Антимонопольная деятельность в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования выступает антимонопольная политика государства.
Предмет исследования – антимонопольное регулирование в Республике Беларусь.
Целью данной курсовой работы ставится исследование антимонопольной политики государства.
В ходе выполнения работы были поставлены следующие задачи:
Выявить причины и необходимость антимонопольного регулирования;
Изучить понятие и основные тенденции развития антимонопольной политики государства;
Исследовать необходимость антимонопольной политики в РБ;
Рассмотреть эффективность антимонопольной политики в Беларуси
Рассмотреть возможности развития и совершенствования антимонопольной политики в РБ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ, НАПРАВЛЕНИЯ 6
1.1 Монополия: понятие, основные черты, виды 6
1.2 Антимонопольная политика: её необходимость, сущность, направления 13
2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 23
2.1 Становление антимонопольной политики в Республике Беларусь 23
2.2 Основные направления антимонопольной политики в Республике Беларусь 30
2.3 Современные черты антимонопольной политики в Республике Беларусь 36
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 54

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 108.48 Кб (Скачать)

Второе направление объединяет способы воздействия на монополию: государственное регулирование и антимонопольное законодательство. Немаловажным направлением государственного вмешательства в деятельность монополий является государственное регулирование фирм, обладающих монопольной властью, с помощью фиксации верхнего уровня цены, установления “справедливой” цены. Можно выделить, в частности, финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства. Когда корпорация, уличенная в систематическом использовании методов нечестной конкуренции, то она подвергается раздроблению. При демонополизации экономики к указанным направлениям надо добавить разгосударствление.

Можно выделить три основных наблюдающихся в мире тенденции  развития антимонопольной политики:

1) приобретение политикой  сетевого (децентрализованного) характера; 

2) ужесточение норм в  отношении картелей;

3) введение ограничений  для государств (правительства) в  части предоставления льгот.

Что касается первой тенденции - приобретения антимонопольной политикой  сетевого (децентрализованного) характера - то в 2001 году произошло уникальное для международных экономических  отношений событие - возникла международная  общественная организация «Международная конкурентная сеть» (International Competition Network - ICN). Она была создана государственными органами основных развитых и развивающихся стран, отвечающими за защиту конкуренции, для более эффективного сотрудничества по улучшению антимонопольного регулирования. В настоящее время в ICN входят 90 органов власти из 80 стран.

Задачи этой организации - обеспечение антимонопольных органов  регулярными контактами в неформальной форме, усиление кооперации и конвергенция проводимой политики. Это единственный международный орган, занимающийся вопросами правоприменения антимонопольного законодательства. Членство в ней  является добровольным и открыто  для любого ведомства, отвечающего  за конкуренцию.

Что касается второй тенденции - ужесточения норм в отношении  картелей - то оно в мировой экономике  началось с принятия в 2004 году Советом  ОЭСР Рекомендаций по эффективным действиям  против «злостных» картелей (Recommendation on Effective Action against Hard Core Cartel). Данный документ предписывал ужесточение санкций по отношению к картелям (к «злостным картелям», предусматривающим фиксацию цен или раздел рынков), усиление кооперации между ведомствами стран-членов организации, определение существующих в законодательстве препятствий. После этого в течение последних лет картели были основной повесткой дня всех международных форумов, касающихся вопросов конкуренции. Эффективной борьба с картелями является в первую очередь в США, где в 1980-е годы средняя сумма штрафов составляла $29 млн., а в 1999 г. она достигла $1,1 млрд. В других странах картина менее впечатляющая: антимонопольные органы сталкиваются с проблемами при доказывании согласованных действий компаний в суде.

Что касается третьей тенденции - введения ограничений для государств (правительства) в части предоставления льгот - то это направление, в принципе нехарактерно для антимонопольных органов, и было распространено в первую очередь в Европейском Союзе. В 2004 г. экспертами ЮНКТАД был предложен «Модельный закон о конкуренции». Одной из наиболее значимых новаций законопроекта является определение понятия государственной помощи как особой разновидности антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления, введение запрета на её предоставление, а также определение отдельных исключений из такого запрета и процедуры предоставления государственной помощи в исключительных случаях. [см.12, стр. 45-47]

Если говорить об основных новациях в антимонопольной политике в мировом сообществе, то хотелось бы отметить следующие:

1) сетевая организация  взаимодействия Европейской комиссии  с национальными антимонопольными  органами (интенсификация информационного  обмена между антимонопольными  ведомствами, принцип одного окна, в центр - Комиссии ЕС - передаются  сделки, затрагивающие более трех  стран-членов ЕС или превышающие  определенные пороги);

2) изменение процедур рассмотрения  ходатайств (ликвидирована презумпция  нарушения для фирм с большой  долей рынка, появление оценки  увеличения возможностей координации  действий, большая информационная  открытость по отношению к  заявителям);

3) усиление аналитической  составляющей (удлинение срока для  «глубокого» изучения рынка при  рассмотрении ходатайств, при оценке  предоставления государственной  помощи);

Хотелось бы отметить, что  мировой опыт доказывает, что антимонопольная  политика оказывает большое влияние  на социально-экономическое развитие.

 

 

2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

антимонопольная политика государство

2.1 Становление  антимонопольной политики в Республике Беларусь

 

Построение в Республике Беларусь социально-ориентированной  рыночной экономики предусматривает  осуществления комплекса мер, в  ряду которых важнейшее место  принадлежит созданию конкурентной среды. Это, в свою очередь, требует  дальнейшего совершенствования  действующей и формирования новой  правовой базы антимонопольного регулирования. Нынешняя система хозяйствования унаследовала экономику с высокой степенью монополизации. Отсутствие рынка и конкуренции, политика гигантомании, бюрократические перекосы в управлении экономикой, развитие ведомственности привели к формированию уникальной многоуровневой сверхмонополизированной системы. Многоуровневый характер монополизации экономики проявляется в следующем: 1. в монополизме собственности (всеобщее огосударствление); 2. монополизм управления, т.е. наличие вертикальных административных систем; 3. монополизация информации как источника власти; 4. монополизация региональных рынков вследствие возведения региональных барьеров.

Анализ экономической  ситуации позволяет выделить следующие  основные причины сохранения монополизма:

  1. Макроэкономический кризис, вызванный неконвертируемостью расчетного национального билета, высоким уровнем налогов, неплатежами, инфляцией, другими экономическими и организационными факторами. Всё это препятствовало поступлению товаров мирового уровня на рынок РБ, что снизило уровень требований к отечественным производителям и привело к отставанию уровня технологии и снижению конкурентоспособности отечественных товаров на внешних рынках, и замедлило процесс создания новых и модернизации действующих производств ввиду высоких цен на основные средства. В результате чего сохраняется товарный дефицит.
  2. Микроэкономический кризис, обусловленный неспособностью хозяйствующих субъектов адаптироваться к новым экономическим и правовым условиям, созданным за годы перехода к рынку. С одной стороны, недостаточный уровень знаний и недостаток опыта в области современного управления, а также слабая ориентация в рыночной среде сохраняют консерватизм хозяйствующих субъектов и тем самым сдерживают переориентацию производства в соответствии с требованиями потребителей. Это приводит к спаду производства, к дефициту товаров, потере рынков сбыта.
  3. Высокий уровень монополизации экономики характерен для тех секторов, производственный потенциал которых сосредоточен на небольшом количестве субъектов хозяйствования, концентрирующих основную массу производимых товаров. (АО "Горизонт" - выпускающий телевизоры, АО "МЗХ" - холодильники, АО МТЗ - тракторы и т.д.).
  4. Государственный сектор экономики пока остается преобладающим, а класс собственников формируется. При этом у потенциальных собственников в производственной сфере отсутствуют свободные ресурсы для перелива капитала, а в силу монополии государственной собственности, а также существующей кредитной и налоговой политики, и заинтересованность в этом. Положение усугубляется также низким уровнем личных накоплений у населения РБ, обусловленным инфляционными процессами.
  5. Система государственного регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов неадекватно соотносится со сложившейся экономической обстановкой. Государственное регулирование цен на товары естественных монополий на основе ведомственного подхода приводит к необоснованному росту цен не только в этих отраслях, но и практически во всех отраслях народного хозяйства в силу технологической взаимосвязи между ними, а также тяжким бременем на бюджет населения.[см. 19, стр.201-203 ]

В сложившейся ситуации создание правовых, организационных и экономических  условий развития конкурентной среды  представляет собой стратегическое направление экономических реформ, сферу приложения государственной  политики по демонополизации экономики.

Первоначально антимонопольное регулирование было направлено на преодоление командно-административного монополизма, а затем - на защиту конкуренции. В Беларуси 10 декабря 1992г был принят Закон Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", регламентирующим конкурентные отношения. В январе 2000г. была утверждена новая редакция антимонопольного закона, не изменившая его сути. Кроме этого закона антимонопольная политика РБ регулируется и другими законодательными актами: Законами РБ "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности", «О естественных монополиях», и т.д.

Государственным органом по ограничению, пресечению и предупреждению монополистической деятельности и созданию нормальных условий конкуренции в РБ является Министерство экономики, которое выполняет антимонопольные функции на товарных рынках республики, а структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов осуществляют функции антимонопольного регулирования и контроля на товарных рынках областей (г. Минска). Основными направлениями антимонопольной деятельности этого Министерства являются: демонополизация экономики, содействие развитию конкуренции, контроль за злоупотреблениями монополистов, пресечение нарушений.

Объектами государственного антимонопольного регулирования являются хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на товарных рынках республики, включенные в Государственный  реестр. Основным критерием определения  доминирующего положения служит доля хозяйствующего субъекта на рынке  определенного товара, превышающая  предельную величину, устанавливаемую  Министерством. Для хозяйствующих  субъектов-производителей товаров  и услуг (кроме продукции производственно-технического назначения) она составляет: для  одного - 30 %, для двух - 54, для трех - 72, для четырех - 95 %; для хозяйствующих  субъектов - производителей продукции  производственно-технического назначения - соответственно - 45 %, 67, 86 и 100 % .(см. 3) Данный реестр состоит из трех разделов. В первый раздел включается перечень предприятий, относящихся к естественной монополии, цена на продукцию и услуги которых устанавливаются государственными органами. Во второй раздел входят субъекты хозяйствования, за деятельностью которых ведется наблюдение со стороны государственных антимонопольных органов. Если предприятием, включенным в этот раздел, будет допущено злоупотребление доминирующим положением, то оно исключается из второго раздела и включается в третий. Третий раздел состоит из предприятий, в отношении которых применяются государственный контроль и регулирование отдельных параметров деятельности, в т.ч. ценовых. Каждый из разделов содержит два подраздела: республиканский, включающий предприятия — монополисты на республиканском товарном рынке, и местный, состоящий из предприятий — монополистов на местных товарных рынках (в пределах границ административно-территориальных единиц, населенных пунктов). [см.7]

Для РБ преобладающим способом антимонопольного регулирования является ценовое регулирование. Существует следующая процедура по выявлению монопольно высоких цен. [см. 3] При установлении монопольной цены необходимо:1) уточнить границы товарного рынка, на котором предприятие реализует свою продукцию, а также наличие его доминирующего положения на рынке на момент исследования, используя для этого соответствующие методические рекомендации;2)проанализировать данные, подтверждающие признаки установления монопольно высоких цен, в т.ч. динамику цен, себестоимости, рентабельности, объемов производства и реализации, средней заработной платы;3)выбрать базу сравнения и произвести сопоставление фактической и конкурентной (базовой) цены. В качестве базы сравнения могут выступать соответствующие отраслевые или региональные показатели. При отсутствии этих данных в качестве базы сравнения могут быть использованы индекс отпускных цен в промышленности (для товаров производственно-технического назначения) и индекс потребительских цен (по товарам народного потребления).

О наличии признаков монопольно высоких цен свидетельствуют их резкое увеличение, превышение среднеотраслевых (региональных) темпов роста цен или динамики цен по промышленности в целом или по потребительским товарам и услугам. О снижении объемов производства свидетельствуют реальное сокращение, в натуральных единицах и превышение среднеотраслевых (региональных) темпов спада производства. О злоупотреблении доминирующем положением на рынке могут свидетельствовать: опережающий рост прибыли в структуре цены проверяемой продукции по сравнению с темпами роста прибыли по отрасли, региону, республике; значительное превышение темпов роста заработной платы на предприятии над среднеотраслевыми (региональными) показателями; превышение рентабельности продукции, по которой предприятие доминирует на рынке, над среднеотраслевыми показателями рентабельности.

С целью дополнительного  обоснования может быть проведено  сопоставление темпов роста цен, элементов себестоимости и уровней  рентабельности по монополизированной и немонополизированной продукции  проверяемого предприятия. Если в результате проведенного анализа будут выявлены признаки монопольно высоких цен, необходимо определить базовую точку сравнения (приблизительное значение конкурентной цены), чтобы в последующем правильно  определить величину превышения монопольной  цены над конкурентной. В качестве конкурентной можно рассматривать цену, сложившуюся на данном или соседнем конкурентном рынках такого же или аналогичного товара.

Антимонопольный орган по результатам предварительного анализа  не могут принять окончательное  решение о ценовом злоупотреблении  хозяйствующего субъекта-монополиста  на рынке и выдать ему соответствующее  предписание. На этом этапе может  быть предпринята попытка сбалансирования  интересов сторон, своеобразный поиск  компромисса. В таком случае предприятие  обосновывает уровень цен на свою продукцию в антимонопольных  органах, для чего представляет необходимые  материалы: калькуляцию издержек, сведения о динамике объемов производства, анализ конъюнктуры рынка, сведения о рентабельности производства и  др. В случае, если стороны не пришли к соглашению, анализируется деятельность хозяйствующего субъекта на предмет  монопольно высоких или низких цен, в ходе которого уточняются параметры  их формирования по результатам маркетингового исследования рынка, изучается динамика цен и объемов производства, проверяется  обоснованность издержек и направления  расходования прибыли.

Информация о работе Антимонопольная деятельность в Республике Беларусь