Бедность в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование проблемы бедности в России и ее влияния на экономическое развитие. Достижение этой цели требует выделения следующих задач:
· изучение понятий «бедность» и «доход»;
· анализ формирования доходов и расходов населения;
· рассмотрение различных видов дифференциации доходов населения;
· определение направления социальной политики в обеспечении сокращения бедности.

Содержание

Введение……………………………………………………………….
1. Показатели доходов……………………………………………….
1.1 Определение, виды и показатели доходов……………………
1.1.1 Показатели доходов домашних хозяйств в СНС………….
1.1.2 Показатели доходов домашних хозяйств в России……….
1.2 Сущность и причины бедности……………………………….
1.3 Показатели (измерители) уровня бедности………………….
2. Измерение уровня бедности………………………………………
2.1 Российский подход к измерению уровня бедности………….
2.1.1 .Величина прожиточного минимума……………………….
2.1.2 Анализ структуры населения с доходами ниже величины прожиточного минимума……………………………………………….
2.1.3 Анализ динамики реальных денежных доходов населения..
2.2 Потребительские расходы как индикатор бедности…………….
2.2.1 Структура потребительских расходов………………………
2.2.2 Потребительские расходы по группам населения……………
2.3 Дифференциация населения по доходам………………………..
2.3.1 Анализ распределения денежных доходов населения……….
2.3.2.Межрегиональная дифференциация……………………………
2.3.3 Межотраслевая и внутриотраслевая дифференциация……….
2.3.4 Анализ структуры денежных доходов населения…………….
2.4 Субъективные оценки бедности в России………………………..
3. Социальная политика в обеспечении сокращения бедности………
Заключение……………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

РГР Проблема бедности в России и пути ее решения.docx

— 113.27 Кб (Скачать)

  На  сегодня в России преобладает  так называемая текучая бедность (временная невозможность обеспечения собственными силами) по сравнению с застойной, для которой характерна постоянная невозможность обеспечиваться без внешней социальной поддержки. Так, в 1996 году (другой информации не опубликовано) только 30% общего числа бедных оставались таковыми постоянно из месяца в месяц в течение всего года, тогда как у остальных 70% периодические поступления выводили их за черту выше прожиточного минимума.

  Бедность  как социальное явление свойственна для любой экономической системы. Однако ее острота в обществе значительно различается по отдельным странам в зависимости от темпов их экономического развития, накопленного богатства, размера производственного потенциала, уровня благосостояния народа, особенностей распределительной политики. В наиболее развитых странах мира, ориентирующихся на социальное благополучие своих граждан, имеются незначительные различия в уровнях дохода богатых и бедных, в то время как развивающиеся страны и страны с переходной экономикой имеют поляризованные общества, характеризуемые большим количеством бедных, небольшим кругом богатых и весьма незначительным средним классом.

  Российская  Федерация относится к разряду  стран, в которых дифференциация доходов и имущественные различия осуществляются по последнему способу. Размеры дифференциации доходов 10% мало- и высокообеспеченных граждан составляют, по разным оценкам,1:25-30, а имущественные различия столь велики, что никто из специалистов не рискует их определить.

  Признание проблемы бедности произошло в СССР в 1970-х гг., когда были введены  пособия для малообеспеченных, однако к категории бедных в то время  относился узкий круг людей, определенных по демографическим признакам: возрасту, здоровью, утрате кормильца в семье, повышенной иждивенческой нагрузке работающего. Некоторое значение имели квалифицированные и территориальные различия из-за неравенства в доходах низкоквалифицированных работников и неравенства в экономическом развитии регионов страны.

  За  реформирование отечественной экономики  самую высокую цену заплатили  именно беднейшие слои населения, поскольку  такие наиболее употребляемые продукты питания, как хлеб и молоко, за 1993-2000гг. подорожали в 40-49 тыс. раз, а пенсионные выплаты увеличились лишь в 7 тыс. раз, минимальная заработная плата- в 2 тыс. раз.

  Бедность  стала устойчивой реальностью не только для безработных, беженцев, одиноких малообеспеченных людей, инвалидов, пенсионеров, но и для значительной части интеллигенции  в трудоспособном возрасте, занятых  на предприятиях машиностроения, легкой промышленности, в бюджетных организациях, лиц, занятых в сельском хозяйстве, пополнивших ряды малообеспеченных из-за заниженной цены рабочей силы, не обеспечивающей даже минимума средств  для ее простого воспроизводства.

  Основные  причины бедности.

