Антимонопольная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе мы рассмотрим сущность конкуренции как основного механизма совершенной экономики; основные причины возникновения монополий; особенности современной монополизации экономики; действующее на Украине антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования, и проводимую на его основе антимонопольную политику.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Конкуренция и монополия

1.1. Сущность конкуренции как основного механизма совершенной

экономики…………………………………………………………………………….5

1.2. Совершенная и несовершенная конкуренция…………………………………7

1.3. Виды несовершенной конкуренции……………………………………………9

1.4. Сущность и причины возникновения монополий…………………………...11

1.5. Виды монополий и их роль на рынке………………………………………...13

1.6. Новое в развитии конкуренции и монополии

на рубеже ХХ – ХХІ столетий……………………………………………………..15

2 Антимонопольное регулирование

2.1. Антимонопольная политика…………………………………………………..18

2.2. Антимонопольное законодательство…………………………………………21

2.3. Антимонопольный комитет и его функции………………………………….23

2.4. Конкуренция и монополия в Украине. Деятельность Антимонопольного комитета Украины………………………………………………………………….26

Заключение………………………………………………………………………….30

Список литературы…………………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

Курсовая1.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования Украины

Одесский  Национальный университет им. И. И. Мечникова

Экономико-правовой факультет

Кафедра Экономики и управления 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

на тему: АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Студентка 1 курса 3 группы

Специальность «Менеджмент ВЭД»

Запорожец А. В. 

Научный руководитель:

К.э.н., доц. Столбуненко Н. Н. 
 
 
 
 
 
 
 

Одесса 2008

Оглавление 

№ стр.

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Конкуренция и монополия

1.1. Сущность  конкуренции как основного механизма совершенной

экономики…………………………………………………………………………….5

1.2. Совершенная  и несовершенная конкуренция…………………………………7

1.3. Виды несовершенной  конкуренции……………………………………………9

1.4. Сущность  и причины возникновения монополий…………………………...11

1.5. Виды монополий и их роль на рынке………………………………………...13

1.6. Новое в  развитии конкуренции и монополии 

на рубеже ХХ – ХХІ столетий……………………………………………………..15

2 Антимонопольное  регулирование

2.1. Антимонопольная  политика…………………………………………………..18

2.2. Антимонопольное  законодательство…………………………………………21

2.3. Антимонопольный комитет и его функции………………………………….23

2.4. Конкуренция и монополия в Украине. Деятельность Антимонопольного комитета Украины………………………………………………………………….26

Заключение………………………………………………………………………….30

Список литературы…………………………………………………………………32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

      В конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Возникла реальная угроза для функционирования конкуренции – этого необходимого атрибута рынка. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике. Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы.

      Проблемы  монополизации хозяйственной деятельности, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов в области экономики, но и широких слоев населения государства.

      Особенно эти проблемы стали явными в Украине с начала 90-х годов. Нашей стране в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов в промышленности. В связи с таким обстоятельством особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже существующих на рынке монополий. Без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех в переходе к рыночной экономике.

      В Украине процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как в ранеесуществующей командно-административной системе практически исключалось наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности. Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы в области регулирования монопольных процессов и конкуренции, понимание населением Украины необходимости экономических реформ в данной сфере. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.

      Антимонопольная политика, безусловно, очень важна  для экономики государства.  Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.

      В данной курсовой работе мы рассмотрим сущность конкуренции как основного механизма совершенной экономики; основные причины возникновения монополий; особенности современной монополизации экономики;  действующее на Украине антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования, и проводимую на его основе антимонопольную политику.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава І. Конкуренция и монополия

      1.1. Сущность конкуренции как основного механизма совершенной экономики

      Конкуренция (лат. concurrere - состязаться) – состязание между производителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынка сбыта, источники сырья. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Конкуренция является весьма действенным механизмом стихийного регулирования пропорций общественного производства. Она выступает одним из основных законов рыночного хозяйствования.

     Но  понятие конкуренции настолько  многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.

     Следствием  конкуренции является, с одной  стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой  - повышение эффективности хозяйственной  деятельности, ускорение НТП.

Смелые  и дальновидные предприниматели, рискуя своим имуществом, делают открытия большого хозяйственного значения: изобретают и внедряют новинки техники и технологии, находят более эффективные формы организации труда и производства, способы экономного использования ресурсов. Тем самым для всех прокладывается дорога к научно-техническому и экономическому прогрессу. Лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек сделал важное обобщение: общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей. Вот вывод, замечательно подтвержденный всей историей цивилизации. Конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи1.

     Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации, которые не могут управляться  организацией.

      Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям:

а) по масштабам  развития;

б) по своему характеру;

в) по методам  соперничества.

      По  масштабам развития конкуренция  может быть: 

1) индивидуальной (один участник рынка стремится  выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);

2) местной  (ведется среди товаровладельцев  какой-то территорий);

3) отраслевой (в одной из отраслей рынка  идет борьба за получение наибольшего  дохода);

4) межотраслевой  (соперничество представителей разных  отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей);

5) национальной (состязание отечественных товаровладельцев внутри страны);

6) глобальной (борьба предприятий разных стран  на мировом рынке).

      По  методам ведения рыночное соперничество  делится:

1) на  ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен);

2) неценовое  (победу одерживают путем повышения  качества продукции, лучшего обслуживания  покупателей и т. п.).

      В зависимости от типа рынка:

1) совершенная;

2) несовершенная.

      1.2. Совершенная и несовершенная конкуренция

      Совершенная конкуренция –  рынок, состоящий из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляет незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, но должна «соглашаться с ценой», принимать ее как заданный параметр.

      Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях.

      Существует  свобода входа и выхода: любая  фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.

      Колебания цены могут быть довольно интересными  – сравните цену яблок в конце  лета и весной, - но разница в цене эта не результат действия отдельных  продавцов, а процесс взаимодействия спроса и предложения на рынке.

      Этот  вид конкуренции является наиболее благоприятной для оптимального функционирования рыночного механизма.

      На  практике совершенная конкуренция  в чистом виде – явление редкое не только в ХХІ столетии, но и предыдущих веках, т.к. вероятность соблюдения условий совершенной конкуренции чрезвычайно мала. Таким образом, в реальной жизни чаще всего существует несовершенная конкуренция.

      Несовершенная конкуренция  существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий.

      Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется  хотя бы одно из условий чистой конкуренции.

      На  большинстве реальных рынков подавляющая  часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка: производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение должна быть своевременной. Конкурентные отношения такого типа изучаются теорией несовершенной конкуренции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.3. Виды несовершенной конкуренции

      В теории выделяют различные виды рынков с несовершенной конкуренцией: монополистическая  конкуренция, олигополия, монополия.

      Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.

      Рассмотрим  несколько важных признаков монополистической конкуренции. Во-первых, каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, поэтому она имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой. Кроме того, наличие сравнительно большого числа фирм к тому же гарантирует, что тайный сговор, согласованные действия фирм с целью ограничения объема производства и искусственного повышения цен, почти невозможен. Наконец, при многочисленности фирм в отрасли нет ощущения взаимной зависимости между ними и каждая фирма определяет свою политику, не учитывая реакцию со стороны конкурентов.

Информация о работе Антимонопольная политика государства