Антикоррупционная стратегия бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:36, дипломная работа

Описание работы

Проблема коррупции на сегодняшний день все чаще, выходит на обсуждение в общественной жизни современной России. Государство делает все новые и новые шаги по борьбе с таким социальным злом, издавая нормативно-правовые акты запретительного характера, ведя полемики в средствах массовой информации. Все осуждают коррупцию, но она, тем не менее, не собирается оставлять завоеванные позиции, нанося при этом ощутимый удар по народному хозяйству и обществу в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. О коррупции в целом. 7
1.1 Знакомство с историей. 7
1.2 Бизнес и коррупция в России сегодня. 22
1.3 Рост коррупции. 27
2. Рост коррупции в Российском предпринимательстве. 32
2.1 Коррупционная угроза безопасности предпринимательства. 32
2.2 Влияние коррупции на порядок ведения дел. 37
3. Методы борьбы с коррупцией. 39
3.1 Коррупция в России: примеры компаний, которые попали под влияние коррупции, противостоя ней. 39
3.2 Разработка антикоррупционной стратегии компании. 42
3.3 Борьба с коррупцией внутри корпорации и основные направления антикоррупционой стратегии. 44
3.4 Меры коллективного противодействия коррупции. 47
3.5 Государственная Борьба с коррупцией. 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
ЛИТЕРАТУРА 54

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ_чистовик.docx

— 189.53 Кб (Скачать)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Допустить к защите

 

Зав.кафедрой ____________

 

 «___»_____________200__г.

 

 

БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

На тему: Антикоррупционная стратегия бизнеса в России. ________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Студентки 5 курса

Фёдоровой А.С.

                                                                  

Научный руководитель:

Павлова И. П.

д.э.н., профессор

 

 

 

Санкт-Петербург,

2011 г.

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. О коррупции в целом. 7

1.1 Знакомство с историей. 7

1.2 Бизнес и коррупция в России сегодня. 22

1.3 Рост коррупции. 27

2. Рост коррупции в Российском предпринимательстве. 32

2.1 Коррупционная угроза безопасности предпринимательства. 32

2.2 Влияние коррупции на порядок ведения дел. 37

3. Методы борьбы с коррупцией. 39

3.1 Коррупция в России: примеры компаний, которые попали под влияние коррупции, противостоя ней. 39

3.2 Разработка антикоррупционной стратегии компании. 42

3.3 Борьба с коррупцией внутри корпорации и основные направления антикоррупционой стратегии. 44

3.4 Меры коллективного противодействия коррупции. 47

3.5 Государственная Борьба с коррупцией. 49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52

ЛИТЕРАТУРА 54

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы. Проблема коррупции на сегодняшний день все чаще, выходит на обсуждение в общественной жизни современной России. Государство делает все новые и новые шаги по борьбе с таким социальным злом, издавая нормативно-правовые акты запретительного характера, ведя полемики в средствах массовой информации. Все осуждают коррупцию, но она, тем не менее, не собирается оставлять завоеванные позиции, нанося при этом ощутимый удар по народному хозяйству и обществу в целом.

Чем активнее в России разворачивается антикоррупционная  борьба, тем сильнее ощущается  недостаток всесторонних теоретических  исследований по теме коррупции. Нельзя сказать, что их нет совсем. Но основную массу из них составляют работы юристов, которые рассматривают лишь ту коррупцию, которая подпадает под юридические  санкции. Основная же часть самой  коррупции при этом остается невидимой  и малоисследованной.

Международная организация  Transparency International за 2010 год приводит данные, что по уровню коррупции из 178 стран, Россия находится на 154-м месте1. Transparency International признала Россию самой коррумпированной страной среди ведущих стран мира, входящих в «Большую двадцатку».

На графике мы можем  увидеть положение России в списке коррумпируемых стран.

Место в списке коррумпированных стран определяется исходя из индекса  восприятия коррупции. Если нет коррупции, то индекс равен 10, а если она беспредельна, то индекс — 0.

При Ельцине российский индекс восприятия коррупции, рассчитанный, с 1996 года, показывает, что среднее  значение индекса составило 2,4. После  того как к власти пришел Путин, ситуация с коррупцией улучшилась, среднее  значение индекса достигло 2,6. На это  повлияло упрощение налогообложения, обновление госаппарата, сокращение административного  регулирования, числа разрешений и  лицензий.

