Антимонопольная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе мы рассмотрим сущность конкуренции как основного механизма совершенной экономики; основные причины возникновения монополий; особенности современной монополизации экономики; действующее на Украине антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования, и проводимую на его основе антимонопольную политику.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Конкуренция и монополия

1.1. Сущность конкуренции как основного механизма совершенной

экономики…………………………………………………………………………….5

1.2. Совершенная и несовершенная конкуренция…………………………………7

1.3. Виды несовершенной конкуренции……………………………………………9

1.4. Сущность и причины возникновения монополий…………………………...11

1.5. Виды монополий и их роль на рынке………………………………………...13

1.6. Новое в развитии конкуренции и монополии

на рубеже ХХ – ХХІ столетий……………………………………………………..15

2 Антимонопольное регулирование

2.1. Антимонопольная политика…………………………………………………..18

2.2. Антимонопольное законодательство…………………………………………21

2.3. Антимонопольный комитет и его функции………………………………….23

2.4. Конкуренция и монополия в Украине. Деятельность Антимонопольного комитета Украины………………………………………………………………….26

Заключение………………………………………………………………………….30

Список литературы…………………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

Курсовая1.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

      Производители в условиях монополистической конкуренции выпускают дифференцированную продукцию. При этом дифференциация продукта может принимать ряд различных форм. По этому поводу Э. Чемберлин писал: “Дифференциация может базироваться на определенных особенностях самого продукта, вроде таких, как особые запатентованные свойства - фабричные марки, фирменные названия, своеобразие упаковки или тары, или же таких, как индивидуальные особенности, относящиеся к качеству, форме, цвету или стилю. Дифференциация может существовать в отношении условий, сопутствующих продаже товара. В розничной торговле эти условия включают в себя такие факторы, как удобство местонахождения продавца, общая атмосфера или общий стиль, свойственные его заведению, его репутация как честного дельца, любезность, деловая сноровка и все личные узы, которые связывают его клиентов либо с ним самим, либо с теми, кто у него работает”2.

      Олигополия – рыночная структура, при которой большая часть выпускаемой продукции производится несколькими крупными фирмами. Отдельные олигополисты могут сами влиять на цену, как и при монополии, но цена определяется действиями, предпринимаемыми всеми продавцами, как и при совершенной конкуренции. Это обусловливает большую сложность решений олигополистов по сравнению с решениями фирм в других рыночных структурах. Каждой фирме приходиться вырабатывать решения не только относительно того, как будут реагировать покупатели на ее действия, но также и относительно того, как на это откликнуться другие фирмы в отрасли, поскольку их ответная реакция будет влиять на прибыли фирмы.

      Олигополии  могут быть однородными или дифференцированными, то есть в олигополистической отрасли могут производить стандартизированные или дифференцированные продукты.

      На  олигополистических рынках обычно существуют некоторые барьеры вхождения  в отрасль, но они не столь жестки для того, чтобы сделать его абсолютно невозможным.

      Рассмотрим  характерные черты монополии

      1. Монополия есть отрасль, состоящая  из одной фирмы. Одна фирма  является единственным производителем  данного продукта или единственным  поставщиком услуги.

      2. Из первого признака следует, что продукт монополии уникален и не существует хороших или близких заменителей.

      3. Фирма монополист осуществляет значительный контроль над ценой, манипулируя количеством предложенного продукта.

      4. Существование монополии зависит  от существования барьеров для вступления. Будь они экономическими, техническими, юридическими или другими, определенные препятствия должны существовать, чтобы удерживать новых конкурентов от вступления в отрасль, если монополия собирается продолжать свое существование. 

      1.4. Сущность и причины  возникновения монополий

      Монополия (греч. monos - один, poleo - продаю) - крупный  собственник, который захватывает  подавляющую часть рыночного  пространства в целях своего обогащения.

      Монополистические объединения сами и по своему усмотрению устанавливают рыночную цену на продаваемую ими продукцию.

      Профессора  Стенли Фишер, Рудигер Дорнбуш и  Ричард Шмалензи (США) так раскрывают механизм монополистического ценообразования: “монополисты не принимают цену как  данную. Их можно охарактеризовать как ценопроизводителей, ибо они принимают рыночную кривую спроса как данную и сами выбирают как цену, так и объем выпуска. Поскольку между ценой монополиста и уровнем выпуска не существует никаких взаимосвязей, то для монополиста не существует кривой предложения”3.

      Когда на рынке действует монопсония, скупающая  продукцию у производителей, то монопольная  цена имеет своим ориентиром кривую предложения. Но при господстве и  монополии, и монопсонии имеется  только одна кривая, а поэтому не образуется равновесная цена.