  Бедность  является следствием многих взаимосвязанных  факторов, в том числе:

  ·  экономических (низкая заработная плата и высокая ее дифференциация, безработица);

  ·  социальных (инвалидность, старость, маргинализация, детская безнадзорность);

  ·  демографических (неполные семьи, семьи с высокой нагрузкой иждивенцев, молодежь и старшее поколение со слабыми позициями на рынке труда);

  ·  политических (разрыв сложившихся межрегиональных связей, военные конфликты, вынужденная миграция);

  ·  регионально-географических (депрессивные монопромышленные регионы, дотационные регионы с низким экономическим потенциалом, северные регионы, зависимые от централизованных поставок продовольствия и ресурсов).

  В России три важных экономических  фактора, влияющих на бедность:

  1.  Снижение среднего уровня денежных доходов населения

  2.  Низкий уровень минимальных социальных гарантий

  3.  Возросшее неравенство в распределении доходов

  1.3 Показатели (измерители) уровня бедности

  В мировой науке и практике выделяются три основных подхода к определению  бедности: абсолютная бедность (бедные по доходам и расходам), относительная  бедность (лишения, депривации) и субъективная бедность (на основе самооценки опрашиваемых лиц).

  Абсолютная  бедность рассчитывается на основании сравнения душевых доходов и прожиточного минимума (при абсолютной концепции) или душевых доходов и относительной линии бедности (40-60% от медианы или средней доходного распределения населения).

  Относительная бедность определяется через потребительские характеристики семьи (домохозяйства) и понимается как необеспеченность данной семьи предметами длительного пользования, потребительскими товарами и услугами, рассматриваемыми как сложившиеся в обществе стандарты потребления. Отклонения от сложившегося в обществе уровня потребления обозначаются понятием лишения, депривации. Бедность семьи понимается как высокая степень концентрации различных лишений.

  Субъективная  бедность определяется на основе собственных оценок населением своего материального положения, возможностей сводить концы с концами, платить за жилье, лекарства, образование и т.п.

  Показатели  уровня и границ бедности.

  I. Пороговые показатели:

  1. Потребительская корзина – минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по РФ определяется не реже одного раза в 5 лет (ФЗ “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации” от 31.03.2006 г). Включает:

  o  Продукты питания: хлебные продукты, картофель, овощи и бахчевые, фрукты свежие, сахар и кондитерские изделия, мясопродукты, рыбопродукты, молоко и молокопродукты, яйца; масло растительное, маргарин; прочие продукты (соль, чай, специи).

  o  Непродовольственные товары: верхняя пальтовая группа; верхняя костюмно-платьевая группа; белье; чулочно-носочные изделия; головные уборы и галантерейные изделия; обувь; школьно-письменные товары; постельное белье; товары культурно-бытового и хозяйственного назначения; предметы первой необходимости, санитарии и лекарства. Нормативы устанавливаются с учетом сроков износа.

  o  Услуги: жилье; центральное отопление; холодное и горячее водоснабжение и водоотведение; газоснабжение; электроэнергия; транспортные услуги; другие виды услуг.

  2. Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы (Федеральный закон от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”). Определяется ежеквартально на душу населения и по основным социально-демографическим группам. В целом по РФ устанавливается Правительством, в регионах – органами исполнительной власти субъектов РФ.

  Для количественной оценки бедности (и  социальной дифференциации в целом) используется также более широкое по набору товаров и услуг, чем прожиточный минимум, показатели минимального и рационального потребительского бюджета.

  Минимальный потребительский  бюджет представляет собой социальный минимум товаров и услуг в объеме, необходимом для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека.

  В России минимальный потребительский  бюджет составлен на основе более 200 товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания. Структура минимального потребительского бюджета такова: питание-46,1%, непродовольственные товары-39%, услуги-43,2%, налоги и сборы-2,7%. Отличие минимального потребительского бюджета от прожиточного минимума состоит в более высокой  доле расходов на непродовольственные  товары и услуги и соответственно более низкой доле расходов на питание.

  Рациональный  потребительский  бюджет был разработан в начале 90-х гг. в качестве идеальной модели и отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами удовлетворения рациональных потребностей человека. Структура рационального потребительского бюджета в России: продукты питания- 30%, непродовольственные товары-47%(из них ткани, одежда, обувь-29%, мебель, предметы культуры и быта-18%, прочие товары-9%) и все услуги-23%.

  II. Показатели масштабов бедности:

  1. Коэффициент бедности – доля населения со среднедушевыми денежными доходами ниже прожиточного минимума.

  2. Коэффициент крайней бедности – доля населения со среднедушевыми денежными доходами ниже половины величины прожиточного минимума.

  3. Дефицит денежных доходов населения – суммарный доход населения, недостающий до величины прожиточного минимума:

  

  где n – число домашних хозяйств с доходами ниже прожиточного минимума;

  mi – число членов i-го домохозяйства;

  cmin i – среднедушевая величина прожиточного минимума для i-го домохозяйства, рассчитанная с учетом его половозрастной структуры;

  di – среднедушевой доход i-го домохозяйства, имеющего доходы ниже прожиточного минимума.

