Антимонопольная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе мы рассмотрим сущность конкуренции как основного механизма совершенной экономики; основные причины возникновения монополий; особенности современной монополизации экономики; действующее на Украине антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования, и проводимую на его основе антимонопольную политику.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Конкуренция и монополия

1.1. Сущность конкуренции как основного механизма совершенной

экономики…………………………………………………………………………….5

1.2. Совершенная и несовершенная конкуренция…………………………………7

1.3. Виды несовершенной конкуренции……………………………………………9

1.4. Сущность и причины возникновения монополий…………………………...11

1.5. Виды монополий и их роль на рынке………………………………………...13

1.6. Новое в развитии конкуренции и монополии

на рубеже ХХ – ХХІ столетий……………………………………………………..15

2 Антимонопольное регулирование

2.1. Антимонопольная политика…………………………………………………..18

2.2. Антимонопольное законодательство…………………………………………21

2.3. Антимонопольный комитет и его функции………………………………….23

2.4. Конкуренция и монополия в Украине. Деятельность Антимонопольного комитета Украины………………………………………………………………….26

Заключение………………………………………………………………………….30

Список литературы…………………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

Курсовая1.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

      Что же это за новый мир? Его можно  понять, если выявить новые тенденции, которые свойственны развитию монополий и конкуренции во второй половине XX в.

      Первая  тенденция - к усилению монополизации  рынка. Научно-техническая революция вызвала переход к гораздо более высокому уровню укрупнения хозяйства (к объединению предприятий в различные хозяйственные комплексы). Централизация производства привела к образованию мощных естественных монополий, охватывающих национальное экономическое пространство. В макроэкономике возник монополистический по своей природе государственный сектор.

      Вторая  тенденция - к обострению конкуренции. Научно-техническая революция необыкновенно  ускорила совершенствование технической  базы производства. В связи с этим резко усилилось соперничество, особенно в области внедрения  новейших достижений техники и технологии. Такая конкуренция стала поистине глобальной, охватывая все страны с открытой экономикой.

      Стало быть, на исходе XX столетия сложилась  парадоксальная ситуация.

На рынке  одновременно усиливают свои позиции  прямо противоположные виды взаимодействия субъектов хозяйствования. Спрашивается: к каким последствиям приводит столкновение двух указанных тенденций?

      Во-первых, в корне меняется экономическая  роль многих монополий. Для конца XIX - первой половины XX в. традиционным было стремление монополий тормозить применение научно-технических новинок, чтобы не допускать снижения рыночных цен. Но сейчас крупные хозяйственные объединения становятся легальными монополиями, используя в течение определенного срока патентное право для обновления технологии. Профессора С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи отмечают: “...правительства большинства стран в целях ускорения технического прогресса предоставляют изобретателям права на временные монополии. В Соединенных Штатах патенты обеспечивают монопольные права в течение 17 лет... Законы, охраняющие профессиональные секреты, иногда дают толчок к развитию даже монополий-“долгожителей”6.

      Во-вторых, внедрение достижений научно-технической  революции требует крупных материальных затрат. Как правило, такие затраты не способны осуществлять мелкие предприятия, типичные для свободной конкуренции. В отличие от этого именно монополии, используя высокие доходы, могут в своей отрасли добиться первенства в научно-техническом прогрессе.

      В-третьих, в последние годы важное значение приобрело участие крупных хозяйственных объединений в глобальной конкуренции, направленной на завоевание мирового рыночного пространства.

      При подитоживании процесса развития конкуренции и монополии на рубеже XX-XXI столетий перед нами развертывается современная панорама взаимоотношений субъектов рынка. Она включает следующие элементы:

      1. Сравнительно небольшие остатки  свободной конкуренции.

      2. Острое противоборство монополий  с аутсайдерами (независимыми мелкими  и средними хозяевами).

      3. Соперничество между крупными монополиями на национальном и мировом рынках.

      4. Государственное ограничение монополистической деятельности и защита конкуренции в ее цивилизованных формах.

      Важно подчеркнуть, что в западных странах  сейчас нет крайних состояний  рынка: ни свободной конкуренции, ни чистой, ничем не ограниченной монополии, охватывающей все национальное хозяйство.

         Глава ІІ. Антимонопольное регулирование

         2.1. Антимонопольная политика

     История развития монополий  является одновременно и историей борьбы с ними. Негативные результаты монополизации проявляются сразу, и это особенно ощущают широкие слои населения. Вокруг монополий формируется негативное общественное мнение, которое требует государственной защиты потребителей от деятельности монополистов, ограничения деятельности других.

     Накопленный опыт и научные обобщения помогли  обществу понять все “плюсы” и  “минусы” монополий, выработать по отношению  к ним определенную политику, которая  получила название антимонопольной.

     Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство не имеют целью запрещение или ликвидацию монопольных образований. Реальное задание антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить деятельность монополии на  государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением.

     Главная цель этого вмешательства заключается  в защите и сохранении свободной конкуренции, которой угрожают монопольные тенденции. Конкретно можно сформулировать такие цели: ограничение монополий, поддержка и содействие малому бизнесу, защита прав потребителя. Существуют две основные формы борьбы с монополиями:

     1) предупреждение создания монополий;

     2) ограничение использования монопольной  власти.

     Для проведения антимонопольной политики государство создает антимонопольные  службы, основной задачей которых  является контроль монополистических  тенденций в стране. На Украине единственной монопольной службой государства, кроме самого государства, является Антимонопольный комитет Украины.

     Безусловно, от проведения антимонопольной политики в нынешних тяжелых экономических  условиях чудес ожидать не приходится. Но очень важно, чтобы проведение антимонопольной политики завоевало доверие и поддержку населения, чтобы люди знали, что они могут обратиться в антимонопольные службы со своими проблемами. Необходимо убедить людей, что свободная конкуренция является добром для всех.

