Антимонопольная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Основные вопросы, затрагиваемые в данной работе:
- определение монополии как явления;
- рассмотрение структуры антимонопольного законодательства;
- цели антимонопольного законодательства;
- анализ антимонопольного регулирования экономики в России;
- пути решения проблем антимонопольного регулирования на примере США и Европы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. Основные понятия и определения
1.1 Монополия: понятия, сущность и виды 5
1.2 Необходимость антимонопольного законодательства,
правда или вымысел 8
1.3 Цели антимонопольного законодательства. 11
II. Антимонопольная политика в России
2.1 Особенности антимонопольной политики в России 15
2.2 Структура антимонопольного законодательства РФ на примере ФАС 19
2.3 Методы антимонопольной политики в РФ 29
2.4 Несколько наглядных примеров деятельности ФАС 34
III. Антимонопольное законодательство в США и зарубежных странах
3.1 Федеральное регулирование в США 37
3.2 Европейская антимонопольная политика 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
Список используемой литературы 50
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

антимонопольная политика.doc

— 395.50 Кб (Скачать)

20) УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА.

  • осуществление контроля и надзора за соблюдением антимонопольного законодательства;
  • осуществление мер по предупреждению и пресечению нарушения антимонопольного законодательства в химической промышленности, отраслях агропромышленного комплекса и пищевой промышленности, промышленности драгоценных и полудрагоценных камней, отраслях лесного хозяйства, лесной и деревообрабатывающей промышленности, рыбной промышленности.

21) АНАЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ.

  • обеспечение подготовки информационно-аналитических материалов, находящихся в компетенции Управления;
  • обобщение практики правоприменения и методическое сопровождение деятельности ФАС России;
  • ведение Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов;
  • обеспечение проведения в установленном порядке конкурсов и заключение государственных контрактов на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд;
  • организация работы по проведению структурными подразделениями и территориальными органами ФАС России анализа состояния конкурентной среды на товарных и финансовых рынках.

22) УПРАВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА.

  • обеспечение участия ФАС России в международном сотрудничестве по вопросам, отнесенным к его компетенции;
  • обеспечение соблюдения антимонопольного законодательства при осуществлении государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  • разработка и реализация международных программ и проектов технического содействия со стороны зарубежных международных организаций в интересах ФАС России;
  • содействие проведению согласованной антимонопольной политики в государствах-участниках СНГ;
  • координация деятельности ФАС России по реализации международных обязательств Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции ФАС России.

23) УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ.

  • обеспечение деятельности ФАС России как уполномоченного органа по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;
  • осуществление информационно-аналитического обеспечения деятельности Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;
  • осуществление мер по выявлению и пресечению нарушений законодательства по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;
  • осуществление методического обеспечения структурных подразделений ФАС России по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Методы антимонопольной политики в РФ.

 

Ограничительные меры предусмотрены законом "О конкуренции" и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство.

Закон запрещает  устанавливать монопольно высокие  или монопольно низкие цены, изымать  товар из обращения с тем, чтобы  создавать или поддерживать дефицит  или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

Это запреты на монополистическую  деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

Запреты на монополистическую  деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.

Довольно часто встречаются  такие нарушения, как навязывание  контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.

Наиболее стабильно  действует запрет на установление монопольных  цен, хотя и здесь немало проблем. В частности, "Временные методические рекомендации по выявлению монопольных  цен" от 21 апреля 1994 г. предлагают одновременно использовать концепцию ограничения прибыли и концепцию сравнения рынка. Применение первой концепции осложняется тем, что производственные затраты необходимо устанавливать с учетом того, что производственные мощности могут быть исчерпаны. Но при общем спаде производства в России это нереально. Так же нереально выяснить действительную себестоимость, прибыль и рентабельность предприятия в условиях господства бартера и "черного нала". Поэтому предпочтительной оказывается концепция сравнения рынков, в рамках которой антимонопольному ведомству не нужно проверять производственные показатели предприятия-монополиста, достаточно на основе внешних факторов выявить монопольно высокие или монопольно низкие цены.

 Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда даже демпинговые. Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.

Наряду с  запретами на заключение вредных  для конкуренции соглашений и  на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль над экономической концентрацией. Она возникает:

  • в результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений;
  • когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику. Согласно закону "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", если предприятие достигает определенного порога по объему операций, оно обязано получить согласие антимонопольного органа на свои действия (предварительный контроль) или уведомить его о них (последующий контроль).

Среди ограничителей  конкуренции следует выделить:

во-первых, соглашения, которые препятствуют доступу других предприятий на рынок;

во-вторых, отказы от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями;

в-третьих, соглашения по разделу рынка по территориальному признаку или ассортименту реализуемой продукции, по кругу продавцов или покупателей;

в-четвертых, ценовые соглашения.

