Антимонопольное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 16:49, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы –изучить ценообразование в условиях монополии и обосновать необходимость антимонопольного регулирования. Для реализации поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

- раскрыть сущность монополии, описать её виды и основные типы;

- раскрыть механизм формирования монопольной цены

- обосновать необходимость антимонопольного законодательства

Содержание

Введение...................................................................................................................2

I.Монополии в рыночной экономике

1.1.Определение монополии и её характерные черты....................................4

1.2.Виды монополии...............................................................................................6

1.3.Барьеры для вхождения в отрасль.................................................................11

1.4.Типы монополии..............................................................................................17

II.Ценообразование в условиях монополии и его предложение

2.1.Спрос на продукт монополиста......................................................................18

2.2.Монопольная цена...........................................................................................25

III.Антимонопольное регулирование .

3.1.Сущность и механизмы антимонопольного регулирования......................27

3.2.Антимонопольная политика в России..........................................................34

Заключение.............................................................................................................38

Список литературы.............................................................................................................

Работа содержит 1 файл

конечный вариант курсовой.docx

— 79.42 Кб (Скачать)

монополии,  возникновение  которых  продиктовано  либо  техническими,   либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба. Скажем, технически почти невозможно (а точнее,  крайне  нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии  в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить  в  одном  и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем  более  что  им все равно пришлось бы постоянно  обращаться  к  услугам  друг  друга,  когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

      Наиболее крупномасштабными монополиями  обычно являются  энергетические и транспортные, где  эффект  масштаба  особенно  подталкивает  к  увеличению размеров  фирмы  ради  снижения  средних  затрат  на  производство  товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких  отраслях  вместо  одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера  может  привести   к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту  цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано. 
 

                             Административная монополия. 

      Административная    монополия    возникает     вследствие     действий

государственных органов.  С  одной  стороны,  это  предоставление  отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода  деятельности. С  другой  стороны,  это  организационные  структуры   для   государственных предприятий,  когда  они  объединяются   и   подчиняются   разным   главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь,  как  правило,  группируются  предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке  как  один  хозяйственный  субъект,  и между ними не существует конкуренции.  Экономика  бывшего  Советского  Союза принадлежала к наиболее монополизированным в  мире.  Доминирующей  там  была именно  административная  монополия,  прежде  всего   монополия   всесильных министерств  и  ведомств.  Более  того,  существовала  абсолютная  монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась  на господствующей государственной собственности на средства производства. 

                                 Государственная монополия. 

      Существование государственных  монополий на рынке конкретных  товаров  и услуг  вызвано  как  естественным  монополизмом  отдельных   государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт),  так  и  государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например,  в  области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т. д.).

      В отличие от совершенного  конкурента, принимающего рыночную  цену  как  данную  извне,  монополия  сама  определяет  свои  цены,  исходя  из  объема

рыночного спроса и величины своих издержек. Монополизация рынка  ведет,  как правило, к относительному сокращению объемов производства  и  более  высоким рыночным ценам на реализуемые монополией товары  и  услуги.  Вот  почему  во всех развитых странах мира государство  проводит  более  или  менее  жесткую политику регулирования  деятельности  монополий,  особенно  естественных,  и поощрения сил конкуренции на рынке. 

    Монополия в виде контроля фирмы над редкими природными ресурсами, знаниями.

      Другой причиной возникновения  и сохранения фирмой особого  монопольного положения является ограниченность и невозможность  воспроизводить  отдельные природные ресурсы (например,  нефть).  Контроль  за  добычей  и  реализацией данного вида сырья создает их собственникам особые благоприятные условия  на рынке, препятствует проникновению на рассматриваемый рынок других компаний.

      Контроль  фирмы  над  знаниями  в   виде   собственности   на   патент

предоставляет ей  исключительное  право  на  производство  и  продажу  вновь изобретенного   продукта   в   течение   определенного   периода    времени.

Классическим  примером  монополии  данного  вида  была  компания   «Дженерал Электрик»,  которая  безраздельно  господствовала  на  рынке   электрических лампочек, изобретенных Эдисоном, с 1892 по 1930 г. 

