Аудит кредитных операций в коммерческих банках

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение проведения аудиторской проверки кредитных операций в банке. При этом были раскрыты такие вопросы как сущность и необходимость аудита кредитных операций, показаны источники, на основании которых проводится проверка. Показана последовательность проведения аудита, а также сделан анализ кредитных операций «Белвнешэкономбанка» на основании балансовых данных. Показана деятельность службы внутреннего аудита в рамках кредитной работы, а также выявлены ошибки, осуществляемые в ходе кредитной работы банка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………… 4
1. Аудит кредитных операций: сущность, необходимость, цели и источники проведения…………………………………………………………………………………………5
2. Организация и порядок проведения аудита кредитных операций на примере ОАО «Белвнешэкономбанк»…………………………………………………………………………….9
3. Внутренний аудит кредитных операций в банке и ошибки, выявленные в ходе аудита……………………………………………………………………………………………....20
Заключение………………………………………………………………………………...28
Список использованных источников…………………………………………………….29

Работа содержит 1 файл

Аудит кредитных операций.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

     6. Отчетность, содержащая информацию  о кредитных операциях и составе  кредитного портфеля (норматив достаточности капитала банка. сведения о крупных кредитах, выданных банком, сведения о выданных банком разовых крупных кредитах, расчет размера специального резерва на возможные потери по сомнительным долгам, сведения о движении специального резерва на возможные потери по сомнительным долгам).

     7. Материалы по судебным искам  и разбирательствам в  связи  с нарушением условий кредитного  договора, непогашением кредита  и процентов по нему, исполнением  обязательств по возврату кредита.

     В зависимости от принятого в банке  порядка и традиций возможны различные варианты классификации документов, перечисленных в группе «кредитной досье», однако в любом случае, наряду с экономическим анализом, документы данной группы должны оцениваться и по условиям их регистрации и хранения, не допускающим несанкционированный доступ.

     Проведение  аудита кредитных операций осуществляется различными методами, такими как аналитический, детальное изучение, собеседование.

     Аналитический метод используется для проверки внутрибанковских положений и разработок, типовых форм на соответствие нормативным требованиям. Данный метод применяется и для анализа и оценки кредитной политики банка, общего состояния кредитного портфеля, определения наиболее рисковых, сомнительных кредитов, тенденций в их динамике и выявления основных «слабых» мест в постановке кредитной работы банка. В дальнейшем аудит осуществляется на основе выборочной или сплошной проверки по конкретным операциям.

     Метод детального изучения позволяет по материалам различных кредитных договоров  и операций по ним оценить уровень кредитной работы. Он предполагает сверку документов из кредитного досье с фактическим использованием условий данного договора, оценку состояния кредитного мониторинга, проверку достоверности и полноты отражения кредитных операций в учете.

     Метод собеседования со специалистами  банка позволяет уточнить и объяснить  отдельные моменты кредитного процесса. Следует отметить, что также аудит кредитных операций осуществляется, как правило, выборочным методом. Построение аудиторской выборки при проверке кредитных операций осуществляется аудиторами по схеме, основанной на внутрифирменных стандартах аудиторской организации.

   Из  всего вышесказанного можно сделать вывод, что цель аудита кредитных операций состоит в проверке соблюдения банком действующих правил совершения кредитных операций и правильности их отражения в бухгалтерском учете для предотвращения нарушений и снижения кредитных рисков. В ходе аудиторской проверки кредитных операций рассматривается большое количество вопросов, связанных с выдачей и погашением кредитов, а также с их документальным оформлением. Для проведения проверки необходимо предоставить различные документы, позволяющие аудиторам правильно оценить кредитную работу в банке.

     2.ОРГАНИЗАЦИЯ  И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ  ОАО «БЕЛВНЕШЭКОНОМБАНК» 
 
 

     Программа аудита кредитных операций банка  включает широкий спектр вопросов –  от общей оценки организации кредитного процесса до анализа качества кредитного портфеля. При проведении аудиторской  проверки кредитной деятельности банка необходимо ознакомиться с качеством его кредитного портфеля, проанализировать кредитные и валютные риски, межбанковских кредитов, проверить соблюдение экономических нормативов, состояние внутреннего аудита

     В процессе аудита общего состояния кредитного портфеля предполагается следующее:

     - оценить на соответствие требованиям  законодательства Республики Беларусь  и положениям Национального банка  Республики Беларусь нормативные  документы банка, регламентирующие  кредитный процесс;

     - определить достаточность используемых банком разработок и показателей по оценке качества кредитного портфеля для проводимого банком анализа и эффективность разрабатываемых им мер по улучшению кредитного портфеля;

     - оценить обоснованность принятой банком кредитной политики и степень ее реализации исходя из фактического состояния кредитного портфеля;

     - определить достоверность и правильность  отчетности по кредитному портфелю  исходя из данных бухгалтерского  учета банка;

     - подтвердить задолженность по  счетам кредитного портфеля;

     - определить наиболее рисковые  и сомнительные кредиты, подлежащие  сплошной проверке по материалам  кредитного досье и бухгалтерского  учета.