      Совершенно  очевидно, что с помощью произвольно  устанавливаемых цен монополии  собирают своего рода “дань” с других предпринимателей и населения. Чтобы удерживать столь выгодное положение на рынке, монополистические объединения экономическими и другими методами решительно расправляются с конкурентами. Опишем некоторые из этих способов.

      1. Хозяйственный бойкот - частичный  или полный отказ от экономических  связей с аутсайдерами (предприятиями,  не входящими в монополистическое  объединение). Монополии предлагают зависимым от них покупателям не приобретать товары других фирм, так как они якобы худшего качества.

      2. Демпинг - преднамеренная продажа  товаров по “бросовым” ценам  с целью разорения конкурента.

      3. Ограничение продажи товаров  самостоятельным (независимым от монополий) фирмам (например, уменьшение поставок нефти нефтеперерабатывающим заводам).

      4. Маневрирование ценами: монополия  повышает цены на продукты, сбываемые  мелким собственникам, и одновременно  применяет тайные скидки и  уступки в этом отношении для крупных покупателей.

      5. Использование финансовых средств  борьбы с конкурентами 

      6. Разорение конкурентов с целью  их “поглощения” и “присоединения”  к монополии. Последние применяют  широкий арсенал жестоких приемов:  подделывают продукцию конкурентов, нарушают патенты, копируют товарные и фирменные знаки, обманывают потребителей. Против своих рыночных противников многие фирмы применяют “промышленный шпионаж”.

      Большинство случаев монополии можно объяснить двумя основными причинами. Во-первых, есть тенденция к уменьшению количества продавцов в тех отраслях, для которых характерны значительные экономии от масштаба и уменьшаются издержки. В этих условиях крупным фирмам производство обходится дешевле, и они могут продавать свои продукты по более низкой цене, чем мелкие, что приводит к "вытеснению" последних из отрасли.

      Во-вторых, рынки имеют тенденцию к монополизации, когда существуют трудности для вступления новых конкурентов в отрасль. Так называемые "барьеры входа" могут возникать в результате государственного регулирования, ограничивающего количество фирм. В других случаях может быть просто слишком дорого для новых конкурентов "прорваться" в отрасль. 
 
 
 

      1.5. Виды монополий  и их роль на  рынке

      Существуют  разные виды монополий, которые можно  классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

      Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

      Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям.

      Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

      Различают пять основных форм монополистических  объединений.

      Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

      Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют собственность на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

      Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

      Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

      В 60-х годах в США и некоторых странах капитала появились конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.

      Опыт  показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль и захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.

      1.6. Новое в развитии  конкуренции и  монополии 

      на  рубеже XX-XXI столетий

      В XX в. особенно во второй его половине, в корне изменилось состояние  рынка. Однако в учении о рынке  эти изменения долгое время не получали адекватного отражения. Сторонники неоклассического направления экономической теории отстаивали устаревшую догму о совершенной конкуренции.

      Согласно  их взглядам рынок совершенной конкуренции  состоит их множества независимых  мелких фирм. Из-за своих небольших  размеров предприятия не могут влиять на рыночную цену. Они производят одинаковую продукцию. Покупатели имеют “совершенное знание” о качестве товаров, ценах и выгоде торговли. Совершенная конкуренция является чистой - не зависит от вмешательства государства и монополий.

      И вот в начале 30-х годов в  экономической теории произошла  своеобразная, по оценке некоторых  ученых, революция, которая покончила  с догмой о совершенной конкуренции. С решительной критикой новоконсервативной концепции конкуренции выступила  профессор Кембриджского университета Джоан Робинсон. В работе “Экономическая теория несовершенной конкуренции” (1933) она заявила: “Исследование различных закономерностей экономической теории принято начинать рассмотрением условий совершенной конкуренции, трактуя затем монополию как соответствующий особый случай... правильнее начинать исследование рассмотрением монополии, трактуя условия совершенной конкуренции как особый случай”4.

        Примечательно, что нынешние авторы  экономике в один голос заявляют, что сейчас почти не осталось и следа от совершенной конкуренции. Вот как об этом заявляют профессора П. Самуэльсон и В. Нордхаус: “В современной экономике совершенно конкурентные рынки встречаются редко - это скорее идеал, к которому можно стремиться, чем реальная действительность... В самом деле, многие рынки в современной экономике находятся во власти нескольких крупных фирм, иногда всего двух или трех. Добро пожаловать в мир, в котором мы живем, в мир несовершенной конкуренции”5.

Информация о работе Антимонопольная политика государства