  4. Индекс глубины бедности:

  

  где S - общая численность обследованного населения;

  (cmin i – di): cmin i – относительный уровень дефицита дохода в расчете на 1 члена i-го домохозяйства, имеющего доход ниже прожиточного минимума.

  Глубина бедности характеризует среднее отклонение доходов семей от величины прожиточного минимума.

  5. Индекс остроты бедности:

  

  - средний промежуток низкого дохода, возведенный в квадрат и отнесенный  к общему количеству семей  в выборке по данному региону.  Придает больший вес дефициту  доходов более бедных семей.

 

  2. Измерение уровня бедности

  2.1 Российский подход к измерению  уровня бедности

  Бедность  в России выступает в двух основных формах. Первая – традиционная, когда  дети уже рождаются в бедных семьях, где у родителей, как правило, очень низкий уровень образования. Вторая, исторически относительно новая, это – бедные с высшим образованием. Это своего рода «новые русские бедные».

  Бедность  первого типа – большая социальная и демографическая опасность. Продолжительность  жизни бедных людей невысока. Два  миллиона бездомных детей не имеют  ни образования, ни медицинского обслуживания, ни крыши над головой. Иначе обстоит  дело со второй категорией бедных –  людьми с университетским и институтским образованием. Методических рекомендаций по ее решению не существует. В развитых странах люди с университетским  дипломом редко бывают бедными. И  уж, конечно, они не являют собой  массового социального явления.

  У наших образованных людей не хватает  двух граней в «восьмиграннике» их знаний: они не знают правовых основ  ведения бизнеса и не владеют  основами бизнес-планирования. Без этих знаний многим образованным людям трудно актуализировать свой потенциал, невозможно стать бенефициарами реформ, невозможно повысить производительность собственного труда и на этой основе увеличить долю получаемого за свой труд вознаграждения. Эти грани нужны для того, чтобы возможности мелкого и среднего бизнеса, как амортизатора структурных шоков, стали востребованными образованными людьми. Необходимо создать центры такого рода образования во всех федеральных округах, которые должны тесно взаимодействовать с органами поддержки и развития мелкого бизнеса и с институтами, кредитующими малый бизнес. 
 
 
 
 
 
 
 

  2.1.1 Величина прожиточного минимума

  Оценка  Росстата величины прожиточного минимума в 2006 году в целом на основе поквартальных  данных составила 3422 руб. Таким образом, если рассматривать весь 2006 год, то 21,6 млн человек жили за абсолютной чертой бедности (15,3% населения). По сравнению с 2005 годом, численность абсолютно бедного населения сократилась на 3,6% (на 2,4 млн человек).

  Таблица 1.Величина прожиточного минимума в 2000-2006 гг. (в среднем на душу населения; рублей в месяц)

    Все

  население

  в том числе по социально-демографическим

  группам населения

  Соотношение

  среднедушевых

  денежных  доходов

  населения

  с величиной прожиточного

  минимума, процентов

  трудоспособное

  население

пенсионеры дети
2000 1210 1320 909 1208 188,5
I квартал 1138 1232 851 1161 162,7
II квартал 1185 1290 894 1182 182,9
III квартал 1234 1350 930 1218 189,7
IV квартал 1285 1406 962 1272 216,1
2001 1500 1629 1144 1499 204,1
I квартал 1396 1513 1064 1405 178,1
II квартал 1507 1635 1153 1507 195,8
III квартал 1524 1658 1163 1514 209,5
IV квартал 1574 1711 1197 1570 231,9
2002 1808 1968 1379 1799 218,3
I квартал 1719 1865 1313 1722 187,3
II квартал 1804 1960 1383 1795 207,1
III квартал 1817 1980 1387 1799 220,8
IV квартал 1893 2065 1432 1880 252,8
2003 2112 2304 1605 2090 244,8
I квартал 2047 2228 1554 2039 212,7
II квартал 2137 2328 1629 2119 230,1
III квартал 2121 2318 1612 2089 242,7
IV квартал 2143 2341 1625 2113 289,6
2004 2376 2602 1801 2326 269,8
I квартал 2293 2502 1747 2259 241,3
II квартал 2363 2588 1793 2313 252,7
III квартал 2396 2629 1816 2336 265,1
IV квартал 2451 2690 1849 2394 315,0
2005 3018 3255 2418 2896 268,8
I квартал 2910 3138 2332 2795 226,2
II квартал 3053 3290 2449 2937 254,4
III квартал 3047 3288 2440 2921 267,4
IV квартал 3060 3302 2450 2931 322,4
2006 3422 3695 2731 3279 297,6
I квартал 3374 3640 2703 3234 242,7
II квартал 3443 3717 2747 3301 288,1
III квартал 3434 3709 2736 3292 298,1
IV квартал 3437 3714 2739 3290 358,0

Информация о работе Бедность в России