                             Экономическая монополия. 

      Экономическая  монополия   является   наиболее   распространенной.   Ее

появление обусловлено экономическими причинами, она  развивается  на  основе закономерностей  хозяйственного  развития.  Речь  идет  о  предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К  нему  ведут  два пути.  Первый  заключается  в  успешном  развитии  предприятия,   постоянном увеличении  его  масштабов  путем  концентрации  капитала.   Второй   (более быстрый) основывается на  процессах  централизации  капиталов,  то  есть  на добровольном объединении или  поглощении  победителями  банкротов.  Тем  или

иным  путем или при помощи  обеих,  предприятие  достигает  таких  масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

      Что  является  причиной   появления   и   развития   монополистических

тенденций? По этому вопросу в экономической  литературе существуют две  точки зрения. По первой  монополизм  трактуется  как  случайный,  не  свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то  монополистические образования определяются как закономерные. Один  из  тех,  кто  предпочитает такие взгляды - английский экономист А. Пигу. Он  настаивает  на  том,  что“монополистическая власть не возникает случайно”.  Она  является  логическим завершением  стратегии  предприятий.  Перефразировав  известное   выражение, можно сказать, что все дороги ведут к  монополии.  Еще  сформулированный  А.Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно  искать возможности   увеличения   своих  прибылей.   Одной   из    них,    наиболее притягательной и надежной, является  создание  или  достижение  монопольного

положения.  Таким  образом,  можно  сделать  вывод,  что   монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли. 

1.3.Барьеры для  вхождения в отрасль. 

 Отсутствие конкурентов , которое характеризирует чистую монополию , в значительной степени объяснимо с точки зрения барьеров для вхождения в отрасль , то есть препятствий , которые мешают другим фирмам войти в отрасль .Барьеры для вхождения в отрасль также имеют отношение к объяснению существования олигополии или монополистической конкуренции между такими рыночными крайностями , как чистая конкуренция и чистая монополия.

 В случае чистой монополии барьеры для вхождения в отрасль достаточно высоки, чтобы полностью блокировать всю потенциальную конкуренцию. Несколько менее внушительные барьеры допускают существование олигополии , то есть рынка , подвластного нескольким фирмам. Ещё меньшие барьеры приводят к наличию довольно большого числа фирм , характерного для монополистической конкуренции. Фактически отсутствие таких барьеров помогает объяснить наличие очень большого числа конкурирующих фирм , которое является основной чистой конкуренции. Важный момент заключается в следующем: барьеры для вхождения в отрасль имеют отношение не только к крайнему случаю чистой монополии , но также и к «частичным монополиям» , которые характерны для американской экономики. 

Эффект масштаба.

Современная технология в некоторых отраслях такова , что  эффективное малозатратное производство может быть достигнуто , только если производители являются чрезвычайно  крупными как в абсолютном выражении , так и относительно доли рынка. Там , где эффект масштаба производства очень значителен , кривая средних  издержек фирмы будут понижаться на протяжении большего отрезка в  сторону горизонтальной оси объёма производства.

Если чистая монополия существует изначально , легко увидеть , почему эффект масштаба будет функционировать в качестве барьера , защищающего эту фирму  от конкуренции. Вновь создающиеся  фирмы, старающиеся попасть в  эту отрасль в качестве мелких производителей , будут иметь очень  мало шансов на выживание и развитие. Новые фирмы – мелкие производители  не смогут производить с такой  же экономией издержек , как и монополист , и поэтому не смогут добиться прибыли ,необходимой для выживания и роста.

Другой вариант  - «начать , уже достигнув внушительного  размера» , то есть  войти в отрасль  крупномасштабным производителем. Однако новому предприятию очень трудно найти денежные средства для приобретения большого объёма капитального оборудования , необходимого для обеспечения эффекта  масштаба во всём диапазоне производства. Финансовые барьеры для упомянутого  выше варианта в большинстве случаев  настолько велики , что как бы кладут запрет на этот вариант. Масштаб  производства объясняет , почему желание  войти в такую отрасль , как  автомобилестроение , производства алюминия и стали , проявляется чрезвычайно  редко.