Но со второго  срока Путина и по нынешнее время  ситуация быстро ухудшалась. Индекс восприятия коррупции в 2010 году рухнул с 2,6 до рекордно низкой величины — 2,1. Такого взяточничества и воровства Россия не видела за всю свою историю. И если обратиться к данным Росстата о количестве преступлений коррупционной направленности, то динамика очевидна — рост с 2700 в 1990 году до 13 100 в 2009 году2.

В настоящее время, коррупция в России, перестав быть проблемой, стала системой. Она паутиной оплела социальную и экономическую жизнь страны. Ежегодный коррупционный оборот в нашей стране достиг 300 млрд долл3.

Объект  и предмет исследования. Объект исследования – коррупция в России.

Предметом исследования являются коррупционные взаимодействия и их влияние на социальные процессы России.

Цели  и задачи исследования. Цель исследования – выявить характер коррупционных процессов в России и определить эффективные способы противодействия этим процессам.

В соответствии с  обозначенной целью были поставлены следующие задачи:

  • охарактеризовать коррупционные проявления в сферах российского общества;
    • рассмотреть виды коррупционных преступлений;
  • дать количественную оценку эффективности антикоррупционной политики;
  • выявить на сегодняшний момент пути решения проблемы коррумпируемого общества.

Информационной  базой исследования послужили материалы, взятые из работ отечественных и зарубежных экономистов, статистических сборниках, в периодических изданиях, социологических исследованиях, аналитических обзорах международных рейтинговых агентств, а также в информационной сети Интернет.

 

  1. О коррупции в целом.

Коррупция в России исторически различалась по тому, происходило ли получение неправомерных  преимуществ за совершение законных действий («мздоимство») или незаконных действий («лихоимство»).

Коррупция. Это слово  все чаще звучит в выступлениях политических деятелей, все больше внимания ему  уделяют и средства массовой информации. Все чаще сталкиваются с этим явлением в повседневной и деловой жизни простые граждане, мелкие предприниматели и крупные бизнесмены. В связи с масштабами коррупции, принявшей системный характер, появляются даже высказывания о том, что это чуть ли не национальная особенность, присущая именно России. На самом же деле это совсем не так. Как заметил в своем интервью для печати первый заместитель председателя комитета Государственной думы по безопасности М.И. Гришаков: «Весь мир прошел длинный и непростой путь организации эффективной работы в сфере борьбы с коррупцией. Сегодня понятно, что стран, свободных от нее, не существует, отличаются лишь ее уровень и масштабы».

      1. Знакомство с историей.

Коррупция известна еще с  глубокой древности. По мнению большинства  исследователей, термин коррупция, происходит от латинского слова corruptio, означающего порчу, подкуп. Даже в Библии и Коране мы можем найти упоминание о коррупции, и ее осуждение. В современном мире под коррупцией,  подразумевается,  прежде всего, использование должностным лицом своего служебного положения в корыстных целях.

Рассматривать истоки появления  коррупции в обществе, следует  еще с первобытного общества. Наши предки, зависимые от сил природы  старались задобрить богов, олицетворявших эти силы. Тем самым люди приносили  жертвы, которые представляли собой  своеобразные дары. По мере развития общества и появления первых служителей культа – ведунов, знахарей, шаманов и  т.д., «близких к богам», им также  стали делать подношения и подарки, чтобы через них расположить к себе самих богов. С возникновением государства и появлением профессиональных чиновников обычай приносить дары тем, от кого зависела судьба человека (правителям, царям, жрецам), сохранился, и также стал распространяться и на них. Развитие государственности, возникновения отдельных государств вело к возникновению значительного бюрократического аппарата, особой касты чиновников, которая получала все большие полномочия в обществе. И тут также стал укореняться обычай делать им подарки, чтобы добиться их расположения и выполнения своих просьб. Многие представители аппарата власти старались использовать свое положения в качестве источника тайных доходов. Зачастую такое явления во многих государствах, принимая массовый характер, превращалось в своеобразную норму поведения чиновников.

Подобное состояние дел, естественно беспокоило правителей, и они принимали соответствующие  меры для наказания виновников. Причем наказания обычно отличались жестокостью и носили показательный характер. В истории человечества сохранилось немало сведений о том, как боролись правители с коррупцией. Первое из подобных сведений относятся ко второй половине XXIV века до н.э., когда борьбу с коррупцией вел Урукагина, шумерский правитель города-государства Лагаша. Но, несмотря на борьбу с коррупцией, победить ее практически нигде не удавалось. И лишь получалось понизить уровень наиболее опасных преступлений. Причин тому было много и они зависели от конкретных исторических особенностей развития государства, но одной из них было то, что вплоть до Нового времени повсеместно в мире, в том числе и в Западной Европе, нормой поведения было подношение дорогих подарков, по сути взяток, самим правителям, которые, к тому же, рассматривали государственную казну как свою собственную. Таким образом, получалось, что правители сами делали то, против чего боролись, и вся борьба с коррупцией фактически сводилась к борьбе с конкурентами-чиновниками, которые тоже брали взятки и посягали на царское имущество.

В период Нового времени  в Европе все более широко распространилась теория общественного договора, получившая свой логически завершенный вид  в XVII-XVIII вв. Согласно этой теории государство возникло как продукт сознательной деятельности людей, как результат некоего договора между ними. По этому договору у тех, кто возглавляет государство и простых граждан складывается ряд взаимных прав и обязанностей, которые подразумевают и взаимную ответственность за их выполнение. Граждане обязаны выполнять законы, принятые государством, которое, в свою очередь, обязано соблюдать и защищать права граждан, предусмотренные законом. В случае злоупотребления властью граждане вправе расторгнуть договор, вплоть до свержения тех, кто так поступает. Теория общественного договора, демократическая по своему содержанию, имела огромное значение для последующего развития политической системы европейских государств и объективно нанесла удар по коррупции.

Данная концепция нарушала традиционное религиозные представления  о происхождении власти, якобы  данной избранным людям «от бога»  и поэтому имевшим моральное  право употреблять ее по своему усмотрению. Она утверждала, что народ содержит правительство, которое должно неукоснительно соблюдать и защищать права граждан.

В европейских государствах по требованию населения в XVIII-XIX вв. были осуществлены либеральные реформы, закреплявшие положение о том, что государственная власть должна существовать для блага подданных, и чиновники должны неукоснительно соблюдать законы, а, следовательно, не брать взяток. Например, в принятой в 1787 году Конституции США прямо говорилось о том, что получение взятки является одним из тех преступлений, за которые Президенту США может быть объявлен импичмент.

Таким образом, общество в  европейских странах начало получать возможность действенно влиять на качество работы бюрократического аппарата. По мере дальнейшей демократизации политических систем европейских государств, благодаря  существованию реальной многопартийной системы, целой сети различных общественных организаций, занимающихся защитой прав населения, уровень коррупции в развитых странах в течение XIX-XXI веков заметно уменьшился по сравнению с другими странами в различных частях мира. Вместе с тем, следует констатировать, что окончательно победить коррупцию развитым странам не удалось.

Становление российской государственности  происходило в очень сложных  условиях. Нашествие монголо-татар, а после установление их ига над  северо-западными и северо-восточными землями привело к прорыву. Сложилась  совершенно иная ситуация: демократические  вечевые традиции ушли в прошлое, теперь русские князья должны были считаться не с мнением народного  собрания, а с мнением золотоордынских  ханов и их наместников в русских  землях – баскаков. От их расположения зависело, получит русский князь  ярлык (грамоту) на свое княжение или  нет. Расположение добивалось, через  преподношение подарков хану и его  чиновникам. Фактически эти подарки  являлись взятками, такая практика и стала нормой. Чем дороже и  больше подарков привезет князь в  Орду, тем больше шансов, что его  просьба будет решена положительно. Огромную роль при решении вопроса о получении ярлыка также играло то, сколько денег обещал платить Орде претендент. Таким образом, возникала ситуация, при которой, чтобы получить властные полномочия, надо было платить, все это отрицательно сказывалось на менталитете элиты русского государства. Князь и его окружение, вынужденные постоянно возить подарки в Орду, воспринимали это как норму, тем самым люди, вынужденные делать подарки, сами не возражают против того, чтобы их получать. Система подношения дорогих подарков чиновникам, превратилась в обязательное правило, и воспринималось уже не как вид взятки, а как проявление знака уважения.

Специфика формирования единого  русского государства также заключалась в том, что политические предпосылки объединения русских земель явно опережали экономические. Необходимо было как можно скорее объединиться, чтобы свергнуть иго Орды, поэтому при объединении доминировало насилие. Московское княжество именно силой оружия присоединяло к себе другие русские земли. Причем процесс объединения земель в единое государство на рубеже XV-XVI происходил очень быстро. К началу вступления Ивана III на престол (1462-1505) территория Московского государства по подсчетам историком составляла 430 тыс. кв. километров, а к концу правления Василия III (1505-1533) она выросла в шесть раз. На карте Европы появилось мощное государство с обширной территорией, которое оказывало все большее влияние на международную политику, и с которым необходимо было считаться.

Информация о работе Антикоррупционная стратегия бизнеса в России