Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 16:49, курсовая работа
Цель курсовой работы –изучить ценообразование в условиях монополии и обосновать необходимость антимонопольного регулирования. Для реализации поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- раскрыть сущность монополии, описать её виды и основные типы;
- раскрыть механизм формирования монопольной цены
- обосновать необходимость антимонопольного законодательства
Введение...................................................................................................................2
I.Монополии в рыночной экономике
1.1.Определение монополии и её характерные черты....................................4
1.2.Виды монополии...............................................................................................6
1.3.Барьеры для вхождения в отрасль.................................................................11
1.4.Типы монополии..............................................................................................17
II.Ценообразование в условиях монополии и его предложение
2.1.Спрос на продукт монополиста......................................................................18
2.2.Монопольная цена...........................................................................................25
III.Антимонопольное регулирование .
3.1.Сущность и механизмы антимонопольного регулирования......................27
3.2.Антимонопольная политика в России..........................................................34
Заключение.............................................................................................................38
Список литературы.............................................................................................................
При
оптимальном положительном
Как
известно, совершенно конкурентная фирма
максимизирует прибыль
Если монополист решает производить что-либо, то он установит цену так, чтобы объём спроса равнялся его оптимальному положительному объёму выпуска. Поскольку предельные издержки равны предельному доходу при оптимальном положительном объёме выпуска, а предельный доход ниже цены, то из этого следует, что данная цена будет выше предельных издержек. Таким образом, если монополист решает производить что-либо, то он максимизирует прибыль, поднимая цену выше уровня предельных издержек.
Предположим, например, что предельные издержки фирмы постоянны и составляют 8 $ в расчете на единицу, и она в настоящий момент производит 1 единицу в неделю. В таблице показано, что она могла бы увеличить свою прибыль на 2 $ в неделю, т.е. на разницу MR-MC (10 $ - 8 $), путём увеличения объёма выпуска на одну единицу в неделю. Дальнейшее наращивание выпуска до трёх единиц, снизило бы величину прибыли на 2 $, поскольку предельные издержки (8 $) в этом случае превысили бы предельный доход (6 $). Таким образом, оптимальный положительный выпуск фирмы составляет 2 единицы в неделю. Второй столбец таблицы 1 показывает, что для того, чтобы продавать 2 единицы в неделю, фирма должна установить цену в размере 12 $, которая гораздо выше величины её предельных издержек, составляющих 8$.
2.2 Монопольная цена.
Особого внимания
требует вопрос ценовой политики
монополистических образований. Монополии,
как уже говорилось выше, используя
свое монополистическое положение,
имеют возможность влиять на цены,
а иногда и устанавливать их. Вследствие
этого появляется новая разновидность
цены, которая называется монопольной
ценой, которая устанавливается
предпринимателем, занимающим монопольное
положение на рынке, и приводит к
ограничению конкуренции и
Заблуждение, что фирма монополист может
установить любую цену .Цена зависит от
спроса и при заданных объёмах(где MC=MR)
имеет вполне определённую величину. Монопольная
цена является верхней или нижней в зависимости
от того, кто ее формирует — монополист
или монопсония. Рассматривая монопольные
образования, мы говорим, о верхней монопольной
цене. Но одинаково в обоих случаях обеспечивается
выгода последних за счет потребителя
или мелкого производителя: первый переплачивает,
а второй не получает надлежащей ему части
продукта. Таким образом, монопольная
цена являет собой определенную “дань”,
которую общество вынуждено платить тем,
кто занимает монопольное положение.
Отличают монопольную высокую и монопольную
низкую цены. Первую устанавливает монополист,
оккупировавший рынок, и с ней вынужден
мириться потребитель, лишенный альтернативы.
Вторую формирует монопсонист по отношению
к мелким производителям, которые тоже
не имеют выбора. Следовательно, монопольная
цена осуществляет перераспределение
продукта между хозяйственными субъектами,
но такое перераспределение, которое основывается
на внеэкономических факторах. Но сущность
монопольной цены этим не исчерпывается,
она также отражает и экономические преимущества
крупного, высокотехнического производства,
обеспечивая получения сверх излишнего
продукта.
Монопольной цены складывается из следующих
составляющих:
1. средняя прибыль, получаемая предпринимателями
в условиях свободного перемещения капитала
в результате действия межотраслевой
конкуренции;
2. обычная сверхприбыль, получаемая предпринимателями,
которые осуществляют нововведения;
3. монопольная сверхприбыль от использования
(злоупотребления) монопольного положения.
Монопольная цена — это верхняя цена,
за которую монополист может продать товар
или услугу и которая содержит в себе максимальную
монопольная сверхприбыль от использования
(злоупотребления) монопольного положения.
Следует учитывать также и то, что монополия
может регулировать производство, но не
спрос. Даже она вынуждена учитывать реакцию
покупателей на увеличение цен. Монополизировать
можно только тот товар, на который существует
неэластичный спрос. Но и в такой ситуации
подорожание продукции приводит к ограничению
ее потребления. Монополист имеет две
возможности: или применить небольшой
дефицит для удержания высокой цены, или
увеличить объем продажи, но уже по сниженным
ценам.
III. Антимонопольное регулирование.
3.1.Сущность и
механизмы антимонопольного
История развития монополий является одновременно и историей борьбы с
ними. Негативные результаты монополизации проявляются сразу, и это особенно ощущают широкие слои населения. Существование монополистической структуры приводит к различным отрицательным последствиям для общества, не позволяет использовать все преимущества рыночного механизма. Вокруг монополий формируется негативное общественное мнение, которое требует государственной защиты потребителей от деятельности монополистов, ограничения деятельности
других. Ведь одной из важнейших функции государства является создание условий для нормального функционирования рынка.
Накопленный опыт и научные обобщения помогли обществу понять все “плюсы” и “минусы” монополий, выработать по отношению к ним определенную политику, которая получила название монопольной. Монопольную политику разрабатывает и реализует государство. Во всех странах с рыночной экономикой существует антимонопольное законодательство. Оно впервые возникло в Канаде (в 1889 году) и США (в 1890 году).
Под антимонопольной политикой
понимается система
Антимонопольная политика — это основные направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной
конкуренции, на защиту прав потребителей.
Отношение государства,
С другой стороны, концентрация ведет к массовому производству
продукции и, следовательно, к снижению издержек производства, а в целом к экономии основных видов ресурсов.
Исходя из этих двух тенденций, государство строит антимонопольную
политику.
Можно выделить три
Во-первых, борьба с монополизацией. В США рынок отрасли считается монополизированным, если доля одной фирмы составляет 60% и выше. При этом американское законодательство направлено не против крупных размеров корпораций как таковых, а против последствий захвата рынка монополистами, так как в ряде случаев минимальные средние издержки могут быть достигнуты лишь при значительных выпусках продукции, которые могут составлять достаточно большую долю отраслевого объема производства. Поэтому дополнительными критериями для отнесения компаний к монополистам служат
подавление партнеров путем снижения цен ниже издержек производства, заключение контрактов с другими фирмами, направленных против конкурентов. Компания не преследуется, если она производит «необычные» товары или услуги, является новатором, и при многих других обстоятельствах.
Во-вторых, предотвращение антиконкурентных слияний фирм.
В-третьих, запрет сговоров о ценах, т. е. образования картелей.
Запрещены соглашения между фирмами о разделе рынка, групповой бойкот других фирм, манипулирование ставками на аукционах.
К числу других наиболее широко применяемых методов борьбы с
монополизацией рынков относятся:
1) предельное упрощение
2) снятие всех барьеров во внешней торговле и открытие внутренних
рынков для зарубежных фирм, разрушающих контроль над рынком отечественных
монополистов;
3) принудительное разделение
более мелких и независимых друг от друга (как это было проделано некогда со
«Стандарт Ойл»);
4) введение государственного контроля за процедурами слияния и
поглощения фирм, а в некоторых случаях — установление порядка, при котором
поглощения и слияния возможны лишь с разрешения государства;
5) введение в особо сложных случаях (чаще всего это относится к
естественным монополиям) прямого государственного контроля за ценами и заработной платой. Последнее связано с тем, что в определенных ситуациях профсоюзы, если они достаточно массовые, трактуются законом как монопольные продавцы на рынке труда;
6) наказание фирм за проведение
политики ценовой
Во-первых, антимонополистические мероприятия должны в значительной
части предшествовать переходу к рыночным отношениям. Предварительно необходимо создание системы мер противодействия монополиям (создание антимонопольного законодательства, расформирование крупных объединений, первичная демонополизация). Но этому варианту присущи недостатки. Они связаны с тем, что вместо одной формы монополизма возникают другие, что не ведет к развитию конкуренции.
Во-вторых, антимонополистические действия должны осуществляться
одновременно с переходом к рыночным отношениям и в рамках этих отношений .Синхронность этих процессов в большей мере способствует демонополизации экономики, развитию конкуренции. В этой связи всей совокупности мероприятий по экономической реформе необходимо придавать антимонопольную направленность. Необходима антимонопольная экспертиза принимаемых решений.
Антимонопольная политика во времени видоизменяется. На каком-то этапе
развития приоритетными являются одни направления антимонопольной политики, а с изменением ситуации акценты меняются.
Однако некоторые формы монополии современная экономическая наука и
законодательство все же считают нормальным явлением и потому не преследуют. Прежде всего, не подлежит наказанию та фирма, которая сумела схватить значительную долю рынка за счет:
. создания уникального товара;
. эффективного маркетинга;
. разработки и освоение новой технологии, позволившей существенно
снизить затраты и на этой основе продавать товары по более низким
ценам, не лишаясь прибыли.
Можно сказать, что антимонопольная политика и антимонопольное
законодательство не имеют целью запрещение или ликвидацию монопольных образований. В обществе сложилось понимание того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить деятельность монополии на государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением. К. Маркс еще в середине прошлого столетия пришел к выводу, что появление монополий требует государственного вмешательства.
Главная цель этого
свободной конкуренции, которой угрожают монопольные тенденции. Конкретно можно сформулировать такие цели: ограничение монополий, поддержка и содействие малому бизнесу, защита прав потребителя. Существуют две основные формы борьбы с монополиями:
1)
предупреждение создания
2)
ограничение использования
Демонополизация
достигается гибким маневрированием таможенным режимом (снижение таможенных пошлин, отмена квот, ликвидация других барьеров, препятствующих поступлению на внутренний рынок иностранной продукции), улучшением инвестиционного климата для зарубежных инвесторов, поддержкой малого бизнеса и т.д.
Важное значение имеют государственный контроль над процессом
концентрации капитала, финансовые санкции в случае нарушения
антимонопольного законодательства.
Необходимо умело использовать такой инструмент антимонопольной политики, как ведение Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%. Включение в Реестр служит предостережением хозяйствующим субъектам, является профилактической мерой и может быть основанием для изучения того или иного субъекта в плане установления монополистической деятельности.
В качестве одного из инструментов антимонопольной политики
используется предварительное согласие антимонопольных органов на создание, реорганизацию, ликвидацию, слияние предприятий, приобретение акций (долей) в уставном капитале, на проведение операций на рынке банковских услуг. Предварительное согласие рассматривается как важный элемент политики создания конкурентной среды.