Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:52, курсовая работа
Объектом исследования выступает антимонопольная политика государства.
Предмет исследования – антимонопольное регулирование в Республике Беларусь.
Целью данной курсовой работы ставится исследование антимонопольной политики государства.
В ходе выполнения работы были поставлены следующие задачи:
Выявить причины и необходимость антимонопольного регулирования;
Изучить понятие и основные тенденции развития антимонопольной политики государства;
Исследовать необходимость антимонопольной политики в РБ;
Рассмотреть эффективность антимонопольной политики в Беларуси
Рассмотреть возможности развития и совершенствования антимонопольной политики в РБ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ, НАПРАВЛЕНИЯ 6
1.1 Монополия: понятие, основные черты, виды 6
1.2 Антимонопольная политика: её необходимость, сущность, направления 13
2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 23
2.1 Становление антимонопольной политики в Республике Беларусь 23
2.2 Основные направления антимонопольной политики в Республике Беларусь 30
2.3 Современные черты антимонопольной политики в Республике Беларусь 36
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
Второе направление объединяет способы воздействия на монополию: государственное регулирование и антимонопольное законодательство. Немаловажным направлением государственного вмешательства в деятельность монополий является государственное регулирование фирм, обладающих монопольной властью, с помощью фиксации верхнего уровня цены, установления “справедливой” цены. Можно выделить, в частности, финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства. Когда корпорация, уличенная в систематическом использовании методов нечестной конкуренции, то она подвергается раздроблению. При демонополизации экономики к указанным направлениям надо добавить разгосударствление.
Можно выделить три основных наблюдающихся в мире тенденции развития антимонопольной политики:
1) приобретение политикой
сетевого (децентрализованного)
2) ужесточение норм в отношении картелей;
3) введение ограничений для государств (правительства) в части предоставления льгот.
Что касается первой тенденции
- приобретения антимонопольной политикой
сетевого (децентрализованного) характера
- то в 2001 году произошло уникальное
для международных
Задачи этой организации
- обеспечение антимонопольных
Что касается второй тенденции - ужесточения норм в отношении картелей - то оно в мировой экономике началось с принятия в 2004 году Советом ОЭСР Рекомендаций по эффективным действиям против «злостных» картелей (Recommendation on Effective Action against Hard Core Cartel). Данный документ предписывал ужесточение санкций по отношению к картелям (к «злостным картелям», предусматривающим фиксацию цен или раздел рынков), усиление кооперации между ведомствами стран-членов организации, определение существующих в законодательстве препятствий. После этого в течение последних лет картели были основной повесткой дня всех международных форумов, касающихся вопросов конкуренции. Эффективной борьба с картелями является в первую очередь в США, где в 1980-е годы средняя сумма штрафов составляла $29 млн., а в 1999 г. она достигла $1,1 млрд. В других странах картина менее впечатляющая: антимонопольные органы сталкиваются с проблемами при доказывании согласованных действий компаний в суде.
Что касается третьей тенденции - введения ограничений для государств (правительства) в части предоставления льгот - то это направление, в принципе нехарактерно для антимонопольных органов, и было распространено в первую очередь в Европейском Союзе. В 2004 г. экспертами ЮНКТАД был предложен «Модельный закон о конкуренции». Одной из наиболее значимых новаций законопроекта является определение понятия государственной помощи как особой разновидности антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления, введение запрета на её предоставление, а также определение отдельных исключений из такого запрета и процедуры предоставления государственной помощи в исключительных случаях. [см.12, стр. 45-47]
Если говорить об основных новациях в антимонопольной политике в мировом сообществе, то хотелось бы отметить следующие:
1) сетевая организация
взаимодействия Европейской
2) изменение процедур
3) усиление аналитической
составляющей (удлинение срока для
«глубокого» изучения рынка
Хотелось бы отметить, что
мировой опыт доказывает, что антимонопольная
политика оказывает большое влияние
на социально-экономическое
2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
антимонопольная политика государство
Построение в Республике Беларусь социально-ориентированной рыночной экономики предусматривает осуществления комплекса мер, в ряду которых важнейшее место принадлежит созданию конкурентной среды. Это, в свою очередь, требует дальнейшего совершенствования действующей и формирования новой правовой базы антимонопольного регулирования. Нынешняя система хозяйствования унаследовала экономику с высокой степенью монополизации. Отсутствие рынка и конкуренции, политика гигантомании, бюрократические перекосы в управлении экономикой, развитие ведомственности привели к формированию уникальной многоуровневой сверхмонополизированной системы. Многоуровневый характер монополизации экономики проявляется в следующем: 1. в монополизме собственности (всеобщее огосударствление); 2. монополизм управления, т.е. наличие вертикальных административных систем; 3. монополизация информации как источника власти; 4. монополизация региональных рынков вследствие возведения региональных барьеров.
Анализ экономической ситуации позволяет выделить следующие основные причины сохранения монополизма:
В сложившейся ситуации создание
правовых, организационных и
Первоначально антимонопольное регулирование было направлено на преодоление командно-административного монополизма, а затем - на защиту конкуренции. В Беларуси 10 декабря 1992г был принят Закон Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", регламентирующим конкурентные отношения. В январе 2000г. была утверждена новая редакция антимонопольного закона, не изменившая его сути. Кроме этого закона антимонопольная политика РБ регулируется и другими законодательными актами: Законами РБ "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности", «О естественных монополиях», и т.д.
Государственным органом по ограничению, пресечению и предупреждению монополистической деятельности и созданию нормальных условий конкуренции в РБ является Министерство экономики, которое выполняет антимонопольные функции на товарных рынках республики, а структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов осуществляют функции антимонопольного регулирования и контроля на товарных рынках областей (г. Минска). Основными направлениями антимонопольной деятельности этого Министерства являются: демонополизация экономики, содействие развитию конкуренции, контроль за злоупотреблениями монополистов, пресечение нарушений.
Объектами государственного
антимонопольного регулирования являются
хозяйствующие субъекты, занимающие
доминирующее положение на товарных
рынках республики, включенные в Государственный
реестр. Основным критерием определения
доминирующего положения служит
доля хозяйствующего субъекта на рынке
определенного товара, превышающая
предельную величину, устанавливаемую
Министерством. Для хозяйствующих
субъектов-производителей товаров
и услуг (кроме продукции
Для РБ преобладающим способом
антимонопольного регулирования является
ценовое регулирование. Существует следующая
процедура по выявлению монопольно высоких
цен. [см. 3] При установлении монопольной
цены необходимо:1) уточнить границы товарного
рынка, на котором предприятие реализует
свою продукцию, а также наличие его доминирующего
положения на рынке на момент исследования,
используя для этого соответствующие
методические рекомендации;2)
О наличии признаков монопольно высоких цен свидетельствуют их резкое увеличение, превышение среднеотраслевых (региональных) темпов роста цен или динамики цен по промышленности в целом или по потребительским товарам и услугам. О снижении объемов производства свидетельствуют реальное сокращение, в натуральных единицах и превышение среднеотраслевых (региональных) темпов спада производства. О злоупотреблении доминирующем положением на рынке могут свидетельствовать: опережающий рост прибыли в структуре цены проверяемой продукции по сравнению с темпами роста прибыли по отрасли, региону, республике; значительное превышение темпов роста заработной платы на предприятии над среднеотраслевыми (региональными) показателями; превышение рентабельности продукции, по которой предприятие доминирует на рынке, над среднеотраслевыми показателями рентабельности.
С целью дополнительного
обоснования может быть проведено
сопоставление темпов роста цен,
элементов себестоимости и
Антимонопольный орган по
результатам предварительного анализа
не могут принять окончательное
решение о ценовом
Информация о работе Антимонопольная деятельность в Республике Беларусь