Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 17:08, курсовая работа
В данной курсовой работе я рассмотрела экономическую сущность монополий, а также заострила внимание на антимонопольном регулировании в РБ: основных мерах регулирования и нормативно-правовой базе.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИЙ…..…5
1.1. ПОНЯТИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ МОНОПОЛИЙ………………………...5
1.2. ВИДЫ МОНОПОЛИЙ …………………………………………..…..10
1.2.1. Естественная монополия…………………………………… …10
1.2.2. Административная монополия………………………………....13
1.2.3. Государственные монополии………………………………… ..13
1.2.4. Монополия в виде контроля фирмы над редкими природными
ресурсами, знаниями………………………………………………………….14
1.2.5. Экономическая монополия……………………………….……..15
1.3. ТИПЫ И ФОРМЫ МОНОПОЛИЙ………………………………….….16
ГЛАВА 2. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ: МИРОВОЙ ОПЫТ И ОСОБЕННОСТИ В РБ…………………………………….……20
2.1. ОСНОВНЫЕ МЕРЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ..20
2.2.ОПЫТ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЗАПАДНЫХ СТРАНАХ …………………………………………………………………….. 26
2.3. ОПЫТ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В США………30
2.4. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕ-ЛАРУСЬ И ЕГО СПЕЦИФИКА………………………………………………35
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………....40
3.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………...40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...43
- Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 17 апреля 2006 г. № 60 «Об утверждении Инструкции о применении мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства»;
- Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 26 апреля 2006 г. № 70 «О внесении дополнения и изменений в Правила проведения государственного антимонопольного контроля за соблюдением требований статьи 12 Закона Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" и признании утратившим силу приказа Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 5 октября 1999 г. № 120».[9]
Основными направлениями антимонопольной политики в настоящее время являются:
а) сокращение прямого государственного участия в экономике и переход к экономическим методам государственного регулирования на макроуровне;
б) устранение монопольного положения крупных структур (региональных, межотраслевых ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов и других объединений предприятий) в сфере производства и реализации товаров (работ, услуг), за исключением сфер, где сохраняются естественные, регулируемые государством монополии;
в) обеспечение притока конкурирующих товаров на белорусские рынки;
г) правовое и организационное обеспечение антимонопольного регулирования и реализации законодательства о защите прав потребителей.
С 1997 г. антимонопольная политика в Беларуси реализуется дифференцированно: на монополизированных рынках контролируется поведение предприятий-монополистов, предупреждаются слияние хозяйствующих субъектов и создание монополистических объединений предприятий, пресекается недобросовестная конкуренция. При этом решаются задачи сохранения целостных технологических комплексов, определяющих развитие экспортного потенциала республики, выхода ее на мировой рынок, повышения конкурентоспособности продукции и эффективности функционирования хозяйствующего субъекта на соответствующем рынке. Кроме того, осуществляется наблюдение за динамикой концентрации производства и положения лидирующих хозяйствующих субъектов, чтобы не допустить их доминирования на товарных рынках в процессе объединения.[10]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хотелось бы отметить большую важность вопроса о монополиях, особенно для Беларуси в сегодняшний период. Перед белорусским государством только сейчас встает задача, которую многие развитые страны до сих пор не могут решить эффективно. С одной стороны, нам проще, потому что можно заимствовать огромный опыт, связанный с регулированием деятельности монополий, который накопился за многие десятилетия в этих странах. С другой стороны, нельзя не учитывать специфику формирования и развития монополий.
Поэтому нашему государству необходимо незамедлительно разработать и принять ряд важных законов, чтобы не допустить нежелательной концентрации монопольной власти в руках небольшого числа фирм. Ведь уже сегодня рынки многих товаров фактически монополизированы, либо на них действуют две-три компании, которым никто не мешает сговариваться, распределять сферы влияния, диктовать цены. Конкуренцию белорусским компаниям составляют мощнейшие зарубежные ТНК, но для защиты белорусского бизнеса принимаются различные меры, в том числе и законодательные. По-моему, тут важно не переусердствовать, так как в таких случаях иногда рынок захватывается одной крупной фирмой, и конкуренция государством не стимулируется. Осторожно также следует обращаться с лицензированием и выдачей патентов. Все это требует принятия эффективных законов и разумных действий со стороны государства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Миронов В., Зимогляд В., Яковлев А. «Российский монополизм и приватизация»// Экономист 1995 год № 6.
2.Сухотин Ю.В., Богачев В.Н. и др.; Монополизм и антимонопольная политика; РАН. – М.: Наука, 1993.
3. Вводный курс по экономической теории. Учебник для лицеев. Под ред. Г. П. Журавлевой. Москва: ИНФРА – М, 1997 г.
4. Монополизм и антимонопольная политика. Барышева А. В., Сухотин Ю. В., Богачев В. Н. и др. Москва: Наука, 1993 г.
5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций для студ.вузов. – М.: Юрайт, 1998
6. Чувилин Е, Дмитриева В. Государственное регулирование и контроль цен в капиталистических странах, //Финансы и статистика, - Москва, 1991, -N5. 7.William G. Shepherd. Public policies towards business. Eighth edition. Irwin.
8. http:/economy.gov.by/
9. http://www.belaruschina.by/ru/
10. Санько Г.Г. Монополизм и антимонопольное регулирование. - Мн.:БГЭУ, 1997г.
Информация о работе Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь