Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:17, курсовая работа
Основные вопросы, затрагиваемые в данной работе:
- определение монополии как явления;
- рассмотрение структуры антимонопольного законодательства;
- цели антимонопольного законодательства;
- анализ антимонопольного регулирования экономики в России;
- пути решения проблем антимонопольного регулирования на примере США и Европы.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. Основные понятия и определения
1.1 Монополия: понятия, сущность и виды 5
1.2 Необходимость антимонопольного законодательства,
правда или вымысел 8
1.3 Цели антимонопольного законодательства. 11
II. Антимонопольная политика в России
2.1 Особенности антимонопольной политики в России 15
2.2 Структура антимонопольного законодательства РФ на примере ФАС 19
2.3 Методы антимонопольной политики в РФ 29
2.4 Несколько наглядных примеров деятельности ФАС 34
III. Антимонопольное законодательство в США и зарубежных странах
3.1 Федеральное регулирование в США 37
3.2 Европейская антимонопольная политика 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
Список используемой литературы 50
ПРИЛОЖЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
I. Основные понятия и определения
II. Антимонопольная политика в России
2.1 Особенности антимонопольной политики в России 15
2.2 Структура антимонопольного законодательства РФ на примере ФАС 19
2.3 Методы антимонопольной политики в РФ 29
2.4 Несколько наглядных примеров деятельности ФАС 34
III. Антимонопольное законодательство в США и зарубежных странах
3.1 Федеральное регулирование в США 37
3.2 Европейская антимонопольная политика 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
Список используемой литературы 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 51
На совершенном
конкурентном рынке действует достаточно
продавцов и покупателей
Монополия является понятиям, прямо противоположными понятию идеальной конкуренции. Монополия - это когда существует только один производитель товара на рынке и одновременно существует большое количество потребителей товара.
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.
Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением необходимости экономических реформ в данной сфере.
Итак, основными вопросами, затрагиваемыми в данной работе, являются:
- определение монополии как явления;
- рассмотрение структуры антимонопольного законодательства;
- цели антимонопольного законодательства;
- анализ антимонопольного регулирования экономики в России;
- пути решения проблем антимонопольного регулирования на примере США и Европы.
Существуют два вида антимонопольной политики: антимонопольная политика в отношении естественных монополий и антимонопольная политика в отношении искусственных монополий. Для того чтобы разобраться в вопросах, связанных с антимонопольной политикой, а в частности, с её проведением в России, необходимо в общих чертах понять сущность самой монополии.
Существует большое количество определений монополии, ведь это – многоаспектное понятие. Причём это понятие является настолько важным, что в мировой экономической теории есть даже такое понятие, как теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов:
1. С точки зрения рыночной структуры
2. С точки зрения рыночного поведения
3. С точки зрения рыночных итогов.
Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности следует уточнить, что опираясь на рыночную структуру, можно дать следующее определение: монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.
Здесь, я считаю уместным привести ещё одно определение монополии:
Монополия – это когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают.
Давая же определение монополии с точки зрения рыночного поведения, теория монополии изучает использование субъектом основных инструментов (таких, как цена реклама…). При монополии субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.
Уделяя наибольший объём внимания рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги связаны со следующими факторами:
• монопольно высокими ценами
• ограниченной готовностью монополии к инновациям.
Но так как понятие монополии очень важно для основного предмета моей работы – антимонопольной политики, необходимо, по-моему, описать это понятие более детально.
Итак, можно привести следующие признаки монополии:
1. Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей .
2. Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители).
3. Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные причины существования таких барьеров, к примеру:
• Крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств.
• Система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством.
• Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов).
• При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага.
• Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.
4. Сложность в получении полной информации обо всём рынке.
Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.
Закрытая монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку посты первым классом.
Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами, о чём говорилось ранее.
Открытая монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.
Но такое деление
не означает, что все предприятия-
Фактически все монополии могут считаться открытыми, так как легальные барьеры, защищающие закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом, а преимущества в естественных монополиях могут быть сведены на нет изменениями в технологии. А так же все монополии подвержены влиянию конкуренции со стороны возможных товаров-субститутов.
Так же немаловажным, по моему мнению, является определение простой монополии, то есть монополии, которая в каждый конкретный момент времени продаёт свой продукт по одной и той же цене своим покупателям.
Учёными выделяются несколько последствий монополизации, на которые я буду ссылаться в своей работе в дальнейшем, как-то:
1. недопроизводство товаров
2. завышение цен
3. предприятия-монополисты не получали высокой монопольной прибыли.
4. Х-неэффективность, то есть бесхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек выше объективно обусловленного уровня.
Для примера присутствия монополии на рынке мною была взята таблица №1 с сайта ФАС, в которой перечисляются некоторые фирмы-монополисты Чувашской Республики.
1.2 Необходимость
антимонопольного законодательс
Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы.
Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно - высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды, как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.
К примеру, в таблице №2 мы можем видеть страны, где антимонопольное законодательство отсутствует. Все они относятся к странам третьего мира.
Азия |
Африка |
Европа |
Северная Америка |
Южная Америка |
Афганистан |
Ангола |
Андорра |
Белиз |
Боливия |
Бангладеш |
Ботсвана |
Грузия |
Бермудские острова |
Парагвай |
Бахрейн |
Габон |
Доминика |
Суринам | |
Бирма |
Гана |
Доминиканская Республика |
Эквадор | |
Бруней |
Гвинея |
Каймановы острова |
||
Гонконг |
Конго |
Кюрасао |
||
Катар |
Лесото |
Куба |
||
Кувейт |
Либерия |
|||
Макао |
Ливия |
|||
ОАЭ |
Мавритания |
|||
Палестина |
Мадагаскар |
|||
Мозамбик |
||||
Нигерия |
||||
Свазиленд |
||||
Того |
||||
Уганда |
||||
Центрально-Африканская республика |
Таблица №2
И это еще один плюс
в сторону необходимости
С другой стороны антимонопольное законодательство всегда подвергалось критики вот некоторые примеры: