Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 18:24, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование проблемы бедности в России и ее влияния на экономическое развитие. Достижение этой цели требует выделения следующих задач:
· изучение понятий «бедность» и «доход»;
· анализ формирования доходов и расходов населения;
· рассмотрение различных видов дифференциации доходов населения;
· определение направления социальной политики в обеспечении сокращения бедности.
Введение……………………………………………………………….
1. Показатели доходов……………………………………………….
1.1 Определение, виды и показатели доходов……………………
1.1.1 Показатели доходов домашних хозяйств в СНС………….
1.1.2 Показатели доходов домашних хозяйств в России……….
1.2 Сущность и причины бедности……………………………….
1.3 Показатели (измерители) уровня бедности………………….
2. Измерение уровня бедности………………………………………
2.1 Российский подход к измерению уровня бедности………….
2.1.1 .Величина прожиточного минимума……………………….
2.1.2 Анализ структуры населения с доходами ниже величины прожиточного минимума……………………………………………….
2.1.3 Анализ динамики реальных денежных доходов населения..
2.2 Потребительские расходы как индикатор бедности…………….
2.2.1 Структура потребительских расходов………………………
2.2.2 Потребительские расходы по группам населения……………
2.3 Дифференциация населения по доходам………………………..
2.3.1 Анализ распределения денежных доходов населения……….
2.3.2.Межрегиональная дифференциация……………………………
2.3.3 Межотраслевая и внутриотраслевая дифференциация……….
2.3.4 Анализ структуры денежных доходов населения…………….
2.4 Субъективные оценки бедности в России………………………..
3. Социальная политика в обеспечении сокращения бедности………
Заключение……………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………..
Как
видно, субъективные оценки россиян
своего личного материального
3.
Социальная политика в
В
России разработана и утверждена
Правительством Российской Федерации
и реализуется федеральная
· На первом этапе (2002-2010 гг.) реализации Программы намечены меры по уменьшению на 25% число отстающих по основным социально-экономическим показателям субъектов РФ. В результате доля населения с доходами ниже прожиточного минимума будет снижена на 15%.
· На втором этапе (к концу действия Программы в 2015 году) предусмотрено сократить межрегиональные различия в доходах на душу населения в 3 раза, число отстающих регионов в 2 раза, уменьшить на 25% долю населения с доходами ниже прожиточного минимума.
Методика
регионального регулирования
Косвенные методы оценки нуждаемости (апробированы в Волгоградской области). Положительная сторона - оценка реального потребления по показателю потенциальных потребительских расходов. При этом учитываются демографическая структура семьи, место проживания семьи, жилищные условия, денежные и имущественные активы семьи.
Возможно использование в рамках действующего законодательства и других методик определения нуждаемости.
При всем различии форм организации адресной социальной помощи в регионах страны, существует общий подход к решению таких вопросов, как выявление факторов реальной нуждаемости, поэтапный переход от оказания помощи отдельным категориям населения к помощи конкретным домохозяйствам с учетом проверки их нуждаемости, постепенный отказ от многообразных видов социальных льгот и выплат.
Вместе с тем, анализ показывает, что масштабы этой деятельности еще не достаточны, во многих регионах по-прежнему доминирует категориальных подход к распределению государственной социальной помощи, адресные формы социальной поддержки находятся в стадии становления.
Сдерживающими факторами для введения социальной помощи малоимущим являются, прежде всего:
1. Отсутствие четкого разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в вопросах оказания социальной поддержки отдельных групп населения, в том числе по финансированию социальных выплат.
2. Недостаточность финансовых ресурсов, которые могут быть выделены в регионах на эти цели.
3. Сохранение действующей системы многочисленных социальных льгот различным категориям граждан, предоставляемых без учета факторов нуждаемости.
В основу стратегии, направленной на совершенствование мер социальной защиты населения при переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, Правительством Российской Федерации положен принцип адресной направленности социальной помощи.
Основными директивными актами, определяющими эту стратегию являются:
· Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675;
· Подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации», утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года № 797.
Исходя
из положений указанных
· усиление адресности социальной поддержки населения (замена натуральных льгот жилищными субсидиями);
· повышение защиты социально уязвимых домохозяйств, которые не имеют возможностей для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в государственной поддержке (учёт доходов при предоставлении мер социальной защиты);
· перевод в денежную форму натуральных льгот (для военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов – отмена льгот с одновременным увеличением их денежного довольствия);
· приведение социальных обязательств государства в соответствие с его ресурсами;
· сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг;
· упразднение социально неоправданных льгот.
