Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:17, курсовая работа
Основные вопросы, затрагиваемые в данной работе:
- определение монополии как явления;
- рассмотрение структуры антимонопольного законодательства;
- цели антимонопольного законодательства;
- анализ антимонопольного регулирования экономики в России;
- пути решения проблем антимонопольного регулирования на примере США и Европы.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. Основные понятия и определения
1.1 Монополия: понятия, сущность и виды 5
1.2 Необходимость антимонопольного законодательства,
правда или вымысел 8
1.3 Цели антимонопольного законодательства. 11
II. Антимонопольная политика в России
2.1 Особенности антимонопольной политики в России 15
2.2 Структура антимонопольного законодательства РФ на примере ФАС 19
2.3 Методы антимонопольной политики в РФ 29
2.4 Несколько наглядных примеров деятельности ФАС 34
III. Антимонопольное законодательство в США и зарубежных странах
3.1 Федеральное регулирование в США 37
3.2 Европейская антимонопольная политика 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
Список используемой литературы 50
ПРИЛОЖЕНИЕ
20) УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА.
21) АНАЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ.
22) УПРАВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА.
23) УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ.
2.3 Методы антимонопольной политики в РФ.
Ограничительные меры предусмотрены законом "О конкуренции" и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство.
Закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.
Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.
Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.
Довольно часто встречаются такие нарушения, как навязывание контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.
Наиболее стабильно действует запрет на установление монопольных цен, хотя и здесь немало проблем. В частности, "Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен" от 21 апреля 1994 г. предлагают одновременно использовать концепцию ограничения прибыли и концепцию сравнения рынка. Применение первой концепции осложняется тем, что производственные затраты необходимо устанавливать с учетом того, что производственные мощности могут быть исчерпаны. Но при общем спаде производства в России это нереально. Так же нереально выяснить действительную себестоимость, прибыль и рентабельность предприятия в условиях господства бартера и "черного нала". Поэтому предпочтительной оказывается концепция сравнения рынков, в рамках которой антимонопольному ведомству не нужно проверять производственные показатели предприятия-монополиста, достаточно на основе внешних факторов выявить монопольно высокие или монопольно низкие цены.
Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда даже демпинговые. Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.
Наряду с запретами на заключение вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль над экономической концентрацией. Она возникает:
Среди ограничителей конкуренции следует выделить:
во-первых, соглашения, которые препятствуют доступу других предприятий на рынок;
во-вторых, отказы от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями;
в-третьих, соглашения по разделу рынка по территориальному признаку или ассортименту реализуемой продукции, по кругу продавцов или покупателей;
в-четвертых, ценовые соглашения.
Предварительно контролируются:
во-первых, создание, слияние и присоединение коммерческих организаций, объединений, союзов и ассоциаций, если их активы превышают 100 тыс. МРОТ;
во-вторых, ликвидация и разделение (выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий, активы которых превышают 50 тыс. МРОТ, если это приводит к появлению предприятия, доля которого на товарном рынке превышает 35% (за исключением случаев, когда предприятие ликвидируется по решению суда). Кроме этого, предварительное согласие требуется, когда:
Действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации.
Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий.
Речь идет о распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб, введении потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельца.
Растет интерес
предпринимателей к защите деловой
репутации предприятия и
Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.
Однако власти
субъектов Федерации и органы
местного самоуправления допускают
многочисленные нарушения, в частности
необоснованно предоставляют
Законодательство запрещает должностным лицам государственной власти и управления:
во-первых, заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия;
во-вторых, самостоятельно или через представителей голосовать посредством принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на общих собраниях акционеров;
в-третьих, совмещать функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями и правами этих органов.
Кроме того, не
разрешается создавать
2.4 Несколько наглядных примеров деятельности ФАС
Целями и задачами ФАС являются контролирование соблюдения антимонопольных законов РФ. Ведь законы должны соблюдаться для всех, по правилам демократического государства, к которому мы может еще не пришли, но хотя бы продолжаем стремиться. Вы наверно часто замечали в новостях громкие заголовки и горячие репортажи о том что выросли цены на бензин или подорожал какой то другой товар. Но мало кто из обывателей задумывается, что стояло за подорожанием. Да возможно это что-то не связанное с монополией, факторов бывает много, но как показывает практика России чаще всего именно по вине махинаций и различных лазеек в антимонопольном законодательстве. К примеру, рассмотрим несколько случаев возбуждения дел о нарушении антимонопольных законов.
1) ФАС против Microsoft.
Данное разбирательство происходило в 2009 году и было не слишком афишировано массовой публике. Но для меня оно имело достаточно большую мотивацию, что бы заострить на нем свое внимание. Так как именно в тот период цены на операционную систему Windows XP взлетели за 1 месяц чуть ли не в 2-а раза.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) принуждает крупнейшего мирового производителя программного обеспечения Microsoft продолжить поставки в Россию операционной системы Windows XP. Чиновники объясняют свои требования тем, что, несмотря на внедрение нового продукта – Windows Vista, сохраняется устойчивый спрос, в том числе в госструктурах, на старый софт. Независимые эксперты считают, что действия ФАС в отношении Microsoft необоснованны. Воздействовать на монополиста следует через создание конкурентной среды.
Комиссия ФАС рассмотрела дело компании Microsoft, которой инкриминировалось необоснованное прекращение производства, сокращение поставок софта на российский рынок и установление различных цен на операционную систему Windows XP.
Дело в отношении
корпорации Microsoft ФАС возбудила в
начале июня этого года. Эксперты ведомства
в ходе проверки установили, что Microsoft
занимает доминирующее положение на
российском рынке операционных систем,
на которые правообладатель
Эта ситуация интересна тем, что это нестандартный случай. Дело каждого производителя, даже если он обладает исключительными правами на тот или иной продукт, реализуемый на рынке, – снимать его с производства, предлагая потребителям новый продукт, говорит эксперт. Попытка административным путем заставить Microsoft возобновить продажи в России выходящей из употребления операционной системы Windows XP, не самый эффективный способ воздействия на монополиста. «Более правильный путь – поддержка компаний, которые могли бы выйти на российский рынок и составить конкуренцию Microsoft».