Все изложенные обстоятельства определяют естественную монополию , которая имеет место  в том случае , когда масштаб  производства настолько велик , что  товар или услуга могут быть произведены  одной фирмой при более низких средних совокупных издержках , чем  если бы их производили две фирмы  или более.

Данное рассуждение  подразумевает , что более низкие издержки на единицу продукции у  монополии позволяют ей назначить  и более низкую цену , чем если бы отрасль была более конкурентоспособной. По этой причине правительство обычно регулирует деятельность естественных монополий , оговаривая цену , которую  они могут назначить.

Большая часть  предприятий коммунального обслуживания - электрические и газовые компании , автобусные фирмы , местные компании по водоснабжению и телефонной связи  – примеры регулируемых естественных монополий. Было бы пустой тратой средств , если бы местное население снабжали водой и электричеством несколько  компаний. В этих отраслях технология такова , что на генераторы ,насосные станции , очистительные установки ,сеть водопроводных труб и линии  передач требуются огромные капитальные затраты. Эта проблема усугубляется ещё и потому , что капитальное оборудование должно иметь запас прочности , чтобы выдерживать пиковые нагрузки в жаркие летние дни , когда поливаются лужайки и работают кондиционеры.

Поэтому единственным производителям правительство выдаёт эксклюзивные разрешения. Однако в  обмен на эксклюзивное право заниматься снабжением электричеством , водой  или автобусным обслуживанием конкретной географической местности правительство  резервирует за собой право регулировать цены и услуги , чтобы не допустить  злоупотреблений властью , которой  оно наделило монополии.  

Легальные барьер : патенты и лицензии. 

Патенты. Предоставляя изобретателю исключительное право  контролировать рынок продукта в  течении 17 лет , американские патентные  законы нацелены на защиту изобретателя от незаконного захвата продукта или технологического процесса конкурирующими предприятиями , которые не участвовали  в расходах времени , усилий и денег , потраченных на его разработку. К тому же патенты могут обеспечивать изобретателя монопольным положением на время их действия.

Патентный контроль сыграл заметную роль в росте многих современных индустриальных гигантов , таких , как National Cash Register , General Motors, Xerox , Polaroid, General Electric, Du Pont.Деятельность компании United Shoe Machinery – ярчайший пример того , как можно злоупотреблять патентным контролем , чтобы достигнуть монопольной власти. Компания United Shoe стала исключительным поставщиком некоторых важнейших станков для изготовления обуви благодаря патентному контролю. Она распространила свою монопольную власть на другие типы сапожного оборудования , требуя от пользователей её патентованных машин подписывать соглашение , по которому производители обуви должны будут брать в аренду всё другое сапожное оборудование у компании United Shoe. Это позволило ей монополизировать рынок, пока правительство не предприняло в 1995 г. Антитрестовские расследование, имевшие некоторый эффект.

  В основе разработки пригодной для патентования продукции лежат научные исследования. Фирмы , которые достигают монопольной власти путём собственной научно – исследовательской деятельности или путём покупки патентов других фирм , находятся в выгодном положении , усиливают свою рыночную позицию. Прибыли , обеспечённые одним важным патентом , могут быть использованы для того, чтобы финансировать научно – исследовательскую деятельность , необходимую для разработки пригодной для патентования продукции. Монопольная власть , достигнутая благодаря патентам , вполне может усиливаться. 

Лицензии. Вхождение в отрасль или род деятельности может быть ограничено государством путём выдачи лицензий. Например , на государственном уровне Федеральная комиссия по коммуникациям выдаёт лицензии радио и телевизионным станциям. Во многих крупных городах нужно получить муниципальную лицензию , чтобы водить такси. Общепризнано, что ограничение вследствие этого лицензирования предложения такси приводит к возникновению монопольных доходов владельцев и шофёров такси. В некоторых случаях государство может выдать лицензию себе на снабжение каким - нибудь продуктом и тем самым создать государственную монополию. Например , продажа алкогольных напитков в ряде штатов осуществляется только через принадлежащие государству розничные магазины. Многие штаты фактически «выдали» себе лицензию на проведение лотерей. 
 

Информация о работе Антимонопольное регулирование