Антимонопольная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Основные вопросы, затрагиваемые в данной работе:
- определение монополии как явления;
- рассмотрение структуры антимонопольного законодательства;
- цели антимонопольного законодательства;
- анализ антимонопольного регулирования экономики в России;
- пути решения проблем антимонопольного регулирования на примере США и Европы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. Основные понятия и определения
1.1 Монополия: понятия, сущность и виды 5
1.2 Необходимость антимонопольного законодательства,
правда или вымысел 8
1.3 Цели антимонопольного законодательства. 11
II. Антимонопольная политика в России
2.1 Особенности антимонопольной политики в России 15
2.2 Структура антимонопольного законодательства РФ на примере ФАС 19
2.3 Методы антимонопольной политики в РФ 29
2.4 Несколько наглядных примеров деятельности ФАС 34
III. Антимонопольное законодательство в США и зарубежных странах
3.1 Федеральное регулирование в США 37
3.2 Европейская антимонопольная политика 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
Список используемой литературы 50
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

антимонопольная политика.doc

— 395.50 Кб (Скачать)

Соглашения о поддержке  цены продажи товара предусматривают некий договор между розничными торговцами и фирмами о запрещении снижения цены товара ниже определенного уровня, что рассматривается как незаконное ограничение торговля посредством затруднений чековой конкуренции.

В данном случае пристального внимания заслуживали следующие вертикальные связи: соглашение о поддержке цены продажи товара; эксклюзивные права торгующих организаций на реализацию на рынке определенного вида товаров; соглашение о продаже товара с принудительным (по выбору продавца) ассортиментом, территориальное деление рынков.

Хотя большинство ограничений вертикальных связей в сути своей являются противоречащими Закону Клейтона, официальные органы менее ретиво преследуют практику их заключений.

Подобно вертикальным слияниям в понятие ограничения вертикальных связей включаются любые соглашения между поставщиком и потребителем. От горизонтальных ограничений (фиксирование цен, рассмотренное в начале главы, которое содержало в себе соглашение между прямыми конкурентами) они отличаются разительным образом. Многие из указанных выше ограничений вертикальных связей становились предметом судебных разбирательств, основанных на существующем антитрестовском законодательстве, хотя эти попытки далеко не всегда были успешными для органов юстиции.

На практике преследование  таких действий в законодательном порядке весьма не просто, что доказывает обширный опыт последних лет. Аналогичная ситуация складывается и при анализе существующих территориальных делении рынка сбыта среди розничных торговцев.

Далее Закон Клейтона признает незаконными соглашение о продаже товаров с принудительным ассортиментом, если результатом этих мер является значительное сокращение конкуренции.

При заключении эксклюзивных соглашений по реализации на рынке определенного вида товаров производитель товаров заручается поддержкой представителей торговой сети о продаже через эту сеть исключительно продукции данной конкретной фирмы. В ряде отраслей промышленности подобная практика весьма прочно укоренилась.

Закон Клейтона определил дискриминацию цен как незаконное деяние, однако первоначально внедрение этих статей закона в повседневную экономическую жизнь столкнулось с рядом трудностей.

Эта поправка вызывала и  вызывает наиболее ожесточенные споры  среди всех антимонопольных законов.

Дело в том, что ныне широко признается тот факт, что ряд этих мероприятий зачастую имеет весьма позитивный эффект – сокращает непроизводственные затраты и усиливает контроль за экономической недобросовестностью. Бытует мнение о том, что покупателю не особенно страшны любые виды соглашений между производителями и розничными торговцами до тех пор, пока существует институт конкурирующих производителей. В этих условиях некоторые производители могут принять на вооружение одну рыночную стратегию — высокие цены, высококачественные услуги, тогда как другие воспользуются иным механизмом — низкие цены, минимальное количество услуг. Реализация этих схем предоставляет покупателю широчайшие возможности  выбора в стихии рынка.

Положение вещей изменилось только в 1936 году, когда к Закону Клейтона была принята поправка Робинсона—Патмана. Ее основная цель состояла в запрещении использования различных торговых скидок при отсутствии ясных и недвусмысленных доказательств отражения этих скидок как реальной экономии издержек и производственных затрат, либо попыток соответствия конкуренции.