     Аудит кредитных операций банка можно проводить по следующей схеме:

      1. Проверка организации кредитной работы в банке и соблюдения порядка оформления документов на выдачу кредита начинается с изучения, анализа и оценки того, как способствует организация кредитной работы снижению кредитных рисков банка. Оценка уровня постановки кредитной работы основывается на изучении функций отделов (управлений), занимающихся вопросами кредитования. Проверяется правильность распределения обязанностей в этих управлениях, выявляются случаи совмещения обязанностей кредитного инспектора и бухгалтера, оценивается состояние внутрибанковского контроля за совершением кредитных операций. Для выполнения данной аудиторской процедуры необходимы следующие документы: Положение об Управлении кредитования; Положение об отделах, входящих в его состав; должностные  инструкции и распределения обязанностей работников отделов. Каждый банк обладает собственным Положением о составе отделов и их функциональном назначении, взаимосвязи и ответственности в распределении обязанностей при реализации кредитного процесса. Подобное положение зависит от системы управления, принятой в данном банке, однако в процессе аудита должна подвергаться анализу степень соответствия принятой модели задачам полного соблюдения всех нормативных процедур кредитного процесса и принципов кредитования, уровня самостоятельности и ответственности за принимаемые решения и совершаемые операции.

     2. Далее изучается кредитная политика  банка в отчетном году. При  этом следует оценивать ее  стратегическую направленность (цели, приоритеты, принципы), проконтролировать  соответствие содержащихся в ней инструктивных материалов нормативным актам Национального Банка Республики Беларусь в области кредитования, оценить качество методических разработок по анализу кредитоспособности заемщиков, анализу кредитного портфеля банка, организации контроля за исполнением кредитных договоров. Проверяется организация  работы кредитного комитета, его персональный состав, соблюдение нормативных документов, регламентирующих его деятельность, анализируются протоколы заседаний кредитного комитета, контролируется фактическое выполнение принятых им решений. Следует убедиться, соблюдаются ли в банке установленные лимиты и ограничения на совершение кредитных операций.

     3.Следующим  этапом осуществления аудиторской  проверки является изучение полномочий  филиалов по предоставлению кредитов. Традиционно региональные филиалы осуществляют более узкий круг кредитных операций, чем головной офис, ограничены в своей оперативной самостоятельности, процедуры кредитования в них упрощены. Внутренняя отчетность по кредитным операциям, представляемая в головной офис, позволяет производить их постоянный мониторинг. Однако филиалы часто допускают нарушения, которые могут быть обнаружены только в ходе внутренней аудиторской проверки. Нарушения в одном из филиалов могут быть несущественными для банка, но в масштабе всей филиальной сети они представляют реальную угрозу для репутации и финансового состояния банка. Поэтому при планировании внутреннего аудита кредитных операций необходимо особое внимание уделять филиалам. Необходимо организовать регулярные проверки состояния  кредитного портфеля филиалов силами отделов и секторов внутреннего аудита. В частности должны быть проверены: наличие в филиале и соблюдение внутрибанковских документов; соблюдением филиалом внутрибанковских лимитов кредитования; кредитная работа (введение переговоров с клиентом, анализ кредитной заявки, заключение юриста, обоснованность принятия решения кредитным комитетом филиала, мониторинг бизнеса и финансового положения заемщика и др.); правильность оформления и ведения кредитных досье; процедура анализа обеспечения; достоверность управленческой отчетности по кредитным операциям, представляемой в головной офис.

