Антимонопольная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе мы рассмотрим сущность конкуренции как основного механизма совершенной экономики; основные причины возникновения монополий; особенности современной монополизации экономики; действующее на Украине антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования, и проводимую на его основе антимонопольную политику.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Конкуренция и монополия

1.1. Сущность конкуренции как основного механизма совершенной

экономики…………………………………………………………………………….5

1.2. Совершенная и несовершенная конкуренция…………………………………7

1.3. Виды несовершенной конкуренции……………………………………………9

1.4. Сущность и причины возникновения монополий…………………………...11

1.5. Виды монополий и их роль на рынке………………………………………...13

1.6. Новое в развитии конкуренции и монополии

на рубеже ХХ – ХХІ столетий……………………………………………………..15

2 Антимонопольное регулирование

2.1. Антимонопольная политика…………………………………………………..18

2.2. Антимонопольное законодательство…………………………………………21

2.3. Антимонопольный комитет и его функции………………………………….23

2.4. Конкуренция и монополия в Украине. Деятельность Антимонопольного комитета Украины………………………………………………………………….26

Заключение………………………………………………………………………….30

Список литературы…………………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

Курсовая1.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

      Антимонопольный комитет Украины – это власти со специальным статусом, целью деятельности которого является обеспечение государственной  защиты конкуренции в предпринимательской  деятельности.

      Антимонопольный комитет Украины образуется Верховной Радой Украины. В своей деятельности Антимонопольный комитет Украины подотчетен Верховной Раде Украины и подконтролен Президентом Украины.

      Антимонопольный комитет Украины является юридическим  лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Украины и своим наименованием.

      Антимонопольный комитет Украины образуется в  составе Председателя и десяти государственных  уполномоченных. Из числа государственных уполномоченных назначается первый заместитель и три заместителя Председателя Антимонопольного комитета Украины. Формой работы Антимонопольного комитета Украины как высшего коллегиального органа  являются заседания.

      Сведения, полученные Антимонопольным комитетом  Украины и его территориальными управлениями и являющиеся коммерческой тайной, не подлежат разглашению. Убытки, причиненные разглашением сведений, являющихся коммерческой тайной, подлежат возмещению в полном объеме Антимонопольным комитетом Украины в судебном порядке за счет государственного бюджета.

      Антимонопольный комитет Украины и его территориальные отделения взаимодействуют со средствами массовой информации и общественными организациями в роботе по предотвращению нарушений антимонопольного законодательства, а также публикует в средствах массовой информации сообщения о принятых решениях и своей деятельности.

      Органы  власти, органы местного самоуправления, органы административно-хозяйственного управления и контроля обязаны согласовывать  с Антимонопольным комитетом  Украины решения, которые могут  привести к ограничению или искажению конкуренции, а также получать согласие Комитета на создание, реорганизацию, ликвидацию субъектов хозяйствования, создание объединений предприятий, при преобразовании органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля в объединения в случаях, предусмотренных законодательством об Антимонопольном комитете Украины.

      Антимонопольный комитет Украины принимает распоряжения и постановления, которые являются обязательными для исполнения. Также  обязательны для исполнения в определенные сроки требования Антимонопольного комитета. Неисполнение законных требований государственного уполномоченного или председателя территориального отделения Комитета влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

      Государственные уполномоченные Антимонопольного комитета Украины назначаются на должности  и освобождаются от должностей Президентом  Украины по представлению Премьер-министра Украины. Срок полномочий государственных уполномоченных Антимонопольного комитета Украины составляет семь лет. Вместо государственного уполномоченного, который досрочно выбыл из состава Комитета, должен быть назначен новый государственный уполномоченный на срок, который остался. Государственные уполномоченные не могут назначаться больше чем на два срока подряд. Государственным уполномоченным может быть назначен гражданин Украины, который достиг тридцати лет, имеет высшее, как правило, юридическое или экономическое образование, стаж работы по специальности не меньше пяти лет на протяжении последних десяти лет.

      Антимонопольный комитет Украины в соответствии с возложенными на него задачами:

1) контролирует соблюдение антимонопольного законодательства;

рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства и принимает решения  по результатам рассмотрения;

2) даёт рекомендации и вносит предложения относительно проведения мероприятий, направленных на ограничение монополизма, развитие конкуренции, предотвращение нарушений антимонопольного законодательства;

3) даёт рекомендации относительно прекращения действий (бездеятельности), которые содержат признаки нарушений антимонопольного законодательства, устранения причин этих нарушений и условий, которые им способствуют;

4) принимает участие в разработке проектов актов законодательства, которые регулируют вопросы развития конкуренции, конкурентной политики и демонополизации экономики;

      Осуществление иными органами государственных  власти полномочий Антимонопольного комитета Украины в сфере государственного контроля над соблюдением антимонопольного законодательства не допускается.

      Антимонопольному  комитету  предстоит противостоять  самому государству — главному монополисту, поддерживающему свои министерства, ведомства, военно-промышленный комплекс. Ведь неуверенная антимонопольная политика продолжает негативно влиять на товарно-денежное обращение, а министерства-монополисты, воплощающие львиную долю государственного бюджета, просто препятствуют демонополизации.

      2.4. Конкуренция и монополия в Украине

      Слово "конкуренция" сегодня в Украине на слуху. Практически все призывают ее развивать и защищать, а также бороться с ее антиподом – монополизмом.

      Антимонопольный комитет Украины (АМК) совместно  с Институтом экономики и прогнозирования  НАНУ подготовил аналитический доклад "Конкуренция в Украине", в котором проанализировано состояние, тенденции и проблемы ее развития. Один из выводов доклада таков: сейчас в Украине чуть больше половины товаров и услуг производятся в условиях значительной конкуренции, примерно одна десятая – при отсутствии либо практическом отсутствии конкуренции, остальные (около 35%) – в условиях умеренной конкуренции.

      Итак, поле для деятельности по укреплению и развитию конкурентных отношений  в нашей стране более чем обширное. Только "возделать" его можно  лишь согласованными усилиями всего общества, всех государственных органов. К сожалению, между заявлениями и декларациями в пользу конкуренции и реальными делами есть существенный разрыв.

      С проявлениями монополий Комитету приходится сталкиваться постоянно. За 2000-2007 годы АМК выявлено и прекращено более 5,8 тыс. действий государственных органов, которые квалифицировались, как нарушения законодательства о защите экономической конкуренции.

      К числу наиболее острых проблем по-прежнему принадлежит положение в сфере  естественных монополий. С ними наши граждане сталкиваются практически ежедневно. Именно на эти рынки приходится более половины всех прекращаемых Антимонопольным комитетом злоупотреблений монопольным положением.

      К сожалению, борьба с нарушениями субъектов естественных монополий порой напоминает сражение витязя со сказочным драконом, когда на месте отрубленной головы тут же вырастают две новые. Возьмем близкую каждому сферу жилищно-коммунального хозяйства.

      Коммунальщики зачастую вынуждают людей оплачивать и те услуги, которые они фактически не получали. Так, при предоставлении услуг по теплоснабжению и снабжению горячей водой должна поддерживаться определенная температура теплоносителя. Однако плата за эти услуги нередко начисляется по нормативам, не учитывая, что температура не выдерживалась. В ряде регионов скрытое завышение тарифов осуществлялось за счет уменьшения продолжительности отопительного сезона.

      АМК поднял этот вопрос, и перерасчеты  за непредоставленные или предоставленные  не в полном объеме услуги тепло- и  водоснабжения стали проводиться – сначала в Киеве, а затем в большинстве регионов. В результате существенно пополнились бюджеты многих семей: за пять лет потребителям компенсировали 1 млрд. 825 млн. гривен!

      Во  многом сходные проблемы и в других отраслях, в частности на железнодорожном транспорте. Антимонопольный комитет неоднократно штрафовал "Укрзалізницю", отдельные железные дороги, но жалобы на них продолжают поступать. Недавно АМК официально предостерег "Укрзалізницю" от введения обязательного питания пассажиров, плату за которое планируется включить в стоимость билетов. "Укрзалізницю" предупредили, что в таком случае на эту организацию будет наложен штраф в размере до 10% годового дохода.

      Тарифы  на услуги субъектов естественных монополий не только опустошают кошельки потребителей, но также негативно влияют на развитие экономики в целом. Об этом свидетельствуют, в частности, данные конъюнктурных опросов 1500 промышленных предприятий, которые ежеквартально проводит Госкомстат. Если в 2000 году 12-15% опрошенных отмечали, что высокие тарифы естественных монополий серьезно сдерживают производство, то в прошлом году – 24%.

      Другие  монополисты, с которыми часто имеет  дело АМК, – органы государственной  власти и местного самоуправления, предоставляющие так называемые платные услуги. Каждый предприниматель знает, сколько нужно платить за получение разрешений, согласований, сертификатов СЭС, органам контроля над качеством, охраны природы и другим. Впрочем, это касается не только предпринимателей. Немало приходится платить за услуги ГАИ водителям. Как правило, подобные организации являются единственными, кто предоставляет такие услуги, соответственно, и цены на них определяются отнюдь не свободной игрой спроса и предложения.

      Антимонопольный комитет неоднократно ставил вопрос о необходимости коренным образом изменить это ненормальное положение. По инициативе Комитета в двух указах президента предусматривалось сужение перечня платных услуг государственных органов, регулирование цен на них. В 2005 году активизировало работу по упорядочению этой сферы Министерство экономики, но затем все опять стихло.

      АМК никогда не был инструментом давления, не выполнял заказы по "наезду" на неугодных предпринимателей. В то же время никто не может упрекнуть  АМК в чрезмерной мягкости к нарушителям. Если раньше обычный размер штрафов, накладываемых АМК, составлял сотни, тысячи гривен, то сейчас другие цифры – десятки, сотни тысяч, но они соответствуют нарушениям.

      Так, компания "Одессаоблэнерго" в  прошлом году оштрафована на 100 тыс. грн. за злоупотребление монопольным положением. На пять компаний, получивших исключительное право действовать в помещениях МВД, страхуя гражданскую ответственность владельцев транспортных средств, наложены штрафы на общую сумму 757 тыс. грн. На пять фирм – участниц сговора на рынке сахара – наложены штрафы на общую сумму 17,2 млн. грн.

      Характерная особенность экономического развития в начале третьего тысячелетия –  его глобализация. Приток иностранных  товаров ограничивает возможности  производителей монополизировать рынки  и завышать цены. В то же время не единичны случаи, когда действия иностранных фирм негативно влияют на внутреннюю конкуренцию. Понятно, что с такого рода нарушениями бороться намного сложнее.

      С этой проблемой впервые пришлось серьезно столкнуться еще в 2002 году, когда АМК начал дело против ирландской компании "Пест контрол". Чиновники из Минагрополитики предоставили ей исключительные права на проведение работ по обеззараживанию зерна, идущего на экспорт. Пользуясь этим, компания установила цены на свои услуги на уровне, существенно превышающем расценки в других странах. Расследование этого дела продолжалось более года. Но, в конце концов, АМК наложил на нее крупный штраф и вынудил снизить цены на услуги.

      В условиях глобализации экономики возрастает значение международного сотрудничества в сфере конкурентной политики. АМК поддерживает тесные контакты с Европейской комиссией, конкурентными ведомствами Франции, Германии, США, Польши и ряда других стран. Однако особое значение для нас имеет сотрудничество в рамках СНГ. Еще в 1993 году государства Содружества заключили Договор о проведении согласованной антимонопольной политики. Для его реализации был создан Межгосударственный совет по антимонопольной политике. В составе совета – руководители конкурентных органов стран СНГ.

      В течение двух лет – до июня 2007года – председателем Межгосударственного совета по антимонопольной политике был представитель Украины Костунев Алексей Алексеевич. Это было международным признанием достижений нашей страны в данной сфере. 
 
 
 

Заключение

     В данной курсовой работе мы рассмотрели  сущность конкуренции и монополии; новые тенденции в развитии монополии  и конкуренции; особенности современной  монополизации экономики; дали общую  характеристику антимонопольному законодательству и антимонопольной политике Украины.

Информация о работе Антимонопольная политика государства