Антимонопольная деятельность в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования выступает антимонопольная политика государства.
Предмет исследования – антимонопольное регулирование в Республике Беларусь.
Целью данной курсовой работы ставится исследование антимонопольной политики государства.
В ходе выполнения работы были поставлены следующие задачи:
Выявить причины и необходимость антимонопольного регулирования;
Изучить понятие и основные тенденции развития антимонопольной политики государства;
Исследовать необходимость антимонопольной политики в РБ;
Рассмотреть эффективность антимонопольной политики в Беларуси
Рассмотреть возможности развития и совершенствования антимонопольной политики в РБ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ, НАПРАВЛЕНИЯ 6
1.1 Монополия: понятие, основные черты, виды 6
1.2 Антимонопольная политика: её необходимость, сущность, направления 13
2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 23
2.1 Становление антимонопольной политики в Республике Беларусь 23
2.2 Основные направления антимонопольной политики в Республике Беларусь 30
2.3 Современные черты антимонопольной политики в Республике Беларусь 36
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 54

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 108.48 Кб (Скачать)

Для констатации установления монопольно высокой (низкой) цены следует  убедиться, что свидетельствующие  об этом факты действительно продиктованы ценовой, производственной и финансовой политикой предприятия и подтверждают допущенное им злоупотребление доминирующим положением на рынке, а не вызваны изменением рыночной конъюнктуры [см.3].

В зависимости от вида и  назначения товара (услуги), выпускаемого предприятиями-монополистами, используются следующие методы ценового регулирования: установление предельного норматива  рентабельности; установление предельного уровня цен (тарифов); декларирование цен (тарифов) в органах ценообразования на основе представляемых предприятием детальных обоснований (подробное обоснование цен с представлением калькуляций, пояснительной записки, расчетами прибыли, налогов).

Особенностями антимонопольного регулирования в РБ являются: 1) становление в нерыночной экономике при сверхвысоком удельном весе государственной собственности, практическом отсутствии конкуренции; 2) заимствование основных подходов американского и западноевропейского законодательств; 3) недостаточный учет особенностей белорусского монополизма в целом (преобладание государственного монополизма, монополии государственной собственности и власти); 4) охват всех хозяйствующих субъектов, являющихся единственными производителями товаров, а также занимающих доминирующее положение на рынке, признание их монополистами и включение в специальный Государственный реестр; 5) наличие в законе статьи, направленной на демонополизацию органов управления; 6) резкий спад активности антимонопольных органов в конце 90-х .

Преобладающим способом государственного регулирования до недавнего времени являлось или декларирование цен, или установление предельного норматива рентабельности на продукцию предприятий-монополистов. Однако практика показала, что такой системе регулирования был присущ ряд недостатков: ущемление экономических интересов производителей и поощрение спекулятивной деятельности посредников-перекупщиков, бюрократическая громоздкость самой процедуры согласования цен, снижение налоговых поступлений в бюджет.

 

2.2 Основные направления антимонопольной  политики в Республике Беларусь

 

Основными направлениями  антимонопольной политики в настоящее  время являются: а) сокращение прямого  государственного участия в экономике  и переход к экономическим  методам государственного регулирования  на макроуровне; б) устранение монопольного положения крупных структур (региональных, межотраслевых ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов и других объединений  предприятий) в сфере производства и реализации товаров (работ, услуг), за исключением сфер, где сохраняются  естественные, регулируемые государством монополии; в) обеспечение притока  конкурирующих товаров на белорусские  рынки; г) правовое и организационное обеспечение антимонопольного регулирования и реализации законодательства о защите прав потребителей.

Важным направлением антимонопольной  политики в РБ является регулирование  естественных монополий. Регулирование естественных монополий осуществляется в соответствии с Законом РБ «О естественных монополиях». В настоящее время республиканскими и местными органами управления осуществляется ценовое регулирование на основные виды продукции естественных монополий: электроэнергию, газ, транспорт, услуг связи, коммунального хозяйства. В республике выделяются два уровня естественно монопольных структур: республиканский и местный. На республиканском уровне в реестр естественных монополистов включены 44 субъекта. В числе этих субъектов республиканские унитарные предприятия энергетики «Брестэнерго», «Гомельэнерго», «Гродноэнерго», «Минскэнерго», «Могилевэнерго»; «Белтелеком», ОАО «Белтрансгаз», «Гомельтранснефть «Дружба»», «Белпочта», «Аэропорт Гомельавиа», Национальный аэропорт «Минск», Белорусские железные дороги и многие другие. На местном уровне, например в Гомельской области, субъектами естественных монополий являются предприятия, оказывающие услуги по электро-, тепло- и водоснабжению, водоотведению и распределению тепловой энергии.

В этой сфере используются меры прямого и косвенного государственного вмешательства. Прямое регулирование  включает любую меру, непосредственно  направленную на субъекты естественной монополии. Это может быть контроль за действиями субъектов естественных монополий, которые имеют своим результатом или ущемление интересов потребителей, или сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего сегмента естественной монополии в состояние конкурентного рынка. Государство осуществляет контроль за перекрестным субсидированием, соблюдением договоров между поставщиками и потребителями услуг. Оно также устанавливает цены и тарифы или их предельные уровни исходя из обоснованности затрат. Государственные органы определяют потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию или установлению минимального их обеспечения. Косвенные методы охватывают все, что влияет на экономические условия, общие для всех субъектов естественных монополий. Общий порядок регулирования уровня цен на отдельные товары и тарифов на услуги установлен Постановлением Совета Министров РБ от 14.04.1992г. №207 «О предельных уровнях цен на отдельные товары и тарифов на услуги».

В Беларуси инструментами  государственного регулирования естественной монополии и создания барьеров для вступления в отрасль в целях сохранения естественно монопольной структуры являются: установление цен (тарифов) на уровне, выгодном обществу, – это могут быть фиксированные или предельные цены; целенаправленное выделение средств на новые технологии; ограничение уровня рентабельности (например, в Беларуси для субъектов естественных монополий на местном уровне – для теплоснабжающих организаций рентабельность должна составлять 10%) и т.п.[см.7]

Беларусь остается одной  из немногих постсоциалистических стран, которые еще не приступили к развернутой коммерциализации и приватизации естественной монополии. Одной из первоочередных задач является реформирование электроэнергетики, в частности в области разделения производства, распределения, передачи и сбыта электроэнергии. В настоящее время Советом Министров уже утверждена предложенная Минэнерго концепция реструктуризации электроэнергетики страны. Предусматривается разделить отрасль по видам деятельности на генерацию, передачу, распределение и сбыт электрической и тепловой энергии, создать оптовые рынки и другие структуры, адаптированные к конкурентной среде и способные работать в объединенной энергетической системе Беларуси и России.

Механизм реализации этой программы должен пройти в три  этапа. На первом этапе (2010-2011 годы) создадут госпредприятие "Высоковольтные электрические  сети", которому от областных энергоснабжающих организаций передадут сетевые  объекты инженерной инфраструктуры и которое будет эксплуатировать  электросети, передавать электроэнергию и осуществлять оперативно-диспетчерское  управление объединенной энергосистемой. Особое внимание уделяется на этом этапе совершенствованию сбытовых функций, созданию субъектов оптового звена. На этом этапе принимаются меры по ликвидированию перекрестного субсидирования (к 2014 году), сокращению количества дотируемых потребителей, по поднятию рентабельности до уровня, обеспечивающего расширенное воспроизводство предприятий отрасли. На втором этапе (2012-2013 годы) создадут госпредприятие "Белгенерация", куда войдут наиболее крупные электростанции, а также подготовят условия для акционирования электростанций. Создается независимый утверждающий тарифы и осуществляющий контроль над соблюдением антимонопольного законодательства орган. Третий этап (2014-2015 годы) завершает реформирование энергосистемы – к этому времени в стране должен быть создан полноценный оптовый рынок электроэнергии. На оптовом рынке электроэнергии появятся независимые энергопроизводители и крупные потребители, получающие энергию от распределительно-сбытовых компаний и работающие по оптовым тарифам ниже тарифов для конечных потребителей. [см.16, стр. 8-9]

Также разрабатываются проекты  коммерциализации унитарных предприятий  «Белтелеком» и «Белпочта», которые остаются естественными монополистами в РБ.

Для предприятий искусственной  монополии необходим контроль основных параметров их деятельности на основе статистической отчётности. Это служит сдерживающим фактором и какой-то защитой потребителей от злоупотреблений монополистов. Так, только в 1994 году в результате принятых органами ценообразования мер по предотвращению необоснованного завышения себестоимости, ограничению уровня рентабельности оптовые цены на продукцию предприятий-монополистов были скорректированы в сторону снижения на сумму более 7 млрд. рублей в расчёте на годовой объём производства. Только на продукцию АО ’’Гроднообувь’’ цены скорректированы более чем на 3,3 млрд. рублей.[см.19,стр. 187] За необоснованное увеличение затрат в расчётных материалах при декларировании цен, а также за превышение декларированных цен у Могилёвского завода искусственного волокна изъято в республиканский бюджет более 300 млн. рублей, В результате необоснованного завышения себестоимости на лекарственные препараты, отнесённые к монопольным видам продукции ПО ’’Белмедпрепараты’’, фактическая рентабельность этой продукции составила 133%. Полученная дополнительная прибыль на сумму 103 млн. рублей изъята в доход госбюджета со штрафом в таком же размере. В отношении таких монопольных структур разукрупнение является наиболее приемлемым способом демонополизации, не требующим значительных материальных затрат. Вновь образуемым в результате разукрупнения хозяйствующим субъектам предоставляется самостоятельность, что повышает эффективность их функционирования и мобильность в сфере производства.

В республике сложились  и функционируют, наряду с республиканскими, местные рынки, имеющие свою специфику и местных монополистов. Так, в отдельно взятых регионах практически не существует конкуренции хлебозаводу, молочному комбинату, другим предприятиям, производящим продукты питания, поставляющим продукцию на местный рынок. Аналогичная ситуация складывается с торговыми предприятиями и предприятиями сферы услуг, антимонопольное регулирование которых осуществляется территориальными органами. В настоящее время уже определено около 30 позиций услуг и 100 товарных групп, по которым необходимо вести постоянное наблюдение на областных товарных рынках и применять ту или иную форму государственного регулирования. Отраслевая специфика диктует необходимость применения различных подходов к демонополизации.

Так, демонополизация  белорусской промышленности осуществляется путем разукрупнения предприятий-монополистов; диверсификации производства; специальных  мер по поддержке и созданию однопрофильных с монополистическими малых и средних предприятий, регулирования и ограничения запретов на импорт продукции на монополизированные республиканские рынки; развития малых предприятий на площадях и мощностях действующих производств (в том числе и совместных при участии иностранных инвесторов) и, прежде всего предприятий по выпуску товаров потребительского рынка.

С начала реализации Комплексной  программы демонополизации экономики  республики несколько изменились характер и уровень монополизации. С одной  стороны, в отдельных отраслях осуществилась  деконцентрация производства, приведшая  к формированию новых субъектов  хозяйствования негосударственной  формы собственности - малых предприятий, кооперативов, обществ с ограниченной ответственностью. Многие предприятия  государственного сектора преобразовались  в коллективные, акционерные общества. С другой стороны, активизировались процессы организационной интеграции хозяйствующих субъектов с однородным производством, обусловившие создание крупных производственно-хозяйственных  комплексов - концернов, корпораций, других видов объединений.

В сфере материального  производства и его инфраструктуре предприятия и объединения отраслей промышленности, энергетики, транспорта, связи, строительного комплекса  не претерпели организационно-структурных  изменений, что явилось причиной сохранения в них неконкурентной среды и доминирующего положения  на республиканском и местных  рынках товаров субъектов этих отраслей. Так, гигантское ПО "Бобруйскшина" распалось на несколько заводов, которые, обретя самостоятельность, объединились в промышленные ассоциации.

На отдельных предприятиях производственной инфраструктуры (электроэнергетики, транспорта) осуществлено разукрупнение  с образованием новых юридически самостоятельных субъектов хозяйствования. Так, в системе Минэнерго на базе треста "Белэнергострой", доминировавшего на республиканском рынке услуг по строительству электростанций, создано семь независимых конкурирующих организаций. В сфере розничной торговли статус юридического лица получили более тысячи магазинов и столовых, освободившихся от опеки бывших торгов и трестов. Кроме того, здесь создан ряд добровольных объединений (ассоциаций, акционерных обществ и др.).[см. 19, стр. 164]

 

 

2.3 Современные черты антимонопольной  политики в Республике Беларусь

 

Одной из важнейших составляющих конкурентной политики в настоящее время является обеспечение контроля за экономической концентрацией. Основой государственного контроля за экономической концентрацией являются такие принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и денежных средств, поддержка конкуренции, недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Настоящий этап развития экономики  по-новому ставит проблему оценки экономической  концентрации при создании хозяйственных  и финансово-промышленных групп, холдингов  и других объединений хозяйствующих  субъектов. Государственная антимонопольная  политика должна способствовать таким  тенденциям в экономической концентрации, которые будут иметь позитивное воздействие на конкурентоспособность  отечественных производителей. Регулируемая экономическая концентрация может  рассматриваться как один из элементов  государственной экономической стратегии, посредством которой можно мобилизовать имеющийся промышленный потенциал, с тем чтобы обеспечить импортозамещение на внутреннем рынке и определенные конкурентные преимущества товаров отечественного производства на внешнем рынке.

Важным и актуальным направлением регулирования отношений на конкурентных рынках является предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Целью  государственной политики в этом направлении является выработка  цивилизованных и справедливых методов  ведения бизнеса, добросовестного  продвижения на рынок товаров  и услуг.

На сегодняшний день Департамент  ценовой политики Министерства экономики  выполняет реализацию государственных  мер по предупреждению, ограничению  и пресечению монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции, принятию иных мер по обеспечению исполнения антимонопольного законодательства, включая формирование и ведение Государственного Реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. Однако, этих полномочий оказалось недостаточно, в результате чего был разработан Указ Президента РБ от 13.10.2009 № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции», вступивший в силу 16 января 2010 года. Указ Президента Республики Беларусь направлен на обеспечение условий для развития добросовестной конкуренции, создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Информация о работе Антимонопольная деятельность в Республике Беларусь