Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 17:08, курсовая работа
В данной курсовой работе я рассмотрела экономическую сущность монополий, а также заострила внимание на антимонопольном регулировании в РБ: основных мерах регулирования и нормативно-правовой базе.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИЙ…..…5
1.1. ПОНЯТИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ МОНОПОЛИЙ………………………...5
1.2. ВИДЫ МОНОПОЛИЙ …………………………………………..…..10
1.2.1. Естественная монополия…………………………………… …10
1.2.2. Административная монополия………………………………....13
1.2.3. Государственные монополии………………………………… ..13
1.2.4. Монополия в виде контроля фирмы над редкими природными
ресурсами, знаниями………………………………………………………….14
1.2.5. Экономическая монополия……………………………….……..15
1.3. ТИПЫ И ФОРМЫ МОНОПОЛИЙ………………………………….….16
ГЛАВА 2. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ: МИРОВОЙ ОПЫТ И ОСОБЕННОСТИ В РБ…………………………………….……20
2.1. ОСНОВНЫЕ МЕРЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ..20
2.2.ОПЫТ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЗАПАДНЫХ СТРАНАХ …………………………………………………………………….. 26
2.3. ОПЫТ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В США………30
2.4. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕ-ЛАРУСЬ И ЕГО СПЕЦИФИКА………………………………………………35
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………....40
3.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………...40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...43
Синдикат - это объединение ряда предприятий одной отрасли
промышленности, участники которого сохраняют средства на средства
производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.
Необходимо сказать пару слов о таком способе монополизации, как
корнер.
Корнер – способ, придуманный еще в ХVI веке. Смысл этого метода прост: купцы или производители заключают тайное соглашение о скупке, о временном изъятии с рынка какого-либо товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен. После чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники «ринга» получают повышенный доход.
Например, в 1931 году участники Международного оловянного картеля организовали корнер по олову. Они скупили огромное количество олова и создали на него ажиотажный спрос, вызвавший, в свою очередь, резкий рост цен. Добившись этого, участники корнера спустя год распродали свои запасы металла с огромной прибылью.
Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.
Трест - это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность. Иными словами, они объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.
Существуют также отраслевые холдинги, созданные в результате скупки пакетов конкурирующих фирм и установлении благодаря этому над ними экономического контроля с целью проведения единой монопольной политики продаж и цен.
Многоотраслевой концерн - это объединение десятков и даже сотен
предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.
В 60-х годах в США и некоторых странах капитала появились и начали
развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения,
образованные путем поглощения прибылей разно отраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.
Опыт показывает,
что монополии,
ГЛАВА 2. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ : МИРОВОЙ ОПЫТ И ОСОБЕННОСТИ В РБ
2.1. ОСНОВНЫЕ МЕРЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
История развития
монополий является
ними. Негативные результаты
монополизации проявляются
Накопленный
опыт и научные обобщения
помогли обществу понять
все “плюсы” и “минусы”
Под антимонопольной
политикой понимается система
государственных мер
Отношение
государства, общества к
С другой стороны, концентрация ведет к массовому производству
продукции и, следовательно, к снижению издержек производства, а в целом к экономии основных видов ресурсов.
Исходя из этих двух тенденций, государство строит антимонопольную
политику.
Можно выделить три направления антимонопольной политики.
Во-первых, борьба с монополизацией. В США рынок отрасли считается монополизированным, если доля одной фирмы составляет 60% и выше. При этом американское законодательство направлено не против крупных размеров корпораций как таковых, а против последствий захвата рынка монополистами, так как в ряде случаев минимальные средние издержки могут быть достигнуты лишь при значительных выпусках продукции, которые могут составлять достаточно большую долю отраслевого объема производства. Поэтому дополнительными критериями для отнесения компаний к монополистам служат подавление партнеров путем снижения цен ниже издержек производства, заключение контрактов с другими фирмами, направленных против конкурентов. Компания не преследуется, если она производит «необычные» товары или услуги, является новатором, и при многих других обстоятельствах.