Заметим, что Федеральная  Торговая Комиссия, а также Министерство Юстиции США имеют право возбудить судебное дело на основании поправки Робинсона-Патмана, хотя практически это бремя полностью несет на себе ФТК; при нарушении положений, предусмотренных поправкой Робинсона-Патмана, также предусматривается возбуждение исков частными лицами и последующая компенсация нанесенного им ущерба.

Суть в том, что этот закон из средства, способствующего усилению конкуренции, может быть с легкостью обращен в орудие защиты от конкуренции извне. В связи с этими обстоятельствами сферы применения данной поправки ныне несколько сокращены, а в 1976 году была сделана попытка—справедливости ради, безуспешная—добиться ее полной отмены.

 

3.2 Европейская антимонопольная политика.

 

Европейская модель антимонопольного законодательства направлена на борьбу со злоупотреблениями монополистического характера, обеспечение контроля над монополиями.

Нормы о недобросовестной конкуренции выделены в европейской модели в самостоятельную отрасль. Эту модель применяют Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия и ряд других стран Западной Европы. 

В Германии основным органом, осуществляющим контроль над действием предприятий, занимающих монопольное положение, является Федеральное управление по делам картелей, созданное в 1958 году.

Работу по антимонопольному регулированию во Франции возглавляет министр по делам экономики при содействии Совета по делам конкуренции (16 человек, срок полномочий – 6 лет).

Национальный совет  потребителей дает консультации по установлению контроля над ценами. Совет по делам конкуренции делает заключения по вопросам правительства, парламентских комиссий и т.д.

Федеральное управление действует в рамках закона против ограничения конкуренции и закона о недобросовестной конкуренции и кроме функции контроля над предприятиями, имеющими монопольное положение, ведет также контроль над ценами. Организационно Управление связано с федеральным министерством экономики. Окружные суды разрешают судебные дела в области антимонопольного законодательства. В их компетенцию входит рассмотрение жалоб потребителей, конкурентов.

Совет - правительственный  орган, который подотчетен министру и тесно сотрудничает с судебными органами. При Совете действуют постоянные комиссии (по конкретным вопросам). К решению вопросов концентрации производства и сбыта продукции привлекаются министры соответствующих отраслей. В стране функционирует также Национальный совет потребителей, осуществляющий защиту прав потребителей.

Иски в общегражданский  или Торговый суды могут предъявляться  любым, имеющим законный интерес  лицом, Прокуратурой, министром по делам  экономики, а также председателем Совета по делам конкуренции. Протесты по решениям Совета рассматривает апелляционный суд Парижа. Таким образом, антимонопольная политика во Франции проводится и специальными органами, и организациями, которые прямо не занимаются этими вопросами, но по ряду проблем сотрудничают со специальными антимонопольными органами.

Правительство должно запрашивать мнение Совета по любым новым законопроектам, касающимся возможных ограничений доступа к определенным профессиям или рынку, установления исключительных прав, подчинения цен или договорных отношений единым правилам. Совет имеет право принимать охранные меры к тем или иным хозяйствующим субъектам, испытывающим давление со стороны монополизированных структур.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе данной работы нам удалось определить то, что:

  • Монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален, велики барьеры вступления в отрасль;
  • Сущность монополии характеризуется следующими моментами:

1. Монополия возникает  из господства в производстве;

2. Господствуя в производстве, монополия господствует на рынке;

3. Благодаря монопольным  ценам монополия получает монопольно  высокую прибыль;

