Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:17, курсовая работа
Основные вопросы, затрагиваемые в данной работе:
- определение монополии как явления;
- рассмотрение структуры антимонопольного законодательства;
- цели антимонопольного законодательства;
- анализ антимонопольного регулирования экономики в России;
- пути решения проблем антимонопольного регулирования на примере США и Европы.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. Основные понятия и определения
1.1 Монополия: понятия, сущность и виды 5
1.2 Необходимость антимонопольного законодательства,
правда или вымысел 8
1.3 Цели антимонопольного законодательства. 11
II. Антимонопольная политика в России
2.1 Особенности антимонопольной политики в России 15
2.2 Структура антимонопольного законодательства РФ на примере ФАС 19
2.3 Методы антимонопольной политики в РФ 29
2.4 Несколько наглядных примеров деятельности ФАС 34
III. Антимонопольное законодательство в США и зарубежных странах
3.1 Федеральное регулирование в США 37
3.2 Европейская антимонопольная политика 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
Список используемой литературы 50
ПРИЛОЖЕНИЕ
Соглашения о поддержке цены продажи товара предусматривают некий договор между розничными торговцами и фирмами о запрещении снижения цены товара ниже определенного уровня, что рассматривается как незаконное ограничение торговля посредством затруднений чековой конкуренции.
В данном случае пристального внимания заслуживали следующие вертикальные связи: соглашение о поддержке цены продажи товара; эксклюзивные права торгующих организаций на реализацию на рынке определенного вида товаров; соглашение о продаже товара с принудительным (по выбору продавца) ассортиментом, территориальное деление рынков.
Хотя большинство ограничений вертикальных связей в сути своей являются противоречащими Закону Клейтона, официальные органы менее ретиво преследуют практику их заключений.
Подобно вертикальным слияниям в понятие ограничения вертикальных связей включаются любые соглашения между поставщиком и потребителем. От горизонтальных ограничений (фиксирование цен, рассмотренное в начале главы, которое содержало в себе соглашение между прямыми конкурентами) они отличаются разительным образом. Многие из указанных выше ограничений вертикальных связей становились предметом судебных разбирательств, основанных на существующем антитрестовском законодательстве, хотя эти попытки далеко не всегда были успешными для органов юстиции.
На практике преследование таких действий в законодательном порядке весьма не просто, что доказывает обширный опыт последних лет. Аналогичная ситуация складывается и при анализе существующих территориальных делении рынка сбыта среди розничных торговцев.
Далее Закон Клейтона признает незаконными соглашение о продаже товаров с принудительным ассортиментом, если результатом этих мер является значительное сокращение конкуренции.
При заключении эксклюзивных соглашений по реализации на рынке определенного вида товаров производитель товаров заручается поддержкой представителей торговой сети о продаже через эту сеть исключительно продукции данной конкретной фирмы. В ряде отраслей промышленности подобная практика весьма прочно укоренилась.
Закон Клейтона определил дискриминацию цен как незаконное деяние, однако первоначально внедрение этих статей закона в повседневную экономическую жизнь столкнулось с рядом трудностей.
Эта поправка вызывала и вызывает наиболее ожесточенные споры среди всех антимонопольных законов.
Дело в том, что ныне широко признается тот факт, что ряд этих мероприятий зачастую имеет весьма позитивный эффект – сокращает непроизводственные затраты и усиливает контроль за экономической недобросовестностью. Бытует мнение о том, что покупателю не особенно страшны любые виды соглашений между производителями и розничными торговцами до тех пор, пока существует институт конкурирующих производителей. В этих условиях некоторые производители могут принять на вооружение одну рыночную стратегию — высокие цены, высококачественные услуги, тогда как другие воспользуются иным механизмом — низкие цены, минимальное количество услуг. Реализация этих схем предоставляет покупателю широчайшие возможности выбора в стихии рынка.
Положение вещей изменилось только в 1936 году, когда к Закону Клейтона была принята поправка Робинсона—Патмана. Ее основная цель состояла в запрещении использования различных торговых скидок при отсутствии ясных и недвусмысленных доказательств отражения этих скидок как реальной экономии издержек и производственных затрат, либо попыток соответствия конкуренции.
Заметим, что Федеральная Торговая Комиссия, а также Министерство Юстиции США имеют право возбудить судебное дело на основании поправки Робинсона-Патмана, хотя практически это бремя полностью несет на себе ФТК; при нарушении положений, предусмотренных поправкой Робинсона-Патмана, также предусматривается возбуждение исков частными лицами и последующая компенсация нанесенного им ущерба.
