Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 17:08, курсовая работа
В данной курсовой работе я рассмотрела экономическую сущность монополий, а также заострила внимание на антимонопольном регулировании в РБ: основных мерах регулирования и нормативно-правовой базе.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИЙ…..…5
1.1. ПОНЯТИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ МОНОПОЛИЙ………………………...5
1.2. ВИДЫ МОНОПОЛИЙ …………………………………………..…..10
1.2.1. Естественная монополия…………………………………… …10
1.2.2. Административная монополия………………………………....13
1.2.3. Государственные монополии………………………………… ..13
1.2.4. Монополия в виде контроля фирмы над редкими природными
ресурсами, знаниями………………………………………………………….14
1.2.5. Экономическая монополия……………………………….……..15
1.3. ТИПЫ И ФОРМЫ МОНОПОЛИЙ………………………………….….16
ГЛАВА 2. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ: МИРОВОЙ ОПЫТ И ОСОБЕННОСТИ В РБ…………………………………….……20
2.1. ОСНОВНЫЕ МЕРЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ..20
2.2.ОПЫТ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЗАПАДНЫХ СТРАНАХ …………………………………………………………………….. 26
2.3. ОПЫТ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В США………30
2.4. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕ-ЛАРУСЬ И ЕГО СПЕЦИФИКА………………………………………………35
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………....40
3.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………...40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...43
Кроме осуществления
процесса демонополизации
Антимонопольная политика государства способна нанести вред экономике своей страны, если она, без учета экономических взаимосвязей и без скрупулезной оценки той или иной проблемы, запрещает укрупнение фирм, которое было бы полезно и предоставило бы лучшие шансы в конкурентной борьбе с отечественными или зарубежными конкурентами.
Итак, не во всех случаях антимонопольное законодательство является
достаточно эффективным. Оно отличается высокой степенью неопределенности, часто не позволяет точно устанавливать размеры монополизации рынка. Но в целом оно способствует созданию условий для развития конкуренции. За его нарушения предусмотрены значительная уголовная и гражданская ответственность.
В этой связи стратегическим направлением антимонопольной политики становится работа по поддержанию и формированию добросовестной конкуренции. Этому нередко мешают соглашения хозяйствующих субъектов, направленные на раздел рынка по территориальному или продуктовому признаку, на создание препятствий входа на рынок конкурентов, на проведение скоординированной ценовой политики. Поэтому антимонопольная политика включает и меры по пресечению подобных антиконкурентных действий. Вместе с тем остается актуальной проблема ограничения и пресечения монополистической деятельности.
Наконец разберемся, какую политику проводит государство по отношению к естественным монополиям. В данном случае возникает противоречие. С одной стороны, фирмы — естественные монополисты, как любые монополисты, устанавливают высокие монопольные цены, сокращая объем производства продукции, и получают сверхприбыли. С другой стороны, как указывалось выше, конкуренция в отраслях с естественной монополией экономически неэффективна. Поэтому государство, сохраняя естественные монополии, принимает меры к ограничению их отрицательных последствий для общества, прежде всего, контролируя цены на их продукцию.
Обычно, устанавливая цены на продукцию естественных монополий,
государство в странах Запада следит за тем, чтобы цены в максимальной
степени приближались к предельным издержкам, величина получаемой фирмами прибыли не превышала «нормальной» и снижались издержки.[4]
2.2.ОПЫТ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЗАПАДНЫХ СТРАНАХ
Реализация
положений антимонопольного
осуществляется в
последнем случае решения административных органов могут быть обжалованы в судах.
Американская
система антимонопольного
Аргентине и ряде других стран. Европейская система помимо стран Западной
Европы действует в Австралии, Новой Зеландии, ЮАР. Промежуточное положение между этими двумя системами занимает законодательство ФРГ, что объясняется тем фактом, что антимонопольное законодательство этой страны наряду с общей нормой о запрете монополий предусматривает большое количество исключений из этого принципа.
Ярким примером страны с европейской системой патентного законодательства является Великобритания, в которой сложились две системы контроля за монополиями. В первой из них, основанной на законах о добросовестной торговле и о конкуренции, ключевую роль играют Ведомство по добросовестной торговле, Комиссия по монополиям, государственный секретариат торговли и промышленности. Вторая система контроля, предусмотренная законодательством об ограничительной торговой практике, ключевую роль отводит Суду по ограничительной практике. В целом законодательство либеральнее американского антитрестовского, так как следует традиционной британской политике свободы торговли и минимизации прямого государственного вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей.
В функции Ведомства входит: сбор и анализ информации о
злоупотреблениях господствующим положением, передача дел о монопольной ситуации в какой-либо отрасли в Комиссию по монополиям, осуществление контроля за предполагаемыми слияниями предприятий, передача дел о картельных договорах в суд по ограничительной практике, возбуждение дел по поводу установления и поддержания перепродажных цен.
Основная задача
Комиссии по монополиям и
проведении расследования и составления докладов по поводу наличия (или
возможности возникновения) монопольной ситуации либо осуществления слияния предприятий. В случае если Комиссия по монополиям придет к заключению о нарушении публичных интересов, государственный секретариат имеет широкие полномочия по применению различных мер воздействия на правонарушителя: вынесение постановлений о прекращении действия договора, о запретах в поставке товаров, связывающих сделок, дискриминации, о запрете или ограничении слияний, о разделении предприятий путем продажи каких-либо их частей или каким-то иным способом.