Предварительно  контролируются:

 во-первых, создание, слияние и присоединение коммерческих организаций, объединений, союзов и ассоциаций, если их активы превышают 100 тыс. МРОТ;

во-вторых, ликвидация и разделение (выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий, активы которых превышают 50 тыс. МРОТ, если это приводит к появлению предприятия, доля которого на товарном рынке превышает 35% (за исключением случаев, когда предприятие ликвидируется по решению суда). Кроме этого, предварительное согласие требуется, когда:

  • лицо (группа лиц) приобретает акции (доли) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, если оно (она) получает право распоряжаться более чем 20% таких акций. Это требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании;
  • одно предприятие (группа лиц) получает в собственность или пользование основные производственные средства либо нематериальные активы другого предприятия и балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% балансовой стоимости этих средств и активов предприятия, отчуждающего имущество;
  • лицо (группа лиц) приобретает права, позволяющие определять условия ведения предпринимательской деятельности предприятия или функции его исполнительного органа.

Действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации.

Развитие рыночных отношений  предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий.

Речь идет о  распространении ложных, неточных или  искаженных сведений, способных причинить  убытки либо нанести ущерб, введении потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельца.

Растет интерес  предпринимателей к защите деловой  репутации предприятия и правовой охране товарных знаков от их незаконного  использования.

Законом запрещено  принимать нормативные акты и  совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают  дискриминирующие или благоприятные  условия для одних в ущерб  другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.

Однако власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления допускают  многочисленные нарушения, в частности  необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу  или покупку товаров, указывают на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг "иногородних" предприятий и т.п.

Законодательство  запрещает должностным лицам  государственной власти и управления:

во-первых, заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия;

во-вторых, самостоятельно или через представителей голосовать посредством принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на общих собраниях акционеров;

в-третьих, совмещать функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями и правами этих органов.

Кроме того, не разрешается создавать министерства, госкомитеты и т.п. для монополизации производства или реализации товаров, а также наделять уже существующие органы полномочиями, способными ограничить конкуренцию. Поэтому решения исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации предприятий или предоставления льгот должны согласовываться с антимонопольным ведомством.

 

2.4 Несколько наглядных  примеров деятельности ФАС

Целями и  задачами ФАС являются контролирование  соблюдения антимонопольных законов  РФ. Ведь законы должны соблюдаться для всех, по правилам демократического государства, к которому мы может еще не пришли, но хотя бы продолжаем стремиться. Вы наверно часто замечали в новостях громкие заголовки и горячие репортажи о том что выросли цены на бензин или подорожал какой то другой товар. Но мало кто из обывателей задумывается, что стояло за подорожанием. Да возможно это что-то не связанное с монополией, факторов бывает много, но как показывает практика России чаще всего именно по вине махинаций и различных лазеек в антимонопольном законодательстве. К примеру, рассмотрим несколько случаев возбуждения дел о нарушении антимонопольных законов.

1) ФАС против Microsoft.

Данное разбирательство  происходило в 2009 году и было не слишком  афишировано массовой публике. Но для  меня оно имело достаточно большую мотивацию, что бы заострить на нем свое внимание. Так как именно в тот период цены на операционную систему Windows XP взлетели за 1 месяц чуть ли не в 2-а раза.

Федеральная антимонопольная  служба (ФАС) принуждает крупнейшего мирового производителя программного обеспечения Microsoft продолжить поставки в Россию операционной системы Windows XP. Чиновники объясняют свои требования тем, что, несмотря на внедрение нового продукта – Windows Vista, сохраняется устойчивый спрос, в том числе в госструктурах, на старый софт. Независимые эксперты считают, что действия ФАС в отношении Microsoft необоснованны. Воздействовать на монополиста следует через создание конкурентной среды.

Комиссия ФАС рассмотрела дело компании Microsoft, которой инкриминировалось необоснованное прекращение производства, сокращение поставок софта на российский рынок и установление различных цен на операционную систему Windows XP.

 

Дело в отношении  корпорации Microsoft ФАС возбудила в  начале июня этого года. Эксперты ведомства  в ходе проверки установили, что Microsoft занимает доминирующее положение на российском рынке операционных систем, на которые правообладатель сохраняет  монополию на использование, копирование и модификацию, а исходный код данных программных продуктов охраняется авторским правом. При этом, являясь единственным правообладателем операционной системы Windows XP, Microsoft официально уведомил о прекращении розничных продаж этого продукта с 30 июня 2008 года в связи с переходом на новую операционную систему Windows Vista.

Эта ситуация интересна  тем, что это нестандартный случай. Дело каждого производителя, даже если он обладает исключительными правами на тот или иной продукт, реализуемый на рынке, – снимать его с производства, предлагая потребителям новый продукт, говорит эксперт. Попытка административным путем заставить Microsoft возобновить продажи в России выходящей из употребления операционной системы Windows XP, не самый эффективный способ воздействия на монополиста. «Более правильный путь – поддержка компаний, которые могли бы выйти на российский рынок и составить конкуренцию Microsoft».

Информация о работе Антимонопольная политика