Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 12:45, курсовая работа
В последние годы банковская система нашей страны переживает бурное развитие.
Несмотря на существующие недостатки российского законодательства,
регулирующего деятельность банков, ситуация неуклонно меняется к лучшему.
Прошли времена, когда можно было легко зарабатывать на спекулятивных
операциях с валютой и мошенничестве. Сегодня все больше банков делает ставку
на профессионализм своих сотрудников и новые технологии.
1. Особенности автоматизации банковской
деятельности...
1.1. Компьютеризированные банковские системы БС...
1.2. Функции БС...............................
1.3. Критерии выбораБС.......
1.4. Некоторые характеристики популярных БС....
2. Корпоративные сети
банков.........
2.1. Требования к корпоративной сети
банка....
2.2. Архитектура корпоративной сети
банка......
2.3. Использование интегрированной передачи
данных..................................................
2.4. Телекоммуникационные технологии и услуги для банковских сетей.......
2.5. Конкретный пример построения корпоративной сети банка
(Сеть Центробанка в
Вологде).......
2.6.
Заключение......
3. Системы банк-
клиент..........
3.1. Банковские услуги на
дому..............
3.2. Преимущества системы "банк-клиент" перед традиционными способами
обслуживания..........
3.3. Телекоммуникационные средства для систем "банк-
клиент"...........................
3.4. Провайдеры систем электронного
документооборота............................................
3.5. Перспективы развития систем "банк-
клиент"..................................................................
3.6. Система "банк-клиент" фирмы
ИНИСТ...........
4. Использование банками сети Internet в коммерческих
целях............................
4.1. Роль Internet в банковской
деятельности..........
4.2. Способы использования Internet финансовыми организациями.................
4.3. Преимущества и недостатки Internet как среды передачи финансовой информации
4.4. Взаимодействие с клиентами банка через Internet. Безопасность расчетов.
4.5. Финансовая информация в сети
Internet..............
4.6. Первые примеры интерактивной работы финансовых организаций в Internet
4.7. Пример банковского WWW-сервера в России (Сервер банка "Российский Кредит")
4.8. Заключение. Перспективы
развития................
5. Применение банкоматов для автоматизации розничных операций................
5.1. Банкоматы..........
5.2. Популярные модели
банкоматов.......
5.3. Режимы работы
банкоматов...........
5.4. Способы построения сети
банкоматов.............
5.5.
Заключение..............
6. Автоматизация межбанковских
операций............
6.1. Подходы к построению систем межбанковских
расчетов....................................
6.2. Национальные системы межбанковских
взаиморасчетов..................................
6.3. Международная система
SWIFT.................
7.
Заключение........
многие банки начали предоставлять банковские услуги на дому с помощью
специялизированных систем "банк-клиент". Сначала такие услуги предоставлялись
только по закрытым частным каналам. В настоящее время ситуация меняется в
сторону использования Internet. Сейчас наиболее популярны смешанные
решения.
Есть три модели оказания банковских услуг на дому, каждая из которых
возлагает различную ответственность на финансовое учреждение, предлагающее
данную услугу:
1. Банк
предоставляет
решения. При этом может использоваться система "банк-клиент", разработанная
самим банком или специализированной фирмой производящей ПО.
2. Посредник или провайдер услуг, например Intuit Services, берет
на себя ответственность за пользовательский интерфейс и за сеть, в то
время, как банк отвечает за наполнение.
3. Предоставление услуг на дому с помощью Internet. В данном случае
интерфейс представляет собой программу просмотра Web, в качестве сети
выступает Internet, а наполнение зависит от банка. Вообще говоря, через узел
Web финансовые институты могут предложить широкий спектр услуг. Таких,
например, как представление оперативной информации о финансовых новостях,
возможность управления счетами, электронная почта и удаленный доступ к
персональной финансовой информации.
Схема использования системы "банк-клиент" такова: банк покупает (или
разрабатывает) систему и затем продает или бесплатно предоставляет доступ к
ней своим клиентам.
С точки зрения реализации финансовых услуг для банков система "банк-клиент"
не представляет собой ничего принципиально нового, основные изменения
касаются организационной сферы деятельности. Система "банк-клиент" позволяет
всего лишь исключить
из технологической цепочки
документа процедуру передачи бумажного оригинала из рук клиента в руки
операционистки и перевода его в электронную форму. Сопутствующие этому
процессу операции идентификации и аутентификации документа тоже выполняются
автоматически. В дальнейшем документ в электронном виде проходит абсолютно
те же этапы обработки, предусмотренные существующей банковской технологией,
что и бумажный документ.
Не следует ожидать немедленной прямой выгоды от внедрения системы за счет
сокращения персонала или подобных мер. На первых порах эксплуатация системы
потребует денег, выделения техники и обучения сотрудников для ее
обслуживания. Возврат вложений происходит позднее и существенно зависит от
качества внедренной системы.
3.2. Преимущества системы "банк-клиент" перед традиционными
способами обслуживания
Для клиента банка подключение к системе "банк-клиент" зачастую коренным
образом меняет весь стиль его взаимоотношений с этим финансовым институтом.
Перечислим основные преимущества систем "банк-клиент" перед традиционными
способами обслуживания :
· У банка появляется возможность работать с клиентом практически
круглосуточно и при этом существенно сократить расходы на содержание своих
отделений.
· Клиент может осуществить платеж не выходя из офиса. С учетом
транспортных проблем в современных городах это существенно упрощает процесс
платежа. Более того, в более широком смысле это приводит к тому, что клиент
перестает быть территориально привязанным к обслуживающему его банку. У него
появляется возможность выбрать банк, который его устраивает по качеству
предоставляемых услуг, а не по степени территориальной близости. В
результате усиливается конкуренция между банками, от которой в конечном
счете выигрывают все - и банк, и его клиенты.
· Вторым чрезвычайно важным для клиента следствием использования
системы "банк-клиент" оказывается появление у него строгой и надежной системы
реализации и учета его внешнего документооборота. Качественная система
"банк-клиент" позволяет автоматизировать практически весь документооборот
между банком и его клиентами. Зачастую эта система для предприятия является
первым современным инструментом, а для некоторых, и первым средством
внутренней автоматизации.
Оказывается, что почти весь спектр банковских услуг может быть
автоматизирован и реализован в виде электронного документооборота банка со
своими клиентами. Ограничения обусловлены лишь готовностью банка доверить
выполнение финансовых операций автоматизированной системе.
3.3. Телекоммуникационные средства для систем "банк-клиент"
Вообще говоря, существует множество систем телекоммуникации, пригодных для
использования в системе "банк-клиент". Для взаимодействия в режиме on-line
могут применяться: BBS (Bulletin Board System) - электронные доски
объявлений, World Wide Web (WWW) - Всемирная Паутина и целый ряд систем
электронной почты. Однако у каждой из них есть свои недостатки и
ограничения, затрудняющие их использование.
Вопрос выбора режима работы системы также далеко не прост. Системы,
работающие в режиме on-line, очень удобны при организации распределенного
доступа к информации. Однако, при отсутствии надежных и устойчивых каналов
связи (что, к сожалению, характерно для нашей страны) накладные расходы на
поддержание работоспособности распределенной системы возрастают настолько,
что их использование становится нецелесообразным. Кроме того, немаловажно,
что для эксплуатации on-line системы требуется в 5-10 раз больше физических
или виртуальных каналов, чем в off-line системах. При этом необходимо, чтобы
их пропускная способность была выше, чем в случае использования off-line
систем.
Сейчас можно
встретить примеры
Среди основных технологических решений следует отметить: коммутируемые
телефонные линии связи (в том числе систему "Искра-2" и сотовые телефоны),
сети Х.25 ("Спринт", "Инфотел" и т. д.), IP-сети (Relcom Internet),
спутниковые линии связи (например, систему SkyLink фирмы Livewire Digital,
работающую через систему спутников Inmarsat).
Среди систем электронной почты следует отметить две, для которых существуют
четкие международные стандарты: SMTP (почта сети Internet) и Х.400. Сеть
Internet предназначена в первую очередь для передачи некоммерческой
информации, поэтому только Х.400 в полной мере отвечает требованиям систем
распределенного документооборота. Однако, не следует забывать о существовании
частных реализаций почтовых систем. Стандарты описывают виды сервиса,
предоставляемого клиентам, и протоколы взаимодействия различных подсистем.
А частная реализация может использовать лишь некоторые необходимые виды
сервиса и при этом вполне удовлетворять потребности конкретной прикладной
системы.
Для достижения требуемой надежности доставки сообщений в группе стандартов
Х.400 есть специальный документ, описывающий правила обмена информацией
между абонентами почтовой системы. Он называется "Электронный обмен
данными" (Electronic Data Interchange, EDI) и имеет обозначение Х.435. Его
функция - обеспечение надежной транспортировки электронных документов от
одной прикладной системы к другой, с соблюдением их целостности и
конфиденциальности.
Нельзя не отметить такой важной возможности, как использование Internet в
качестве среды передачи данных для систем "банк-клиент". Этот вопрос будет
подробно рассмотрен ниже (пункт 5.3)
3.4. Провайдеры систем электронного документооборота
Может показаться, что банку, имеющему большое число пользователей системы
"банк-клиент",
выгодно эксплуатировать
систему. На самом деле это не так. Оказывается, что целесообразно
воспользоваться услугами специализированной фирмы-провайдера. Причины, по
которым банку выгоднее использовать средства связи, предоставляемые
независимым провайдером таковы:
· Рост числа клиентов требует постоянного увеличения количества и
качества линий связи. Считается, что для обеспечения удовлетворительного
времени соединения нагрузка на одну телефонную линию не должна превышать 30
абонентов. Провайдер может обеспечить ровно столько линий связи, сколько
необходимо в данный момент.
· Обслуживание удаленных клиентов требует подключения к сетям Х.25. В
большинстве случаев в России используется связь с помощью двух сетей:
"Спринт" и "Инфотел" или "Роснет", однако и это не всегда гарантирует
возможность надежного доступа для клиента.
· Система предъявляет жесткие требования к надежности всех ее компонент.
В случае построения
собственной
приходится резервировать все элементы системы: телефонные линии, компьютеры,
и телекоммуникационное оборудование, что естественно повышает ее стоимость.
Итак, для функционирования системы "банк-клиент" желательно наличие
провайдера, то есть независимой фирмы, предоставляющей сервис электронного
документооборота. В результате у банка отпадает необходимость в создании
собственного
получают независимого судью для разрешения спорных вопросов, касающихся
транспортировки документов телекоммуникационной системой. При этом
провайдер обеспечивает наличие достаточного количества качественных каналов
связи, предоставляет персонал для установки оборудования и программного
обеспечения у клиентов и обеспечивает техническую поддержку в процессе
эксплуатации.
Идеальной является ситуация, когда провайдер тесно взаимодействует с
разработчиком используемой системы "банк-клиент", либо сам им является.
Вот типовой набор услуг, предоставляемый провайдером:
· организация доступа к системам телекоммуникаций через различные
Информация о работе Автоматизация банковской деятельности. Банковские сети