Антимонопольная деятельность в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования выступает антимонопольная политика государства.
Предмет исследования – антимонопольное регулирование в Республике Беларусь.
Целью данной курсовой работы ставится исследование антимонопольной политики государства.
В ходе выполнения работы были поставлены следующие задачи:
Выявить причины и необходимость антимонопольного регулирования;
Изучить понятие и основные тенденции развития антимонопольной политики государства;
Исследовать необходимость антимонопольной политики в РБ;
Рассмотреть эффективность антимонопольной политики в Беларуси
Рассмотреть возможности развития и совершенствования антимонопольной политики в РБ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ, НАПРАВЛЕНИЯ 6
1.1 Монополия: понятие, основные черты, виды 6
1.2 Антимонопольная политика: её необходимость, сущность, направления 13
2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 23
2.1 Становление антимонопольной политики в Республике Беларусь 23
2.2 Основные направления антимонопольной политики в Республике Беларусь 30
2.3 Современные черты антимонопольной политики в Республике Беларусь 36
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 54

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 108.48 Кб (Скачать)

Несмотря на потери для  общества от монополии за счет более высоких цен и ограниченных объемов продаж при одних и тех же издержках, монополия играет ведущую роль в совершенствовании технологии и экономического развитии. Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Полученная ее сверхприбыль позволяет проводить научно-исследовательские работы, изучать общественные потребности, оплачивать услуги, обеспечивающие экономическую безопасность. К тому же монополист имеет возможность идти на большой риск, вкладывать деньги в развитие производства, не опасаясь чрезмерно высоких инвестиций в отрасль. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно - высоких прибылей. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

 

1.2 Антимонопольная политика: её необходимость, сущность, направления

 

Монополизм порожден рынком. О его  существовании можно судить по разрушению рыночных механизмов, торможению научно-технического прогресса, удержанию высоких цен. Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы.

Сущность и особенности всех монополистических объединений  ярко проявляются в целях и  характере их поведения. Монополисты  завоёвывают рынок, чтобы с помощью  устанавливаемых ими цен собирать своеобразную дань с зависимых от них хозяйствующих субъектов. Как  известно, участники свободной конкуренции  воспринимают рыночную цену как образовавшуюся независимо от их участия. Но монополисты  сами и по своему усмотрению устанавливают  цены на производимую ими продукцию. Если монополия получает право на реализацию товаров, то она стремится  продать как можно больше и  получить при этом максимальное количество прибыли. Монополисты не принимают  цену как данную, их можно охарактеризовать как ценопроизводителей, ибо они принимают рыночную кривую спроса как данную и сами выбирают как цену, так и объём выпуска.

Фирмы устанавливают монопольно высокие  цены на свою продукцию, превышающую  общественную стоимость или возможную  равновесную цену. Это достигается  тем, что монополисты преднамеренно  создают зону дефицита, сокращая объёмы производства и искусственно создавая повышенный покупательский спрос. Монополисты преднамеренно сдерживают совершенствование техники и технологии с тем, чтобы не подорвать искусственно поддерживаемый дефицит, а стало быть, и не лишиться монополистических выгод. Они скупают новейшие патенты на изобретения и не допускают их применения в производстве. Они поступают так до тех пор, пока обострившаяся конкуренция не вынудит их внедрять научно-технические достижения.

Для того чтобы более детально разобраться в последствиях деятельности монополий и понять почему установление монополий является нежелательным, с общественной точки зрения, проведем графическое сравнение совершенной  конкуренции и простой монополии. На рисунке 1 (см. приложение А) представлен график положения равновесия фирмы-монополиста.

Линии предельных издержек и  предельного дохода пересекаются в  точке Е. Левее точки Е, где  МR>МС, и фирме выгодно наращивать производство продукции. Правее точки Е, где МС>MR, и увеличение выпуска приносит фирме убытки. Равновесие достигается в точке Е, где фирма получает максимальную прибыль. Восстановим перпендикуляр из точки Е до пересечения с линией спроса D, тогда точка F определит монопольную цену , одновременно станет известно и оптимальное количество продукции . Кривая средних издержек пересекает цену в точке М, тогда площадь заштрихованного прямоугольника FMM” равна монопольной прибыли. Кривая предельных издержек МС пересекает линию D в точке F”. Если бы фирма была совершенным конкурентом, то она производила бы продукцию в количестве q”> и продавала бы по рыночной цене Р”< . Итак, по сравнению с совершенным конкурентом монополист предлагает рынку меньше продукции и по более высокой цене. С позиции общества монополист неэффективно использует ресурсы. Потребители монопольного продукта также несут потери. Во-первых, из-за более высокой цены по сравнению с ценой совершенного конкурента. Эти потери представлены площадью прямоугольника FNР” [Приложение А, рис 1.] Во-вторых, из-за сокращения количества продукции на рынке, что отражает площадь треугольника FF”N [Приложение А, рис 1.]. Таким образом, потребителям экономически не выгодно иметь дело с монополией. [см.13 , стр114-115]

Монополия, как мы убедились, сопряжена с целым набором  резко отрицательных последствий  для экономики страны. Недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство при этом составляют лишь вершину  айсберга монополистических злоупотреблений. Те же причины, которые вынуждают  клиента фирмы-монополиста мириться с высокими ценами, заставляют соглашаться  и с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса  и другими проявлениям пренебрежения  интересами потребителя. Всевластию же монополиста в силу непреодолимости  барьеров на пути в отрасль ничто  не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в силах  разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет ни одной развитой страны, где бы отсутствовало специальное  антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением.

Система государственного регулирования  экономики, сформировавшаяся во всех индустриально  развитых странах, в качестве обязательного  элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке  товаров и услуг.

Антимонопольная политика – комплекс мероприятий, предпринимаемых государством для ограничения деятельности существующих монополий и недопущения формирования новых. При проведении антимонопольной политики государство стоит на защите интересов потребителей.

Для исследования антимонопольной  политики, необходимо ознакомиться с её принципами:

  1. Изучение рынков, выявление среди них конкурентных и монопольных. Для выявления степени монополизации рынка можно использовать показатель, характеризующих долю четырех крупнейших корпораций в общем объёме предложения продукции, а также индекс Херфиндаля-Хиршмана и коэффициент Лернера.
  2. Выделение зоны естественной монополии, в принципе не подлежащей демонополизации и требующее особых форм государственного регулирования. Вмешательство государства в научно-техническую монополию должно быть минимальным и ограничиваться введением правовых норм, благоприятствующих свободному обмену научно-технической информацией.
  3. Выявление монополий, в отношении которых государство проводит жесткую антимонопольную политику. Государство стремится не допустить превращения крупного бизнеса, возникшего на основе концентрации и централизации производства и капитала, в монополию, нарушающую нормальное функционирование рыночного механизма.
  4. Сочетание антимонопольной политики, правовых норм и организационного механизма. Необходимы комитеты и комиссии по демонополизации в центральных и местных законодательных органах, соответствующие звенья исполнительной власти, обязанностью которых является реализация антимонопольных законов и поддержание конкурентного режима.
  5. Синхронное проведение демонополизации и либерализации цен, поскольку одна либерализация цен приведет к укреплению позиций монополий.
  6. Развитие и укрепление рыночных структур, противостоящих монополиям.

Целью антимонопольной политики является обеспечение условий для свободной конкуренции; проведение контроля над предприятиями-монополистами; контроль за процессами слияния, поглощения, обеспечение защиты прав потребителей; поддержка малого и среднего бизнеса, предупреждение и сокращение монопольных цен, дефицитности производства, перераспределение монополистического богатства и сокращение совокупной концентрации экономических ресурсов в обществе.

Достижение цели антимонопольной  политики предполагает:

1. Обеспечение единства экономического пространства на территории государства посредством пресечения и недопущения его фрагментации путем установления административных барьеров (запреты и ограничения, как на вывоз, так и на ввоз товаров, избыточное лицензирование и т.п.).

2. Обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.

3. Снижение барьеров входа на товарные рынки, а также обеспечение более эффективного контроля над поведением хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, посредством мониторинга процесса ценообразования и изъятия доходов, полученных в результате нарушения антимонопольного законодательства.

4. Создание эффективных правовых механизмов, которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.

5. Активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.

6. Создание условий для развития производительной деятельности малых предприятий. В том числе за счет устранения административных барьеров входа, упрощения и стабилизации режима налогообложения, возможности пополнения оборотных средств.

7. Организация систематического наблюдения за основными товарными рынками федерального и регионального уровня. С этой целью необходимо совершенствовать взаимодействие с органами государственной статистики, а также разрабатывать ведомственную статистику, отвечающую запросам и соответствующую специфике задач, поставленных перед антимонопольным органом.

Инструменты антимонопольной  политики подразделяются на: прямые (административные) и косвенные (экономические). Административные меры применяются к фирмам, осуществляющие следующие типы действий:

1) фиксирование продажных  цен, тайное и явное, так  что назначаемые фирмой цены  выпадают из сферы влияния  рынка; 

2) ограничения покупки:  запрет заказчикам покупать какой-либо  товар в другом месте, у другого  продавца, по другой цене или  в другом объеме, чем установлено  фирмой-продавцом; 

3) ограничения продажи:  запрет поставщикам продавать  товар другому клиенту, в другом  месте, по другой цене или  в другом объеме, чем это предусмотрено  контрактом с фирмой-покупателем; 

4) связанные продажи: продажа  одного товара клиенту при  условии, что он покупает какой-либо  еще (оговоренный заранее в  контракте) продукт данной фирмы;

5) недобросовестная реклама:  акцент в рекламных посланиях  на таких качествах продукта, которые в действительности у  данного изделия отсутствуют, или подчеркивание недостатков товара конкурирующей фирмы, которые на самом деле у него могут и не быть;

6) недобросовестная маркировка  товара: оформление внешнего вида  товара, таким образом, который  не отвечает его назначению, или  указание таких его внутренних  характеристик, которые продукту  не присущи;

7) вертикальные или горизонтальные  ограничения конкуренции: давление  на поставщиков (потребителей) продукции  или на другие фирмы, производящие  данный продукт, с целью усиления  собственного влияния фирмы на  рынке через принудительное навязывание  партнерам своих правил поведения. 

Косвенные инструменты на объект воздействуют:

1) ограничение минимальной  и максимальной цены;

2) ограничение нормы рентабельности (можно получить прибыль не  более допустимой);

3) меры по поддержке  конкуренции; 

4) разукрупнение предприятия.

Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической  политики государства во всех странах  с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное  регулирование определяют как реализация государством комплекса экономических, законодательных и административных мер, направленных на обеспечение условий  развития рыночной конкуренции, на недопущение  чрезмерной монополизации рынка  и злоупотреблений монопольной  властью со стороны хозяйствующих  субъектов. Главным инструментом антимонопольного регулирования является антимонопольное  законодательство. Оно выступает  одной из форм непосредственного  вмешательства государства в  рыночные отношения.

Причинами принятия законов, регулирующих предпринимательскую  деятельность и способствующих развитию конкуренции, явились:

а) необходимость защиты фирм от незаконных действий друг друга (например, от недобросовестной конкуренции) и  предотвращения их проявлений;

б) потребность в защите потребителей от недобросовестной деловой  практики; в) необходимость защиты интересов  общества от некоторых предпринимателей.

В современных условиях антимонопольная  политика ведется по двум направлениям. К первому из них относятся  формы и методы регулирования, назначение которых состоит в последовательной либерализации рынков. Главная задача сводится к тому, чтобы создать в экономике обстановку, затрудняющую или делающую просто невыгодным отдельным фирмам злоупотреблять их монопольным положением, обеспечить своеобразную антимонопольную профилактику в экономике и обществе. Это снижение таможенных налогов, отмена количественных ограничений, улучшение инвестиционного климата для зарубежных вкладчиков капитала, поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, стимулирование производств. Подрыву монополизма с помощью активизации конкурентных рыночных механизмов нередко способствует процесс ускорения развития науки и техники, т.к. благодаря некоторым достижениям НТП отдельные естественные монополии перестают быть таковыми.

Информация о работе Антимонопольная деятельность в Республике Беларусь