Суть в том, что этот закон из средства, способствующего усилению конкуренции, может быть с легкостью обращен в орудие защиты от конкуренции извне. В связи с этими обстоятельствами сферы применения данной поправки ныне несколько сокращены, а в 1976 году была сделана попытка—справедливости ради, безуспешная—добиться ее полной отмены.
3.2 Европейская антимонопольная политика.
Европейская модель антимонопольного
законодательства направлена на борьбу
со злоупотреблениями
Нормы о недобросовестной конкуренции выделены в европейской модели в самостоятельную отрасль. Эту модель применяют Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия и ряд других стран Западной Европы.
В Германии основным органом, осуществляющим контроль над действием предприятий, занимающих монопольное положение, является Федеральное управление по делам картелей, созданное в 1958 году.
Работу по антимонопольному регулированию во Франции возглавляет министр по делам экономики при содействии Совета по делам конкуренции (16 человек, срок полномочий – 6 лет).
Национальный совет потребителей дает консультации по установлению контроля над ценами. Совет по делам конкуренции делает заключения по вопросам правительства, парламентских комиссий и т.д.
Федеральное управление действует в рамках закона против ограничения конкуренции и закона о недобросовестной конкуренции и кроме функции контроля над предприятиями, имеющими монопольное положение, ведет также контроль над ценами. Организационно Управление связано с федеральным министерством экономики. Окружные суды разрешают судебные дела в области антимонопольного законодательства. В их компетенцию входит рассмотрение жалоб потребителей, конкурентов.
Совет - правительственный орган, который подотчетен министру и тесно сотрудничает с судебными органами. При Совете действуют постоянные комиссии (по конкретным вопросам). К решению вопросов концентрации производства и сбыта продукции привлекаются министры соответствующих отраслей. В стране функционирует также Национальный совет потребителей, осуществляющий защиту прав потребителей.
Иски в общегражданский или Торговый суды могут предъявляться любым, имеющим законный интерес лицом, Прокуратурой, министром по делам экономики, а также председателем Совета по делам конкуренции. Протесты по решениям Совета рассматривает апелляционный суд Парижа. Таким образом, антимонопольная политика во Франции проводится и специальными органами, и организациями, которые прямо не занимаются этими вопросами, но по ряду проблем сотрудничают со специальными антимонопольными органами.
Правительство должно запрашивать мнение Совета по любым новым законопроектам, касающимся возможных ограничений доступа к определенным профессиям или рынку, установления исключительных прав, подчинения цен или договорных отношений единым правилам. Совет имеет право принимать охранные меры к тем или иным хозяйствующим субъектам, испытывающим давление со стороны монополизированных структур.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе данной работы нам удалось определить то, что:
1. Монополия возникает из господства в производстве;
2. Господствуя в производстве,
монополия господствует на
3. Благодаря монопольным
ценам монополия получает
В данной курсовой работе
мы рассмотрели основные причины
возникновения монополий; особенности
современной монополизации
Что же насчет эффективности антимонопольной политики то могу сказать, что обеспечение экономической безопасности России невозможно без активной антимонопольной политики государства, важнейшим инструментом которой является антимонопольный орган, в настоящее время – Федеральная антимонопольная служба. Ход реализации антимонопольной политики в нашей стране показал, что подчинение антимонопольного органа законодательной или исполнительной ветвям власти недостаточно эффективно, так как одной из важнейших функций антимонопольного органа является антимонопольный контроль самих органов власти – как исполнительных, так и законодательных. В этой связи гораздо эффективнее было подчинение антимонопольного органа непосредственно Президенту Российской Федерации.
Сравнивая же развития антимонопольной политики РФ с зарубежными аналогами, могу сказать что, развитие экономики и законодательства в РФ движется по протоптанной дорожке более развитыми странами, но не стоит идти нога в ногу. Российская экономика своенравна и индивидуальна и тут нужен свой более мягкий подход. В первую очередь нужны административные реформы, как раз они и намечена на 2010 год. Надеемся, они не пройдут зазря. Ведь все что не делается, делается к лучшему и нет предела совершенству.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
таблица №1
№ п/п |
Информация о хозяйствующем субъекте, в т.ч. индивидуальном предпринимателе, группе лиц |
Информация о товарном рынке |
Приказы о включении ХС в реестр/внесении изменений | ||||||
ИНН |
Наименование с указанием организационно- |
Адрес (место нахождения) |
Наименование товара, работ, услуг |
Код по группировкам общероссийских классификаторов |
Доля хозяйствующего субъекта на рынке (интервальное значение),% |
Географические границы рынка |
номер |
Дата | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Чувашская Республика | |||||||||
Продукты питания | |||||||||
1 |
7714626332 |
ОАО "Компания ЮНИМИЛК" в лице филиала "Молочный комбинат Чебоксарский" |
428024, ЧР г. Чебоксары, |
Цельномолочная продукция |
15.51.1 |
< 65 |
Чувашская Республика |
72 |
05.09.2008 |
2 |
7714285185 |
ООО "ЮниМилк" Филиал "ЮниМилк-Чебоксары" |
428024, ЧР, г.Чебоксары, Мясокомбинатский проезд, д. 6 |
Оптовая реализация молочной продукции |
51.39 |
> 50 |
г.Чебоксары |
99 |
24.11.2008 |
3 |
2126000147 |
ОАО "Акконд" |
428022, г. Чебоксары, Складской пр., 16 |
Кондитерские изделия |
15.81,15.84,15.82 |
< 65 |
Чувашская Республика |
75 |
07.12.1999 |
4 |
2129011203 |
Филиал ФГУП "Росспиртпром" Ликеро-водочный завод "Чебоксарский" |
428018, г. Чебоксары, ул. К. Иванова, 63 |
Водка и ликеро-водочные изделия |
15.91 |
> 65 |
Чувашская Республика |
42 |
28.08.2002 |
5 |
2127009390 |
ОАО "Чебоксарская пивоваренная фирма "Букет Чувашии" |
428022, г. Чебоксары, пр. Соляное, 7 |
Пиво |
15.96 |
< 65 |
Чувашская Республика |
29 |
28.08.2003 |
6 |
2126001542 |
ОАО "Ситро" |
428015, г. Чебоксары, ул. Урукова, 17 |
Минеральная вода |
15.98 |
< 65 |
Чувашская Республика |
75 |
07.12.1999 |
7 |
2116470078 |
ОАО "Агарикус" |
428900, г. Новочебоксарск ул. Восточная |
Шампиньоны |
01.12.31 |
> 65 |
Чувашская Республика |
15 |
04.06.1996 |
8 |
2126003170 |
Чебоксарский рыбокомбинат |
428010, г. Чебоксары, пер.Ягодный, 2 |
Улов рыбы |
05.01.3 |
< 65 |
Куйбышевское водохранилище, Чебоксарское водохранилище, р. Сура, пойменные озера р. Сура |
22 |
09.08.1996 |
9 |
2104000312 |
ОАО "Вурнарский мясокомбинат" |
429200, п. Вурнары |
Мясные консервы |
15.13.1 |
> 65 |
Чувашская Республика |
83 |
29.10.1998 |
Мясо и субпродукты 1 категории |
15.12.1 |
> 65 |
Чувашская Республика |
83 |
29.10.1998 | ||||
10 |
2124005710 |
ОАО "Новочебоксарский хлебозавод" |
429955, г. Новочебоксарск, ул. Промышленная,25 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
15.81 |
>50% |
Козловский р-н |
75 |
10.07.2009 |
>50% |
г. Новочебоксарск |
75 |
10.07.2009 | ||||||
11 |
2126000690 |
ОАО "Хлебозавод № 2" |
428031, г.Чебоксары, ул. 324 Стрелковой дивизии, д.19А |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
15.81 |
<50% |
г. Новочебоксарск |
75 |
10.07.2009 |
12 |
2129019957 |
ООО "МТУ Хлеб" |
г. Чебоксары, ул.Гузовского,40 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
15.81 |
>50% |
Чебоксарский р-н |
75 |
10.07.2009 |
13 |
2126000500 |
ОАО "Хлеб" |
г. Чебоксары, ул.Энтузиастов,40 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
15.81 |
>50% |
г. Чебоксары, Чебоксарский р-н |
75 |
10.07.2009 |
14 |
2122000957 |
ОАО "Алатырский хлебозавод" |
г.Алатырь, ул.Чайковского 98 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
15.81 |
>50% |
г. Алатырь |
75 |
10.07.2009 |
>50% |
Порецкий р-н |
