Антимонопольная деятельность в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования выступает антимонопольная политика государства.
Предмет исследования – антимонопольное регулирование в Республике Беларусь.
Целью данной курсовой работы ставится исследование антимонопольной политики государства.
В ходе выполнения работы были поставлены следующие задачи:
Выявить причины и необходимость антимонопольного регулирования;
Изучить понятие и основные тенденции развития антимонопольной политики государства;
Исследовать необходимость антимонопольной политики в РБ;
Рассмотреть эффективность антимонопольной политики в Беларуси
Рассмотреть возможности развития и совершенствования антимонопольной политики в РБ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ, НАПРАВЛЕНИЯ 6
1.1 Монополия: понятие, основные черты, виды 6
1.2 Антимонопольная политика: её необходимость, сущность, направления 13
2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 23
2.1 Становление антимонопольной политики в Республике Беларусь 23
2.2 Основные направления антимонопольной политики в Республике Беларусь 30
2.3 Современные черты антимонопольной политики в Республике Беларусь 36
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 54

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 108.48 Кб (Скачать)

Указ № 499 четко разграничивает полномочия антимонопольных органов. Министерство экономики выполняет антимонопольные функции на товарных рынках республики, структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов осуществляют функции антимонопольного регулирования и контроля на товарных рынках областей (г. Минска). Во-вторых, полномочия антимонопольных органов существенно расширяются. [см. 3] Новым оружием борьбы с нарушениями антимонопольного законодательства является право заключать с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках, соглашений, в которых определяются обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этих юридических лиц, а также пределы изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги). Антимонопольные органы могут обращаться в суды без уплаты государственной пошлины с исковыми заявлениями (жалобами) о признании недействительными договоров (соглашений), заключенных (совершенных) в нарушение антимонопольного законодательства, причиняющих вред правам и законным интересам других юридических лиц или граждан и приводящих к ограничению конкуренции. Реализация указанных прав позволит антимонопольному органу проводить эффективную государственную антимонопольную политику [см.17 , стр.10-13 ].

Практика рассмотрения вопросов, касающихся соблюдения антимонопольного законодательства, показывает, что  нарушения антимонопольного законодательства допускаются, прежде всего, органами управления, объединениями юридических лиц.

Данная норма не является наделением антимонопольного органа дополнительными  полномочиями, а конкретизирует права, предоставленные антимонопольному органу Законом Республики Беларусь «О противодействии монополистической  деятельности и развитии конкуренции».

Указ позволит упростить  действующий порядок и административные процедуры, осуществляемые антимонопольным  органом при государственном  антимонопольном контроле за экономической  концентрацией посредством введения пороговых значений.

В последние 2 года и в условиях финансово-экономического кризиса, диктует  необходимость поиска новых путей поддержки роста и экономического развития республики. В этой связи с 2007г. в РБ начаты серьёзные преобразования, направленные на либерализацию экономики. В 2009г. была завершена масштабная работа по подготовке Обзора инвестиционной политики Беларуси, проведенного Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), который был осуществлен по запросу Правительства республики. Целью обзора было выявить сферы, в которых решительные и скоординированные действия повысили бы конкурентоспособность государственного и частного секторов, увеличив привлекательность страны для инвестиций. Экспертами ЮНКТАД даны рекомендации, которые направлены на устранение факторов, замедляющих развитие экономики и притока прямых иностранных инвестиций. Многие из рекомендаций уже реализованы, а другие запланированы к осуществлению в ближайшее время. Так, в 2009 году предприняты серьёзные шаги в области либерализации ценообразования. В этом направлении приняты меры по сокращению перечня товаров, работ и услуг с регулируемыми ценами, а также по упрощению административных процедур в области ценообразования. В настоящее время регулирование цен сохраняется только в отношении товаров организаций-монополистов, товаров важного и стратегического значения для государства, а также социально значимых товаров. [см.17 , стр. 13-14]

Упрощая и обеспечивая  доступ инвесторов к ресурсам, одновременно уменьшаются возможные вытесняющие эффекты от прихода на рынок транснациональных корпораций. В этом отношении антимонопольное законодательство РБ полностью охватывает правоотношения, связанные с антимонопольным регулированием соглашений, ограничивающих конкуренцию и контроль за экономической конкуренцией (слияниями и поглощениями). Дополнительно расширены права антимонопольного органа в части применения мер для эффективного функционирования рынка, развития конкуренции и пресечения монопольных действий органов управления и юридических лиц.

