Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:36, курсовая работа
целью настоящей работы является исследование и разработка методики повышения эффективности управления недвижимостью.
Для достижения поставленной цели в работе считаем необходимым решить следующие задачи:
раскрыть экономическую сущность недвижимости и ее роль в осуществлении предпринимательской деятельности;
провести анализ концепции управления недвижимостью Республики Татарстан;
изучить сложившиеся тенденции и проблемы в государственном управлении недвижимостью промышленных предприятий;
изучить существующие методы государственного управления недвижимостью;
определить основные кризисные моменты в сложившейся ситуации управления недвижимостью;
дать предложения по эффективному управлению государственной недвижимостью, используемой для промышленного производства и сдачи в аренду.
Объектом исследования является система управления государственной недвижимостью.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления недвижимостью 5
1.1. Недвижимость: сущность и классификации
1.2 Государственное управление недвижимостью
Глава 2. Тенденции в государственном управлении недвижимостью промышленных предприятий. Анализ концепции управления недвижимостью Республики Татарстан. Способы управления недвижимостью
Глава 3. Анализ аренды недвижимости. Предложения по повышению эффективности управления недвижимостью
Выводы и предложения 37
Список литературы 40
2. Искусственные объекты (постройки):
а) жилая недвижимость — малоэтажный дом (до трех этажей), многоэтажный дом (от 4 до 9 этажей), дом повышенной этажности (от 10 до 20 этажей), высотный дом (свыше 20 этажей). Объектом жилой недвижимости может также быть кондоминиум, секция (подъезд), этаж в подъезде, квартира, комната, дачный дом;
б) коммерческая недвижимость — офисы, рестораны, магазины, гостиницы, гаражи для аренды, склады, здания и сооружения, предприятия как имущественный комплекс;
в) общественные (специальные) здания и сооружения.
- лечебно-оздоровительные (больницы, поликлиники, дома престарелых и дома ребенка, санатории, спортивные комплексы и т.д.);
-
учебно-воспитательные (детские сады
и ясли, школы, училища, техникумы,
институты, дома детского
- культурно-просветительские (музеи, выставочные комплексы, парки культуры и отдыха, дома культуры и театры, цирки, планетарии, зоопарки, ботанические сады и т.д.);
-
специальные здания и
г) инженерные сооружения — мелиоративные сооружения и дренаж, комплексная инженерная подготовка земельного участка под застройку и т.д.
Каждую из этих групп можно подвергнуть дальнейшей дезагрегации на базе различных типологических критериев.
Искусственные объекты получили название — «недвижимость по закону», однако эта категория недвижимости опирается на «недвижимость по природе».
Таким
образом, учитывая вышеизложенное, в теоретическом
анализе различных классификаций по разным
признакам нами установлено, что важнейшей
классификационной характеристикой являются
функции недвижимости.
Правовое
регулирование сферы
В Российской Федерации и ее регионах нормативно-правовые акты до недавних пор издавались без согласования конституционных начал как в Федерации в целом, так и в каждом регионе. Так, в Республике Татарстан (далее - РТ) еще несколько лет назад рыночные отношения составляли пробел в законодательстве, с которого была начата работа по его устранению. Завершившаяся 1 августа 1995 г. чековая приватизация, проводившаяся в течение двух лет, создала рыночных отношений, преодолев монополию государства на собственность. Госкомимущество республики распространило пресс-релиз, в котором были подведены основные итоги первого этапа приватизации. За ИПЧ приватизировано свыше половины (51%) государственной собственности РТ. В ходе приватизации на чековые аукционы были выставлены акции более чем 800 предприятий республики. Их суммарный уставный капитал составляет 827 млрд. руб. В результате приватизации в государственной собственности осталось 41% совокупного уставного капитала, а 43% передано трудовым коллективам предприятий. Часть ИПЧ общей номинальной стоимостью 36 млрд. рублей была вложена в инвестиционные фонды республики. Всего в Татарстане зарегистрировано 16 инвестиционных фондов с общей численностью вкладчиков 480 тысяч человек [17].
Отношения
собственности в целом
Статья
35 определяет, что «право собственности
охраняется законом. Каждый вправе
иметь имущество в
Вторым по иерархии идет ГК, введенный в действие с 1 января 1995 г. и определяющий основные принципы гражданского законодательства.
В условиях перестройки социальных и экономических основ хозяйствования в России и в том числе в Республике Татарстан значительно возрастает роль государства в управлении недвижимостью с экономической позиции.
Государственное
регулирование при
- путем административного управления: создание законов, постановлений, правил, положений, регулирующих функционирование объектов недвижимости;
-
введением механизма
-
путем контроля за соблюдением
всеми субъектами рынка
- путем косвенного управления эффективностью использования недвижимости: налогообложение; реализация целевых программ; предоставление льгот; установление норма амортизации; реформирование жилищно-коммунального хозяйства; выпуск ценных бумаг и жилищных сертификатов; развитие ипотечного кредитования и др.;
- комплексным решением вопросов землепользования, приватизации, развития инфраструктур;
-
созданием государственной
Исходной
точкой управления недвижимостью является
определение целей и задач
этого управления [18]. В смешанной рыночной
экономике управление недвижимостью характеризуется
многообразием форм и механизмов своего
проявления в зависимости от характера
собственности на тот или иной объект
недвижимости. Соответственно цель управления
недвижимостью есть не что иное, как ожидаемый
результат от владения, распоряжения и
пользования соответствующим объектом
недвижимости. Этот ожидаемый результат
дифференцируется в зависимости от типа
объекта недвижимости, намерений собственника
и этапа жизненного цикла объекта недвижимости.
С точки зрения роли недвижимости в реализации
интересов собственника вся нежилая недвижимость
может быть разделена на два класса:
недвижимость, занимаемая собственником
и используемая им для реализации своих
функций - административных, производственных,
учебных, социальных, медицинских и прочих
(операционная недвижимость); недвижимость,
непосредственно собственником не используемая
и предназначенная для сдачи в аренду
(коммерческая недвижимость).
Соответственно цели управления недвижимостью бывают двух типов - операционные и коммерческие.
Цели управления операционной недвижимостью:
- обеспечение
выполнения основной деятельности собственника;
- поддержание хорошего
состояния объекта недвижимости;
- минимизация затрат на техническое обслуживание и эксплуатацию - недвижимости;
- сохранение капитала;
- повышение престижа собственника в результате обладания соответствующим объектом недвижимости.
К целям
управления коммерческой недвижимостью
можно отнести:
- получение периодического дохода и его
максимизация;
- увеличение стоимости недвижимости;
- спекуляция недвижимостью;
-
поддержание хорошего состояния объекта
недвижимости;
- минимизация затрат на техническое обслуживание
и эксплуатацию недвижимости;
- повышение престижа собственника в результате обладания соответствующим объектом недвижимости.
При этом коммерческие цели, как правило, сворачиваются собственником до двух тезисов:
- максимизация прибыли;
- максимизация стоимости объекта недвижимости.
Если речь идет о государстве как крупном собственнике недвижимости, то к его операционным и коммерческим целям добавляются цели социального характера:
- стимулирование развития малого и среднего бизнеса путем обеспечения максимально простого и удобного доступа предпринимателей к объектам недвижимости;
- создание благоприятного климата для увеличения инвестиций в недвижимость;
- создание благоприятной экономической и социальной среды для проживания населения;
- обеспечение оптимальной с точки зрения интересов общества структуры недвижимого имущества по формам собственности и вариантам использования.
Первоочередным для управления недвижимости является определение ее статуса, который определяется ГК и Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имуществ и сделок с ним» [6]: «государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке».
16 июля 1998 г. принят Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)». «Принятые законы о госрегистрации и ипотеке должны существенно стабилизировать положение в сфере купли-продажи недвижимости, ее залога, аренды и других сделок с нею, а также стимулировать бизнесменов, предпринимателей и других участников гражданского оборота к реализации этих видов сделок» [23].
В соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»: «инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности» [7].
Также одно из центральных мест в управлении недвижимостью в Российской Федерации занимает «Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации», одобренная Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1024 [24]. Реализация ее должна обеспечить поступление дополнительных доходов в федеральный бюджет от эксплуатации государственного имущества [22].
При
решении указанной задачи должны
быть реализованы следующие
-
обеспечить определенный
-
использовать регламентацию
-
определить порядок набора
-
обеспечить контроль за
-
обеспечить непрерывное