Наконец, значительное внимание уделяется
борьбе с ограничивающей конкуренцию
практикой местных властей. В условиях
нестабильной экономической ситуации
в стране региональные власти часто пытаются
незаконными методами поддержать свои
предприятия. Например, под тем или иным
предлогом запретить ввоз конкурирующих
товаров из других областей. Это создает
местным производителям монопольное положение,
что, естественно, вызывает протесты Министерства
по антимонопольной политике. Впрочем,
как и в других областях современной российской
экономики и политики, центральные власти,
несмотря на юридическую справедливость
своих требований, далеко не всегда
оказываются в силах одолеть сопротивление
местных властей.
В целом система антимонопольного
регулирования в России находится пока в стадии становления и требует
радикального совершенствования.
2.2 Структура антимонопольного
законодательства РФ на примере ФАС
Попробуем рассмотреть
структуру антимонопольного законодательства
Российской Федерации на примере
Федеральной антимонопольной службы. Из чего она состоит
и для чего предназначены конкретные ее
части (управления).
1) ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ.
- правовое обеспечение деятельности ФАС России;
- совершенствование антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях и о рекламе;
- осуществление мер по предупреждению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях;
- организация ведения судебных дел с участием ФАС России;
- методическое обеспечение структурных подразделений ФАС России и его территориальных органов по правовым вопросам.
2) АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.
- информационное и документационное обеспечение деятельности ФАС России;
- координация взаимодействия ФАС России с органами законодательной и исполнительной власти России, органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, общественными организациями, юридическими и физическими лицами;
- информирование граждан и СМИ о деятельности ФАС России и его территориальных органов;
- формирование через средства массовой информации общественного мнения о деятельности ФАС России;
- координация работы территориальных органов ФАС России по вопросам взаимодействия со средствами массовой информации.
3) УПРАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ
И КОНТРОЛЯ ПЛАТНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ.
- организация и контроль деятельности ФАС России по осуществлению мероприятий в рамках проведения административной реформы в РФ и реализации административной реформы в ФАС России;
- координация деятельности ЦА и ТО ФАС России по противодействию коррупции в целях реализации Национального плана противодействия коррупции в ФАС России;
- координация исполнения государственных функций ФАС России на базе МФЦ;
- проведение работ по наполнению Сводного реестра государственных и муниципальных услуг (функций):
- - размещение сведений о ЦА и ТО ФАС России;
- - координация и контроль размещения сведений о функциях ФАС России структурными подразделениями ЦА;
- обеспечение деятельности Рабочей группы № 1 при Правительственной комиссии по проведению административной реформы;
- контроль предоставления платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления ФОИВ государственных услуг.
4) УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЖКХ, СТРОИТЕЛЬСТВА
И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ.
- обеспечение интеграции норм, обеспечивающих защиту конкуренции, в сфере регулирования жилищно-коммунального хозяйства, строительства и природных ресурсов;
- обеспечение информационной и методической поддержки территориальных органов ФАС России;
- адвокатирование конкуренции.
5) ФИНАНСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ.
- осуществление единой политики ФАС России в области финансов;
- обеспечение наиболее эффективного использования денежных ресурсов, выделяемых на содержание антимонопольных органов для реализации стоящих перед ними задач;
- контроль за использованием денежных и материальных ресурсов, выделяемых на центральный аппарат и территориальные органы;
- анализ финансово-экономической деятельности центрального аппарата и территориальных органов;
- разработка методологического обеспечения плановой, финансово-хозяйственной деятельности и бухгалтерского (бюджетного) учета;
- участие в подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете;
- иные задачи в соответствии с компетенцией направления деятельности Финансового управления.
6) УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЗАКАЗА
- осуществлять контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну, контроль над которыми осуществляет Федеральная служба по оборонному заказу в соответствии с указом Президента Российской Федерации).
7) УПРАВЛЕНИЕ ПО БОРЬБЕ С КАРТЕЛЯМИ.
- Общая цель Управления по борьбе с картелями направлена на развитие конкуренции и противодействию картелям (иным формам сговоров и координации экономической деятельности);
- подготовка предложений по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере противодействия картелям;
- участие в создании среди хозяйствующих субъектов и в обществе в целом атмосферы нетерпимости к картелям и неотвратимости строгого наказания (вплоть до лишения свободы) за участие в них;
- методическое обеспечение работы антимонопольных органов по выявлению и пресечению деятельности картелей;
- выявление и пресечение деятельности картелей;
- взаимодействие с правоохранительными органами.
8) УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО
КОМПЛЕКСА.
- Антимонопольное регулирование в сфере ТЭК.
9) УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ.
- осуществление контроля и надзора за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях в отраслях транспорта и связи;
- осуществление мер по предупреждению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях в отраслях транспорта и связи.
10) УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
- осуществление контроля соблюдения антимонопольного законодательства в области информационных технологий;
- осуществление мер по предупреждению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства в области информационных технологий;
- методическое обеспечение структурных подразделений ФАС России и его территориальных органов, а также координация деятельности территориальных органов ФАС России по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;
- создание и обеспечение функционирования единой информационной системы антимонопольных органов с использованием современных технологий сбора, обработки и передачи информации, обеспечение безопасности информационной сети ФАС России, а также организация внедрения информационных технологий в практику работы ФАС России и его территориальных органов;
- информатизация ФАС России и его территориальных органов.
11) УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ.
- создание условий для развития конкуренции на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности);
- оперативное реагирование на нарушения антимонопольного законодательства в сфере электроэнергетики;
- контроль за соблюдением порядка технологического присоединения к электрическим сетям, стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности), применением свободных (нерегулируемых) цен на электрическую энергию (мощность);
- контроль за соблюдением законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.
12) УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ.
- кредитных организаций;
- страховых организаций;
- профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- фондовых и валютных бирж;
- лизинговых компаний;
- иных финансовых организаций.
13) УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ РЕКЛАМЫ И НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ
КОНКУРЕНЦИИ.
- осуществление мер по предупреждению и пресечению нарушений законодательства о рекламе, антимонопольного законодательства на рынках средств массовой информации, выставочной деятельности, рекламной деятельности, игорного бизнеса, а также актов недобросовестной конкуренции;
- методическое обеспечение структурных подразделений ФАС России, а также координация деятельности территориальных управлений службы по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
14) УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
И ТОРГОВЛИ.
- осуществление контроля и надзора соблюдения антимонопольного законодательства в области образования, культуры, науки, физкультуры и спорта, туризма, здравоохранения, социальной политики, торговли и услуг в непроизводственной сфере;
- осуществление мер по предупреждению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства в социальной сфере и торговле;
- методическое обеспечение структурных подразделений ФАС России и его территориальных органов, а также координация деятельности территориальных органов ФАС России по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.
15) УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
И ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА.
- машиностроение;
- оборонно-промышленный комплекс;
- промышленность строительных материалов;
- легкая промышленность;
- металлургия;
- рудно-сырьевой комплекс и драгметаллы.
16) УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ.
- обеспечение прохождения государственной гражданской службы в ФАС России;
- формирование кадрового состава для замещения должностей гражданской службы;
- организация обучения государственных гражданских служащих ФАС России;
- обеспечение взаимодействия между структурными подразделениями центрального аппарата ФАС России и его территориальными органами;
- методическое обеспечение структурных подразделений ФАС России и его территориальных органов по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.
17) ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ФАС РОССИИ.
- Управления отвечающие за отдельные регионы России.
18) УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ.
- организация документооборота в центральном аппарате ФАС России;
- разработка и внедрение нормативных и методических документов по организации делопроизводства в ФАС России и ее территориальных органах;
- ведение компьютерной базы данных по делопроизводству в системе электронного документооборота «LanDocs» в локальной сети ФАС России;
- организация работы центрального архива ФАС России;
- разрешение вопросов, связанных с административно-хозяйственной деятельностью ФАС России;
- социально-бытовое обеспечение структурных подразделений ФАС России;
- организация сметно-договорной работы;
- размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Федеральной антимонопольной службы;
- вопросы, связанные с размещением территориальных органов.
19) УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ.
- пресечение ограничения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями;
- проведение проверок соблюдения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями;
- контроль предоставления государственной или муниципальной преференции;
- участие в деятельности ФАС России по проведению административной реформы в Российской Федерации в части оптимизации функций и полномочий органов исполнительной власти и подведомственных организаций;
- создание благоприятной информационной среды для развития конкуренции, адвокатирование конкуренции;
- оказание методологической помощи по вопросам, относящимся к компетенции Управления.