75 |
10.07.2009 | ||||||
15 |
2104006385 |
ООО "Вурнарский хлебозавод" |
429220 п.Вурнары, ул.Ленина,81 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
15.81 |
>50% |
Вурнарский р-н |
75 |
10.07.2009 |
16 |
2105003901 |
ООО "Ибресинский хлебозавод" |
п.Ибреси, Кооперативная,45 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
15.81 |
>50% |
Ибресинский р-н |
75 |
10.07.2009 |
17 |
2116494722 |
ООО "Колос" |
ЧР, с.Ишлеи, Базарная,10 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
15.81 |
<50% |
Чебоксарский р-н |
75 |
10.07.2009 |
18 |
2125002536 |
ОАО "Шумерлинский хлебозавод" |
г. Шумерля, Сурский проезд,25 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
15.81 |
>50% |
Аликовский р-н |
75 |
10.07.2009 |
>50% |
Красночетайский р-н |
75 |
10.07.2009 | ||||||
<50% |
Канашский р-н |
75 |
10.07.2009 | ||||||
>50% |
Шумерлинский р-н |
75 |
10.07.2009 | ||||||
19 |
2112080061 |
ООО "Моргауши-Хлеб" |
Моргаушский р-н, с Моргауши, ул. 50лет Октября,6 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
15.81 |
>50% |
Моргаушский р-н |
75 |
10.07.2009 |
20 |
2112003469 |
ООО "Сундырь-Хлеб" |
429530, Моргаушский р-н с. Б.Сундырь, ул. Новая, 20 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
15.81 |
<50% |
Моргаушский р-н |
75 |
10.07.2009 |
21 |
2103006463 |
ООО "Союз" |
ЧР, с.Батырево, ул. Канашская,12 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
15.81 |
>50% |
Батыревский р-н |
75 |
10.07.2009 |
>50% |
Яльчикский р-н |
75 |
10.07.2009 | ||||||
>50% |
Шемуршинский р-н |
75 |
10.07.2009 | ||||||
22 |
2114420130 |
ООО "Урмарский хлебозавод" |
пос. Урмары, ул. Промышленная,5 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
15.81 |
>50% |
Урмарский р-н |
75 |
10.07.2009 |
23 |
2111000680 |
ООО "Хлебокомбинат Марпосадский" |
г.Мариинский Посад, ул.Народная,4 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
15.81 |
>50% |
Марпосадский р-н |
75 |
10.07.2009 |
24 |
2123005877 |
ООО "Хлеб" |
Канашский р-н, д. Средние Кибечи, ул. Мира,7 (Канашское райпо , Ленина,38а) |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
15.81 |
>50% |
г. Канаш и Канашский р-н |
75 |
10.07.2009 |
25 |
2123006630 |
ООО "Сормово" |
Канашский р-н, с. Дальние Сормы, ул. Шоссейная,18 (Канашское райпо , Ленина,38а) |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
15.81 |
>50% |
г. Цивильск, Цивильский р-н |
75 |
10.07.2009 |
26 |
2123005612 |
ООО "Канашский хлебозавод №2" |
г. Канаш, ул. Машиностроителей,6А |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
15.81 |
<50 |
Батыревский р-н |
75 |
10.07.2009 |
<50 |
Комсомольский р-н |
75 |
10.07.2009 | ||||||
<50 |
Янтиковский р-н |
75 |
10.07.2009 | ||||||
27 |
2120000550 |
ЗАО "Прогресс" |
ЧР, с. Яльчики, ул. Октяборьская,1 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
15.81 |
>50% |
Яльчикский р-н |
75 |
10.07.2009 |
28 |
2115004051 |
ООО "Хлебокомбинат Цивильского райпо" |
г.Цивильск, ул. Терешковой,5 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
15.81 |
>50% |
Цивильский р-н |
75 |
10.07.2009 |
29 |
2119005218 |
Хлебокомбинат Ядринского райпо |
г.Ядрин, 30 лет Победы,8 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
15.81 |
<50% |
Батыревский р-н |
75 |
10.07.2009 |
<50% |
Комсомольский р-н |
75 |
10.07.2009 | ||||||
<50% |
Янтиковский р-н |
75 |
10.07.2009 | ||||||
>50% |
Ядринский р-н |
75 |
10.07.2009 | ||||||
30 |
2128001548 |
ГУП ЧР "Чувашхлебопродукт" Минсельхоза Чувашии |
428022, г. Чебоксары, пр. Соляное, 1 |
Мука |
15.61.2 |
< 50 |
Чувашская Республика |
85 |
24.07.2009 |
Крупа |
15.61.3 |
< 50 |
Чувашская Республика |
85 |
24.07.2009 | ||||
Переработка пшеницы на муку |
15.61 |
> 50 |
Чувашская Республика |
85 |
24.07.2009 | ||||
Услуги по закупке и хранению зерна |
63.12 |
> 50 |
Чувашская Республика |
85 |
24.07.2009 | ||||
Переработка ржи на муку |
15.61 |
> 65 |
Чувашская Республика |
31 |
28.05.2001 |