  • Главной целью монополиста является получение максимальной прибыли, для чего он чаще всего использует положительный эффект масштаба;
  • Существует много классификаций монополии, но мы акцентировали внимание на делении на естественные и искусственные монополии;
  • Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений;
  • Российские монополии в большинстве своем естественные и формировались по координально иному пути, нежели зарубежные;
  • Прямое дробление монополий на мелкие предприятия ввиду объективных причин не лучший способ борьбы с монополией, тем более естественной;
  • Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле над ценообразованием на естественно-монопольные товары и/или за объемом их производства;
  • В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся;
  • Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно: либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы, либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами;
  • При определении степени концентрации в той или иной отрасли государство обычно ориентируется на три показателя деятельности крупнейших компаний: размеры оборота, число занятых и величину капитала. Наиболее важным из них с точки зрения политики является доля оборота фирмы на конкретном рынке, поскольку именно она показывает, какую часть общего предложения товара концентрирует данная фирма;
  • Переплетение ведущей фирмы с конкурентами чаще всего реализуется в трех формах: создании картеля, системе участий, личной унии;
  • В практике проведения антимонопольной политики постоянно сосуществуют два подхода, имеющие свои достоинства и недостатки: поведенческий критерий применения санкций, структурный критерий применения санкций;
  • Практика антимонопольного регулирования искусственных монополий в развитых странах обычно сочетает оба подхода.
  • Реализация положений антимонопольного законодательства за рубежом осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. В последнем случае решения административных органов могут быть обжалованы в судах.
  • Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени монополизации в России: прямое разделение монопольных структур; иностранная конкуренция; создание новых предприятий.
  • Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
  • Основными законами, регулирующими монополии, являются закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и закон «О естественных монополиях».

В данной курсовой работе мы рассмотрели основные причины  возникновения монополий; особенности  современной монополизации экономики. Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное законодательство и антимонопольную политику России как необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой толике от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.

Что же насчет эффективности  антимонопольной политики то могу сказать, что обеспечение экономической безопасности России невозможно без активной антимонопольной политики государства, важнейшим инструментом которой является антимонопольный орган, в настоящее время – Федеральная антимонопольная служба. Ход реализации антимонопольной политики в нашей стране показал, что подчинение антимонопольного органа законодательной или исполнительной ветвям власти недостаточно эффективно, так как одной из важнейших функций антимонопольного органа является антимонопольный контроль самих органов власти – как исполнительных, так и законодательных. В этой связи гораздо эффективнее было подчинение антимонопольного органа непосредственно Президенту Российской Федерации.

Сравнивая же развития антимонопольной  политики РФ с зарубежными аналогами, могу сказать что, развитие экономики и законодательства в РФ движется по протоптанной дорожке более развитыми странами, но не стоит идти нога в ногу. Российская экономика своенравна и индивидуальна и тут нужен свой более мягкий подход. В первую очередь нужны административные реформы, как раз они  и намечена на 2010 год. Надеемся, они не пройдут зазря. Ведь все что не делается, делается к лучшему и нет предела совершенству.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бондарь А.В., Воробьёв В.А. Микроэкономика - 2007
  2. Врублевский Б.И. Практикум по основам предпринимательства : учебное пособие для студентов экон. спец. вузов / Врублевский Бронислав Иванович, В.Б. Врублевский, И.В. Сенько; Центр науч.-техн. услуг "Развитие". - Гомель: Развитие, 2005
  3. Власов Г.Н, Желтова А.М. Государственное регулирование экономики.- 1998
  4. О роли монополизма в современной экономике / В. А. Волконский, Т. И. Корягина // Банковское дело. - 2005. - N 2. - С. 4-14.
  5. Дж. Вильсон, В. Цапелик. «Естественные монополии России». Журнал «Вопросы экономики» 2001 год № 21, стр.17-29
  6. Государственная антимонопольная политика: практический опыт Законодательства» (рекомендации парламентских слушаний, проведенных Комитетом Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству). Российский экономический журнал №3 – 2003г., стр.15-46
  7. Курс микроэкономики. Учебник. Под редакцией Р. М. Нуреева.  2000 г.
  8. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы http://www.fas.gov.ru/
  9. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru .
  10. Информационный портал http://www.regnum.ru/news/
  11. Лента новостей Независимой газеты раздела экономики http://www.ng.ru/economics/
  12. Сводная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/
  13.  
  14. ПРИЛОЖЕНИЕ

таблица №1

№ п/п

Информация о хозяйствующем  субъекте, в т.ч. индивидуальном предпринимателе, группе лиц

Информация о товарном рынке

Приказы о включении ХС в реестр/внесении изменений

ИНН

Наименование  с указанием организационно-правовой формы (ФИО индивидуального предпринимателя)

Адрес (место нахождения)

Наименование товара, работ, услуг

Код по группировкам общероссийских классификаторов

Доля хозяйствующего субъекта на  рынке (интервальное значение),%

Географические границы рынка

номер

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Чувашская Республика

Продукты питания

1

7714626332

ОАО "Компания ЮНИМИЛК" в лице филиала "Молочный комбинат Чебоксарский"

428024, ЧР г. Чебоксары, Мясокомбинатский  пр., д. 6

Цельномолочная продукция

15.51.1

< 65

Чувашская Республика

72

05.09.2008

2

7714285185

ООО "ЮниМилк" Филиал "ЮниМилк-Чебоксары"

428024, ЧР, г.Чебоксары, Мясокомбинатский  проезд, д. 6

Оптовая реализация молочной продукции

51.39

> 50

г.Чебоксары

99

24.11.2008

3

2126000147

ОАО "Акконд"

428022,  г. Чебоксары, Складской  пр., 16

Кондитерские изделия

15.81,15.84,15.82

< 65

Чувашская Республика

75

07.12.1999

4

2129011203

Филиал ФГУП "Росспиртпром" Ликеро-водочный завод "Чебоксарский"

428018,  г. Чебоксары, ул. К. Иванова, 63

Водка и ликеро-водочные изделия

15.91

> 65

Чувашская Республика

42

28.08.2002

5

2127009390

ОАО "Чебоксарская пивоваренная фирма "Букет Чувашии"

428022,  г. Чебоксары, пр. Соляное, 7

Пиво

15.96

< 65

Чувашская Республика

29

28.08.2003

6

2126001542

ОАО "Ситро"

428015,   г. Чебоксары, ул. Урукова, 17

Минеральная вода                                                           

15.98

< 65

Чувашская Республика

75

07.12.1999

7

2116470078

ОАО "Агарикус"

428900,  г. Новочебоксарск ул. Восточная 

Шампиньоны

01.12.31

> 65

Чувашская Республика

15

04.06.1996

8

2126003170

Чебоксарский рыбокомбинат

428010, г. Чебоксары, пер.Ягодный, 2

Улов рыбы

05.01.3

< 65

Куйбышевское водохранилище, Чебоксарское водохранилище, р. Сура, пойменные озера р. Сура

22

09.08.1996

9

2104000312

ОАО "Вурнарский мясокомбинат"

429200, п. Вурнары

Мясные консервы

15.13.1

> 65

Чувашская Республика

83

29.10.1998

Мясо и субпродукты 1 категории

15.12.1

> 65

Чувашская Республика

83

29.10.1998

10

2124005710

ОАО "Новочебоксарский хлебозавод"

429955, г. Новочебоксарск, ул. Промышленная,25

Хлеб и хлебобулочные изделия

15.81

>50%

Козловский р-н

75

10.07.2009

>50%

г. Новочебоксарск

75

10.07.2009

11

2126000690

ОАО "Хлебозавод № 2"

428031, г.Чебоксары, ул. 324 Стрелковой  дивизии, д.19А

Хлеб и хлебобулочные изделия

15.81

<50%

г. Новочебоксарск

75

10.07.2009

12

2129019957

ООО "МТУ  Хлеб"

г. Чебоксары, ул.Гузовского,40

Хлеб и хлебобулочные изделия

15.81

>50%

Чебоксарский р-н

75

10.07.2009

13

2126000500

ОАО "Хлеб"

г. Чебоксары, ул.Энтузиастов,40

Хлеб и хлебобулочные изделия

15.81

>50%

г. Чебоксары, Чебоксарский р-н

75

10.07.2009

14

2122000957

ОАО "Алатырский хлебозавод"

г.Алатырь, ул.Чайковского 98

Хлеб и хлебобулочные изделия

15.81

>50%

г. Алатырь

75

10.07.2009

>50%

Порецкий р-н

75

10.07.2009

15

2104006385

ООО "Вурнарский хлебозавод"

429220 п.Вурнары, ул.Ленина,81

Хлеб и хлебобулочные изделия

15.81

>50%

Вурнарский р-н

75

10.07.2009

16

2105003901

ООО "Ибресинский хлебозавод"

п.Ибреси, Кооперативная,45

Хлеб и хлебобулочные изделия

15.81

>50%

Ибресинский р-н

75

10.07.2009

17

2116494722

ООО "Колос"

