Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 16:49, курсовая работа
Цель курсовой работы –изучить ценообразование в условиях монополии и обосновать необходимость антимонопольного регулирования. Для реализации поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- раскрыть сущность монополии, описать её виды и основные типы;
- раскрыть механизм формирования монопольной цены
- обосновать необходимость антимонопольного законодательства
Введение...................................................................................................................2
I.Монополии в рыночной экономике
1.1.Определение монополии и её характерные черты....................................4
1.2.Виды монополии...............................................................................................6
1.3.Барьеры для вхождения в отрасль.................................................................11
1.4.Типы монополии..............................................................................................17
II.Ценообразование в условиях монополии и его предложение
2.1.Спрос на продукт монополиста......................................................................18
2.2.Монопольная цена...........................................................................................25
III.Антимонопольное регулирование .
3.1.Сущность и механизмы антимонопольного регулирования......................27
3.2.Антимонопольная политика в России..........................................................34
Заключение.............................................................................................................38
Список литературы.............................................................................................................
Для проведения антимонопольной политики государство создает
антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденций в стране. Антимонопольные службы не являются частью законодательной власти, но их компетенция позволяет им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно
отказано. Все их решения обязательны для исполнения. В противном случае налагаются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все решения антимонопольной службы должны подлежать проверке государственными судами.
Кроме осуществления процесса
демонополизации
Антимонопольная политика
Итак, не во всех случаях
антимонопольное
достаточно эффективным. Оно отличается высокой степенью неопределенности, часто не позволяет точно устанавливать размеры монополизации рынка. Но в целом оно способствует созданию условий для развития конкуренции. За его нарушения предусмотрены значительная уголовная и гражданская ответственность.
В этой связи стратегическим направлением антимонопольной политики
становится работа по поддержанию и формированию добросовестной конкуренции. Этому нередко мешают соглашения хозяйствующих субъектов, направленные на раздел рынка по территориальному или продуктовому признаку, на создание препятствий входа на рынок конкурентов, на проведение скоординированной ценовой политики. Поэтому антимонопольная политика включает и меры по
пресечению
подобных антиконкурентных действий.
Вместе с тем остается актуальной
проблема ограничения
и пресечения монополистической
деятельности.
Наконец разберемся, какую политику проводит государство по отношению к
естественным монополиям. В данном случае возникает противоречие. С одной стороны, фирмы — естественные монополисты, как любые монополисты, устанавливают высокие монопольные цены, сокращая объем производства продукции, и получают сверхприбыли. С другой стороны, как указывалось выше, конкуренция в отраслях с естественной монополией экономически неэффективна. Поэтому государство, сохраняя естественные монополии, принимает меры к ограничению их отрицательных последствий для общества, прежде всего, контролируя цены на их продукцию.
Обычно, устанавливая цены на продукцию естественных монополий,
государство в странах Запада следит за тем, чтобы цены в максимальной
степени приближались
к предельным издержкам, величина
получаемой фирмами прибыли не превышала
«нормальной» и снижались издержки.
3.2.Антимонопольная политика в России.
Антимонопольная политика имеет несколько основных направлений:
1)Стимулирование предпринимательства
2)Развитие конкурентных начал
3)Организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики
Выделяют два метода антимонопольного регулирования: прямой и косвенный. Прямой метод регулирования включает меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке. А к мерам косвенного регулирования относятся преимущественно финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике.
Таким образом
суть фактически любой
Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.
Первый закон,
касающийся антимонопольного регулирования
экономики появился в России в 1991
году – закон “О конкуренции
и ограничении
С 1991 года по 1999
год было введено большое количество
объективно необходимых законов, составивших
организационно-правовую базу для
регулирования монополий. К примеру,
законы "О приватизации государственных
и муниципальных предприятий
в Российской Федерации" от 3 июля
1991 г., "О поставках продукции
для федеральных
В результате такой необходимости, российским правительством в 1999 году было создано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства(МАП) Создано оно было на основе уже существовавшего к тому времени Государственного комитета по антимонопольной политике, которому, по-моему, не удалось достичь ощутимых успехов в создании полноценной конкурентной среды.
МАП состоит из нескольких органов – в него входят Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ), Федеральная служба России по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС), Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП) и, возможно, будет включена Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК).
Но несмотря на все предпринятые меры, уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен. Специалисты называют причины невысокого уровня развития конкуренции в Р.Ф.:
приватизация
не привела, как ожидалось, к появлению
эффективных собственников, которые
заботились бы о развитии предприятия;
принудительная реорганизация (реструктуризация)
предприятий не была использована должным
образом, хотя могла бы облегчить
массовое образование новых
Как показывает
зарубежный опыт, чем выше доля малых
предприятий в общем числе
хозяйствующих субъектов и
Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества. Пока же все это остается благим пожеланием из-за скудости госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ.
Специалисты по антимонопольной политики предлагают следующие меры для демонополизации экономики и развития конкуренции:
1) наладить антимонопольный
контроль за проведением
2) ввести жесткие
меры против действий
3) совершенствовать
правовое регулирование
4) согласовать
антимонопольное
Итак, мы
рассмотрели модель рыночной ситуации
– чистую или абсолютную монополию,
под которой подразумевается
рынок, где одна фирма является единственным
продавцом продукта или услуг. На
местном уровне мы часто встречаемся
с таким монополистом: телефон, электричество,
химчистка и т.д. В большинстве
городов принадлежащие