Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 16:52, курсовая работа
В данной курсовой работе мы рассмотрим сущность конкуренции как основного механизма совершенной экономики; основные причины возникновения монополий; особенности современной монополизации экономики; действующее на Украине антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования, и проводимую на его основе антимонопольную политику.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Конкуренция и монополия
1.1. Сущность конкуренции как основного механизма совершенной
экономики…………………………………………………………………………….5
1.2. Совершенная и несовершенная конкуренция…………………………………7
1.3. Виды несовершенной конкуренции……………………………………………9
1.4. Сущность и причины возникновения монополий…………………………...11
1.5. Виды монополий и их роль на рынке………………………………………...13
1.6. Новое в развитии конкуренции и монополии
на рубеже ХХ – ХХІ столетий……………………………………………………..15
2 Антимонопольное регулирование
2.1. Антимонопольная политика…………………………………………………..18
2.2. Антимонопольное законодательство…………………………………………21
2.3. Антимонопольный комитет и его функции………………………………….23
2.4. Конкуренция и монополия в Украине. Деятельность Антимонопольного комитета Украины………………………………………………………………….26
Заключение………………………………………………………………………….30
Список литературы…………………………………………………………………32
Что же это за новый мир? Его можно понять, если выявить новые тенденции, которые свойственны развитию монополий и конкуренции во второй половине XX в.
Первая тенденция - к усилению монополизации рынка. Научно-техническая революция вызвала переход к гораздо более высокому уровню укрупнения хозяйства (к объединению предприятий в различные хозяйственные комплексы). Централизация производства привела к образованию мощных естественных монополий, охватывающих национальное экономическое пространство. В макроэкономике возник монополистический по своей природе государственный сектор.
Вторая
тенденция - к обострению конкуренции.
Научно-техническая революция
Стало быть, на исходе XX столетия сложилась парадоксальная ситуация.
На рынке одновременно усиливают свои позиции прямо противоположные виды взаимодействия субъектов хозяйствования. Спрашивается: к каким последствиям приводит столкновение двух указанных тенденций?
Во-первых, в корне меняется экономическая роль многих монополий. Для конца XIX - первой половины XX в. традиционным было стремление монополий тормозить применение научно-технических новинок, чтобы не допускать снижения рыночных цен. Но сейчас крупные хозяйственные объединения становятся легальными монополиями, используя в течение определенного срока патентное право для обновления технологии. Профессора С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи отмечают: “...правительства большинства стран в целях ускорения технического прогресса предоставляют изобретателям права на временные монополии. В Соединенных Штатах патенты обеспечивают монопольные права в течение 17 лет... Законы, охраняющие профессиональные секреты, иногда дают толчок к развитию даже монополий-“долгожителей”6.
Во-вторых,
внедрение достижений научно-технической
революции требует крупных
В-третьих, в последние годы важное значение приобрело участие крупных хозяйственных объединений в глобальной конкуренции, направленной на завоевание мирового рыночного пространства.
При подитоживании процесса развития конкуренции и монополии на рубеже XX-XXI столетий перед нами развертывается современная панорама взаимоотношений субъектов рынка. Она включает следующие элементы:
1.
Сравнительно небольшие
2.
Острое противоборство
3. Соперничество между крупными монополиями на национальном и мировом рынках.
4. Государственное ограничение монополистической деятельности и защита конкуренции в ее цивилизованных формах.
Важно подчеркнуть, что в западных странах сейчас нет крайних состояний рынка: ни свободной конкуренции, ни чистой, ничем не ограниченной монополии, охватывающей все национальное хозяйство.
Глава ІІ. Антимонопольное регулирование
2.1. Антимонопольная политика
История развития монополий является одновременно и историей борьбы с ними. Негативные результаты монополизации проявляются сразу, и это особенно ощущают широкие слои населения. Вокруг монополий формируется негативное общественное мнение, которое требует государственной защиты потребителей от деятельности монополистов, ограничения деятельности других.
Накопленный опыт и научные обобщения помогли обществу понять все “плюсы” и “минусы” монополий, выработать по отношению к ним определенную политику, которая получила название антимонопольной.
Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство не имеют целью запрещение или ликвидацию монопольных образований. Реальное задание антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить деятельность монополии на государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением.
Главная
цель этого вмешательства
1) предупреждение создания монополий;
2)
ограничение использования
Для
проведения антимонопольной политики
государство создает
Безусловно, от проведения антимонопольной политики в нынешних тяжелых экономических условиях чудес ожидать не приходится. Но очень важно, чтобы проведение антимонопольной политики завоевало доверие и поддержку населения, чтобы люди знали, что они могут обратиться в антимонопольные службы со своими проблемами. Необходимо убедить людей, что свободная конкуренция является добром для всех.