Рекомендации Мирового банка по борьбе с бедностью, сформулированные в Целях развития на тысячелетие до 2015 года, весьма конкретны: уменьшить число голодающих в два раза, дать всем детям обязательное начальное образование, дать девочкам больше возможностей при получении начального и среднего образования, сократить детскую смертность на две трети и т.п.
Надо
отметить, что решение проблем
бедности в мире идет по линии предоставления
первичного образования и медицинского
обслуживания, преодоления дискриминации
в отношении девочек и женщин.
Все правильно. Актуализировать
свою рыночную стоимость люди могут
лишь на пути «модернизации» собственной
личности. Государство должно им в
этом помочь. Эксперты пока и мечтать не
могут о всеобщем среднем образовании
для большинства бедных, не говоря уже
о высшем.
Заключение
Проблема бедности – одна из острейших социальных проблем современной России. Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют кризисные процессы в семье и обществе.
Бедность
для российского народа – достаточно
новый феномен. При социализме общий
уровень жизни, конечно, был невысоким,
но откровенно бедных было сравнительно
немного. В начале рыночных реформ людям
предлагают потерпеть «6-8 месяцев».
Очевидно, что этот период для многих
затянулся. Также очевидно и то, что
потенциал рыночной экономики для
обеспечения высокого уровня жизни
для большинства населения пока
не задействован в полной мере. Более
того, вызывают беспокойство рост социального
неравенства и высокая
Факторов, оказывающих влияние на степень неравенства, очень много. Основными как для России, так и для большинства стран с рыночной или переходной экономикой, можно считать региональный и отраслевой факторы, уровень безработицы, эффективность социальных программ государства (поддержка многодетных и неполных семей, инвалидов и пенсионеров), возрастной и половой фактор, уровень образования, размер семьи, количество несовершеннолетних детей и иждивенцев и пр.
Борьба с бедностью является важнейшей задачей общества поскольку оказывает непосредственное влияние на экономический рост. Падение доходов населения сужает внутренний рынок, совокупный спрос и вызывает падение темпов развития национальной экономики. Для обеспечения экономического роста доля заработной платы в национальном доходе должна быть увеличена до мирового уровня – 60 %, тогда как в России она составляет 35 %.
Становится
все более очевидной
Список литературы
1. В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачева «экономическая теория» учебник-М., Юрайт – Издат, 2005.-557с.
2.
В.Г. Зинин Государственная
3. И.А. Николаев, Е.В. Марушкина Аналитический доклад ФБК «Бедность в России: экономический анализ», 2005,http://www.fbk.ru
4.
http://adept.srcc.msu.ru/
5.
http://www.ng.ru/editorial/
По материалам
сайта http://adept.srcc.msu.ru/
Л.С. Ржаницина «Вопросы теории и практики сокращения бедности в Росси, с39
По материалам
сайта http://adept.srcc.msu.ru/
И.А.Николаев, Е.В. Марушкина, «Бедность в России: экономический анализ».
По материалам сайта www.gks.ru
С
2000 г. изменена методология расчета
величины прожиточного минимума; с 2005
г. изменен состав потребительской
корзины для определения
По материалам сайта www.gks.ru
По материалам сайта www.gks.ru
По материалам сайта www.gks.ru
По материалам сайта www.gks.ru
По материалам сайта www.gks.ru
В обследовании бюджетов домашних хозяйств доходы представляют собой сумму денежных средств и натуральных поступлений, которые находились в распоряжении домашнего хозяйства в течение учетного периода обследования для обеспечения всех расходов (как потребительских, так и не связанных с потреблением) и создания сбережений.
По материалам сайта www.gks.ru
В обследовании бюджетов домашних хозяйств доходы представляют собой сумму денежных средств и натуральных поступлений, которые находились в распоряжении домашнего хозяйства в течение учетного периода обследования для обеспечения всех расходов (как потребительских, так и не связанных с потреблением) и создания сбережений.
По материалам сайта www.gks.ru
По материалам сайта www.gks.ru
По материалам сайта www.gks.ru
В.Г. Зинин «Государственная политика сокращения бедности», с.8