Антимонопольная деятельность в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования выступает антимонопольная политика государства.
Предмет исследования – антимонопольное регулирование в Республике Беларусь.
Целью данной курсовой работы ставится исследование антимонопольной политики государства.
В ходе выполнения работы были поставлены следующие задачи:
Выявить причины и необходимость антимонопольного регулирования;
Изучить понятие и основные тенденции развития антимонопольной политики государства;
Исследовать необходимость антимонопольной политики в РБ;
Рассмотреть эффективность антимонопольной политики в Беларуси
Рассмотреть возможности развития и совершенствования антимонопольной политики в РБ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ, НАПРАВЛЕНИЯ 6
1.1 Монополия: понятие, основные черты, виды 6
1.2 Антимонопольная политика: её необходимость, сущность, направления 13
2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 23
2.1 Становление антимонопольной политики в Республике Беларусь 23
2.2 Основные направления антимонопольной политики в Республике Беларусь 30
2.3 Современные черты антимонопольной политики в Республике Беларусь 36
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 54

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 108.48 Кб (Скачать)

Можно выделить три основных наблюдающихся в мире тенденции  развития антимонопольной политики: 1) Приобретение политикой сетевого (децентрализованного) характера. В этом направлении возникла международная общественная организация «Международная конкурентная сеть», которая была создана для более эффективного сотрудничества по улучшению антимонопольного регулирования в мировом сообществе. Это единственный международный орган, занимающийся вопросами антимонопольного законодательства. 2) Ужесточение норм в отношении картелей – в этом направление разработан и принят в 2004 году Советом ОЭСР Рекомендаций по эффективным действиям против «злостных» картелей, который предписывает ужесточение санкций по отношению к картелям, усиление сотрудничества между ведомствами стран-членов организации. 3) Введение ограничений для государств (правительства) в части предоставления льгот. Здесь был предложен «Модельный закон о конкуренции», где одной из наиболее значимых новаций является определение понятия государственной помощи как особой разновидности антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления, введение запрета предоставление льгот.

3 Антимонопольная политика в развитых странах представляет собой гибкую систему постоянно действующих, мобильно перестраиваемых мер и санкций, носящих запретительный, ограничительный и поощрительный характер. В целом можно выделить два основных типа антимонопольного законодательства - американское и западноевропейское. Американский тип законодательства отвергает любую форму монополистического сговора или союза. Западноевропейский тип законодательства является более либеральным - в нем объектом противодействия выступают не всякие монополии, а лишь те из них, которые существенно ограничивают возможности конкуренции в том или ином секторе рынка. В последние годы контроль за деятельностью монополий введен на общеевропейском уровне. Регулирование конкуренции в Европейском Союзе (ЕС) в настоящее время происходит в рамках Единой согласованной политики в области конкуренции. При ЕС создана Комиссия по контролю слияний.

Проведение в жизнь  антимонопольного законодательства осуществляется в административном, судебном или  смешанном порядке. Органы, проводящие антимонопольную политику, действуют, как правило, через судебную систему. Во всех странах антимонопольную политику проводят органы центральной исполнительной власти. Иногда это специальные агентства и комиссии. Законы предусматривают процедуры расследования дел, правила посредничества в решении конфликтов, штрафные санкции, а также передачу дел в суды, если конфликт не удается разрешить в административном порядке.

Российские монополии в большинстве  своем естественные, которые остались в наследство от государственного монополизма социалистической экономики, и формировались по координально иному пути, нежели зарубежные. Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий в РФ состоит в государственном контроле над ценообразованием на естественно-монопольные товары и за объемом их производства. Наряду с естественными монополии существуют и искусственно созданные. Самыми важными из всех мер антимонопольной политики для России оказались ограничительные меры.

  1. В Республике Беларусь нынешняя система хозяйствования унаследовала экономику с высокой степенью монополизации. Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением Республике Беларусь необходимости экономических реформ в данной сфере.
  2. В настоящее время антимонопольная политика направлена на регулирование естественных монополий, где действует Закон РБ « О естественных монополиях». Принимаются постановления, улучшающие эффективность работы закона. Также разрабатываются и претворяются в жизнь реформы, призванные снизить влияние естественных монополий на экономику республики. Об эффективности антимонопольного регулирования можно судить по проведению демонополизации в сфере искусственных монополий, в ходе которой происходило разгосударствление и разукрупнение. На сегодняшний день в РБ существует многокомплексный подход по выявлению и пресечению деятельности монополий во всех отраслях экономики.
  3. Антимонопольная служба Беларуси еще очень молода, но уже сделаны ее первые шаги к нормализации ситуации по данным проблемам, принят Указ Президента № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции», перенимается опыт по улучшению конкурентной среды и борьбы с монополиями в развитых странах. Республика Беларусь принимает участие во всевозможных встречах и конференциях, проводимых по совершенствованию антимонопольного регулирования.

Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное законодательство и антимонопольную политику РБ как необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой толике от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением. Есть еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений - не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий - губительный. Намного больше предстоит сделать, и эти действия должны осуществляться одновременно с усовершенствованием антимонопольного законодательства Беларуси. В данном направлении нужно обратить особое внимание на более чем вековой опыт антимонопольного законодательства США и на антимонопольную практику других развитых стран.

Окончательная цель заключается  в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат  более высокое качество товара или  услуги, относительно более низкие цены и своевременную сменяемость  ассортимента.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. О противодействии монополистической  деятельности и развитии конкуренции: Закон Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г. N 2034-XII в редакции закона от 5 января 2008 № 317-З // Национальный  реестр  правовых  актов  Республики  Беларусь 2008 г., № 14, 2/1414

 

  1. О естественных монополиях: Закон Республики Беларусь от 16.12.2002 г. № 162-З в редакции Закона Республики Беларусь от 4 января 2010г. №109-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 17, 2/1661
  2. О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции: указ Президента Республики Беларусь от 13.10.2009 № 499 // Национальный  реестр  правовых  актов  Республики  Беларусь 14 октября 2009 г. N 1/11042
  3. Инструкция по выявлению монопольных цен: постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28.04.2000 г. № 10 // Национальный  реестр  правовых  актов  Республики  Беларусь 15.05.2000 №8/3471

 

  1. Положение о Государственном реестре  хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках: постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 07.07.2000 г. № 13 // Национальный  реестр  правовых  актов  Республики  Беларусь 24 июля 2000 г. N 8/3751
  2. Об утверждении Инструкции по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках: постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 17.10.2002 г. № 229 // Национальный  реестр  правовых  актов  Республики  Беларусь 25.10.2002 №8/8695

 

  1. Положение о Государственном реестре  субъектов естественной монополии: постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 23.04.2003 №98 // Национальный  реестр  правовых  актов  Республики  Беларусь 30 апреля 2003 г. N 8/9470
  2. Беспалов С.А. Монополиям – бой. // «Экономика. Финансы. Управление» №11 2009, стр. 10-12
  3. Вабищевич С.С. Правовое регулирование хозяйственной деятельности: учеб. Пособие / С.С.Вабищевич, И.А.Маньковский. – Мн.: Выш. шк., 2008
  4. Государственное управление: опыт, проблемы, пути решения / под ред. В.В.Русакевича, А.Г.Шрубенко, В.М.Михеева и др. – Мн.: Беларусь, 2001

 

  1. Дмитрович Н. Привлечение иностранных  инвестиций. Форум «БВ»//Банковский вестник от 07.2010
  2. Головачев А.С. Микроэкономика: Курс лекций / Головачев А.С., Головачева И.В., Лутохина Э.А.– 2-е стер.изд. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005.
  3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд - М. Инфра-М, 2004
  4. Манюк Т. Энергетике объявлена реформа.// «Наше мнение» от 09.09.2010
  5. Нац. стратегия устойчивого соц.-эконом. развития РБ на период до 2020г./ Нац. комиссия по устойчивому развитию РБ, редкол.: Я.М.Александрович (и др.) .-Минск: Юнипак, 2004
  6. Национальная экономика Беларуси: учеб. пособие/ под общ. ред. В.И.Шимова.- Минск: БГЭУ, 2005
  7. Новиков В. Российский Антитраст: Антимонопольное ретро.// «Ведомости» №123 от 07.07.2010
  8. Пилипцов Н. Ценовое соглашение с монополистами как новое оружие антимонопольных органов. // «Налоговый вестник» №20 2009, стр. 13-14
  9. Полоник С.С. Проблемы и перспективы социально-экономического развития РБ.// «Белорусский экономический журнал» №1 2006, стр. 4-21
  10. Санько Г.Г. Монополизм и конкуренция. - Мн.: БГЭУ, 2000
  11. Титович А.А. Разгосударствление и приватизация в Беларуси: опыт, проблемы, перспективы /А.А.Титович, А.Н.Сычев. – Мн.: Изд. центр БГУ, 2002
  12. Шимов В.Н. Беларусь: от экономического кризиса к устойчивому росту. // «Социология» №3 2006, стр. 5-15

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение  А

 

 

 

Приложение Б

 

Анализ естественных монополий  по отраслям согласно Государственному Реестру субъектов естественных монополий №01-2010 (е) от 18 января 2010г. Республиканский уровень.

В отрасли химической и  нефтехимической промышленности (услуги по транспортировке нефти, нефтепродуктов и газа по трубопровода) насчитывается 10 естественных монополий, все из которых включены в Государственный Реестр субъектов естественных монополий 27.06.2003.

В отрасли промышленности по услугам по электро-, тепло-, водоснабжению  и водоотведению – 6 естественных монополий, все из которых включены в Государственный Реестр субъектов естественных монополий 20.06.2003.

В отрасли экономики: связь  и коммуникации насчитывается 2 естественные монополии («Белпочта», «Белтелеком»), включенные в Государственный Реестр субъектов естественных монополий 12.04.2005.

В отрасли экономики: транспорт  и коммуникации включено 11 естественных монополий, 10 из которых включены в  Государственный Реестр субъектов  естественных монополий 23.06.2003, а Белорусская  железная дорога, как субъект естественных монополий включена 17.01.2006.

Всего естественных монополий  в Республике Беларусь на 18 января 2010 года насчитывается 29.

На региональном уровне (г. Минск и Минская область)

В отрасли химической и  нефтехимической промышленности (услуги по транспортировке нефти, нефтепродуктов и газа по трубопровода) существует 3 естественные монополии (ОАО «Белтрансгаз», «Мингаз», «Минскоблгаз») все из которых включены в Государственный Реестр субъектов естественных монополий 27.06.2003.

В отрасли промышленности по услугам по электро-, тепло-, водоснабжению  и водоотведению – 1 естественная монополия («Минскэнерго»), которая включена в Государственный Реестр субъектов естественных монополий 20.06.2003.

В отрасли экономики: связь  и коммуникации насчитывается 2 естественные монополии («Белпочта», «Белтелеком»), включенные в Государственный Реестр субъектов естественных монополий 12.04.2005.

В отрасли экономики: транспорт  и коммуникации включено 5 естественных монополий, 4 из которых включены в  Государственный Реестр субъектов  естественных монополий 23.06.2003, а Белорусская  железная дорога, как субъект естественных монополий включена 17.01.2006.

Анализ хозяйствующих  субъектов, занимающих доминирующее положение  на товарных рынках по отраслям экономики  согласно Государственному Реестру  №01-2010 (д) от 18 января 2010г по состоянию на 01.07.2010. Республиканский уровень.

В отрасли черной металлургии  насчитывается 4 хозяйствующих субъекта, занимающие доминирующее положение. Это  «Белорусский металлургический завод», «Молодечненский завод порошковой металлургии», ОАО «Завод горного  воска», «Минский завод отопительного  оборудования».

В сфере химической и нефтехимической  промышленности – 19 хозяйствующих  субъекта, занимающие доминирующее положение, 1 из которых исключен из Государственного Реестра с 26.03.2010 ОАО «Несвижский завод медицинских препаратов».

В сфере машиностроение и  металлообработка – 56 хозяйствующих  субъекта, занимающие доминирующее положение, 8 из которых исключены из Государственного Реестра с 26.03.2010.

В сфере лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности – 4 хозяйствующих субъекта, занимающие доминирующее положение: ОАО «Белорусские обои», ОАО «Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат», ЗАО «Пинскдрев», «Альбертин» ОАО.

В промышленности строительных материалов – 14 хозяйствующих субъекта, занимающие доминирующее положение, 1 из которых исключен из Государственного Реестра: ОАО «Спецжелезобетон» с 26.03.2010.

В стекольной и фарфорово-фаянсовой  промышленности – 2 хозяйствующих субъекта, занимающие доминирующее положение: ОАО  «Гомельстекло», ОАО «Гродненский стеклозавод».

В легкой промышленности – 13 хозяйствующих субъекта, занимающие доминирующее положение.

Информация о работе Антимонопольная деятельность в Республике Беларусь