Необходимость антимонопольной политики легко понять сравнивая удобные для покупателя условия на рынке, и ситуацию, которая возникает на рынке вследствие появления на нем монополиста:
1) Необходимость выбора. Каждый покупатель нуждается в возможности выбора товара или услуги, которую он хочет приобрести. Если же на рынке товара присутствует монополист, то вполне вероятна такая, ситуация когда покупатель будет лишен возможности выбора.
2) Покупатель заинтересован в том, чтобы цена на товар была как можно ниже. Эта проблема также связана с отсутствием выбора – есть только один вид товара по данной цене - либо покупаешь, либо нет. Монополист естественно поставит цену выше, чем та цена, которая была бы в условиях конкурентного рынка.
3) Покупатель заинтересован в высоком качестве покупаемых товаров и услуг. В принципе монополист понимает, что если он будет выпускать некачественные товары и услуги спрос на них может упасть, но существует такие товары и услуги, без которых не может прожить не один человек, и производя такую продукцию монополист может снизить качество выпускаемой продукции, с целью получения большей прибыли.
4) Покупатель заинтересован в постоянном улучшении покупаемой продукции. В конкурентном рынке почти каждый день выходит усовершенствованный вид товара или услуги. Но на монополистическом рынке не будет наблюдаться такого прогресса, т.к. товар и так будет покупаем, то зачем монополисту вкладывать деньги в постоянные исследования – их просто можно проводить намного реже. Все исследования на монополистическом рынке, скорее всего, связанны с уменьшением себестоимости выпускаемого товара.
5) Присутствие монополистов на рынке в конце концов вызывает сосредоточение большого капитала в руках одного человека или же группы людей, что создает социальный барьер между богатыми и бедными. Сюда же модно отнести и ту проблему, что монополист не дает развиваться мелкому и среднему бизнесу на своем рынке так как в его руках сосредоточенна основная власть.
6) Монополист понимает, что если он просто повысит цену на товар, то спрос на этот товар упадет, а следовательно упадет и выручка монополиста. Но свой доход он может поднять другим способом: он может снизить количество выпускаемой продукции. Вследствие этого спрос на продукцию возрастет и монополист сможет повысить цену без ущерба для своего дохода.
Вследствие
всего вышесказанного можно сделать
вывод, что присутствие монополии
на рынке товара или услуги оказывает
неблагоприятное влияние на экономическое
положение в стране. В итоге
при такой ситуации выгоду получает
лишь сам монополист. Следовательно можно
говорить о необходимости ведения антимонопольной
политике в любом государстве, не только
убирая монополии с рынка, но и предупреждая
их появление.
2.2. Антимонопольное законодательство
Антимонопольное законодательство – совокупность нормативных актов (правовых норм), регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов, направленных на создание, развитие, поддержание конкурентной среды, предупреждение, пресечение антиконкурентной практики. В современном мире антимонопольное законодательство и проводимая на его основе антимонопольная политика являются одним из важнейших средств государственного регулирования экономики, в силу чего антимонопольное законодательство признается самостоятельной отраслью законодательства.
Формирование и становление антимонопольного законодательства на Украине приходится на начало 90-х годов, когда были приняты Законы Украины "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности", "Об Антимонопольном комитете Украины". Эти нормативно-правовые акты создали первые серьезные предпосылки для становления на Украине конкурентного законодательства, которые впоследствии были сформулированы в статье 42 Конституции Украины, закрепившей государственные гарантии защиты конкуренции в предпринимательской деятельности.
Вместе с тем, длительное время конкурентное (точнее, антимонопольное) законодательство не отличалось высокой эффективностью, хотя в целом именно на его основе были осуществлены важные мероприятия по демонополизации экономики и формированию конкурентных отношений. Это объясняется тем, что вплоть до недавнего времени антимонопольное законодательство ставило перед собой задачи, концептуально отличающиеся от задач современного конкурентно-правового регулирования национальной экономики.
Закон
Украины "Об ограничении монополизма
и недопущении недобросовестной
конкуренции в
Тем не менее, системное и полномасштабное обновление конкурентного законодательства было начато только в последние годы. На фоне многочисленных изменений к законам "Об Антимонопольном комитете Украины", "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности", "О защите от недобросовестной конкуренции" и другим подзаконным актам украинский законодатель, наконец, предпринял гораздо более значимые шаги: в 2000 году был принят Закон Украины "О естественных монополиях", а со 2 марта 2002 года вступил в силу Закон Украины "О защите экономической конкуренции".
Таким
образом, можно констатировать, что
сегодня уже создана
2.3. Антимонопольный комитет Украины
26
ноября 1993 года вступил в силу
Закон “Об Антимонопольном