Антимонопольное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 16:49, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы –изучить ценообразование в условиях монополии и обосновать необходимость антимонопольного регулирования. Для реализации поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

- раскрыть сущность монополии, описать её виды и основные типы;

- раскрыть механизм формирования монопольной цены

- обосновать необходимость антимонопольного законодательства

Содержание

Введение...................................................................................................................2

I.Монополии в рыночной экономике

1.1.Определение монополии и её характерные черты....................................4

1.2.Виды монополии...............................................................................................6

1.3.Барьеры для вхождения в отрасль.................................................................11

1.4.Типы монополии..............................................................................................17

II.Ценообразование в условиях монополии и его предложение

2.1.Спрос на продукт монополиста......................................................................18

2.2.Монопольная цена...........................................................................................25

III.Антимонопольное регулирование .

3.1.Сущность и механизмы антимонопольного регулирования......................27

3.2.Антимонопольная политика в России..........................................................34

Заключение.............................................................................................................38

Список литературы.............................................................................................................

Работа содержит 1 файл

конечный вариант курсовой.docx

— 79.42 Кб (Скачать)

Собственность на важнейшие виды сырья.

Институт частной  собственности может быть использован  монополией как средство создания эффективной  преграды для потенциальных конкурентов. Фирма , контролирующая сырьё, которое  является необходимым в процессе производства, может препятствовать созданию конкурирующих фирм. Существует несколько классических примеров этого. Так , Aluminum Company of America удерживала своё монопольное положение в алюминиевой отрасли многие годы благодаря контролю над всеми основными источниками бокситов – главного сырья , используемого в алюминиевой промышленности.

При рассмотрении барьеров для вхождения в отрасль  при монополии имеются два  важных момента.

1.Относительная  редкость. Барьеры для вхождения в отрасль не являются абсолютно непреодолимыми ,поскольку чистая монополия встречается относительно редко. Притом что научно – исследовательская деятельность и научно – технический процесс могут усилить рыночную позицию фирмы, они могут также подорвать монопольную власть. С течением времени создание новых технологий может уничтожить существующие позиции монополии. Развитие систем курьерской доставки писем, внедрение факсов и электронной почты подорвали монопольную власть почтовой службы. Монополии кабельного телевидения ослаблены внедрением новых технологий позволяющих телефонным компаниям передавать аудио и видео сигналы , что даёт возможность потребителям смотреть программы в любое для них время.

Аналогичным образом  преимущества обладателей патентов можно обойти с помощью разработки новых, отличных от существующих продуктов , являющихся тем не менее их заменителями. Кроме того , могут быть найдены  новые источники стратегического  сырья. Можно также сказать, что  монополия с одно фирмой в отрасли может функционировать сверх отпущенного ей времени только при поддержке правительства, например монополия почтовой службы на доставку специальной почты.

2.Приемлемость .Монополии могут приемлемы или неприемлемы с точки зрения экономической эффективности. В некоторых случаях (на предприятиях коммунального обслуживания и в отраслях массового производства) может возникнуть ситуация, когда рыночный спрос и особенности технологии обусловят необходимость существования монополии, что обеспечит эффективное производство с низкими издержками. Однако данные выводы относительно происхождения монополии (собственность на сырьё, патенты , лицензирование и нечистая конкуренция) указывают скорее на нежелательность монополии. 

                                     Типы монополий. 

      Современная экономическая теория  выделяет три типа монополий:

1) монополия  отдельного предприятия;

2) монополия  как соглашение;

3) монополия,  основывающаяся на дифференциации  продукта. 

      Тип называется монополией отдельного предприятия, или монополией продавца, и является абсолютной монополией, когда одна фирма обеспечивает выпуск определенного товара. В реальной жизни данный тип встречается редко. Такой подход не отвечает практике, поскольку, во-первых, игнорируется опыт монополистических соглашений (тайных и открытых) между несколькими компаниями, во-вторых, исключаются из числа монополий групповые монополии (олигополии); в-третьих, отрицается монополизированный характер экономики многих стран, о котором свидетельствует, в частности, наличие в них антимонопольного законодательства и антимонопольной деятельности специально созданных органов; наконец, в-четвертых, в результате такого подхода возникают парадоксальные ситуации, когда монополистом становится маленький бакалейный магазин в сельской местности, поскольку он единственный продавец, но им не является гигантская автомобильная корпорация «Дженерал моторе» с оборотом более 100 млрд дол.

Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких

крупных фирм. Он дает возможность быстро создать  ситуацию,  когда  продавцы (производители) выступают на  рынке “единым фронтом”,  когда сводится  на "нет" конкурентная борьба, прежде всего ценовая,  покупатель  оказывается в безальтернативных условиях .

    Третий  тип монополии связан с дифференциацией  продуктов, наличием у них специфических  свойств, благодаря чему покупатели отдают предпочтение тому или иному  товару. Такими монополиями могут  стать и малые предприятия.  

II. Ценообразование в условиях монополии и его предложение.

2.1Спрос на продукт монополиста.

     Поскольку монополист является единственным поставщиком  некоего товара или вида услуг, цена, которую он получает за свою продукцию, определяется рыночной кривой спроса на его продукцию.  Таким образом, сокращая продаваемое  количество товара, фирма может повышать рыночную цену, т.к. является монополистом на этом рынке.

Продавец обладает монопольной властью (властью над  рынком), если он может повышать цену на свою продукцию путём ограничения  объёма выпуска своего продукта.

Чтобы обладать некоторой монопольной властью, фирме вовсе не требуется быть монополистом; даже маленькие бакалейные магазинчики в крупных городах имеют какой-то контроль над ценами, которые они назначают. Разница между такими фирмами  заключается в мере их власти над рынком.

В качестве примера  предлагаю рассмотреть некую  фирму. У фирмы имеется патент, дающий исключительное право на производство неких товаров. Чтобы рассчитать объём выпуска, максимизирующий  её прибыль, фирма должна пройти через  такого же рода предельный  доход .Если сокращение выпуска снизит издержки на величину, превышающую снижение доходов, то выпуск следует сократить. Другими словами, фирма должна сравнить предельные издержки МС с предельным доходом .

Предельный доход  MR- это величина изменения совокупного дохода в результате дополнительной продажи единицы блага. Для совершенно конкурентной фирмы предельный доход всегда равен цене, потому что такая фирма может продавать столько, сколько хочет, по действующей в настоящий момент цене. Это применительно только к совершенной конкуренции, в условиях которой фирма сталкивается с горизонтальной кривой спроса. Покажем, что для монополиста или любого другого несовершенного конкурента, сталкивающегося с убывающей кривой спроса, предельный доход ниже значения цены. Основная причина такого положения состоит в том, что если кривая спроса является убывающей, то объём продаж можно увеличить только за счёт снижения цен.

 В первых двух столбцах таблицы 1 показана рыночная шкала спроса на изделия фирмы . При цене в 2 $ спрос предъявляется на 7 штук в неделю; при более высоких ценах объём спроса на продукцию ниже. В третьем столбце показан совокупный доход фирмы, который как раз равен цене, умноженной на количество производимых единиц при различных значениях цены. Совокупный доход в начале увеличивается по мере снижения цены, а затем уменьшается, когда цена становится низкой.

         Спрос, совокупный доход и предельный доход.    Таблица 1.

Объём спроса,

единиц  в неделю

Цена

(в $ за единицу)

Совокупный  доход,

Кол-во х цену ($ в неделю)

Предельный  доход,

($ в  неделю)

0 16 0  
1 14 14 14
2 12 24 10
3 10 30 6
4 8 32 2
5 6 30 -2
6 4 24 -6
7 2 14 -10
8 0 0 -14

     Приведённые в первых трёх столбцах таблицы 1 данные показаны в графическом рисунке 1.1 Кривая спроса на продукцию фирмы (D) показана на рис. 1.2, а соответствующая кривая совокупного дохода на рис. 1.1. Например, когда цена Р0 составляет 12 $, объём спроса равен двум единицам в неделю, а суммарный доход – 24 $. Совокупный доход при данном объёме выпуска представлен заштрихованной областью В+С на нижней части рисунка. Когда цена понижается до 8 $, общая величина дохода равняется сумме площадей А и С. так как эта площадь больше площади В+С, то из рисунка видно, что величина совокупного дохода должна возрастать по мере роста выпуска с 2 до 4 единиц. Это подтверждает верхняя часть рисунка, на которой показано, что совокупный доход составляет 32 $ при объёме выпуска в размере 4 единиц.

В последнем  столбце таблицы 1 показан предельный доход фирмы. Величина этого предельного  дохода ниже цены при всех (кроме  единичного), объёмах выпуска. Это  объясняется тем, что фирма может  наращивать свой предельный объём продаж только за счёт снижения цены. Следовательно , если фирма решает продавать на одну единицу в неделю больше, то она получит прирост в размере  цены этой единицы, но понесёт потери из-за того, что вынуждена продавать  первоначальный предельный объём продукции  по более низкой цене.

     Приведённый в таблице 1  пример иллюстрирует эти последствия. Шкала спроса показывает, что 2 единицы могут быть проданы  по 12 $ за каждую, но чтобы продать 3 единицы  в неделю, фирма  должна снизить  цену до 10 $ за каждую. Когда объём  продаж возрастёт с 2 до 3 единиц, прирост  совокупного дохода будет равен 6 $ (30 $ - 24 $).

Данный прирост  распадается на две составляющие. Первая составляющая – это те 10 $, которые фирма  получает от покупателя фактически в момент продажи третьей единицы.

Вторая составляющая – это потеря в размере 4 $, возникающая  в результате того, что каждая из двух первых проданных единиц приносит теперь 10 $ вместо 12 $. Цену приходится снижать, для того чтобы продать третью единицу. Таким образом, фирма получает 10 $ от продажи третьей единицы, но теряет 4 $ из-за более низкой цены, по которой продаётся первоначальный объём выпуска в размере 2 единиц. Это обеспечивает чистый предельный доход в размере 6 $.

Так как  совершенно конкурентная фирма может  продать сколь угодно много или  сколь угодно мало, не оказывая при  этом влияния на цену, которую она  получает, то предельный доход в условиях совершенной конкуренции совпадает с ценой .К кривой спроса на рис. 1.2. мы добавляем кривую предельного дохода (MR) из таблицы.

 Например, предельный доход, полученный за счёт увеличения выпуска с одной единицы до двух, составляет 10 $. Это отмечено точкой G на кривой MR. Кривая MR берёт начало в той же самой точке на вертикальной оси, что и кривая спроса. Предельный доход от первой единицы выпуска всегда равняется цене данной единицы, поскольку в этой ситуации нет “первоначального выпуска”, приносящего меньший доход в результате снижения цены, которое необходимо для увеличения спроса. Однако после того как первая единица продана, MR становится ниже цены.

Как показано на рисунке 1.4., кривая MR пересекает горизонтальную ось в точке, в которой совокупный доход достигает своего максимума. В тех случаях, когда предельный доход положителен, совокупный доход может быть увеличен за счёт наращивания объёма продаж, следовательно, величина совокупного дохода не может быть максимальной. В тех случаях, когда предельный доход отрицателен, совокупный доход может быть увеличен за счёт уменьшения объёма продаж. Совокупный доход может принимать, максимальное значение только в том случае, когда предельный доход равняется нулю. Чтобы максимизировать свою прибыль, монополист придерживается такого же рода двухшаговой процедуры, что и совершенно конкурентная фирма. На первом шаге фирмы обоих типов рассчитывают величину оптимального положительного выпуска, который позволяет максимизировать прибыль, при условии, что фирма производит что-либо вообще. Если совершенный конкурент в этих расчётах использует рыночную цену, то монополист пользуется предельным доходом.  

На рисунке 1.4. показаны кривая спроса D и кривая предельного дохода MR - тоже, что и на рисунке 1.3. На рисунке изображена также кривая предельных издержек фирмы (MC).Для монополиста, как и для любой фирмы , MC показывает величину прироста совокупных издержек фирмы, в том случае, когда она увеличивает выпуск продукции на одну единицу.

Когда монополист увеличивает выпуск на одну единицу , прирост дохода ровняется  предельному доходу. Прирост издержке равен величине предельных издержек. Если предельный доход превышает величину предельных издержек, то совокупный доход возрастает в большей степени, чем предельные издержки, и следовательно, прибыль увеличивается. Но если последняя единица продукции увеличивает издержки на большую, чем прирост дохода, величину, то выпуск следует сократить. Таким образом, если фирма вообще что-либо производит, то она максимизирует свою прибыль, производя такой объём выпуска, при котором предельный доход равнялся бы предельным издержкам.

Информация о работе Антимонопольное регулирование