     4. Следующим этапом в проведении аудиторской проверки является изучение соответствия локальных документов банка по кредитным операциям требованиям НБ РБ. Для осуществления данной процедуры аудитору предоставляются  локальные документы, регламентирующие различные операции и процедуры в области кредитной деятельности. Например, положение о кредитовании, технический порядок учета кредитных операций юридических лиц, положение об организации кредитной работы в банке, политика банка по привлечению и размещению средств и т.д. Во внутрибанковских нормативных документах должны быть детализированы отдельные вопросы кредитной политики: организация работы по кредитованию юридических лиц; организация работы по кредитованию физических лиц и индивидуальных предпринимателей; оценка финансового состояния банков-контрагентов и расчет общих лимитов по операциям на межбанковском рынке; оценка обеспечения по предоставленным кредитным продуктам; установление лимита на контрагента; упрощенный порядок выдачи ссуд под высоколиквидное обеспечение; порядок работы с проблемными ссудами; методика мониторинга кредитного риска и присвоения ссуде внутреннего рейтинга риска; методика ценообразования на кредитные продукты; порядок предоставления банком различных продуктов, несущих кредитный риск, например, гарантий; лимитирование работы филиалов в части предоставления кредитных продуктов; порядок информационного обеспечения и формирования базы данных по ссудному портфелю; положения о подразделениях банка, занимающихся вопросами кредитования, и должностные инструкции.  

     Предполагается  проверка всех внутренних документов не только на соответствие нормативным  требованиям, но и на достаточность этих документов для осуществления кредитных операций, которые совершались банком исходя из балансовых данных в течение года при соответствии их его уставу и полученным банком лицензиям.

     5. Одним из основных этапов проведения аудиторской проверки является анализ состава и структуры кредитного портфеля банка. Состав кредитного портфеля – основной ориентир разрабатываемой банком кредитной политики. И поэтому у каждого банка состояние собственного кредитного портфеля должно находиться под постоянным наблюдением. Для его оценки используются как общепринятые классификации кредитов в соответствии с их качеством, так и разработанные на их базе показатели и их коэффициенты. Общепринятая классификация кредитов  в зависимости от их качества предполагает оценку различных факторов риска или способов защиты от него.

     Общая оценка кредитного портфеля позволяет  определить наиболее рисковые для данного  банка виды и объекты краткосрочных  кредитов, типы заемщиков и сроки  кредитования, что помогает построить аудиторскую выборку при проверке кредитных операций. Как правило, в сплошном порядке подвергаются проверке вся пролонгированная, просроченная задолженность, в том числе и вынесенная в отчетном периоде за баланс из-за невозможности взыскания, а также кредиты, предоставленные учредителям и акционерам банка. Для оценки кредитных сделок срочного характера возможен выборочный метод. Можно предложить следующий вариант формирования аудиторской выборки. Первый этап – формирование общего представления о диверсификации кредитного портфеля по срокам и типам заемщиков, общем объеме кредитных операций, степени обеспеченности выданных кредитов. Второй этап – проведение стратификации с целью снижения разброса данных – общая совокупность предоставленных кредитов разбивается на отдельные группы по объединяющему признаку. Третий этап – выделение «крупных» кредитов внутри каждой группы. К «крупным» кредитам при проведении проверки предлагается отнести кредиты, сумма которых составляет более 5% величины собственного капитала. При отборе заемщиков, сумма кредита которых составляет мене указанной величины, применяются методы случайного несистематического отбора.

     В отдельных случаях рекомендуется  производить субъективный отбор  заемщиков, которые требуют, по мнению аудитора, более тщательного анализа с его стороны, например, при пересмотре процентной ставки, установленной изначально в кредитном договоре в сторону ее уменьшения, или при предоставлении значительных сумм кредита мелким заемщикам.  

     Документы, необходимые для проведения данной аудиторской процедуры: баланс банка (сводный, головной, филиалов, форма 2801, 2809,2807 на 01.01.2003 и 01.01.2004 г.), информационный бюллетень «Кредитный портфель» в разрезе отдельных клиентов и договоров. Как правило, данные о составе и структуре кредитного портфеля представлены в таблицах.

     6. Следующим этапом в проведении аудита кредитных операций является изучение процедуры принятия решения о целесообразности выдачи кредита. Решение о выдаче крупных кредитов должно в обязательном порядке приниматься правлением банка либо его кредитным комитетом с учетом заключения кредитного отдела банка. При этом решение о выдаче должно быть оформлено соответствующими документами. На данном этапе аудитору должны быть предоставлены следующие необходимые документы: Положение о Кредитном комитете, Протоколы Кредитного (Финансового) комитета банка за отчетный год. Аудитор должен изучить вопросы, которые рассматривались Кредитным комитетом в соответствии с положением в анализируемом периоде.

Информация о работе Аудит кредитных операций в коммерческих банках