Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 12:45, курсовая работа
В последние годы банковская система нашей страны переживает бурное развитие.
Несмотря на существующие недостатки российского законодательства,
регулирующего деятельность банков, ситуация неуклонно меняется к лучшему.
Прошли времена, когда можно было легко зарабатывать на спекулятивных
операциях с валютой и мошенничестве. Сегодня все больше банков делает ставку
на профессионализм своих сотрудников и новые технологии.
1. Особенности автоматизации банковской
деятельности...
1.1. Компьютеризированные банковские системы БС...
1.2. Функции БС...............................
1.3. Критерии выбораБС.......
1.4. Некоторые характеристики популярных БС....
2. Корпоративные сети
банков.........
2.1. Требования к корпоративной сети
банка....
2.2. Архитектура корпоративной сети
банка......
2.3. Использование интегрированной передачи
данных..................................................
2.4. Телекоммуникационные технологии и услуги для банковских сетей.......
2.5. Конкретный пример построения корпоративной сети банка
(Сеть Центробанка в
Вологде).......
2.6.
Заключение......
3. Системы банк-
клиент..........
3.1. Банковские услуги на
дому..............
3.2. Преимущества системы "банк-клиент" перед традиционными способами
обслуживания..........
3.3. Телекоммуникационные средства для систем "банк-
клиент"...........................
3.4. Провайдеры систем электронного
документооборота............................................
3.5. Перспективы развития систем "банк-
клиент"..................................................................
3.6. Система "банк-клиент" фирмы
ИНИСТ...........
4. Использование банками сети Internet в коммерческих
целях............................
4.1. Роль Internet в банковской
деятельности..........
4.2. Способы использования Internet финансовыми организациями.................
4.3. Преимущества и недостатки Internet как среды передачи финансовой информации
4.4. Взаимодействие с клиентами банка через Internet. Безопасность расчетов.
4.5. Финансовая информация в сети
Internet..............
4.6. Первые примеры интерактивной работы финансовых организаций в Internet
4.7. Пример банковского WWW-сервера в России (Сервер банка "Российский Кредит")
4.8. Заключение. Перспективы
развития................
5. Применение банкоматов для автоматизации розничных операций................
5.1. Банкоматы..........
5.2. Популярные модели
банкоматов.......
5.3. Режимы работы
банкоматов...........
5.4. Способы построения сети
банкоматов.............
5.5.
Заключение..............
6. Автоматизация межбанковских
операций............
6.1. Подходы к построению систем межбанковских
расчетов....................................
6.2. Национальные системы межбанковских
взаиморасчетов..................................
6.3. Международная система
SWIFT.................
7.
Заключение........
каналы связи и протоколы - телефонные линии (местные, междугородние,
"Искра", сотовые), сети коммутации пакетов Х.25 ("Спринт", "Инфотел" или
"Роснет"), IP-сети (Relcom или Internet);
·
наличие услуг электронной
·
техническая поддержка и
программного обеспечения, консультации, и. т. п.)
3.5.
Перспективы развития
систем "банк-клиент"
В настоящее время стремительными темпами происходит внедрение систем
электронного документооборота в различных предприятиях всех уровней. В
соответствии с этим можно ожидать, что система "банк-клиент" в ближайшем
будущем передаст часть своих сегодняшних функций внутренним средствам
автоматизации предприятия.
Как следствие этого
экранный интерфейс. Одновременно резко возрастет количество типов документов,
обрабатываемых системой, и количество различных внешних систем, с которыми
она должна будет уметь взаимодействовать. Фактически система превратится в
универсальную станцию внешнего документооборота, или EDI-станцию. Ее
основными задачами станут следующие:
· взаимодействие с различными внутренними и внешними автоматизированными
системами;
· обработка документов различного типа.
· маршрутизация документов между пользователями и приложениями,
использование соответствующих средств аутентификации и криптозащиты;
· взаимодействие с различными транспортными системами телекоммуникаций,
в том числе, с системами, работающими в режимах off-line и on-line.
Система "банк-клиент" в настоящее время превращается в необходимый вид
сервиса, который каждый солидный банк должен предоставить своим клиентам. В
условиях повсеместного перехода от бумажного к электронному документообороту,
наличие такой системы зачастую определяет выбор клиентом того или иного
банка. Кроме того, при удачной реализации система "банк-клиент" может
использоваться
банком для организации
партнерами - любыми физическими и юридическими лицами.
3.6.
Система "банк-клиент"
фирмы ИНИСТ
Заканчивая рассмотрение систем "банк-клиент", приведем конкретный пример
такой системы, предлагаемой на российском рынке фирмой ИНИСТ.
Данная система предназначена для организации документооборота между банками и
их клиентами и, вообще, между любыми физическими и юридическими лицами в
режиме реального времени. Система "банк-клиент" фирмы ИНИСТ имеет
соответствующий сертификат соответствия "РОСКОМИНФОРМА". Общая схема
функционирования данной системы приведена на рис. 1.
Рис. 1. Общая схема работы системы "банк-клиент" фирмы ИНИСТ |
Система разработана для операционной системы Windows, однако она также
успешно работает в Windows-сессии OS/2 и эмуляторе Windows под Unix.
Если документооборот через систему в клиентской части слишком велик для
обработки одним человеком, возможна поставка специальной сетевой версии
системы. В таком случае документы, проходящие через систему, обрабатываются
одновременно многими операторами, при этом разные пользователи системы могут
иметь разные полномочия при работе с ней. Система работает в сетях Novell
NetWare и Microsoft NetWorks.
Клиенты банка имеют возможность быстро формировать необходимые документы,
поскольку в программе
реализована возможность
популярных бухгалтерских и офисных программ. Кроме того, специалисты фирмы
ИНИСТ готовы при необходимости помочь быстро настроить двустороннюю связь с
любой используемой клиентом программой или БД. Кстати говоря, фирма ИНИСТ
предоставляет широкий спектр услуг по сопровождению системы.
Особое внимание при разработке системы было уделено обеспечению безопасности
передачи информации.
Для этого в системе
1. Система
паролей доступа к
2. Шифрование данных при передачи по открытым каналам связи с помощью
алгоритма DES.
3. Применение цифровой подписи для обеспечения подлинности документов,
передаваемых по открытым каналам связи.
4. Для
формирования цифровой подписи
используется комбинированная
открытой и закрытой подписи RSA (стандарты ISO 8730, ISO 8731-1).
Демонстрационную версию системы можно получить на FTP-сервере фирмы ИНИСТ в
директории ftp://inist.ru/pub/products/
Информация о фирме ИНИСТ всегда доступна на http://www.inist.ru/
4. Использование банками сети Internet в коммерческих
целях
4.1.
Роль Internet в банковской
деятельности
Сеть Internet развивается экспоненциально. Пожалуй, самый мощный толчок к
развитию Сеть получила с появлением и распространением Всемирной Паутины
(World Wide Web, WWW), которая превратила Internet в единое
киберпространство. Сеть стала превращаться в общедоступную систему массового
информационного обслуживания.
Интерактивный характер общения с Сетью, особенно в WWW, подталкивал к тому,
чтобы расширить круг источников дохода за пределы традиционных поступлений от
размещения рекламы. На Западе появились дистанционные торговые службы, где
можно ознакомиться с предложением товаров, посмотреть их фотографии на экране
компьютера - и тут же заказать товар, заполнив соответствующую экранную
форму. Прошло не так уж много времени, и подобные службы были дополнены
средствами дистанционной оплаты товара - по той же Сети, с использованием
вначале обычных пластиковых карточек, а затем и специально разработанных для
Internet механизмов расчета.
Вот тут в дело вступили банки. В разработку безопасных средств электронных
расчетов для Сети полились деньги, что сразу же привлекло к ним внимание,
ведущих компьютерных фирм. Некоторые западные банки начали создавать службы
расчетов, целиком ориентированные на Internet. Появилось даже несколько
"виртуальных банков", обслуживание в которых в основном через Internet и
происходит.
Ситуация в России несколько хуже. По состоянию на конец июля, в российской
части Internet было представлено всего около десятка банков. Никаких систем
электронных расчетов через Internet не имеется. Интерактивные службы, в
основном, ограничены некоторыми операциями на рынке ценных бумаг. Наши банки
в основном используют WWW для размещения информации о себе.
Тем не менее начало положено, наши банки в WWW присутствуют (и даже занесены
в мировые каталоги). Что касается электронных расчетов, в этой области
прогресс сдерживается
отсутствием нормативно-
4.2. Способы использования Internet финансовыми организациями
Остановимся на основных возможностях, которые дает банку применение Internet.
Здесь следует отметить, что сеть Internet в принципе применима для самых
разных областей работы банка - от взаимодействия с клиентом до обмена
информацией с другими банками.
· Первым этапом работы в Internet для любой финансовой организации
обычно становится использование World Wide Web для опубликования рекламной и
прочей информации. Сегодня примерно 300 финансовых организаций применяют
WWW как средство рекламы.
· Второй этап - предоставление клиентам базового доступа в банк. Клиенты
получают возможность просмотреть относящуюся к ним финансовую информацию,
при этом они ничего не могут с ней сделать.
· Интерактивное взаимодействие с клиентом - третий этап. Благодаря
такому взаимодействию, клиент получит не только доступ к финансовой
информации, но и сможет внести коррективы в информацию и провести различные
расчеты. При такой реализации системы на базе Internet могут прийти на смену
специализированным системам "банк-клиент" или, по крайней мере, взять на себя
часть их функций. На Западе уже есть примеры так называемых "виртуальных"
банков, которые вообще не имеют обычных филиалов, и ведут все дела с
клиентами через Internet.
· Еще одно направление работы - создание межбанковских информационных
систем. На стадии разработки находится серьезный проект Ассоциации
российских банков по разработке информационной системы для обмена банковской
информацией. Разработка этого проекта поручена коллективу банка "Российский
Кредит". Система
будет предназначена для
различных банков, которые являются членами Ассоциации российских банков. Это
будет мощный Web-сервер на платформе UltraSparc под управлением Oracle Web
Server 2.0 и СУБД Oracle 7.3.
· И, наконец, важной для банка является возможность получения
разнообразной финансовой информации. Сюда входит самая различная информация:
реклама, новости, информационные архивы.
4.3. Преимущества и недостатки Internet как среды передачи
финансовой информации
Internet как среда распространения финансовой информации в режиме реального
времени предоставляет пользователю следующие несомненные преимущества:
· Открытость и разработанность стандартов. Наличие надежного набора
технических средств для конструирования сервиса.
·
Относительная дешевизна
· Доступность. Возможность доступа пользователя к информации из любой
точки без каких-либо дополнительных затрат.
Тем не менее существует ряд факторов, ограничивающих широкое использование
Internet в качестве среды распространения финансовой информации. Перечислим
проблемы, возникающие при использовании Internet, и приведем их возможные
решения:
· Неопределенность стандартов защиты данных от несанкционированного
Информация о работе Автоматизация банковской деятельности. Банковские сети