ЧР, с.Ишлеи, Базарная,10

Хлеб и хлебобулочные изделия

15.81

<50%

Чебоксарский р-н

75

10.07.2009

18

2125002536

ОАО "Шумерлинский хлебозавод"

г. Шумерля, Сурский проезд,25

Хлеб и хлебобулочные изделия

15.81

>50%

Аликовский р-н

75

10.07.2009

>50%

Красночетайский р-н

75

10.07.2009

<50%

Канашский р-н

75

10.07.2009

>50%

Шумерлинский р-н

75

10.07.2009

19

2112080061

ООО "Моргауши-Хлеб"

Моргаушский р-н, с Моргауши, ул. 50лет  Октября,6

Хлеб и хлебобулочные изделия

15.81

>50%

Моргаушский р-н

75

10.07.2009

20

2112003469

ООО "Сундырь-Хлеб"

429530, Моргаушский р-н с. Б.Сундырь,  ул. Новая, 20

Хлеб и хлебобулочные изделия

15.81

<50%

Моргаушский р-н

75

10.07.2009

21

2103006463

ООО "Союз"

ЧР, с.Батырево, ул. Канашская,12

Хлеб и хлебобулочные изделия

15.81

>50%

Батыревский р-н

75

10.07.2009

>50%

Яльчикский р-н

75

10.07.2009

>50%

Шемуршинский р-н

75

10.07.2009

22

2114420130

ООО "Урмарский хлебозавод"

пос. Урмары, ул. Промышленная,5

Хлеб и хлебобулочные изделия

15.81

>50%

Урмарский р-н

75

10.07.2009

23

2111000680

ООО "Хлебокомбинат Марпосадский"

г.Мариинский Посад, ул.Народная,4

Хлеб и хлебобулочные изделия

15.81

>50%

Марпосадский р-н

75

10.07.2009

24

2123005877

ООО "Хлеб"

Канашский р-н, д. Средние Кибечи, ул. Мира,7 (Канашское райпо , Ленина,38а)

Хлеб и хлебобулочные изделия

15.81

>50%

г. Канаш и Канашский р-н

75

10.07.2009

25

2123006630

ООО "Сормово"

Канашский р-н, с. Дальние Сормы, ул. Шоссейная,18 (Канашское райпо , Ленина,38а)

Хлеб и хлебобулочные изделия

15.81

>50%

г. Цивильск, Цивильский р-н

75

10.07.2009

26

2123005612

ООО "Канашский хлебозавод №2"

г. Канаш, ул. Машиностроителей,6А

Хлеб и хлебобулочные изделия

15.81

<50

Батыревский р-н

75

10.07.2009

<50

Комсомольский р-н

75

10.07.2009

<50

Янтиковский р-н

75

10.07.2009

27

2120000550

ЗАО "Прогресс"

ЧР, с. Яльчики, ул. Октяборьская,1

Хлеб и хлебобулочные изделия

15.81

>50%

Яльчикский р-н

75

10.07.2009

28

2115004051

ООО "Хлебокомбинат Цивильского  райпо"

г.Цивильск, ул. Терешковой,5

Хлеб и хлебобулочные изделия

15.81

>50%

Цивильский р-н

75

10.07.2009

29

2119005218

Хлебокомбинат Ядринского райпо

г.Ядрин, 30 лет Победы,8

Хлеб и хлебобулочные изделия

15.81

<50%

Батыревский р-н

75

10.07.2009

<50%

Комсомольский р-н

75

10.07.2009

<50%

Янтиковский р-н

75

10.07.2009

>50%

Ядринский р-н

75

10.07.2009

30

2128001548

ГУП ЧР "Чувашхлебопродукт" Минсельхоза  Чувашии

428022, г. Чебоксары, пр. Соляное, 1

 Мука 

15.61.2

< 50

Чувашская Республика

85

24.07.2009

Крупа

15.61.3

< 50

Чувашская Республика

85

24.07.2009

Переработка пшеницы на муку

15.61

> 50

Чувашская Республика

85

24.07.2009

Услуги по закупке и хранению зерна

63.12

> 50

Чувашская Республика

85

24.07.2009

Переработка ржи на муку

15.61

> 65

Чувашская Республика

31

28.05.2001

Информация о работе Антимонопольная политика