Во-вторых, предотвращение антиконкурентных слияний фирм.
В-третьих, запрет сговоров о ценах, т. е. образования картелей. Запрещены соглашения между фирмами о разделе рынка, групповой бойкот других фирм, манипулирование ставками на аукционах.
К числу других наиболее широко применяемых методов борьбы с
монополизацией рынков относятся:
1) предельное упрощение процедуры создания новых фирм;
2) снятие всех барьеров во внешней торговле и открытие внутренних
рынков для зарубежных фирм, разрушающих контроль над рынком отечественных монополистов;
3) принудительное
разделение крупнейших фирм-
4) введение государственного контроля за процедурами слияния и
поглощения фирм, а в
некоторых случаях —
5) введение в особо сложных случаях (чаще всего это относится к
естественным монополиям) прямого государственного контроля за ценами и заработной платой. Последнее связано с тем, что в определенных ситуациях профсоюзы, если они достаточно массовые, трактуются законом как монопольные продавцы на рынке труда;
6) наказание фирм за проведение политики ценовой дискриминации.
Осуществление антимонопольных
Во-первых,
антимонополистические
Во-вторых, антимонополистические действия должны осуществляться одновременно с переходом к рыночным отношениям и в рамках этих отношений. Синхронность этих процессов в большей мере способствует демонополизации экономики, развитию конкуренции. В этой связи всей совокупности мероприятий по экономической реформе необходимо придавать антимонопольную направленность. Необходима антимонопольная экспертиза принимаемых решений.
Антимонопольная
политика во времени
Однако некоторые формы монополии современная экономическая наука и законодательство все же считают нормальным явлением и потому не преследуют. Прежде всего, не подлежит наказанию та фирма, которая сумела схватить значительную долю рынка за счет:
снизить затраты и на этой основе продавать товары по более низким
ценам, не лишаясь прибыли.
Можно сказать, что антимонопольная политика и антимонопольное
законодательство не имеют целью запрещение или ликвидацию монопольных образований. В обществе сложилось понимание того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить деятельность монополии на государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением. К.Маркс еще в середине прошлого столетия пришел к выводу, что появление монополий требует государственного вмешательства.
Главная
цель этого вмешательства
свободной конкуренции, которой угрожают монопольные тенденции. Конкретно можно сформулировать такие цели: ограничение монополий, поддержка и содействие малому бизнесу, защита прав потребителя. Существуют две основные формы борьбы с монополиями:
1) предупреждение создания монополий;
2) ограничение
использования монопольной
Демонополизация осуществляется путем либерализации рынков. Это
достигается гибким маневрированием таможенным режимом (снижение таможенных пошлин, отмена квот, ликвидация других барьеров, препятствующих поступлению на внутренний рынок иностранной продукции), улучшением инвестиционного климата для зарубежных инвесторов, поддержкой малого бизнеса и т.д.
Важное значение имеют государственный контроль над процессом
концентрации капитала, финансовые санкции в случае нарушения
антимонопольного
Необходимо умело использовать такой инструмент антимонопольной политики, как ведение Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%. Включение в Реестр служит предостережением хозяйствующим субъектам, является профилактической мерой и может быть основанием для изучения того или иного субъекта в плане установления монополистической деятельности.
В качестве одного из инструментов антимонопольной политики
используется предварительное согласие антимонопольных органов на создание, реорганизацию, ликвидацию, слияние предприятий, приобретение акций (долей) в уставном капитале, на проведение операций на рынке банковских услуг. Предварительное согласие рассматривается как важный элемент политики создания конкурентной среды.
Для проведения антимонопольной политики государство создает
антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденций в стране. Антимонопольные службы не являются частью законодательной власти, но их компетенция позволяет им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно отказано. Все их решения обязательны для исполнения. В противном случае налагаются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все решения антимонопольной службы должны подлежать проверке государственными судами.
Информация о работе Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь