Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе я рассмотрела экономическую сущность монополий, а также заострила внимание на антимонопольном регулировании в РБ: основных мерах регулирования и нормативно-правовой базе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИЙ…..…5
1.1. ПОНЯТИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ МОНОПОЛИЙ………………………...5
1.2. ВИДЫ МОНОПОЛИЙ …………………………………………..…..10
1.2.1. Естественная монополия…………………………………… …10
1.2.2. Административная монополия………………………………....13
1.2.3. Государственные монополии………………………………… ..13
1.2.4. Монополия в виде контроля фирмы над редкими природными
ресурсами, знаниями………………………………………………………….14
1.2.5. Экономическая монополия……………………………….……..15
1.3. ТИПЫ И ФОРМЫ МОНОПОЛИЙ………………………………….….16
ГЛАВА 2. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ: МИРОВОЙ ОПЫТ И ОСОБЕННОСТИ В РБ…………………………………….……20
2.1. ОСНОВНЫЕ МЕРЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ..20
2.2.ОПЫТ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЗАПАДНЫХ СТРАНАХ …………………………………………………………………….. 26
2.3. ОПЫТ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В США………30
2.4. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕ-ЛАРУСЬ И ЕГО СПЕЦИФИКА………………………………………………35
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………....40
3.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………...40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...43

Работа содержит 1 файл

кУРСОВАЯ.docx

— 89.08 Кб (Скачать)

  3. Закон Робинсона-  Питмэна (1936 год)- запрет на ограничительную  деловую практику в области торговли: «ножницы цен», ценовая дискриминация и др.

      К 1950 г.  к закону Клейтона была принята  поправка Селлера- Кефовера:

уточнялось понятие незаконного  слияния. Так, запрещались слияния  путем

скупки активов. Если законом  Клейтона был поставлен заслон горизонтальным слияниям крупных фирм, то поправка Селлера - Кефовера ограничивала

вертикальные слияния. Сложнейшая задача, стоящая перед государственными органами, непосредственно проводящими в жизнь антимонопольное законодательство, заключается в следующем: а каковы те экономические критерии, на основании которых устанавливается факт монополизации? Существуют вопросы, которые предстоит каждый раз решать государственным службам: что считать низким (или наоборот, завышенным) уровнем цен? Какой процент (доля) всего отраслевого производства свидетельствует о монополистическом захвате? Какой уровень ограничения выпуска продукции считается искусственным дефицитом?

       А если  крупная корпорация добилась  низкого продажного уровня цен

путем снижения издержек, с  помощью более высокого уровня технологии и

вообще хозяйственной  эффективности? И вообще, вводя запрет на запрет на

продажу «по чрезвычайно  низким ценам», кого защищает антитрестовское

законодательство- конкуренцию  или какие- то группы конкурентов.

      Все это  не просто теоретические вопросы.  Например, закон Робинсона

- Питмэна, запрещавший  ценовую дискриминацию, был направлен,  по сути,

против крупных розничных  магазинов и супермаркетов, которые  могли себе

позволить снижать цены для  определенных групп покупателей. Но этого не

могли позволить себе мелкие торговые фирмы. Так против кого был  направлен этот закон и чьи интересы он защищал? П. Самуэльсон оценивает его так: «Это (т. е. запрещение ценовой дискриминации) и другие предложения закона способствовали ограничению конкуренции. Вместо того, чтобы снизить цену в пользу потребителя, он был направлен на сохранение многих предприятий, несмотря на то, что некоторые из них были малоэффективны». Так что же выиграло общество от того, что антимонопольным законодательством в данном случае были защищены мелкие торговые фирмы, которые продавали свои товары по более высоким ценам, чем крупные торговые предприятия?  Ведь потребители уплачивали более высокую цену, поскольку супермаркетам было запрещено осуществлять политику ценовой дискриминации.

      Многие  экономисты сомневаются по поводу  якобы неизменной эффективности антимонопольной политики государства. Например, П. Хейне настойчиво проводит мысль о том, что антимонопольное регулирование (независимо от его благих намерений) защищает не свободную конкуренцию, а определенные группы конкурентов. «Важно помнить,- подчеркивает Хейне,- что наиболее эффективное давление на государственную политику оказывают не потребители, а производители. И слишком часто эта политика будет формироваться под влиянием стремления производителей защищать себя от суровых законов конкурентной жизни». [6]

      Государственные  службы, призванные осуществлять  реализацию

антимонопольного законодательства, могут руководствоваться двумя

принципами: во-первых, жестко следуя букве закона и, во-вторых, «принципам разумности». Дело в том, что во многих отношениях юридический язык

антитрестовских актов (например, Закон Шермана) настолько декларативен, что федеральный суд США мог бы подвести под сферу его действия «любых двух партнеров, решивших вести совместное дело» (П. Хейне). Поэтому, «принцип разумности» означает, что только неразумное ограничение торговли (соглашения, слияния, разрушение ценностей, т. е. искусственный дефицит) подпадают под действия акта Шермана. Но что считать неразумным

ограничением?

      Все эти  проблемы показывают, насколько  сложным является практическое воплощение в жизнь антитрестовского законодательства. Государство должно балансировать, проходя по узкой тропинке между опасностью разрушительного монополизма и опасностью ограничения конкуренции. Как известно, благими намерениями вымощена дорога в ад. Антимонопольная практика должна действительно поддерживать конкуренцию, а не ограничивать ее, предоставляя наиболее льготный режим одним группам производителей (потребителей) за счет других.

      Для того, чтобы установить факт монополизации,  антимонопольное регулирование предполагает широкое использование математического инструментария и вообще всего теоретического аппарата концепций несовершенной конкуренции Э. Чемберлена, Дж. Робинсон, В. Парето и других экономистов. Исполнительные органы власти ведут не только «карательную», но и профилактическую работу по предотвращению монополистических ограничений.

Например, министерством  юстиции издаются справочные материалы, содержащие параметры сделок по слиянию и поглощению компаний, которые попадают под действие антитрестовского законодательства. Так, интересен критерий, на основе которого делается заключение о факте установления на рынке монополистического превосходства одного или нескольких предприятий: 33%- для одного предприятия, 50%- для трех, 66,6%- для пяти.

      Важно отметить, что антитрестовское законодательство  направлено не

против крупных корпораций, «большого бизнеса» как такового, так как размер компании еще не дает возможности трактовать ее как монополию.

Антимонопольное регулирование  направлено против ограничительной  деловой практики, подрывающей эффективную конкуренцию. И если использовать принцип сравнения дополнительных издержек и дополнительных выгод, который исповедуется в рыночной экономике, то можно утверждать: неизбежные издержки, которыми сопровождается антимонопольное регулирование, все- таки оказываются ниже тех преимуществ, которые приносит ограничение монополистических тенденций в рыночной экономике[8].

 

2.4. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕГО СПЕЦИФИКА

 

   Нормы конкурентного права Республики Беларусь заложены в Конституции Республики Беларусь, Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь, Гражданском кодексе Республики Беларусь, Уголовном Кодексе Республики Беларусь, а также в антимонопольном законодательстве, законодательстве в области предпринимательства и малого бизнеса, инвестиций, банковской деятельности, стандартизации, защиты прав потребителей, рекламы, внешнеэкономической деятельности.

   Основу антимонопольного законодательства составляет Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», определяющий организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей. В целях реализации Закона создана и постоянно совершенствуется правовая база антимонопольного контроля и регулирования, регламентирующая следующие основополагающие вопросы:

  • определение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь;
  • порядок формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и Государственного реестра субъектов естественных монополий;
  • правила проведения государственного антимонопольного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;
  • порядок согласования условий преобразования государственных, государственных унитарных, относящихся к республиканской собственности, и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества;
  • порядок организации и проведения проверок по соблюдению антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими на товарных рынках;
  • порядок проведения государственного антимонопольного контроля за реорганизацией хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь;
  • порядок выявления и пресечения антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах;
  • порядок выявления монопольных цен;
  • порядок рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству;
  • порядок рассмотрения заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции;
  • порядок применения мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства.

   Государственная антимонопольная политика направлена на ограничение монополистической деятельности и создание здоровой конкуренции. Антимонопольная политика республики способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, достижению эффективности защиты прав собственников и равных условий конкуренции для предприятий всех форм собственности.

   В результате процессов реформирования собственности, демонополизации экономики в республике сформировались товарные рынки с конкурентной структурой. Вместе с тем некоторые товарные рынки по своей природе остаются монополизированными. В этой связи необходимо определение статуса и роли рыночных монополий в процессе мониторинга товарных рынков, а также соответствующих методов государственного антимонопольного регулирования и контроля за их деятельностью и поведением на товарных рынках.

   Регулирование деятельности субъектов естественных монополий будет осуществляться путем постепенного уменьшения числа товарных рынков, на которых признается наличие естественной монополии, стимулирования конкуренции, поддержки предпринимательства, устранения препятствий к вхождению на рынок новых производителей.

   В тех сферах, в которых по объективным технологическим причинам сохраняется состояние естественной монополии, а возможная конкуренция будет носить разрушительный характер, должны вводиться специальные жесткие регулирующие ограничения, касающиеся ценообразования, объемов и качества услуг, условий обслуживания, норм потребления.

   Одной из важнейших составляющих конкурентной политики является обеспечение контроля за экономической концентрацией. Основой государственного контроля за экономической концентрацией являются такие принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и денежных средств, поддержка конкуренции, недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В рамках преодоления концентрации производства количество хозяйствующих субъектов рынка должно приблизиться к уровню насыщения и не являться ограничением для развития рыночных отношений.

   Настоящий этап развития экономики по-новому ставит проблему оценки экономической концентрации при создании хозяйственных и финансово-промышленных групп, холдингов и других объединений хозяйствующих субъектов. Государственная антимонопольная политика должна способствовать таким тенденциям в экономической концентрации, которые будут иметь позитивное воздействие на конкурентоспособность отечественных производителей. Регулируемая экономическая концентрация может рассматриваться как один из элементов государственной экономической стратегии, посредством которой можно мобилизовать имеющийся промышленный потенциал, с тем, чтобы обеспечить импортозамещение на внутреннем рынке и определенные конкурентные преимущества товаров отечественного производства на внешнем рынке.   

   Важным и актуальным направлением регулирования отношений на конкурентных рынках является предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Необходимость развития данного вида деятельности антимонопольного органа обусловлена прежде всего построением в республике социально ориентированной рыночной экономики, в рамках которой одно из важных мест принадлежит формированию цивилизованной конкурентной среды. Целью государственной политики в этом направлении является выработка цивилизованных и справедливых методов ведения бизнеса, добросовестного продвижения на рынок товаров и услуг.

   Исходя из изменившихся экономических условий, основным направлением антимонопольной политики должно стать дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей и постепенного перехода от ценового регулирования к системе антимонопольного регулирования и контроля.

Одним из направлений антимонопольной  политики является работа по созданию условий для ликвидации самих возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующих субъектов, освобожденных от ценового регулирования. При этом остается необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическую безопасность. [9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

3.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

   В 2006 г. в целях совершенствования антимонопольного законодательства Минэкономики разработаны и прошли юридическую экспертизу в Министерстве юстиции РБ ряд нормативных правовых актов:

- Постановление Министерства  экономики Республики Беларусь  от 3 января 2006 г. № 1 «О внесении  изменения в положение о Государственном  реестре хозяйствующих субъектов,  занимающих доминирующее положение  на товарных рынках»;

- Постановление Министерства  экономики Республики Беларусь  от 10 апреля 2006 г. № 57 «Об утверждении  Инструкции о порядке рассмотрения  запросов (заявлений) об установлении  соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству»;

-   Постановление Министерства  экономики Республики Беларусь  от 17 апреля 2006 г. № 61 «Об утверждении Инструкции о рассмотрении заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции»;

Информация о работе Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь