численности штатов - 79,3 %. Эта цифра свидетельствует о том, что чаще всего именно женщины, работающие по найму, вынуждены покидать свои рабочие места, становясь клиентами биржи труда.

Женщины чаще проигрывают в конкурентной борьбе за рабочее место, т.к. в большей степени испытывают на себе дискриминацию нанимателя, отдающего предпочтение трудоустройству мужчин. Эта разница в положении гендерных групп безработных подтверждается следующими статистическими данными. Показатель трудоустройства безработных женщин от общего числа нуждающихся в трудоустройстве составил за 2002г. всего 28,4%, тогда как у мужчин он равнялся 48,8%. Поскольку работодатели при найме отдают предпочтение мужской рабочей силе, то период поиска рабочего места у женского контингента безработных затягивается. Он почти в 2 раза превышает период трудоустройства у мужчин и составляет 4,7 месяца. В категории длительно безработных неработающие женщины составляют 57,5%. Труднее всего получить работу тем из них, кто имеет инженерно-технические специальности. Обозначилась тенденция избытка кадров педагогов, а эту профессиональную нишу в подавляющем большинстве занимают женщины.

Одной из особенностей национального рынка труда являются скрытые процессы, происходящие в его рамках. Наличие нерегистрируемой безработицы и скрытой занятости является достаточно объемной его частью. Состояние национального рынка труда наряду с демографическими факторами детерминировано состоянием дел в экономике страны в целом. При этом влияние распространяется как на регистрируемую, так и на не регистрируемую часть рынка труда.

Нерегистрируемая безработица оказывает значительное влияние на состояние рынка труда прежде всего в том плане, что количество неофициальных безработных значительно превышает их регистрируемый показатель. По данным социологических исследований домохозяйств по определению реального уровня безработицы официально регистрируется только пятая – седьмая часть лиц, нуждающихся в трудоустройстве.

Неофициальная, незарегистрированная занятость представляет собой один из сегментов теневой экономики. Неучтенный спрос на рабочую силу, выведенные из-под налогообложения доходы как работников, так и нанимателей, отрицательно сказываются на развитии экономики и не отвечают интересам государства. Претензии неофициально занятых работников на пенсионное обеспечение в будущем государству придется удовлетворять за счет средств, полученных их легального сектора экономики.

Следует отметить еще одну особенность безработицы в стране -  это ее региональный характер. Так, по данным департамента по занятости населения, уровень безработицы в столице в 2004 был равен 1,9%.  В тот же год в Витебской области он составил 2,3%, в Могилевской – 2,2%, Гомельской – 2,2%. Существуют отдельные регионы, где уровень  безработицы является устойчиво высоким. К примеру, в таких населенных пунктах как Поставы, Новополоцк, Каланковичи, Новолукомль, Ганцевичи, Краснополье показатели безработицы превышают средние по стране. В особенности высоким уровнем безработицы выделяются те регионы, которые характеризуются наличием монофункциональных производств.

Оценивая состояние безработицы стране, необходимо отметить высокую численность лиц молодого возраста в составе зарегистрированных безработных. Безработица в РБ в значительной степени носит выраженный молодежный характер. Традиционно молодыми безработными считаются лица, достигшие 16-летнего возраста и до 29 лет включительно. В составе зарегистрированных на бирже труда безработных в 2004 их доля составила 47%. При этом молодежная безработица носит как сезонный (время окончания учебных заведений), так и общий характер. Каждый 5 молодой безработный является выпускником какого-либо учебного заведения, чаще всего общеобразовательной средней школы. Представители этого контингента безработных являются типичными аутсайдерами рынка труда, поскольку не имеют ни профессии, ни опыта работы. Вследствие этих обстоятельств их конкурентоспособность на рынке труда крайне низка.

Информация о работе Безработица и ее проблемы в РБ