В целях обеспечения необходимых  условий для эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, меры государственного антимонопольного регулирования в 2010г. направлены на: регулирование деятельности субъектов естественных монополий, которое будет осуществляться путем постепенного уменьшения числа товарных рынков, на которых признается наличие естественной монополии; стимулирование конкуренции; поддержку предпринимательства; устранение препятствий к вхождению на рынок новых производителей. В тех сферах, в которых по объективным технологическим причинам сохраняется состояние естественной монополии, а возможная конкуренция будет носить разрушительный характер, должны вводиться специальные жесткие регулирующие ограничения, касающиеся ценообразования, объемов и качества услуг, условий обслуживания, норм потребления [см. 14].

Исходя из изменившихся экономических  условий, основным направлением антимонопольной  политики должно стать дальнейшее сужение  сферы прямого государственного регулирования цен на товары организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода  к товарным рынкам и разным группам  товаропроизводителей и постепенного перехода от ценового регулирования  к системе антимонопольного регулирования  и контроля.

 

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ  ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

В условиях перехода к рынку  демонополизация хозяйственной  жизни предполагает преодоление  монополистических тенденций в  экономике: на народнохозяйственном уровне - ликвидацию тоталитаризма государственной  собственности; на уровне отрасли —  устранение монополии министерств, ведомств и их преемников (концернов, ассоциаций и т.д.), упразднение их командных функций; на уровне предприятий - пресечение диктата производителя (продавца), свободную реализацию продукции  любому нуждающемуся в ней потребителю, имеющему возможность выбора поставщика. При этом должна быть учтена специфика  отечественной экономики. Существующие в народном хозяйстве монополии не являются результатом рыночной конкуренции. Они искусственно формировались административно-командной системой путем; объединения ранее самостоятельных, часто территориально разобщенных предприятий, не состоящих в тесной технологической связи.

Государственное антимонопольное  регулирование нуждается в детальном  анализе ситуации на товарных рынках республики. Однако эта работа осложняется  неудовлетворительным состоянием государственной  статистики с точки зрения, как  методологии, так и достоверности, полноты предоставляемой информации. Отечественная статистика не владеет  многими необходимыми сведениями, позволяющими проводить полный и всесторонний анализ степени монополизации экономики. Вследствие коммерциализации информационной области возникает монополия  на информацию.

Демонополизация в Беларуси должна осуществляться с учетом: 1) неблагоприятного состояния экономики, включая устарелость технологий и хронический дефицит оборотных средств; 2) ограниченной собственной материально-сырьевой и энергетической базы; 3) высокой зависимости экономики республики от процессов в сопредельных государствах (особенно в Российской Федерации), а также от поставок основных видов ресурсов и комплектующих изделий.

Антимонопольное законодательство является ключевым аспектом антимонопольной  политики, поэтому неудивительно, что  основные предложения по совершенствованию антимонопольной политики будет претерпевать именно основа антимонопольной политики – антимонопольное законодательство.

Как и в любом другом государстве, в законодательстве РБ существует проблема нечеткости понятий. Существующую в зарубежном законодательстве нечеткость определений и отсутствия понятия «недобросовестная конкуренция» стараются компенсировать судебной практикой, обобщающей многолетний  опыт, создав определенные подходы  к оценке действий хозяйствующих  субъектов в процессе конкуренции. Важно установить признаки, которые характеризуют недобросовестную конкуренцию как акт, подлежащей пресечению в соответствии с антимонопольным законодательством. Современная трактовка понятия «недобросовестная конкуренция» дается в Законе Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" как «любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат настоящему Закону, требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации». Данное определение нельзя признать жестким, позволяющим полностью определить недобросовестную конкуренцию в любом случае, да и по смыслу его можно отнести скорее к моральным нормам, чем к правовым. В результате не определяется базовое для конкуренции понятие, дающее свободное использование его для правоприменения. Также следует добавить, что перечень форм недобросовестной конкуренции может быть расширен.

Также на мой взгляд следует устранить положения  о необходимости согласовывать  приобретение каждого дополнительного  пакета акций, ведь важно не то, какое  именно количество акций у того или  иного собственника, а то каким  образом меняется набор прав в результате приобретения пакета акций. Следует увеличить размер штрафов, так как размеры штрафов в настоящем законодательстве никак не сопряжены с масштабами незаконно полученного дохода. Заключение и исполнение индивидуальными предпринимателями или должностными лицами юридических лиц соглашений о разделе рынков, об устранении с рынков конкурентов и иных условиях, существенно ограничивающих конкуренцию, в соответствии со ст. 12.25 КоАП влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин или лишение права заниматься определенной деятельностью. Надо сформировать достоверные угрозы применения санкций в случае нарушения правил, а достоверность может достигаться не только через непосредственное применение санкций, но и через другие сигналы - разъяснительные компании – в рамках политики по развитию конкуренции, повышения общего уровня доверия к системе государственного управления.

Как свидетельствует  опыт применения антимонопольного закона не только в РБ, но и за рубежом, сам  механизм наложения и выплаты штрафа компаниям не всегда позволяет наказать истинных виновников. Введение санкций против компаний означает наказание в первую очередь акционеров и менеджеров, а инициаторы и участники могут не владеть акциями компании и не входить в состав исполнительного менеджмента в момент применения санкций. Индивидуальная ответственность позволит повысить вероятность раскрытия информации о незаконной деятельности и как следствие – ослабить стимулы к нарушению условий конкуренции. Если же виновные лица передают антимонопольным органам информацию о деятельности картеля и тем самым способствуют раскрытию преступления, то можно освободить лица от уголовной ответственности.

Создание эффективных  правовых механизмов, которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.

В целях ограничения возможностей злоупотребления доминирующим положением, а также антиконкурентных сговоров целесообразно развитие организованных рынков в форме бирж. Биржевой механизм должен обеспечивать формирование такой  цены, которая давала бы возможность  блокировать ценообразование во внебиржевой торговле, позволяющее  извлекать монопольную прибыль. Необходимо совершенствовать взаимодействие с органами государственной статистики, а также разрабатывать ведомственную статистику, отвечающую запросам и соответствующую специфике задач, поставленных перед антимонопольным органом.

Также необходимо привлекать иностранные инвестиции и создавать  предприятия в монополизированной отрасли, что в свою очередь пошатнет выгодное положение монополиста, а также будет способствовать созданию конкуренции в монополизированной отрасли. Когда рядом с изделием монополиста на рынке находится превосходящий его по качеству и сопоставимый по цене импортный аналог, все монополистические злоупотребления становятся невозможными. Монополисту приходится думать о том, как бы вообще не оказаться вытесненным с рынка.

Я считаю, что целесообразно  исключить из Реестра предприятия, которые испытывают сложности со сбытом продукции и которые заключили  соглашения с антимонопольным органом о соблюдении определенных правил конкурентного поведения на рынке.

В целях совершенствования  антимонопольного регулирования в  Беларуси необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в сфере  государственной антимонопольной  политики. Активное использование опыта  стран с развитой рыночной экономикой будет способствовать превращению  антимонопольного законодательства Республики Беларусь в эффективный регулятор  рыночных отношений.

Выбор правильного регулирующего  антимонопольного воздействия способствует получению позитивных социально-экономических  результатов не только в краткосрочном, но и долгосрочном временном разрезе. Поэтому требуется непрерывное  совершенствование антимонопольного законодательства, обусловленное комплексом причин как долговременного, так  и конъюнктурно- оперативного характера, в том числе циклическими колебаниями  не только в национальной экономике, но и в мировом хозяйстве.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Общемировые тенденции экономического развития таковы, что начавшиеся еще  в ХIХ веке процессы монополизации усиливаются в современном мире, пронизывая все уровни экономики и проникая во все сферы, что свидетельствует о необходимости антимонопольного регулирования.

Подводя итоги, автор пришел к самостоятельным и логическим выводам:

  1. Нельзя игнорировать существенные социально-экономические издержки монополий, связанные с обладанием монопольной властью. Фирмы-монополисты устанавливают монопольно высокие цены на свою продукцию, превышающую общественную стоимость или возможную равновесную цену. Это достигается тем, что монополисты преднамеренно создают зону дефицита, сокращая объёмы производства и искусственно создавая повышенный покупательский спрос. Монополисты сдерживают совершенствование техники и технологии с тем, чтобы не подорвать искусственно поддерживаемый дефицит, а стало быть, и не лишиться монополистических выгод. Они скупают новейшие патенты на изобретения и не допускают их применения в производстве. Все это определяет необходимость постоянного контроля со стороны государства за состоянием секторов и отраслей экономики, динамикой уровня концентрации и стратегиями ценообразования крупных бизнес-структур.
  2. В ходе написания работы было выявлено, что антимонопольная политика это необходимый комплекс мероприятий, осуществляемый государством для ограничения деятельности существующих монополий и недопущения формирования новых. Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений.

Информация о работе Антимонопольная деятельность в Республике Беларусь