Становление современного антимонопольного законодательства в Великобритании связано с принятием в 70-х годах нашего столетия ряда нормативных актов в области ограничения торговой практики и добросовестной торговли: Закона о добросовестной торговле 1973 г., Закона об ограничительной торговой практике 1975г. и других. Как результат работы над созданием правовых основ регулирования процессов монополизации в 1980 г. был разработан и принят Закон о конкуренции.
Во Франции контроль за монополистической деятельностью возложен на
Совет по вопросам конкуренции, Министерство экономики и суды общей
юрисдикции. Совет по вопросам
конкуренции считается
административным органом, на решения которого министр экономики не может налагать “вето”. Он выполняет консультативные функции по заказу различных учреждений и организаций, а также может применять следующие санкции: предписать предприятию или лицу прекратить инкриминируемую деятельность в течение определенного срока; наложить на предприятие или лицо денежный штраф, максимальная величина которого составляет 5% торгового оборота предприятия нарушителя; потребовать от нарушителя опубликовать приговор Совета в определенных журналах.
Если предприятие,
ставшее жертвой
контролеров по ценам. Их основная задача контроль за государственной
дисциплиной цен.
В ФРГ государственным
регулированием рыночных
Как указывалось
выше, антимонопольное
промежуточное положение
между двумя системами
законодательства. Значительным импульсом в развитии антимонопольного
законодательства в ФРГ
стало утверждение там
обиходе получил сокращенное название Картельного закона, что не совсем
точно отражает его содержание, поскольку он призван регламентировать
ограничения конкуренции не только в форме картелей. В последующие годы в Картельный закон были внесены многочисленные изменения. В настоящее время Закон действует в редакции 1989 года. Вступив в силу 1 января 1990 г., он так теперь и датируется. Следует отметить, что Картельный закон ФРГ
покоится на двух принципах: принципе запрещения и принципе контроля и
регулирования монополистической деятельности. Как и в США, он запрещает определенную категорию соглашений, например картельные договоры и
картельные постановления. Однако эти запреты сопровождаются многочисленными исключениями, которые в значительной степени нейтрализуют принцип запрещения монопольной практики. Так, если Закон Шермана объявляет незаконным заключение любого договора, ограничивающего торговлю, то Картельный закон ФРГ признает недействительным исполнение картельных договоров или постановлений. Кроме того, в отличие от горизонтальных конкурентных ограничений, вертикальные ограничения формально не запрещаются. Они подлежат административному контролю с целью предупреждения антиконкурентной практики.
Опыт законодательства
промышленно развитых стран
различных методах правового регулирования пресечения недобросовестной
конкуренции и монополистической деятельности: отдельно принятые
антимонопольные законы и законы о пресечении недобросовестной конкуренции (Австрия, Испания, Канада, ФРГ, Швейцария); антимонопольные законы и общие нормы гражданского права в области пресечения недобросовестной конкуренции (Италия, Франция); антимонопольные или антитрестовские законы и судебные прецеденты в области пресечения недобросовестной конкуренции (Великобритания, США). [6]
2.3. ОПЫТ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В США
Наиболее разработанным
принято считать
1. Закон Шермана (1890 год). Этот закон составляет ядро антитрестовской политики в экономической жизни США. Вне закона объявляется «всякий контракт и всякое объединение в форме треста, либо в иной форме, а также тайное соглашение, направленное на ограничение торговли между штатами или с иностранными государствами».
В этом законе
также указывается, что «
Федеральное правительство США в соответствии с этим законом имеет право привлекать к суду фирмы и деловые предприятия, причем спектр вероятных наказаний достаточно широк: от денежных штрафов до тюремного заключения, причем после введения поправки 1974 года последняя мера получила широкое распространение. На действия провинившейся фирмы может быть наложен судебный запрет, а в экстраординарных случаях суд может вынести предписание о децентрализации и дроблении фирмы на ряд небольших предприятий, как это произошло с огромным концерном «Американ Телефон Энд Телеграф (АТТ)».
Кроме того, все частные лица, считающие, что понесли убытки в результате нарушения кем - либо Закона Шермана, имеют право возбудить дело
в суде и, в случае признания претензий обоснованными - могут получить
компенсацию, втрое превосходящую стоимость нанесенного им ущерба. Такие случаи стали за рубежом в последнее время вполне обычной практикой в
деятельности судебных органов.
2. Закон Клейтона (1914 год) и Закон о Федеральной торговой комиссии.
Органы Федерального
правительства,
Клейтона, основные положения которого гласили: запрещались практически все формы дискриминации в ценовой политике; накладывались ограничения на реализацию и продажу товаров с принудительным ассортиментом; запрещалось слияние фирм за счет приобретения акций конкурентов, если такие действия уменьшали конкурентную борьбу; запрещалось совмещение должностей в советах директоров различных фирм и деловых предприятий.
Одновременно с Законом
Клейтона Конгресс США
Информация о работе Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь