Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:52, курсовая работа
Объектом исследования выступает антимонопольная политика государства.
Предмет исследования – антимонопольное регулирование в Республике Беларусь.
Целью данной курсовой работы ставится исследование антимонопольной политики государства.
В ходе выполнения работы были поставлены следующие задачи:
Выявить причины и необходимость антимонопольного регулирования;
Изучить понятие и основные тенденции развития антимонопольной политики государства;
Исследовать необходимость антимонопольной политики в РБ;
Рассмотреть эффективность антимонопольной политики в Беларуси
Рассмотреть возможности развития и совершенствования антимонопольной политики в РБ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ, НАПРАВЛЕНИЯ 6
1.1 Монополия: понятие, основные черты, виды 6
1.2 Антимонопольная политика: её необходимость, сущность, направления 13
2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 23
2.1 Становление антимонопольной политики в Республике Беларусь 23
2.2 Основные направления антимонопольной политики в Республике Беларусь 30
2.3 Современные черты антимонопольной политики в Республике Беларусь 36
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
Указ № 499 четко разграничивает полномочия антимонопольных органов. Министерство экономики выполняет антимонопольные функции на товарных рынках республики, структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов осуществляют функции антимонопольного регулирования и контроля на товарных рынках областей (г. Минска). Во-вторых, полномочия антимонопольных органов существенно расширяются. [см. 3] Новым оружием борьбы с нарушениями антимонопольного законодательства является право заключать с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках, соглашений, в которых определяются обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этих юридических лиц, а также пределы изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги). Антимонопольные органы могут обращаться в суды без уплаты государственной пошлины с исковыми заявлениями (жалобами) о признании недействительными договоров (соглашений), заключенных (совершенных) в нарушение антимонопольного законодательства, причиняющих вред правам и законным интересам других юридических лиц или граждан и приводящих к ограничению конкуренции. Реализация указанных прав позволит антимонопольному органу проводить эффективную государственную антимонопольную политику [см.17 , стр.10-13 ].
Практика рассмотрения вопросов, касающихся соблюдения антимонопольного законодательства, показывает, что нарушения антимонопольного законодательства допускаются, прежде всего, органами управления, объединениями юридических лиц.
Данная норма не является
наделением антимонопольного органа дополнительными
полномочиями, а конкретизирует права,
предоставленные
Указ позволит упростить
действующий порядок и
В последние 2 года и в условиях финансово-экономического кризиса, диктует необходимость поиска новых путей поддержки роста и экономического развития республики. В этой связи с 2007г. в РБ начаты серьёзные преобразования, направленные на либерализацию экономики. В 2009г. была завершена масштабная работа по подготовке Обзора инвестиционной политики Беларуси, проведенного Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), который был осуществлен по запросу Правительства республики. Целью обзора было выявить сферы, в которых решительные и скоординированные действия повысили бы конкурентоспособность государственного и частного секторов, увеличив привлекательность страны для инвестиций. Экспертами ЮНКТАД даны рекомендации, которые направлены на устранение факторов, замедляющих развитие экономики и притока прямых иностранных инвестиций. Многие из рекомендаций уже реализованы, а другие запланированы к осуществлению в ближайшее время. Так, в 2009 году предприняты серьёзные шаги в области либерализации ценообразования. В этом направлении приняты меры по сокращению перечня товаров, работ и услуг с регулируемыми ценами, а также по упрощению административных процедур в области ценообразования. В настоящее время регулирование цен сохраняется только в отношении товаров организаций-монополистов, товаров важного и стратегического значения для государства, а также социально значимых товаров. [см.17 , стр. 13-14]
Упрощая и обеспечивая доступ инвесторов к ресурсам, одновременно уменьшаются возможные вытесняющие эффекты от прихода на рынок транснациональных корпораций. В этом отношении антимонопольное законодательство РБ полностью охватывает правоотношения, связанные с антимонопольным регулированием соглашений, ограничивающих конкуренцию и контроль за экономической конкуренцией (слияниями и поглощениями). Дополнительно расширены права антимонопольного органа в части применения мер для эффективного функционирования рынка, развития конкуренции и пресечения монопольных действий органов управления и юридических лиц.
В целях обеспечения необходимых условий для эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, меры государственного антимонопольного регулирования в 2010г. направлены на: регулирование деятельности субъектов естественных монополий, которое будет осуществляться путем постепенного уменьшения числа товарных рынков, на которых признается наличие естественной монополии; стимулирование конкуренции; поддержку предпринимательства; устранение препятствий к вхождению на рынок новых производителей. В тех сферах, в которых по объективным технологическим причинам сохраняется состояние естественной монополии, а возможная конкуренция будет носить разрушительный характер, должны вводиться специальные жесткие регулирующие ограничения, касающиеся ценообразования, объемов и качества услуг, условий обслуживания, норм потребления [см. 14].
Исходя из изменившихся экономических условий, основным направлением антимонопольной политики должно стать дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей и постепенного перехода от ценового регулирования к системе антимонопольного регулирования и контроля.
В условиях перехода к рынку демонополизация хозяйственной жизни предполагает преодоление монополистических тенденций в экономике: на народнохозяйственном уровне - ликвидацию тоталитаризма государственной собственности; на уровне отрасли — устранение монополии министерств, ведомств и их преемников (концернов, ассоциаций и т.д.), упразднение их командных функций; на уровне предприятий - пресечение диктата производителя (продавца), свободную реализацию продукции любому нуждающемуся в ней потребителю, имеющему возможность выбора поставщика. При этом должна быть учтена специфика отечественной экономики. Существующие в народном хозяйстве монополии не являются результатом рыночной конкуренции. Они искусственно формировались административно-командной системой путем; объединения ранее самостоятельных, часто территориально разобщенных предприятий, не состоящих в тесной технологической связи.
Государственное антимонопольное
регулирование нуждается в
Демонополизация в Беларуси должна осуществляться с учетом: 1) неблагоприятного состояния экономики, включая устарелость технологий и хронический дефицит оборотных средств; 2) ограниченной собственной материально-сырьевой и энергетической базы; 3) высокой зависимости экономики республики от процессов в сопредельных государствах (особенно в Российской Федерации), а также от поставок основных видов ресурсов и комплектующих изделий.
Антимонопольное законодательство является ключевым аспектом антимонопольной политики, поэтому неудивительно, что основные предложения по совершенствованию антимонопольной политики будет претерпевать именно основа антимонопольной политики – антимонопольное законодательство.
Как и в любом другом
государстве, в законодательстве РБ
существует проблема нечеткости понятий.
Существующую в зарубежном законодательстве
нечеткость определений и отсутствия
понятия «недобросовестная
Также на мой взгляд следует устранить положения о необходимости согласовывать приобретение каждого дополнительного пакета акций, ведь важно не то, какое именно количество акций у того или иного собственника, а то каким образом меняется набор прав в результате приобретения пакета акций. Следует увеличить размер штрафов, так как размеры штрафов в настоящем законодательстве никак не сопряжены с масштабами незаконно полученного дохода. Заключение и исполнение индивидуальными предпринимателями или должностными лицами юридических лиц соглашений о разделе рынков, об устранении с рынков конкурентов и иных условиях, существенно ограничивающих конкуренцию, в соответствии со ст. 12.25 КоАП влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин или лишение права заниматься определенной деятельностью. Надо сформировать достоверные угрозы применения санкций в случае нарушения правил, а достоверность может достигаться не только через непосредственное применение санкций, но и через другие сигналы - разъяснительные компании – в рамках политики по развитию конкуренции, повышения общего уровня доверия к системе государственного управления.
Как свидетельствует опыт применения антимонопольного закона не только в РБ, но и за рубежом, сам механизм наложения и выплаты штрафа компаниям не всегда позволяет наказать истинных виновников. Введение санкций против компаний означает наказание в первую очередь акционеров и менеджеров, а инициаторы и участники могут не владеть акциями компании и не входить в состав исполнительного менеджмента в момент применения санкций. Индивидуальная ответственность позволит повысить вероятность раскрытия информации о незаконной деятельности и как следствие – ослабить стимулы к нарушению условий конкуренции. Если же виновные лица передают антимонопольным органам информацию о деятельности картеля и тем самым способствуют раскрытию преступления, то можно освободить лица от уголовной ответственности.
Создание эффективных правовых механизмов, которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.
В целях ограничения возможностей злоупотребления доминирующим положением, а также антиконкурентных сговоров целесообразно развитие организованных рынков в форме бирж. Биржевой механизм должен обеспечивать формирование такой цены, которая давала бы возможность блокировать ценообразование во внебиржевой торговле, позволяющее извлекать монопольную прибыль. Необходимо совершенствовать взаимодействие с органами государственной статистики, а также разрабатывать ведомственную статистику, отвечающую запросам и соответствующую специфике задач, поставленных перед антимонопольным органом.
Также необходимо привлекать иностранные инвестиции и создавать предприятия в монополизированной отрасли, что в свою очередь пошатнет выгодное положение монополиста, а также будет способствовать созданию конкуренции в монополизированной отрасли. Когда рядом с изделием монополиста на рынке находится превосходящий его по качеству и сопоставимый по цене импортный аналог, все монополистические злоупотребления становятся невозможными. Монополисту приходится думать о том, как бы вообще не оказаться вытесненным с рынка.
Я считаю, что целесообразно исключить из Реестра предприятия, которые испытывают сложности со сбытом продукции и которые заключили соглашения с антимонопольным органом о соблюдении определенных правил конкурентного поведения на рынке.
В целях совершенствования
антимонопольного регулирования в
Беларуси необходимо дальнейшее развитие
нормативно-правовой базы в сфере
государственной
Выбор правильного регулирующего
антимонопольного воздействия способствует
получению позитивных социально-экономических
результатов не только в краткосрочном,
но и долгосрочном временном разрезе.
Поэтому требуется непрерывное
совершенствование
Общемировые тенденции экономического развития таковы, что начавшиеся еще в ХIХ веке процессы монополизации усиливаются в современном мире, пронизывая все уровни экономики и проникая во все сферы, что свидетельствует о необходимости антимонопольного регулирования.
Подводя итоги, автор пришел к самостоятельным и логическим выводам:
Информация о работе Антимонопольная деятельность в Республике Беларусь