     Необходимость антимонопольной политики легко понять сравнивая удобные для покупателя условия на рынке, и ситуацию, которая возникает на рынке вследствие появления на нем монополиста:

      1) Необходимость выбора. Каждый покупатель нуждается в возможности выбора товара или услуги, которую он хочет приобрести. Если же на рынке товара присутствует монополист, то вполне вероятна такая, ситуация когда покупатель будет лишен возможности выбора.

  2) Покупатель заинтересован в том, чтобы цена на товар была как можно ниже. Эта проблема также связана с отсутствием выбора – есть только один вид товара по данной цене - либо покупаешь, либо нет. Монополист естественно поставит цену выше, чем та цена, которая была бы в условиях конкурентного рынка.

      3) Покупатель заинтересован в высоком качестве покупаемых товаров и услуг. В принципе монополист понимает, что если он будет выпускать некачественные товары и услуги спрос на них может упасть, но существует такие товары и услуги, без которых не может прожить не один человек, и производя такую продукцию монополист может снизить качество выпускаемой продукции, с целью получения большей прибыли.

      4) Покупатель заинтересован в постоянном улучшении покупаемой продукции. В конкурентном рынке почти каждый день выходит усовершенствованный вид товара или услуги. Но на монополистическом рынке не будет наблюдаться такого прогресса, т.к. товар и так будет покупаем, то зачем монополисту вкладывать деньги в постоянные исследования – их просто можно проводить намного реже. Все исследования на монополистическом рынке, скорее всего, связанны с уменьшением себестоимости выпускаемого товара.

      5) Присутствие монополистов на  рынке в конце концов вызывает  сосредоточение большого капитала в руках одного человека или же группы людей, что создает социальный барьер между богатыми и бедными. Сюда же модно отнести и ту проблему, что монополист не дает развиваться мелкому и среднему бизнесу на своем рынке так как в его руках сосредоточенна основная власть.

      6) Монополист понимает, что если  он просто повысит цену на  товар, то спрос на этот товар упадет, а следовательно упадет и выручка монополиста. Но свой доход он может поднять другим способом: он может снизить количество выпускаемой продукции. Вследствие этого спрос на продукцию возрастет и монополист сможет повысить цену без ущерба для своего дохода.

      Вследствие  всего вышесказанного можно сделать  вывод, что присутствие монополии  на рынке товара или услуги оказывает  неблагоприятное влияние на экономическое  положение в стране. В итоге  при такой ситуации выгоду получает лишь сам монополист. Следовательно можно говорить о необходимости ведения антимонопольной политике в любом государстве, не только убирая монополии с рынка, но и предупреждая их появление. 
 
 
 

2.2. Антимонопольное законодательство

      Антимонопольное законодательство – совокупность нормативных актов (правовых норм), регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов, направленных на создание, развитие, поддержание конкурентной среды, предупреждение, пресечение антиконкурентной практики. В современном мире антимонопольное законодательство и проводимая на его основе антимонопольная политика являются одним из важнейших средств государственного регулирования экономики, в силу чего антимонопольное законодательство признается самостоятельной отраслью законодательства.

      Формирование и становление антимонопольного законодательства на Украине приходится на начало 90-х годов, когда были приняты Законы Украины "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности", "Об Антимонопольном комитете Украины". Эти нормативно-правовые акты создали первые серьезные предпосылки для становления на Украине конкурентного законодательства, которые впоследствии были сформулированы в статье 42 Конституции Украины, закрепившей государственные гарантии защиты конкуренции в предпринимательской деятельности.

      Вместе  с тем, длительное время конкурентное (точнее, антимонопольное) законодательство не отличалось высокой эффективностью, хотя в целом именно на его основе были осуществлены важные мероприятия по демонополизации экономики и формированию конкурентных отношений. Это объясняется тем, что вплоть до недавнего времени антимонопольное законодательство ставило перед собой задачи, концептуально отличающиеся от задач современного конкурентно-правового регулирования национальной экономики.

      Закон Украины "Об ограничении монополизма  и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской  деятельности" был принят и применялся как нормативный акт, призванный регулировать конкурентные отношения  не в условиях существования здоровой рыночной конкуренции, а в период поэтапной демонополизации и разгосударствления экономики. Учитывая рост предпринимательской активности на Украине, наметившийся с середины 90-х годов, нормы постсоветского законодательства уже не могли эффективно применяться и адекватно восприниматься ни хозяйствующими субъектами, ни представителями органов государственной власти, в том числе Антимонопольного комитета Украины.

      Тем не менее, системное и полномасштабное  обновление конкурентного законодательства было начато только в последние годы. На фоне многочисленных изменений к законам "Об Антимонопольном комитете Украины", "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности", "О защите от недобросовестной конкуренции" и другим подзаконным актам украинский законодатель, наконец, предпринял гораздо более значимые шаги: в 2000 году был принят Закон Украины "О естественных монополиях", а со 2 марта 2002 года вступил в силу Закон Украины "О защите экономической конкуренции".

      Таким образом, можно констатировать, что  сегодня уже создана определенная законодательная база, отвечающая современным  социально-экономическим условиям и минимально необходимая для  развития конкурентных отношений на Украине. И все же проблем по-прежнему остается немало.  
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Антимонопольный комитет Украины

      26 ноября 1993 года вступил в силу  Закон “Об Антимонопольном комитете”,  который юридически определил  полномочия Антимонопольного комитета, объединяющего контрольно-наблюдательные и судебные функции.

Информация о работе Антимонопольная политика государства